Дисциплины и основные требования к знаниям и умениям




СОДЕРЖАНИЕ

 

 

I. Общие положения …………………………………………………….. … 1

II. Контроль и оценка результатов освоения программы подготовки....... 3

III. Программа подготовки яхтенных рулевых дневного плавания………. 6

3.1. Квалификационные требования к рулевому дневного плавания……….. 6

3.2. Базовое содержание учебных дисциплин ……………………………….. 15

3.2.1 Теоретический курс ………………………………………………………. 15

3.2.2 Практическая подготовка …………………………………………………. 19

 

 

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Единая типовая программа подготовки судоводителей парусных яхт ВФПС разработана в соответствии с Положением ВФПС о квалификации членов экипажей парусных яхт (далее - яхты). Программа определяет единые требования к квалификации спортсменов, необходимой для управления яхтой в установленном районе плавания.

Программа построена по ступенчатому принципу. Знания и навыки, полученные на нижних ступенях обучения, считаются усвоенными, и соответствующие разделы на более высоких ступенях обучения не повторяются, но включаются в экзаменационные вопросы, как составная часть программ более высокого уровня.

Программы подготовки судоводителей парусных яхт предусматривают обязательное изучение следующих дисциплин:

- Теория и устройство парусной яхты;

- Управление парусной яхтой;

- Судовождение;

- Правила плавания;

- Эксплуатация яхты;

- Гидрометеорология;

- Сигнализация и радиосвязь;

- Морское право;

- Способы личного выживания и оказание первой помощи;

- Правила и Регламенты парусных соревнований.

Подготовка судоводителей парусных яхт разделяется на теоретическую часть, которая может проводиться в аудиториях и на яхте, а также на практическую подготовку на яхте, которая включает в себя отработку практических навыков по управлению яхтой. Практическое обучение управлению яхтой проводится для слушателей, обучающихся на квалификацию яхтенных рулевых дневного и прибрежного плавания.

Практическая подготовка должна проводиться на яхте, отвечающей требованиям спортивной классификации, и по своим техническим характеристикам соответствующей району плавания, на который претендует обучающийся.

Для приобретения практического опыта обучающийся проходит плавательскую практику в качестве члена экипажа парусной яхты в плавании соответствующей категории, в должности, в которой обеспечивается получение практического опыта судовождения и управления яхтой.

При подготовке учебных планов и обучении следует исходить из следующего:

- практические вопросы управления яхтой должны быть усвоены учащимися в объеме, необходимом для безопасного управления яхтой в установленном районе;

- вопросы эксплуатации яхты должны быть усвоены рулевыми дневного и прибрежного плавания на уровне эксплуатации, капитанами прибрежного плавания – на уровне эксплуатации и текущего обслуживания, капитанами океанского плавания – на уровне эксплуатации, текущего обслуживания и неотложного ремонта;

- теоретические вопросы должны быть усвоены на уровне общего понимания и умения пользоваться справочной литературой.

Программы определяют минимальный уровень подготовки яхтсменов-судоводителей. Школы имеют право расширять и дополнять программы, корректировать их в соответствии с текущим уровнем развития парусного спорта и техники судостроения, при условии соблюдения установленных квалификационных требований.

По окончании подготовки слушатели проходят квалификационные испытания, и в случае успешной их сдачи получают документ о прохождении обучения (экзаменационный лист), с указанием в нем наименования образовательного учреждения, объема обучения в часах, перечня изученных дисциплин, а также яхт, на которых слушатель проходил плавательский ценз, и района плавания. На основании этого документа квалификационные комиссии ВФПС оформляют квалификационные свидетельства.

 

 

II. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫПОДГОТОВКИ

2.1. Для проведения квалификационных испытаний Квалификационные комиссии ВФПС и региональных ФПС создают экзаменационные комиссии. Персональный состав экзаменационной комиссии образовательного учреждения на учебный год утверждается председателем региональной квалификационной комиссии.

2.2. Квалификационные испытания проводятся по следующим дисциплинам:

2.2.1 Яхтенный рулевой дневного плавания:

- Теория и устройство парусной яхты;

- Управление парусной яхтой (теоретический и практический экзамен);

- Правила плавания;

- Такелажное дело (практ.зачет);

- Гидрометеорология;

- Сигнализация;

- Способы личного выживания и оказание первой помощи (теоретический экзамен и практический зачет);

- Правила парусных соревнований.

 

2.3. Квалификационные испытания по управлению яхтой включают теоретический и практический экзамены.

2.4. Проверка знаний по такелажному делу, помимо проверки теоретических знаний, должна включать проверку практических навыков.

2.5. Оценка результатов производится по пятибалльной шкале в соответствии с таблицей

 

Качественная оценка индивидуальных образовательных достижений балл (отметка) Процент результативности (правильных ответов)
  90 ÷ 100
  80 ÷ 89
  70 ÷ 79
  менее 70

 

2.6. К практическому экзамену допускаются лица, сдавшие теоретические экзамены по теории и устройству яхты, управлению яхтой, судовождению и правилам плавания, а также зачета по основам выживания на море.

2.7. Основные условия проведения практического экзамена.

2.7.1. В процессе практического экзамена экзаменуемый обязан продемонстрировать:

- умение правильно выполнять маневр с учетом фактических погодных условий и характеристик яхты;

- знание терминологии;

- способность руководить экипажем, используя стандартные команды;

- навыки в работе по управлению парусной яхтой.

2.7.2. Гидрометеорологические условия должны позволять проверить знания и практические навыки кандидатов. При силе ветра ниже 3 и более 7 баллов по шкале Бофорта практический экзамен проводить не рекомендуется.

2.7.3. Практический экзамен на рулевого дневного плавания может полностью проводиться в светлое время суток. Количество заданий на усмотрение экзаменатора, рекомендуемая продолжительность экзамена до 3 часов на одного человека. Экзаменатор обязан убедиться в уверенности действий экзаменуемого

2.7.4. Условия практических тестов (задачи кандидату) определяет экзаменатор. Он наблюдает за выполнением поставленных задач и оценивает правильность их выполнения.

2.7.5. Экзаменуемый должен не менее одного раза выполнить каждый из обязательных элементов управления яхтой (помечены знаком «*»); простые элементы могут входить в состав сложного задания. Объем выполнения необязательных элементов на усмотрение экзаменатора.

2.7.6. Если экзаменуемый совершает грубую ошибку, перечень которых приведен в п. 2.8.15, он сразу получает оценку «не удовлетворительно», и экзамен прекращается.

2.7.7. При приеме практического экзамена используется русский язык. По предварительной договоренности между экзаменуемым и экзаменатором может использоваться английский язык

2.7.8. Полная ответственность за яхту и ее экипаж во время практического экзамена лежит на экзаменаторе.

2.7.9. Основные элементы программы практического экзамена:

- подготовка парусного яхты к плаванию, включая все необходимые проверки и инструктаж экипажа;

- подход и отход от бона (берега, яхты) при различных направлениях ветра (*);

- постановка и уборка парусов (включая спинакер), взятие и отдача рифов на стоянке и на ходу;

- управление парусным яхтой на различных курсах относительно ветра (*), повороты оверштаг и через фордевинд (*) (в том числе под спинакером), лавировка (*),

- манёвр «человек за бортом» на различных курсах относительно ветра (*), подъём человека из воды;

- постановка и съёмка с якоря / швартовной бочки;

- плавание по фарватеру, выход в заданную точку, огибание буя(*);

- буксировка, оказание помощи другому судну, принятие помощи от другого яхты;

- подготовка яхты и экипажа к плаванию в штормовых условиях, в условиях ограниченной видимости, плавание в тёмное время суток;

2.7.10. После постановки задания экзаменатором экзаменуемый самостоятельно планирует действия экипажа и осуществляет управление яхтой. Критерием выполнения задания является достижение положительного результата при соблюдении правил техники безопасности.

2.7.11. Задание должно быть конкретным и по возможности не ограничивать экзаменуемого в выборе средств и методов его выполнения

2.7.12. Экзаменуемому рекомендуется применять классические маневры и схемы работы. При применении экзаменуемым нестандартных решений экзаменатору рекомендуется убедиться в том, что экзаменуемому известны классические маневры и схемы работы. Это может быть сделано как повторным выполнением маневра, так и опросом экзаменуемого.

2.7.13. Данные о результатах экзамена, а также название и характеристики яхты, на котором сдавался экзамен, заносятся в экзаменационный лист и заверяются подписью экзаменатора.

2.7.14. Если в процессе практического экзамена выявятся существенные пробелы в теоретических знаниях экзаменуемого по уже сданным разделам, практический экзаменатор обязан сделать отметку об этом в экзаменационном листе.

2.7.15. Результат освоения практической части подготовки оценивается по среднему баллу при отсутствии недопустимых ошибок:

- создание аварийной ситуации, когда экзаменатор во избежание негативных последствий вынужден взять управление яхтой на себя;

- навал на плавучие СНО;

- грубое нарушение МППСС или ППВВП;

- самопроизвольный поворот;

- подход к человеку, упавшему за борт, таким образом, что яхта не имеет возможности погасить ход без применения двигателя при подборе человека;

- отдача члену экипажа команды, которая предполагает грубое нарушение правил техники безопасности;

2.8. Результаты экзаменов и зачетов по каждой дисциплине и практике вносятся экзаменатором в экзаменационный лист и оформляются экзаменационной ведомостью, которая подписывается всеми членами экзаменационной комиссии, принимавшими участие в экзамене.

2.9. Экзаменационные ведомости хранятся в квалификационной комиссии. Рекомендуется организация электронного архива.

2.10. В случае несогласия экзаменуемого с оценкой его знаний конкретным экзаменатором председатель экзаменационной комиссии на основании заявления экзаменуемого может назначить проверку знаний экзаменуемого группой экзаменаторов непосредственно после окончания экзамена. В случае неудовлетворительного результата такая проверка считается повторным экзаменом.

2.11. Разрешается проходить проверку знаний по одной дисциплине не более трех раз в течение года, исчисляемого с момента первой попытки

 


III. ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ ЯХТЕННЫХ РУЛЕВЫХ ДНЕВНОГО ПЛАВАНИЯ

«DAY SKIPPER»

 

3.1. Квалификационные требования к рулевому дневного плавания

Яхтенный рулевой дневного плавания должен уметь:

- планировать плавание в условиях дневного прибрежного плавания;

- выполнять маневры при управлении парусной яхтой;

- применять правила соревнований:

- подготовить яхту к гонкам (на соответствие правилам);

- применять правила расхождения, прохождения дистанции, разрешенных средств движения

- контролировать и определять место яхты визуальным способом по береговым ориентирам и знакам навигационной обстановки;

- предотвращать столкновения с другими судами и гидротехническими сооружениями;

- распределять обязанности и организовывать несение вахты экипажа;

- готовить яхту к плаванию;

- выполнять функции капитана яхты;

- получать и использовать прогнозы погоды;

- использовать индивидуальные страховочные и спасательные средства;

- оказывать доврачебную медицинскую помощь;

- действовать в качестве ответственного лица на соревнованиях.

 

Изучаемые дисциплины и основные требования к знаниям и умениям рулевого дневного плавания, а также примерное время на изучение разделов, перечислены в таблице 1.

 

Дисциплины и основные требования к знаниям и умениям

Таблица 1

 

Содержание программы подготовки Время[1]
  Введение  
В результате изучения дисциплин раздела обучающийся должен:
знать:
задачи курса;
обзор истории парусного спорта;
сведения о парусных гонках, крейсерских и дальних спортивных плаваниях
  Теория и устройство парусного яхты 16,3
В результате изучения дисциплин раздела обучающийся должен:
иметь практический опыт:
пользоваться специальной парусной терминологией, эксплуатировать паруса, такелаж, судовые устройства, системы и механизмы на уровне "пользование"
2.1 Общие понятия и классификация парусных яхт: 0.7
знать:
типы современных парусных яхт;
основные типы парусного вооружения;
классификацию судов по назначению, конструктивному типу, категории плавания, гоночную классификацию
2.2 Конструкция яхт. Основные понятия 0.6
знать:
Основные характеристики яхты (длина/ширина габаритная, по палубе, по КВЛ, посадка, водоизмещение, дедвейт, вместимость, осадка, высота от КВЛ, площадь парусности и т.п.);
2.3 Конструкция яхт 1.0
знать:
общие принципы конструирования яхт;
  категории гонок и районы плавания;  
  расположение на яхте и технические требования к конструкции, люкам, входам, релингам и леерам.  
2.4 Судовые устройства на яхте 2.0
  знать:  
рулевое устройство: элементы яхтенного рулевого устройства, типы рулей, рулевые приводы; якоря: основные типы, их достоинства и недостатки; швертовое устройство, устройство управления килем; швартовные концы, их проводка и крепление; буксирной конец, его проводка и крепление
2.5 Рангоут, такелаж и парусное вооружение  
2.5.1 Паруса  
знать:
основные сведения, терминологию
2.5.2 Рангоут  
знать:
элементы рангоута и состав их основных частей; материалы и конструкции рангоута и его основных частей.
2.5.3 Такелаж  
Знать:
Проводку и крепление такелажа для основных типов вооружения, материалы такелажа
2.6 Снабжение и оборудование яхт Знать:  
  Водоот­ливные средства (эжекторы, помпы, ведро, черпак);  
  Средства борьбы с огнем (огнетушители, покрывала, забортная вода);  
  Средства сигнализации и связи;  
  Прочее снабжение (весла, отпорники, футштоки и т.д.)  
2.7 Основы теории яхты и паруса  
2.7.1 Плавучесть, остойчивость и непотопляемость. Знать:  
  терминологию теории яхты;  
  понятия о мореходных качествах яхты;  
  общие принципы обеспечения остойчивости  
  общие понятия и принципы обеспечения непотопляемости  
2.7.2 Ходкость яхты и теория паруса  
знать:
Понятие о силах, действующие на корпус и паруса яхты на ходу.
Виды сопротивления. Общие понятия о режимах движения. Центровка и управляемость яхты на разных режимах. Общие понятия Основные сведения из аэродинамики, применимые к парусу. Терминология.
Влияние формы паруса на его характеристики. Взаимодействие парусов.
  Судовождение  
В результате изучения дисциплин раздела обучающийся должен:
иметь практический опыт:
контролировать и определять место яхты визуальным способом по береговым ориентирам и знакам навигационной обстановки
3.1. Навигация и лоция  
3.1.1 Понятия и определения  
знать:
форма и размеры Земли, географические координаты (общие понятия);
направления в море и морские единицы измерения;
системы деления горизонта;
земной магнетизм, магнетизм судового железа; склонение и девиация; истинный, магнитный, компасный курс, пеленг, курсовой угол (общие понятия)
3.1.2 Навигационные карты и пособия для плавания  
знать:
Навигационные карты. Общие представления о применении. Основные условные обозначения, применяемые на картах РФ
3.1.3 Практическая навигация  
уметь:
опознавать навигационные ориентиры;
опознавать место яхты визуальным способом по береговым ориентирам и знакам навигационной обстановки
3.1.4 Общая лоция  
знать:
общие понятия об элементах подводного рельефа, изобатах, гарантированных глубинах, элементах береговой линии;
организация движения судов, рекомендованные курсы, фарватеры, системы разделения движения;
общие понятия о плавучих и береговых средствах навигационного оборудования (СНО), их виды и типы, принципы установки
3.1.5 Морская лоция  
знать:
плавучие Средства Навигационного Оборудования, система ограждения навигационных опасностей Международной Ассоциации Маячных Служб. Описание плавучих СНО регион А
3.1.6 Лоция внутренних водных путей  
знать:
виды и типы плавучих и береговых СНО, характеристики огней СНО
3.1.7 Местная лоция. Местные условия плавания  
знать:
навигационное описание предполагаемого района плавания с учетом местных правил плавания (объем подготовки определяется местной квалификационной комиссией);
3.2 Технические средства судовождения  
Уметь:
использовать компас для определения курса и направлений в море;
знать:
Навигационные приборы: компас, лаги, лот (эхолот). Общее описание и назначение, принцип действия;
  Управление парусной яхтой 15,4
В результате изучения дисциплин раздела обучающийся должен:
Иметь практический опыт:
готовить яхту к выходу в плавание;
управлять яхтой и командовать экипажем на различных курсах, выполнять повороты;
выполнять маневры по подходу (отходу) от причала, постановку (съемку) с якоря, подъем человека из воды;
обеспечение безопасной стоянки в соответствующем районе плавания;
ставить и убирать паруса у причала и на ходу, брать и отдавать рифы, выбирать оптимальный набор парусов в зависимости от силы ветра и курса, менять паруса
4.1 Техника управления яхтой применительно к швертботам, открытым килевым и многокорпусным яхтам  
уметь:
управлять парусной яхтой;
знать:
классические схемы постановки и уборке парусов на стоянке и на ходу;
правила безопасности для команды при работах с парусами;
команды и действия при поворотах оверштаг и фордевинд;
действия при повороте при сильном волнении;
использование парусов для улучшения поворотливости яхты;
действия при повороте с использованием заднего хода;
постановку и уборку спинакера, управление яхтой под спинакером;
действия при взятии и отдаче рифов;
действия при постановке в дрейф и снятие с дрейфа;
действия при подходе к причалу и отходе от него, постановке и снятию с бочки;
команды и доклады, действия при постановке на якорь и съёмка с якоря, способы контроля надёжности якорной стоянки и обнаружение дрейфа на якоре, способы повышения держащей силы якоря; правила безопасности при работах с якорем и канатом
4.2 Плавание в свежую и штормовую погоду  
уметь:
подготовить яхту к встрече шквала;
выбрать место укрытия;
знать:
Особенности управления в свежую и штормовую погоду;
правила безопасности для команды при работах на палубе;
действия при встрече шквала;
действия при приближении шквала во время якорной стоянки;
меры по предупреждению заливания яхты;
об опасностях при прохождении над малыми глубинами при сильном волнении.
4.3 Особые случаи управления 0,5
4.3.1 Прохождение узкостей 0.2
знать:
действия при прохождении узкостей под парусами
4.3.2 Буксировка 0.3
знать:
правила и приемы буксировки малых судов, аварийная буксировка;
правила безопасности на буксирующем и буксируемом яхтах, ответственность при буксировке
4.4 Аварийные ситуации 1,9
4.4.1 Действия при посадке на мель 0,3
знать:
первоочередные действия при посадке на мель;
действия для снятия с мели в типовых случаях
4.4.4 Действия при поломке рангоута и такелажа 0.5
знать:
первоочередные действия при поломке рангоута, такелажа, парусов
4.4.5 Действия при столкновении 0.4
знать:
первоочередные действия в случае столкновения яхт
4.4.6 Действия экипажа при поломках рулевого устройства. 0.4
знать:
методы управления яхтой без руля
4.4.7 Способы постановки опрокинувшегося швертбота, катамарана 0.3
знать:
действия для постановки опрокинувшегося швертбота и катамарана
5. Эксплуатация яхты  
5.1 Подготовка яхты к эксплуатации  
знать:
правила безопасности при судовых работах;
Действия и правила безопасности при спуске/подъеме яхты на воду;
действия при установке рангоута, проводке и обтягивании такелажа;
регламентные работы по уходу за яхтой;
действия по подготовке яхты к техническому освидетельствованию
5.2 Такелажное дело и парусные работы  
уметь:
вязать узлы:
связывающие: прямой, рифовый, шкотовый, брамшкотовый, фламандский (встречная восьмерка),; проводники:, беседочный, беседочный с контрольным; штыки: штык простой, штык со шлагом, рыбацкий штык, штык с обносом (буксирный), схватывающие: задвижной штык (стопорный), выбленочный (буйрепный); удавка со шлагом, сваечныйе.
изготавливать: простую и прошивную марку, бензель
знать:
виды тросов, употребляемых на яхтах, их области применения, достоинства и недостатки;
Название и назначение основных инструментов, материалов и дельных вещей, применяемых в такелажном деле
5.3 Судовая организация  
знать:
распределение обязанностей на яхте;
правила поведения на яхте
6. Правила предупреждения столкновения судов  
В результате изучения дисциплин раздела обучающийся должен:
иметь практический опыт:
применять положения Международных Правил предупреждения столкновения судов;
применять Правил плавания по внутренним водным путям Российской Федерации уметь выполнять расхождение с судами на свободной воде и в узкостях
знать:
общие положения, термины и определения, применение, ответственность;
правила плавания и маневрирования;
огни и знаки (для дневного плавания);
звуковые и световые сигналы;  
7. Гидрометеорология  
В результате изучения дисциплин раздела обучающийся должен:
уметь:
составлять прогноз погоды по местным признакам, определять приближение шквала и резкое изменение погодных условий;
определять фактическую силу ветра и высоту волнения
знать:
понятие о ветре. Ветры барические и местные. Понятие об усилениях (порывы, шквалы) и ослаблениях, заходах и отходах ветра. Влияние рельефа местности, береговой черты на скорость и направление воздушного потока;
природу и типы облаков, циркуляцию воздушного потока; штормовые облака;
местные признаки погоды, признаки образования и приближения шквала, смерча, атмосферного фронта;
физическое понятие скорости (силы) ветра, шкалу Бофорта;
практические методы определения основных параметров ветра;
понятия о морских и речных течениях, приливах и отливах, поверхностных и глубинных течениях; влияние береговой черты, глубин, естественных и искусственных препятствий на скорость и направление течений
понятие о волне: типы и форма волн. Волны ветровые, мертвая зыбь. Влияние глубин и формы дна на волну. Отличия волн на за­крытых акваториях (реки, водохранилища) и открытых водных про­странствах (большие озера, моря). Шкала волнения
8. Сигнализация и связь  
В результате изучения дисциплин раздела обучающийся должен:
уметь:
подавать и распознавать визуальные сигналы бедствия
знать:
общие определения, виды и способы сигнализации и связи;
правила визуальной связи МСС, однофлажные сигналы МСС;
сигналы бедствия;
общие представления о радиосвязи, частотах радиосвязи
9. Морское право 3,2
 
9.1 Источники морского права 0,5
знать:
основные положения и область применения законодательных актов;
местные правила плавания
9.2 Регистрация, надзор за спортивными парусными судами 1.6
знать:
основные требования к регистрации судов;
 
9.3 Традиции и этикет 0.5
знать:
правила подъема флагов;
яхтенные традиции и этикет
  Способы личного выживания и оказание первой помощи  
В результате изучения дисциплин раздела обучающийся должен:
уметь:
использовать индивидуальные спасательные и страховочные средства;
оказывать доврачебную помощь при несчастных случаях;
10.1 Индивидуальное снаряжение экипажа Уметь пользоваться:  
Спасательными жилетами, страховочными поясами, средствами откренивания и т.д.
знать:
огнетушители, спасательные круги, сигнальные пиротехнические средства;
индивидуальное снаряжение экипажа (спасательные жилеты, страховочные пояса);
10.2 Предупреждение падения за борт и спасение упавшего  
Знать:
организационные и индивидуальные меры безопасности от падения за борт;
действия при подъеме упавшего за борт;
10.3 Медицинская помощь  
В результате изучения дисциплин раздела обучающийся должен:
уметь:
оказывать доврачебную помощь при несчастных случаях;
использовать медикаменты и перевязочные средства судовой аптечки
знать:
приемы оказания первой медицинской помощи при травмах;
способы спасения утопающего, оказания первой помощи при утоплении;
симптомы гипотермии, защиту, оказание первой помощи;
состав судовой аптечки
  Правила соревнований  
В результате изучения дисциплин раздела обучающийся должен:
иметь практический опыт:
применять правила соревнований для:
подготовки яхты к гонкам (соответствие правилам);
подготовки и подачи документов, прохождение мандатной комиссии, проведение контрольного обмера;
применения правил расхождения, прохождения дистанции, разрешенных средств движения;
подачи протеста и защиты своей позиции на протесте;
заполнять стандартные формы документов ППГ;
знать:
общие сведения о Правилах Парусных Гонок ISAF (ППГ), Правилах соревнований Всероссийской федерации парусного спорта (ППС), Правила по оборудованию в парусных гонках (ППО), Положении о соревнованиях, Гоночной инструкции (ГИ), правилах классов;
 
11.1. Правилах Парусных Гонок ISAF  
знать:
определения, основной принцип, основные правила;
Когда яхты встречаются (правила расхождения)
правила проведения гонок;
требования к яхтам во время гонки, в т.ч. разрешенные средства движения;
протесты, исправление результатов, рассмотрения, проступки и апелляции;
допуск и квалификация;
11.2. Правила соревнований Всероссийской федерации парусного спорта  
знать:
виды парусных гонок, правила допуска к соревнованиям;
спортивную классификацию парусных яхт;
11.3. Правила обмера  
иметь понятие:
обмер монотипов;
обмер парусных яхт;
принципы гандикапирования
  Итого по теоретической части  

3.2. Базовое содержание учебных дисциплин

3.2.1 Теоретический курс

  Дисциплины Содержание программы
  Введение Задачи курса. Обзор истории парусного спорта. Сведения о парусных гонках, крейсерские и дальние спортивные плавания.
  Теория и устройство яхты  
2.1. Общая классификация яхт Яхтенная терминология. Типы современных парусных яхт, основные типы парусного вооружения. Классификация яхт по назначению, конструктивному типу, гоночная классификация.
2.2 Конструкция яхты. Основные понятия Основные характеристики яхты (длина/ширина габаритная, по палубе, по КВЛ, посадка, водоизмещение, дедвейт, осадка, высота от КВЛ, площадь парусности и т.п.).
2.3 Конструкция яхты. Принципы конструирования и основные требования. Общие принципы конструирования яхт. категории гонок и районы плавания; расположение на яхте и технические требования к конструкции, люкам, входам, релингам и леерам
2.4 Устройства на яхте Рулевое устройство: типы рулей, основные элементы. Швертовое устройство. устройство управления килем; Якоря (основные типы, их достоинства и недостатки). швартовные концы, их проводка и крепление; буксирной конец, его проводка и крепление
2.5 Рангоут, такелаж и парусное вооружение  
2.5.1 Паруса Основные сведения, терминология.
2.5.2 Рангоут Элементы рангоута и состав их основных частей. Материалы и типичные конструкции.
2.5.3 Такелаж. Материалы такелажа. Проводка и крепление такелажа для основных типов вооружения.
2.6 Снабжение и оборудование яхт Водоот­ливные средства (эжекторы, помпы, ведро, черпак); Средства борьбы с огнем (огнетушители, покрывала, забортная вода); Средства сигнализации и связи; Прочее снабжение (весла, отпорники, футштоки и т.д.)
2.7 Основы теории яхты и паруса.  
2.7.1 Общие понятия Терминология теории яхты.
2.7.2   Понятие о мореходных качествах яхты. Остойчивость. Общие принципы обеспечения остойчивости. Плавучесть и непотопляемость. Общие понятия и принципы обеспечения непотопляемости.
2.7.3 Ходкость яхты и теория паруса     . Понятие о силах, действующие на корпус и паруса яхты на ходу. Тяга, сопротивление и дрейф. Виды сопротивления. Общие понятия о режимах движения и управляемости на разных режимах. Центровка и управляемость яхты. Общие понятия Основные сведения из аэродинамики, применимые к парусу. Терминология. Влияние формы паруса на его характеристики. Взаимодействие парусов.
  Судовождение  
3.1. Навигация и лоция  
3.1.1 Общие понятия Форма и размеры Земли, географические координаты (общие понятия). Определение направлений в море и морские единицы измерения. Земной магнетизм, магнетизм судового железа; склонение и истинный, магнитный, компасный курс, пеленг, курсовой угол девиация (общие понятия).
3.1.2 Навигационные карты Навигационные карты. Общие представления о применении. Основные условные обозначения, применяемые на картах РФ
3.1.3 Практическая навигация Опознани<


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2023-02-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: