Государственная политика Российской Федерации в области обеспечения экологической безопасности заключается в подготовке и осуществлении согласованных действиях всех элементов системы обеспечения национальной безопасности при координирующей роли Совета Безопасности Российской Федерации за счет реализации согласованного комплекса мер организационного, нормативно-правового и информационного характера. Таким образом, основное содержание мероприятий по обеспечению экологической безопасности состоит в поддержании правовых и институциональных механизмов, а также ресурсных возможностей государства и общества на уровне, отвечающем национальным интересам Российской Федерации.
Основами обеспечения экологической безопасности в Российской Федерации являются:
- совершенствование нормативной правовой и методической базы в сфере прогнозирования, выявления и предупреждения угроз экологической безопасности;
- государственная поддержка организационно-технических, производственно-технологических и логистических мероприятий по оздоровлению среды обитания в условиях меняющегося климата, в первую очередь на территориях экологического неблагополучия и особо уязвимых к внешним воздействиям территорий (территория Арктической зоны Российской Федерации и другие); привлечение для реализации мероприятий по оздоровлению окружающей среды и ликвидации объектов прошлого (накопленного) экологического ущерба технологических, технических и финансовых ресурсов национальных и заинтересованных зарубежных бизнес-структур и финансовых групп;
- развитие и укрепление системы особо охраняемых природных территорий, создание условий для защиты естественных экосистем в условиях изменяющегося климата, сохранение биологического разнообразия;
|
- разрешительный порядок осуществления хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на окружающую среду и представляющей угрозу экологической безопасности;
- проведение государственной экологической, санитарно-эпидемиологической и технической экспертизы всех проектов строительства, реконструкции или расширения производства любой продукции, обеспечивающей исключение реализации экологически опасных проектных решений;
- развитие системы государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды) с территориальными и функциональными подсистемами, формирование государственного фонда данных государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды), обеспечивающего достоверными хорошо структурированными данными все уровни органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан;
- совершенствование системы страхования от последствий аварий и чрезвычайных ситуаций, имеющих как природное, так и техногенное происхождение;
- развитие систем экологической сертификации, экологического аудита и стратегической экологической оценки, в том числе в обязательной форме, обеспечивающих выявление и предупреждение экологически опасных видов хозяйственной и иной деятельности, экологических правонарушений;
- обеспечение прозрачности и доступности для общественности и институтов гражданского общества планов и программ осуществления деятельности, содержащих угрозы для экологической безопасности;
|
- обеспечение общественности и институтов гражданского общества достоверной и своевременной информацией об уровне экологической безопасности и угрозах ей как в целом на территории страны, так и на территориях конкретных субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;
- поддержка деятельности общественных организаций и институтов гражданского общества, направленной на обеспечение экологической безопасности, развитие системы общественного экологического контроля;
- развитие международного сотрудничества в сфере обеспечения экологической безопасности, сохранения уникальных природных объектов, растительных и животных сообществ, в том числе путем разработки предложений по совершенствованию механизмов реализации международных договоров, а также заключения новых договоров в сфере обеспечения экологической безопасности;
- повышение эффективности исполнения полномочий органами исполнительной власти на федеральном, региональном и муниципальном уровнях применительно к решению задач обеспечения экологической безопасности в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;
- обновление основных фондов, развития на инновационной основе парка технологического оборудования на опасных производственных объектах и объектах жизнеобеспечения, обеспечивающих снижения риска техногенных аварий и чрезвычайных ситуаций;
- совершенствование государственного регулирования путем разработки финансово обеспеченных концептуальных и программных документов межрегионального и территориального планирования, создания комплексной системы контроля экологических рисков;
|
- сокращение уровня межрегиональной дифференциации в социально-экономическом развитии субъектов Российской Федерации, в том числе за счет эффективного использования особенностей природно-хозяйственных комплексов регионов и перераспределение федерального бюджета в сторону увеличения бюджетов субъектов Российской Федерации.
Корректировка настоящей Стратегии осуществляется при координирующей роли Совета Безопасности Российской Федерации по результатам ее мониторинга с учетом изменений, оказывающих существенное влияние на состояние экологической безопасности, как неотъемлемого компонента национальной безопасности.
Меры нормативной правовой поддержки реализации настоящей Стратегии определяются на основании Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, а также нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти.
Информационная и информационно-аналитическая поддержка реализации настоящей Стратегии осуществляется при координирующей роли Совета Безопасности Российской Федерации за счет привлечения информационных ресурсов заинтересованных органов государственной власти и государственных научных учреждений с использованием системы распределенных ситуационных центров, работающих по единому регламенту взаимодействия.
Контроль за ходом реализации настоящей Стратегии осуществляется в рамках ежегодного доклада Секретаря Совета Безопасности Российской Федерации Президенту Российской Федерации о состоянии национальной безопасности и мерах по ее укреплению.