Введение
Таможенная сфера является саморазвивающейся системой Казахстана,
к осмыслению которой подходят только сейчас, в т.ч. с перспективой
закрепления на законодательном уровне. С обретением независимости и
суверенитета Казахстаном объективно потребовалось принципиально новое
законодательство (действующее право). Формирование правовой
инфраструктуры, связанной с национальной безопасностью страны,
обусловило определение приоритетных направлений и принятие
соответствующих законодательных мер. Одним из таких направлений стала
таможенная сфера.
Для ее научного осмысления очень важно определить специфику,
место и роль правового регулирования общественных отношений на основе
положений не только действующего казахстанского, но и бывшего союзного,
а также международного таможенного законодательства и права.
Возникновению таможенного права способствовали выделение и
обособление таможенной сферы в государственной деятельности Казахстана,
что свойственно только суверенным государствам. Необходимость
монопольного государственного регулирования таможенной сферы в полном
объёме приводит к её образованию путём определения составной части
внутренней и внешней политики – таможенной политики, создания
специализированных органов – таможенной службы, инструмента
достижения целей – таможенного дела.
Таможенное дело как средство достижения целей таможенной
политики государства воздействует специфическими методами, способами и
мерами на таможенной территории и, естественно, на таможенной границе и
имеет главное предназначение – быть инструментом государства в его
монопольной деятельности и соотноситься в полной мере с другими
|
элементами таможенной сферы.
Возникновение самостоятельной комплексной отрасли таможенного
права связывается с определенным уровнем развития различных сфер
общественной и государственной жизни Казахстана как самостоятельного
государства, а также включением в его структуру разнородного по составу
правового материала, достаточно объемного по содержанию и в то же время
объединенного специфическим предметом и методом правого
регулирования.
Таможенное право — комплексная отрасль права, представляющая собой систему правовых норм различной право-отраслевой принадлежности, которые устанавливаются (санкционируются) государством и предназначены для регулирования общественных отношений, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу, взиманием таможенных платежей, таможенными операциями, таможенным контролем и другими средствами проведения таможенной политики как составной части внутренней и внешней политики.
Таможенное право с момента его возникновения стремилось к самостоятельности в силу специфики общественных отношений, субъектов,выполняемых функций таможенных органов в соответствии с законодательством того периода, новизны таможенной сферы для Казахстана.
Система таможенного права и система таможенного законодательства тесно взаимосвязанные, но самостоятельные категории,представляющие два аспекта одной и той же сущности – права. Онисоотносятся между собой как содержание и форма. Система права как егосодержание – это внутренняя структура права, соответствующая характерурегулируемых им общественных отношений. Система законодательствавнешняя форма права, выражающая строение его источников, т. е. системунормативно-правовых актов. Право не существует вне законодательства, азаконодательство в широком его понимании и есть право.
|
Предмет таможенного права – это круг общественных отношений
Или даже сами отношения, возникающие в таможенной сфере.
Выделяя предмет таможенного права, необходимо включить в него все
вопросы (разделы, блоки) таможенного дела:
1) организацию таможенного дела;
2) перемещение через таможенную границу товаров и транспортных
средств и их основные начала;
3) таможенные режимы;
4) таможенные платежи и налоги;
5) таможенное оформление;
6) таможенное администрирование;
7) таможенный контроль;
8) валютный контроль;
9) ведение таможенной статистки и товарной номенклатуры
внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД);
10) оценку и управление рисками;
11) таможенный аудит;
12) дознание и оперативно-розыскную деятельность;
13) нарушения таможенных правил, таможенные преступления и
ответственность;
14) правовой статус таможенных органов и их должностных лиц, их
ответственность;
15) специальные и дополнительные положения.
К вышеперечисленным вопросам необходимо добавить таможенную политику с её целями и средствами, а также международно-правовые аспекты сотрудничества Казахстана. Тем самым, предмет таможенного права может полностью совпадать с таможенной сферой и включать таможенную деятельность государства. Таможенное право имеет свой, очерченный законодательством круг вопросов правового регулирования. Вряд ли допустимо расширять его без соответствующего изменения в сфере жизнедеятельности самого государства и каждого попадающего в сферу взаимоотношений. Выделяемый нами предмет правового регулирования таможенного права имеет в своей основе законодательно закрепленные, носящие комплексный характер нормы, принятые для урегулирования возникающих правоотношений.
|
В таможенном праве выделяются основополагающие и основныеинституты. К институтам отраслей права, как правило, относят группыправовых норм, регулирующих однородные общественные отношения.Основополагающими институтами таможенного права выступаюттаможенная политика и таможенное дело.К основным институтам таможенного права можно отнести: