СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Вопросы для зачета (самоконтроль)
(примерные [1] )
1.Понятие социальной адаптации и ее виды.
2. Процессуальность и результативность социальной адаптации как понятийной категории.
3. Содержание модификационной трактовки социальной адаптации.
4. Основные постулаты диалектической трактовки социальной адаптации.
5. Характеристика индивидуально-личностной трактовки социальной адаптации.
6. Основные цели и задачи социальной адаптации.
7. Ведущие принципы формирования социальной адаптации.
8. Понятие социальной дезадаптации и ее виды.
9. Основные критерии успешной социальной адаптации.
10. Понятие методология формирования социальной адаптации личности и ее базовые компоненты.
11. Содержание бихевиорального подхода к развитию социальной адаптации личности.
12. Сущность интериоризационного подхода к социальной адаптации личности.
13. Семантика кондуктивного подхода к социальной адаптации личности.
14. Специфика мнемического подхода к развитию адаптивного потенциала личности.
15. Общая характеристика функционального арсенала социальной адаптации личности.
16. Содержание лабильной функции социальной адаптации личности.
17. Релаксационная функция социальной адаптации личности и ее сущность.
18. Содержание корреляционно-регулятивной функции социальной адаптации личности.
19. Факторы формирования социальной адаптации личности и их классификация.
20. Общность и различие понятий «факторы» и «детерминанты» социальной адаптации личности?
21. Критерии группировки факторов формирования социальной адаптации личности.
22. Условия перехода адаптивности личности в дезадаптацию.
|
23. Содержание понятия «риски дезадаптации» и их виды.
24. Роль своевременной идентификации в анализе рисков социальной дезадаптации.
25. Возможные проблемы идентификации рисков социальной дезадаптации.
26. Значение превентивных стратегий при работе с рисками дезадаптации.
27. Роль прогностических и проективных действий при снижении рисков социальной дезадаптации личности.
28. Абсолютность и относительность социальной адаптации как понятийно-теоретической категории.
29. Роль личности в развитии и укреплении и выраженной интенсификации адаптационного потенциала.
30. Влияние кондуктивности на формирование индивидуальной адаптивности личности в тактическом и стратегическом отношениях.
31. Корреляция экстернальных и интернальных факторов формирования социальной адаптации личности.
32. Функциональное значение SWOT-анализа при оценке содержания и уровня рисков развития множественной дезадаптации личности.
33.Онтогенетическое развитие личности и его основные закономерности.
34. Суггестия инвалидности на развитие адаптации личности в детстве и юношестве.
35. Базовые особенности возможного онтогенетического направления развития адаптивности личности в детстве и юношестве.
36. Адаптивные антиномии человека с инвалидностью в детстве и юношестве.
37. Роль снижения детской базальной тревожности при расширении адаптивного потенциала человека с инвалидностью.
38. Семантика проблемы позитивной самоидентификации в ходе развития адаптации молодого человека с инвалидностью.
|
39. Функциональное значение молодежных сообществ при развитии адаптивности молодого человека с инвалидностью.
40. Базовые цели детской и юношеской социально-педагогической реабилитация лиц с инвалидностью как фактора их адаптации к социуму.
41. Содержание проблемы диффузной адаптации молодых людей с инвалидностью в социуме.
42. Характеристика проблематики возможной дискретности и полярности при развитии адаптационного потенциала у молодого человека с ограниченными возможностями здоровья.
43. Проблема референтности самоидентификации молодого человека с ограниченными возможностями здоровья в процессе его социальной адаптации и пути ее решения.
44. Профессиональная индифферентность молодого человека с ограниченными возможностями здоровья при формировании его адаптивного потенциала.
45. Социальная стигма ребенка с ограниченными жизнедеятельности и возможность ее устранения в рамках адаптации личности.
46. Проблема инфантилизации молодежи с ограниченными возможностями здоровья в ходе социальной адаптации как социально-средовой конструкт.
47. Способы увеличения социального праксиса ребенка с ограниченными возможностями здоровья в контексте решения проблем его реальной либо потенциальной дезадаптации в условиях общественной жизнедеятельности.
48. Суггестия инвалидности при развитии адаптации личности в зрелом возрасте.
49. Перечислите базовые особенности возможного онтогенетического направления развития адаптивности личности в зрелости.
50. Адаптивные антиномии человека с инвалидностью в зрелом возрасте.
|
51. Акмеологические постулаты формирования адаптивности человека с инвалидностью в зрелом возрасте.
55. Сущность проблемы ресурсного перераспределения при формировании качественной адаптивности взрослого человека с инвалидностью.
56. Андрагогико-диалектические задачи в процессе формирования адаптивности взрослого человека с ограниченными возможностями.
57. Характеристика проблему эмфатической дистантности при адаптации взрослого человека с инвалидностью к социуму и пути ее решения.
58. Условия формирования резидуальной адаптивности у взрослого человека с инвалидностью.
59. Рефлексия проблемы оккупациональной экзистенции при развитии социальной адаптации людей с ограниченными возможностями здоровья.
60. Суггестия инвалидности при развитии адаптации личности в пожилом и престарелом возрасте.
61. Базовые особенности возможного онтогенетического направления развития адаптивности личности в пожилом и престарелом возрасте.
62. Адаптивные антиномии человека с инвалидностью в пожилом и престарелом возрасте.
63. Содержание проблемы психосоматизации в процессе адаптации пожилого человека с инвалидностью к социуму.
64. Анализ проблемы дефицита внимания у лиц с ограниченными возможностями здоровья пожилого возраста.
65. Основные социально-поведенческие признаки гипернимичной интроверсии при дезадаптации пожилого человека с инвалидностью.
66. Семантика преждевременного психоэмоционального старения пожилого человека с инвалидностью.
67. Базовые превентивные меры по ликвидации проблемы преждевременного психоэмоционального старения пожилого человека с инвалидностью.
68. Сущность проблемы низкого ситуационного проектирования в ходе социальной адаптации пожилых людей с инвалидностью.
69. Роль субъектности личности пожилого человека с инвалидностью при формировании его социальной адаптации.
70. Анализ базовых концепций сетевого взаимодействия как понятийной категории в рамках социальной адаптации.
71. Уровни и формы осуществления интерактивно-сетевого взаимодействия при формировании социальной адаптации человека с ограниченными возможностями здоровья.
72. Принципы осуществления интерактивно-сетевого взаимодействия при формировании социальной адаптации человека с ограниченными возможностями здоровья.
73. Основные цели интерактивно-сетевого взаимодействия при формировании социальной адаптации человека с ограниченными возможностями здоровья.
74. Модели интерактивно-сетевого взаимодействия как основы социальной адаптации лиц с ограниченными возможностями здоровья.
75. Содержание системы преемственности в ходе интерактивно-сетевого взаимодействия при формировании социальной адаптации лиц с ограниченными возможностями.
76. Семантика латентных ресурсов интерактивно-сетевого взаимодействия при формировании социальной адаптации лиц с ограниченными возможностями.
77. Компоненты системы эффективной оценки интерактивно-сетевого взаимодействия при формировании социальной адаптации лиц с ограниченными возможностями.
78. Возможные ролевые позиции участников интерактивно-сетевого взаимодействия при формировании социальной адаптации лиц с ограниченными возможностями здоровья.
79. Реализация трансактивного механизма между участниками интерактивно-сетевого взаимодействия при формировании социальной адаптации лиц с ограниченными возможностями здоровья.
80. Явные и латентные проблемы интерактивно-сетевого взаимодействия при формировании социальной адаптации лиц с ограниченными возможностями здоровья.
81. Условия и способы реализации паритетности в рамках интерактивно-сетевого взаимодействия при формировании социальной адаптации лиц с ограниченными возможностями здоровья.
82. Методика триангуляции при создании интерактивно-сетевого взаимодействия в ходе социальной адаптации лиц с ограниченными возможностями здоровья.
83.Содержание понятия «профессиональная компетентность специалиста по социальной адаптации лиц с ограниченными возможностями здоровья» и ее базовая структура.
84. Содержание гносеологического компонента профессиональной компетентности специалиста по социальной адаптации лиц с инвалидностью.
85. Содержание бихевиорального компонента профессиональной компетентности специалиста по социальной адаптации лиц с инвалидностью.
86. Содержание коммуникативно-интерактивного компонента профессиональной компетентности специалиста по социальной адаптации лиц с инвалидностью.
87. Содержание операционально-инструментального компонента профессиональной компетентности специалиста по социальной адаптации лиц с инвалидностью.
88. Содержание менеджментского компонента профессиональной компетентности специалиста по социальной адаптации лиц с инвалидностью.
89. Содержание превентивно-прогностического компонента профессиональной компетентности специалиста по социальной адаптации лиц с инвалидностью.
90. Содержание медиаторского компонента профессиональной компетентности специалиста по социальной адаптации лиц с инвалидностью.
91. Содержание индивидуально-личностного компонента профессиональной компетентности специалиста по социальной адаптации лиц с инвалидностью.
92. Корреляция критериев профессиональной успешности специалиста и результативности социальной адаптации человека с ограниченными возможностями здоровья.
93. Проблема построения критической рефлексии у специалиста, занимающегося вопросами социальной адаптации лиц с ограниченными возможностями здоровья, и пути ее решения.
94. Факторы развития профессионального самовыгорания специалиста по социальной адаптации лиц с ограниченными возможностями здоровья.
95. Предотвращение рисков профессионального самовыгорания специалиста по социальной адаптации лиц с ограниченными возможностями здоровья.
96. Соотношение стагнации и лабильности профессионального саморазвития специалиста по социальной адаптации лиц с ограниченными возможностями здоровья.
97. Понятие «адаптивные механизмы» и их классификация.
98. Специфика применения адаптивных механизмов для лиц с ограниченными возможностями здоровья.
99. Консеквентные цели реализации адаптивных механизмов в отношении лиц с ограниченными возможностями здоровья.
100. Рефлексия механизма сознательного эйджизма при решении проблем социальной адаптации людей с инвалидностью.
101. Сущность механизма бессознательной проекции при решении проблем социальной адаптации людей с инвалидностью.
102. Сущность механизма сублимации при решении проблем социальной адаптации людей с инвалидностью.
103. Характеристика деятельностного механизма при решении проблем социальной адаптации людей с инвалидностью.
104. Роль воображения как механизма развития адаптивного потенциала человека с инвалидностью.
105. Содержательные основы трансформационного механизма при решении проблем социальной адаптации людей с инвалидностью.
106. Отрицательные аспекты деятельностного механизма социальной адаптации лиц с ограниченными возможностями здоровья.
107. Условия и ограничения применения механизма сублимации при развитии социальной адаптации лиц с ограниченными возможностями здоровья.
108. Оперативные и отдаленные последствия реализации механизма отрицания в ходе формирования социальной адаптации лиц с ограниченными возможностями.
109. Принцип множественной интеллигентности при апробации механизмов социальной адаптации лиц с ограниченными возможностями здоровья.
110. Адаптивные механизмы и адаптивные стратегии при работе с лицами с ограниченными возможностями здоровья: конвергенция и дивергенция.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1.Основная литература
- Басов, Н.Ф. Социальная геронтология [Электронный ресурс]: практикум / Н.Ф. Басов. – Кострома: Костромской государственный университет имени Н.А. Некрасова, 2013. – 418 с. – *; ***. – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=275633&sr=1 (дата обращения: 14.02.2019).
- Болотова, А.К. Психология развития и возрастная психология [Электронный ресурс] / А.К. Болотова, О.Н. Молчанова. – Москва: Издательский дом Высшей школы экономики, 2012. – 526 с. – *; ***. – URL: https://ebs.mgppu.ru:6029/index.php?page=book_view_red&book_id=136796 (дата обращения: 14.02.2019).
- Нагорнова, А.Ю. Теория и технология социальной работы с пожилыми людьми [Электронный ресурс]: учебное пособие для среднего профессионального образования / А.Ю. Нагоронова. – 2-е издание, исправленное и дополненное. – Москва: Юрайт, 2017. – 148 с. – *; ***. – URL: https://www.biblio-online.ru/viewer/EE688563-91E3-4C7B-95B0-1794A84BFBCE#page/2 (дата обращения: 15.02.2019).
- Соколова, В.Ф. Теория и практика реабилитации граждан пожилого возраста [Электронный ресурс]: учебное пособие / В.Ф. Соколова, Е.А. Берецкая. – Москва: ФЛИНТА: Некоммерческое образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский психолого-социальный институт», 2012. – 200 с. – *; ***. – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book_view_red&book_id=115130 (дата обращения: 14.01.2019).
3.2. Дополнительная литература
- Дергаева, А.Е. Профилактика социального исключения пожилых людей в современном российском обществе [Электронный ресурс]: автореферат диссертации … кандидата социологических наук / А.Е. Дергаева. – Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский государственный университет, 2013. – 24 с. – ***. – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=22373202 (дата обращения: 15.03.2019).
- Дьяченко, Л.И. Аспекты сущности геронтологии в контексте социально-философского анализа [Электронный ресурс] // Вестник Вятского государственного университета. – 2009. – Том 4, №3. – С. 21–24. – ***. – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=13040116 (дата обращения: 15.03.2019).
- Иванова, О.А. Конфликтология в социальной работе [Электронный ресурс]: учебник и практикум для академического бакалавриата / О.А. Иванова, Н.Н. Сургаева. – Москва: Юрайт, 2017. – 282 с. – *; ***. – URL: https://www.biblio-online.ru/book/EA3C7BF6-1E6D-45CD-8280-84B06D550E47 (дата обращения: 15.03.2019).
- Литвинова, Н.А. Геронтология [Электронный ресурс]: учебное пособие / Н.А. Литвинова, Т.А. Толочко. – Кемерово: Кемеровский государственный университет, 2013. – 140 с. – ***. – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book_view_red&book_id=232766 (дата обращения: 14.02.2019).
- Хисматуллина, З.Н. Социальная геронтология [Электронный ресурс]: учебное пособие / З.Н. Хисматуллина. – Казань: Издательство Казанского государственного технологического университета, 2011. – 137 с. – ***. – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=258809 (дата обращения: 14.02.2019).
- Яцемирская, Р.С. Социальная геронтология: лекции / Р.С. Яцемирская. – Москва: Академический проект, 2006. – 320 с. – **.
- Agren, A. What we are talking about? [Электронный ресурс]: constructions of loneliness among older people in the Swedish news-press // Journal of Aging Studies. – 2017. – Vol. 41. – P. 18–27. – ***. – URL: https://ac.els-cdn.com/S089040651630408X/1-s2.0-S089040651630408X-main.pdf?_tid=b0f6cad6-81bf-11e7-960f-00000aacb362&acdnat=1502804776_6c598417383de980661bae22500398a9 (дата обращения: 15.03.2019).
- Robinson, S. It ain’t what you do it’s the way that you do it: lessons for health care from decommissioning of older people’s services / Robinson S., Glasby J., Allen K. // Health and Social Care in the Community. – 2013. – Vol. 21, Issue 6. – P. 614–622.
[1] Подлежат уточнению и утверждению на каждый учебный год. Количество с учетом нормативной численности группы.