Дисциплины и основные требования к знаниям и умениям




СОДЕРЖАНИЕ

 

 

I. Общие положения …………………………………………………….. … 1

II. Контроль и оценка результатов освоения программы подготовки....... 3

III. Программа подготовки яхтенных рулевых дневного плавания………. 6

3.1. Квалификационные требования к рулевому дневного плавания……….. 6

3.2. Базовое содержание учебных дисциплин ……………………………….. 15

3.2.1 Теоретический курс ………………………………………………………. 15

3.2.2 Практическая подготовка …………………………………………………. 19

 

 

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Единая типовая программа подготовки судоводителей парусных яхт ВФПС разработана в соответствии с Положением ВФПС о квалификации членов экипажей парусных яхт (далее - яхты). Программа определяет единые требования к квалификации спортсменов, необходимой для управления яхтой в установленном районе плавания.

Программа построена по ступенчатому принципу. Знания и навыки, полученные на нижних ступенях обучения, считаются усвоенными, и соответствующие разделы на более высоких ступенях обучения не повторяются, но включаются в экзаменационные вопросы, как составная часть программ более высокого уровня.

Программы подготовки судоводителей парусных яхт предусматривают обязательное изучение следующих дисциплин:

- Теория и устройство парусной яхты;

- Управление парусной яхтой;

- Судовождение;

- Правила плавания;

- Эксплуатация яхты;

- Гидрометеорология;

- Сигнализация и радиосвязь;

- Морское право;

- Способы личного выживания и оказание первой помощи;

- Правила и Регламенты парусных соревнований.

Подготовка судоводителей парусных яхт разделяется на теоретическую часть, которая может проводиться в аудиториях и на яхте, а также на практическую подготовку на яхте, которая включает в себя отработку практических навыков по управлению яхтой. Практическое обучение управлению яхтой проводится для слушателей, обучающихся на квалификацию яхтенных рулевых дневного и прибрежного плавания.

Практическая подготовка должна проводиться на яхте, отвечающей требованиям спортивной классификации, и по своим техническим характеристикам соответствующей району плавания, на который претендует обучающийся.

Для приобретения практического опыта обучающийся проходит плавательскую практику в качестве члена экипажа парусной яхты в плавании соответствующей категории, в должности, в которой обеспечивается получение практического опыта судовождения и управления яхтой.

При подготовке учебных планов и обучении следует исходить из следующего:

- практические вопросы управления яхтой должны быть усвоены учащимися в объеме, необходимом для безопасного управления яхтой в установленном районе;

- вопросы эксплуатации яхты должны быть усвоены рулевыми дневного и прибрежного плавания на уровне эксплуатации, капитанами прибрежного плавания – на уровне эксплуатации и текущего обслуживания, капитанами океанского плавания – на уровне эксплуатации, текущего обслуживания и неотложного ремонта;

- теоретические вопросы должны быть усвоены на уровне общего понимания и умения пользоваться справочной литературой.

Программы определяют минимальный уровень подготовки яхтсменов-судоводителей. Школы имеют право расширять и дополнять программы, корректировать их в соответствии с текущим уровнем развития парусного спорта и техники судостроения, при условии соблюдения установленных квалификационных требований.

По окончании подготовки слушатели проходят квалификационные испытания, и в случае успешной их сдачи получают документ о прохождении обучения (экзаменационный лист), с указанием в нем наименования образовательного учреждения, объема обучения в часах, перечня изученных дисциплин, а также яхт, на которых слушатель проходил плавательский ценз, и района плавания. На основании этого документа квалификационные комиссии ВФПС оформляют квалификационные свидетельства.

 

 

II. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫПОДГОТОВКИ

2.1. Для проведения квалификационных испытаний Квалификационные комиссии ВФПС и региональных ФПС создают экзаменационные комиссии. Персональный состав экзаменационной комиссии образовательного учреждения на учебный год утверждается председателем региональной квалификационной комиссии.

2.2. Квалификационные испытания проводятся по следующим дисциплинам:

2.2.1 Яхтенный рулевой дневного плавания:

- Теория и устройство парусной яхты;

- Управление парусной яхтой (теоретический и практический экзамен);

- Правила плавания;

- Такелажное дело (практ.зачет);

- Гидрометеорология;

- Сигнализация;

- Способы личного выживания и оказание первой помощи (теоретический экзамен и практический зачет);

- Правила парусных соревнований.

 

2.3. Квалификационные испытания по управлению яхтой включают теоретический и практический экзамены.

2.4. Проверка знаний по такелажному делу, помимо проверки теоретических знаний, должна включать проверку практических навыков.

2.5. Оценка результатов производится по пятибалльной шкале в соответствии с таблицей

 

Качественная оценка индивидуальных образовательных достижений балл (отметка) Процент результативности (правильных ответов)
  90 ÷ 100
  80 ÷ 89
  70 ÷ 79
  менее 70

 

2.6. К практическому экзамену допускаются лица, сдавшие теоретические экзамены по теории и устройству яхты, управлению яхтой, судовождению и правилам плавания, а также зачета по основам выживания на море.

2.7. Основные условия проведения практического экзамена.

2.7.1. В процессе практического экзамена экзаменуемый обязан продемонстрировать:

- умение правильно выполнять маневр с учетом фактических погодных условий и характеристик яхты;

- знание терминологии;

- способность руководить экипажем, используя стандартные команды;

- навыки в работе по управлению парусной яхтой.

2.7.2. Гидрометеорологические условия должны позволять проверить знания и практические навыки кандидатов. При силе ветра ниже 3 и более 7 баллов по шкале Бофорта практический экзамен проводить не рекомендуется.

2.7.3. Практический экзамен на рулевого дневного плавания может полностью проводиться в светлое время суток. Количество заданий на усмотрение экзаменатора, рекомендуемая продолжительность экзамена до 3 часов на одного человека. Экзаменатор обязан убедиться в уверенности действий экзаменуемого

2.7.4. Условия практических тестов (задачи кандидату) определяет экзаменатор. Он наблюдает за выполнением поставленных задач и оценивает правильность их выполнения.

2.7.5. Экзаменуемый должен не менее одного раза выполнить каждый из обязательных элементов управления яхтой (помечены знаком «*»); простые элементы могут входить в состав сложного задания. Объем выполнения необязательных элементов на усмотрение экзаменатора.

2.7.6. Если экзаменуемый совершает грубую ошибку, перечень которых приведен в п. 2.8.15, он сразу получает оценку «не удовлетворительно», и экзамен прекращается.

2.7.7. При приеме практического экзамена используется русский язык. По предварительной договоренности между экзаменуемым и экзаменатором может использоваться английский язык

2.7.8. Полная ответственность за яхту и ее экипаж во время практического экзамена лежит на экзаменаторе.

2.7.9. Основные элементы программы практического экзамена:

- подготовка парусного яхты к плаванию, включая все необходимые проверки и инструктаж экипажа;

- подход и отход от бона (берега, яхты) при различных направлениях ветра (*);

- постановка и уборка парусов (включая спинакер), взятие и отдача рифов на стоянке и на ходу;

- управление парусным яхтой на различных курсах относительно ветра (*), повороты оверштаг и через фордевинд (*) (в том числе под спинакером), лавировка (*),

- манёвр «человек за бортом» на различных курсах относительно ветра (*), подъём человека из воды;

- постановка и съёмка с якоря / швартовной бочки;

- плавание по фарватеру, выход в заданную точку, огибание буя(*);

- буксировка, оказание помощи другому судну, принятие помощи от другого яхты;

- подготовка яхты и экипажа к плаванию в штормовых условиях, в условиях ограниченной видимости, плавание в тёмное время суток;

2.7.10. После постановки задания экзаменатором экзаменуемый самостоятельно планирует действия экипажа и осуществляет управление яхтой. Критерием выполнения задания является достижение положительного результата при соблюдении правил техники безопасности.

2.7.11. Задание должно быть конкретным и по возможности не ограничивать экзаменуемого в выборе средств и методов его выполнения

2.7.12. Экзаменуемому рекомендуется применять классические маневры и схемы работы. При применении экзаменуемым нестандартных решений экзаменатору рекомендуется убедиться в том, что экзаменуемому известны классические маневры и схемы работы. Это может быть сделано как повторным выполнением маневра, так и опросом экзаменуемого.

2.7.13. Данные о результатах экзамена, а также название и характеристики яхты, на котором сдавался экзамен, заносятся в экзаменационный лист и заверяются подписью экзаменатора.

2.7.14. Если в процессе практического экзамена выявятся существенные пробелы в теоретических знаниях экзаменуемого по уже сданным разделам, практический экзаменатор обязан сделать отметку об этом в экзаменационном листе.

2.7.15. Результат освоения практической части подготовки оценивается по среднему баллу при отсутствии недопустимых ошибок:

- создание аварийной ситуации, когда экзаменатор во избежание негативных последствий вынужден взять управление яхтой на себя;

- навал на плавучие СНО;

- грубое нарушение МППСС или ППВВП;

- самопроизвольный поворот;

- подход к человеку, упавшему за борт, таким образом, что яхта не имеет возможности погасить ход без применения двигателя при подборе человека;

- отдача члену экипажа команды, которая предполагает грубое нарушение правил техники безопасности;

2.8. Результаты экзаменов и зачетов по каждой дисциплине и практике вносятся экзаменатором в экзаменационный лист и оформляются экзаменационной ведомостью, которая подписывается всеми членами экзаменационной комиссии, принимавшими участие в экзамене.

2.9. Экзаменационные ведомости хранятся в квалификационной комиссии. Рекомендуется организация электронного архива.

2.10. В случае несогласия экзаменуемого с оценкой его знаний конкретным экзаменатором председатель экзаменационной комиссии на основании заявления экзаменуемого может назначить проверку знаний экзаменуемого группой экзаменаторов непосредственно после окончания экзамена. В случае неудовлетворительного результата такая проверка считается повторным экзаменом.

2.11. Разрешается проходить проверку знаний по одной дисциплине не более трех раз в течение года, исчисляемого с момента первой попытки

 


III. ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ ЯХТЕННЫХ РУЛЕВЫХ ДНЕВНОГО ПЛАВАНИЯ

«DAY SKIPPER»

 

3.1. Квалификационные требования к рулевому дневного плавания

Яхтенный рулевой дневного плавания должен уметь:

- планировать плавание в условиях дневного прибрежного плавания;

- выполнять маневры при управлении парусной яхтой;

- применять правила соревнований:

- подготовить яхту к гонкам (на соответствие правилам);

- применять правила расхождения, прохождения дистанции, разрешенных средств движения

- контролировать и определять место яхты визуальным способом по береговым ориентирам и знакам навигационной обстановки;

- предотвращать столкновения с другими судами и гидротехническими сооружениями;

- распределять обязанности и организовывать несение вахты экипажа;

- готовить яхту к плаванию;

- выполнять функции капитана яхты;

- получать и использовать прогнозы погоды;

- использовать индивидуальные страховочные и спасательные средства;

- оказывать доврачебную медицинскую помощь;

- действовать в качестве ответственного лица на соревнованиях.

 

Изучаемые дисциплины и основные требования к знаниям и умениям рулевого дневного плавания, а также примерное время на изучение разделов, перечислены в таблице 1.

 

Дисциплины и основные требования к знаниям и умениям

Таблица 1

 

Содержание программы подготовки Время[1]
  Введение  
В результате изучения дисциплин раздела обучающийся должен:
знать:
задачи курса;
обзор истории парусного спорта;
сведения о парусных гонках, крейсерских и дальних спортивных плаваниях
  Теория и устройство парусного яхты 16,3
В результате изучения дисциплин раздела обучающийся должен:
иметь практический опыт:
пользоваться специальной парусной терминологией, эксплуатировать паруса, такелаж, судовые устройства, системы и механизмы на уровне "пользование"
2.1 Общие понятия и классификация парусных яхт: 0.7
знать:
типы современных парусных яхт;
основные типы парусного вооружения;
классификацию судов по назначению, конструктивному типу, категории плавания, гоночную классификацию
2.2 Конструкция яхт. Основные понятия 0.6
знать:
Основные характеристики яхты (длина/ширина габаритная, по палубе, по КВЛ, посадка, водоизмещение, дедвейт, вместимость, осадка, высота от КВЛ, площадь парусности и т.п.);
2.3 Конструкция яхт 1.0
знать:
общие принципы конструирования яхт;
  категории гонок и районы плавания;  
  расположение на яхте и технические требования к конструкции, люкам, входам, релингам и леерам.  
2.4 Судовые устройства на яхте 2.0
  знать:  
рулевое устройство: элементы яхтенного рулевого устройства, типы рулей, рулевые приводы; якоря: основные типы, их достоинства и недостатки; швертовое устройство, устройство управления килем; швартовные концы, их проводка и крепление; буксирной конец, его проводка и крепление
2.5 Рангоут, такелаж и парусное вооружение  
2.5.1 Паруса  
знать:
основные сведения, терминологию
2.5.2 Рангоут  
знать:
элементы рангоута и состав их основных частей; материалы и конструкции рангоута и его основных частей.
2.5.3 Такелаж  
Знать:
Проводку и крепление такелажа для основных типов вооружения, материалы такелажа
2.6 Снабжение и оборудование яхт Знать:  
  Водоот­ливные средства (эжекторы, помпы, ведро, черпак);  
  Средства борьбы с огнем (огнетушители, покрывала, забортная вода);  
  Средства сигнализации и связи;  
  Прочее снабжение (весла, отпорники, футштоки и т.д.)  
2.7 Основы теории яхты и паруса  
2.7.1 Плавучесть, остойчивость и непотопляемость. Знать:  
  терминологию теории яхты;  
  понятия о мореходных качествах яхты;  
  общие принципы обеспечения остойчивости  
  общие понятия и принципы обеспечения непотопляемости  
2.7.2 Ходкость яхты и теория паруса  
знать:
Понятие о силах, действующие на корпус и паруса яхты на ходу.
Виды сопротивления. Общие понятия о режимах движения. Центровка и управляемость яхты на разных режимах. Общие понятия Основные сведения из аэродинамики, применимые к парусу. Терминология.
Влияние формы паруса на его характеристики. Взаимодействие парусов.
  Судовождение  
В результате изучения дисциплин раздела обучающийся должен:
иметь практический опыт:
контролировать и определять место яхты визуальным способом по береговым ориентирам и знакам навигационной обстановки
3.1. Навигация и лоция  
3.1.1 Понятия и определения  
знать:
форма и размеры Земли, географические координаты (общие понятия);
направления в море и морские единицы измерения;
системы деления горизонта;
земной магнетизм, магнетизм судового железа; склонение и девиация; истинный, магнитный, компасный курс, пеленг, курсовой угол (общие понятия)
3.1.2 Навигационные карты и пособия для плавания  
знать:
Навигационные карты. Общие представления о применении. Основные условные обозначения, применяемые на картах РФ
3.1.3 Практическая навигация  
уметь:
опознавать навигационные ориентиры;
опознавать место яхты визуальным способом по береговым ориентирам и знакам навигационной обстановки
3.1.4 Общая лоция  
знать:
общие понятия об элементах подводного рельефа, изобатах, гарантированных глубинах, элементах береговой линии;
организация движения судов, рекомендованные курсы, фарватеры, системы разделения движения;
общие понятия о плавучих и береговых средствах навигационного оборудования (СНО), их виды и типы, принципы установки
3.1.5 Морская лоция  
знать:
плавучие Средства Навигационного Оборудования, система ограждения навигационных опасностей Международной Ассоциации Маячных Служб. Описание плавучих СНО регион А
3.1.6 Лоция внутренних водных путей  
знать:
виды и типы плавучих и береговых СНО, характеристики огней СНО
3.1.7 Местная лоция. Местные условия плавания  
знать:
навигационное описание предполагаемого района плавания с учетом местных правил плавания (объем подготовки определяется местной квалификационной комиссией);
3.2 Технические средства судовождения  
Уметь:
использовать компас для определения курса и направлений в море;
знать:
Навигационные приборы: компас, лаги, лот (эхолот). Общее описание и назначение, принцип действия;
  Управление парусной яхтой 15,4
В результате изучения дисциплин раздела обучающийся должен:
Иметь практический опыт:
готовить яхту к выходу в плавание;
управлять яхтой и командовать экипажем на различных курсах, выполнять повороты;
выполнять маневры по подходу (отходу) от причала, постановку (съемку) с якоря, подъем человека из воды;
обеспечение безопасной стоянки в соответствующем районе плавания;
ставить и убирать паруса у причала и на ходу, брать и отдавать рифы, выбирать оптимальный набор парусов в зависимости от силы ветра и курса, менять паруса
4.1 Техника управления яхтой применительно к швертботам, открытым килевым и многокорпусным яхтам  
уметь:
управлять парусной яхтой;
знать:
классические схемы постановки и уборке парусов на стоянке и на ходу;
правила безопасности для команды при работах с парусами;
команды и действия при поворотах оверштаг и фордевинд;
действия при повороте при сильном волнении;
использование парусов для улучшения поворотливости яхты;
действия при повороте с использованием заднего хода;
постановку и уборку спинакера, управление яхтой под спинакером;
действия при взятии и отдаче рифов;
действия при постановке в дрейф и снятие с дрейфа;
действия при подходе к причалу и отходе от него, постановке и снятию с бочки;
команды и доклады, действия при постановке на якорь и съёмка с якоря, способы контроля надёжности якорной стоянки и обнаружение дрейфа на якоре, способы повышения держащей силы якоря; правила безопасности при работах с якорем и канатом
4.2 Плавание в свежую и штормовую погоду  
уметь:
подготовить яхту к встрече шквала;
выбрать место укрытия;
знать:
Особенности управления в свежую и штормовую погоду;
правила безопасности для команды при работах на палубе;
действия при встрече шквала;
действия при приближении шквала во время якорной стоянки;
меры по предупреждению заливания яхты;
об опасностях при прохождении над малыми глубинами при сильном волнении.
4.3 Особые случаи управления 0,5
4.3.1 Прохождение узкостей 0.2
знать:
действия при прохождении узкостей под парусами
4.3.2 Буксировка 0.3
знать:
правила и приемы буксировки малых судов, аварийная буксировка;
правила безопасности на буксирующем и буксируемом яхтах, ответственность при буксировке
4.4 Аварийные ситуации 1,9
4.4.1 Действия при посадке на мель 0,3
знать:
первоочередные действия при посадке на мель;
действия для снятия с мели в типовых случаях
4.4.4 Действия при поломке рангоута и такелажа 0.5
знать:
первоочередные действия при поломке рангоута, такелажа, парусов
4.4.5 Действия при столкновении 0.4
знать:
первоочередные действия в случае столкновения яхт
4.4.6 Действия экипажа при поломках рулевого устройства. 0.4
знать:
методы управления яхтой без руля
4.4.7 Способы постановки опрокинувшегося швертбота, катамарана 0.3
знать:
действия для постановки опрокинувшегося швертбота и катамарана
5. Эксплуатация яхты  
5.1 Подготовка яхты к эксплуатации  
знать:
правила безопасности при судовых работах;
Действия и правила безопасности при спуске/подъеме яхты на воду;
действия при установке рангоута, проводке и обтягивании такелажа;
регламентные работы по уходу за яхтой;
действия по подготовке яхты к техническому освидетельствованию
5.2 Такелажное дело и парусные работы  
уметь:
вязать узлы:
связывающие: прямой, рифовый, шкотовый, брамшкотовый, фламандский (встречная восьмерка),; проводники:, беседочный, беседочный с контрольным; штыки: штык простой, штык со шлагом, рыбацкий штык, штык с обносом (буксирный), схватывающие: задвижной штык (стопорный), выбленочный (буйрепный); удавка со шлагом, сваечныйе.
изготавливать: простую и прошивную марку, бензель
знать:
виды тросов, употребляемых на яхтах, их области применения, достоинства и недостатки;
Название и назначение основных инструментов, материалов и дельных вещей, применяемых в такелажном деле
5.3 Судовая организация  
знать:
распределение обязанностей на яхте;
правила поведения на яхте
6. Правила предупреждения столкновения судов  
В результате изучения дисциплин раздела обучающийся должен:
иметь практический опыт:
применять положения Международных Правил предупреждения столкновения судов;
применять Правил плавания по внутренним водным путям Российской Федерации уметь выполнять расхождение с судами на свободной воде и в узкостях
знать:
общие положения, термины и определения, применение, ответственность;
правила плавания и маневрирования;
огни и знаки (для дневного плавания);
звуковые и световые сигналы;  
7. Гидрометеорология  
В результате изучения дисциплин раздела обучающийся должен:
уметь:
составлять прогноз погоды по местным признакам, определять приближение шквала и резкое изменение погодных условий;
определять фактическую силу ветра и высоту волнения
знать:
понятие о ветре. Ветры барические и местные. Понятие об усилениях (порывы, шквалы) и ослаблениях, заходах и отходах ветра. Влияние рельефа местности, береговой черты на скорость и направление воздушного потока;
природу и типы облаков, циркуляцию воздушного потока; штормовые облака;
местные признаки погоды, признаки образования и приближения шквала, смерча, атмосферного фронта;
физическое понятие скорости (силы) ветра, шкалу Бофорта;
практические методы определения основных параметров ветра;
понятия о морских и речных течениях, приливах и отливах, поверхностных и глубинных течениях; влияние береговой черты, глубин, естественных и искусственных препятствий на скорость и направление течений
понятие о волне: типы и форма волн. Волны ветровые, мертвая зыбь. Влияние глубин и формы дна на волну. Отличия волн на за­крытых акваториях (реки, водохранилища) и открытых водных про­странствах (большие озера, моря). Шкала волнения
8. Сигнализация и связь  
В результате изучения дисциплин раздела обучающийся должен:
уметь:
подавать и распознавать визуальные сигналы бедствия
знать:
общие определения, виды и способы сигнализации и связи;
правила визуальной связи МСС, однофлажные сигналы МСС;
сигналы бедствия;
общие представления о радиосвязи, частотах радиосвязи
9. Морское право 3,2
 
9.1 Источники морского права 0,5
знать:
основные положения и область применения законодательных актов;
местные правила плавания
9.2 Регистрация, надзор за спортивными парусными судами 1.6
знать:
основные требования к регистрации судов;
 
9.3 Традиции и этикет 0.5
знать:
правила подъема флагов;
яхтенные традиции и этикет
  Способы личного выживания и оказание первой помощи  
В результате изучения дисциплин раздела обучающийся должен:
уметь:
использовать индивидуальные спасательные и страховочные средства;
оказывать доврачебную помощь при несчастных случаях;
10.1 Индивидуальное снаряжение экипажа Уметь пользоваться:  
Спасательными жилетами, страховочными поясами, средствами откренивания и т.д.
знать:
огнетушители, спасательные круги, сигнальные пиротехнические средства;
индивидуальное снаряжение экипажа (спасательные жилеты, страховочные пояса);
10.2 Предупреждение падения за борт и спасение упавшего  
Знать:
организационные и индивидуальные меры безопасности от падения за борт;
действия при подъеме упавшего за борт;
10.3 Медицинская помощь  
В результате изучения дисциплин раздела обучающийся должен:
уметь:
оказывать доврачебную помощь при несчастных случаях;
использовать медикаменты и перевязочные средства судовой аптечки
знать:
приемы оказания первой медицинской помощи при травмах;
способы спасения утопающего, оказания первой помощи при утоплении;
симптомы гипотермии, защиту, оказание первой помощи;
состав судовой аптечки
  Правила соревнований  
В результате изучения дисциплин раздела обучающийся должен:
иметь практический опыт:
применять правила соревнований для:
подготовки яхты к гонкам (соответствие правилам);
подготовки и подачи документов, прохождение мандатной комиссии, проведение контрольного обмера;
применения правил расхождения, прохождения дистанции, разрешенных средств движения;
подачи протеста и защиты своей позиции на протесте;
заполнять стандартные формы документов ППГ;
знать:
общие сведения о Правилах Парусных Гонок ISAF (ППГ), Правилах соревнований Всероссийской федерации парусного спорта (ППС), Правила по оборудованию в парусных гонках (ППО), Положении о соревнованиях, Гоночной инструкции (ГИ), правилах классов;
 
11.1. Правилах Парусных Гонок ISAF  
знать:
определения, основной принцип, основные правила;
Когда яхты встречаются (правила расхождения)
правила проведения гонок;
требования к яхтам во время гонки, в т.ч. разрешенные средства движения;
протесты, исправление результатов, рассмотрения, проступки и апелляции;
допуск и квалификация;
11.2. Правила соревнований Всероссийской федерации парусного спорта  
знать:
виды парусных гонок, правила допуска к соревнованиям;
спортивную классификацию парусных яхт;
11.3. Правила обмера  
иметь понятие:
обмер монотипов;
обмер парусных яхт;
принципы гандикапирования
  Итого по теоретической части  

3.2. Базовое содержание учебных дисциплин

3.2.1 Теоретический курс



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2025 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2023-02-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: