Ход дистанционного урока
Тема: Новейшее время: история продолжается сегодня
Цель: ознакомить учащихся с открытиями ученых, знаменитыми людьми XX в., их достижениями.
Ход урока
I. Организационный момент
- Здравствуйте ребята!
II. Открытие нового знания
Рассказ учителя
Новейшее время — самая короткая среди эпох, которые выделяются в истории человечества. Началось оно в октябре 1917 г., когда в России произошла Октябрьская революция. Жестокое это время — Вторая мировая война, атомная бомбардировка японских городов. Мудрое время — человек в космосе, а затем и на Луне. Время компьютеров — нужно ли объяснять значение этого слова? Время новейших материалов — нас уже не удивишь самолетом из различных пластмасс, кузовом автомобиля из стеклопластика и двигателем, где нет ни грамма металла...
Трудное время - не только для людей, но и для нашей родной планеты Земля. Загрязнение и обмеление рек и озер, исчезновение многих видов растений и животных, появление озоновой дыры над Южным полюсом — все это результат безответственного отношения людей к природе.
Новейшее время сейчас действительно самая короткая историческая эпоха. Сколько она продлится — зависит от нас с вами.
2. Работа по учебнику С. 28-29
— Прочитайте текст. Какие же изменения в жизни людей произошли?
— Какие великие географические открытия были сделаны в начале XX в.? (Путешественники продолжали покорять бескрайние ледяные просторы Арктики и Антарктики. В 1909 г. американец Роберт Пири на собачьих упряжках достиг Северного полюса. А в 1911 г. норвежец Руаль Амундсен покорил Южный полюс.)
— А как изменилось устройство государственной жизни? (В начале века во многих странах на вершине власти находился один человек — монарх, а к концу века в большинстве стран мира власть стала выборной.)
|
— Какие изменения еще произошли в XX в.? (Изменились одежда и быт людей.)
С. 30-31
— Продолжим читать текст учебника. Сформулируйте вопросы по прочитанному тексту.
— Чем еще запомнился XX в.? (Запомнился двумя страшными войнами. Это Первая (1914-1918) и Вторая (1939-1945) мировые войны.)
— Какую организацию создали страны-победительницы после Второй мировой войны? (Организацию Объединенных Наций, ООН.)
(См. дополнительный материал к уроку.)
II. Физкультминутка для глаз
https://www.youtube.com/watch?v=6kQPc82d8vw&t=84s
IV. Рефлексия
— Дополните предложение: «Теперь я знаю, что...»
— Что может сделать каждый из нас, чтобы эпоха Новейшего времени продлилась как можно дольше?
— Что на уроке у вас хорошо получалось?
— Над чем еще надо поработать?
Домашнее задание
1. Прочитать текст на с. 28—32 учебника.
2. Написать сочинение на тему «Что я могу сделать для своей эпохи?».
(5 – 6 предложений, записать в рабочую тетрадь, выслать фото)
Дополнительный материал (Для общего развития)
Покорители космоса
Человечество с глубокой древности стремилось к звездам. У древних греков был миф об Икаре, который на крыльях из воска и перьев пытался полететь до Солнца, но воск растаял, и Икар погиб.
В России мысль о возможности полета в космос впервые высказал К.Э. Циолковский. Он всю жизнь проработал учителем физики и математики, а в свободное время конструировал ракеты и двигатели к ним.
|
Эстафету у Циолковского принял СП. Королев. Под его руководством в нашей стране было построено множество космических аппаратов — искусственных спутников Земли и космических кораблей.
Никто не мог сказать, что ждет человека в космосе. Неизвестно было, как поведет себя человеческий организм в невесомости, выдержит ли психика человека такой отрыв от родной планеты. Поэтому первыми космическими аппаратами управляли по радио с Земли.
4 октября 1957 г. был запущен первый искусственный спутник Земли. Затем в космосе побывали собаки — они всегда помогали ученым, помогли и на этот раз. С помощью собак выяснили, что в невесомости можно жить.
12 апреля 1961 г. весь мир облетело известие о том, что человек совершил полет в космос. Всего один виток вокруг Земли сделал Юрий Гагарин на корабле «Восток», но он навсегда останется в памяти людей первым землянином, побывавшим в космосе.
Потом были длительные и групповые космические полеты, на орбите создавались станции из нескольких, состыкованных между собой, кораблей. В 1965 г. Алексей Леонов в специальном скафандре впервые вышел из корабля в открытый космос.
21 июля 1969 г. американские астронавты (так в США называют космонавтов) высадились на Луну, а в июле 1975 г. состоялось «рукопожатие в космосе» — советский и американский корабли состыковались и продолжили полет совместно.
Освоение космоса продолжается.
Мировые войны
Сколько помнят себя люди, столько они воюют между собой. Воевали между собой первобытные племена, воевали древние государства. В Средние века более ста лет продолжалась война, названная Столетней.
|
Но две войны занимают особое место в истории человечества — это мировые войны, так как в них были втянуты все крупнейшие государства мира. Обе эти войны «пришли» из Германии, основные боевые действия разворачивались на земле Европы.
Первая мировая война продолжалась более четырех лет (с 1 августа 1914 по 11 ноября 1918 г.). В ней участвовали 38 государств, на ее полях сражались более 70 млн человек, из них 10 млн погибли, а 20 млн получили ранения.
Началась война из-за того, что столкнулись интересы Великобритании — одного из самых сильных и развитых государств мира — и Германии, которая только-только набирала силу. Германии нужны были земли, где она могла бы добывать сырье для своих заводов и фабрик и продавать свои товары. Весь мир в то время уже был поделен между крупнейшими государствами, поэтому Германия решила применить силу для достижения своих целей. Мир раскололся надвое: одни страны поддержали Германию, другие, в том числе и Россия, — Англию.
Первая мировая война закончилась поражением Германии, но это ее ничему не научило. 1 сентября 1939 г. вторжением в Польшу Германия развязала Вторую мировую войну. Эта война была еще более разрушительной и кровопролитной, чем первая. Основным противником Германии стал СССР. Именно он оказал решительное сопротивление врагу, а затем разгромил его. Наша страна понесла в этой войне наибольшие потери.
Сегодня людям во всем мире ясно, что третьей мировой войны допустить нельзя. Ведь современное оружие имеет такую разрушительную силу, что может уничтожить не только тех, против кого направлено, но и все человечество.
Когда одного из выдающихся ученых спросили, каким оружием будут воевать люди в третьей мировой войне, он ответил, что не знает, но абсолютно уверен в том, что оружием четвертой мировой войны будут тубины и каменные топоры.
Организация Объединенных Наций
В мае 1945 г. была разгромлена фашистская Германия - государство,, развязавшее Вторую мировую войну. Это была самая кровопролитная война в истории человечества. Она нанесла такой ущерб, что люди многих стран, в первую очередь тех, которые воевали с фашистами, поняли старую истину: «Худой мир лучше доброй ссоры». Ведь любая «ссора» между двумя государствами может привести к страшным бедствиям.
Вторая мировая война еще продолжалась, а люди воюющих стран уже думали о том, как строить мирную жизнь, как предотвратить новые войны, как сохранить мирные отношения между государствами.
26 июня 1945 г. в Нью-Йорке (США) была создана новая международная организация - Организация Объединенных Наций (ООН). В уставе ООН сказано, что создана она в первую очередь для поддержания международного мира и безопасности. Если народ какой-либо с граны попадет в беду, если в стране голод, стихийное бедствие или эпидемия (болезни) — на помощь тоже придет Организация Объединенных Наций: она доставит продукты, медикаменты, одежду нуждающимся, отряды врачей и спасателей. ООН занимается также вопросами развития хозяйства, культуры, образования.
Центр ООН, ее штаб-квартира, находится в Нью-Йорке. Число государств, входящих в эту организацию, постоянно растет. Сейчас их более 180.