Финансовое регулирование




 

Финансовое регулирование тесно связано с финансовым плани­рованием. В этой связи меры финансового регулирования либо вклю­чаются в финансовые планы, либо принимаются по результатам испол­нения финансовых планов.

Финансовое регулирование является важнейшим элементом общей системы государственного регулирования рыночной экономики. Осно­вы государственного регулирования были заложены в конце 30-х гг. XX в. Дж. Кейнсом как ответная реакция на Великую депрессию, поразив­шую мировую экономику. В дальнейшем они получили свое развитие в разработках и рекомендациях неокейнсианцев и неоклассиков, на­правленных на предотвращение экономических кризисов и антицик­личное развитие экономики.

Рыночные законы давно уже утратили автоматизм своего действия, поэтому современная экономика не в со­стоянии функционировать без активного государственного вмешатель­ства. Государство превратилось в мощную производительную силу, в са­мостоятельный фактор общественного воспроизводства, а рыночная экономика модифицировалась в регулируемую.

Государственное регулирование социально-экономических про­цессов в обществе осуществляется административными и экономиче­скими методами. В рыночной экономике первые ограничены в своем применении и предпочтение отдается вторым. Учитывая, что современ­ные регулирующие методы принимают преимущественно денежную форму, основными методами и инструментами государственного регу­лирования являются финансовые.

Поэтому и система государственно­го регулирования в значительной мере выступает в форме государствен­ного финансового регулирования.

Чаще всего финансовое регулирование сводится только к государ­ственному (муниципальному) вмешательству в экономику и соци­альную сферу. Однако регулирующая деятельность осуществляется и менеджментом предприятий, поэтому в составе финансового регули­рования следует выделять также частнохозяйственное (корпоративное) финансовое регулирование, или финансовое саморегулирование организаций (преимущественно коммерческих),

 

Таким образом, финансо­вое регулирование образует систему, включающую два крупных блока: публичное (государственное и муниципальное) финансовое регулирова­ние и частнохозяйственное (корпоративное) финансовое регулирование (саморегулирование).

Финансовое регулирование направлено на предотвращение или устранение стоимостных и иных диспропорций, стимулирование или сдерживание ускоренного развития отдельных сфер, отраслей и видов деятельности, обеспечение развития научно-технического прогресса и со­циальной сферы путем целенаправленного перераспределения финан­совых ресурсов в нужном направлении, в том числе в процессе исполне­ния и корректировки финансовых планов.

Рассмотрим содержание системы финансового регулирования по ее блокам и укрупненным регулируемым субъектам.

 

Публичное (государственное и муниципальное) финансовое регулирование

Цель современного финансового регулирования РФ. Важнейшими приоритетными и стратегическими направлениями государственного финансового регулирования в современной России являются:

- создание условий для перехода от сырьевой экономики к экономике инновационного типа, (рис. По динамике цен на нефть)

- технико-технологического перево­оружения всех отраслей народного хозяйства и переориентации про­мышленности с первичной на глубокую переработку природного сырья; (рис. По НПЗ)

В настоящее время на территории России функционируют 32 крупных нефтеперерабатывающих завода и ещё 80 мини-предприятий, также занятых в данной отрасли. Совокупные мощности НПЗ страны дают возможности переработки 270 млн тонн сырья. Представляем вашему вниманию топ-10 заводов

1«Газпромнефть-ОНПЗ» (20,89 млн тонн) гл.перер.91,5%

2«Киришинефтеоргсинтез» (20,1 млн тонн) 54,8%

3 «Рязанская нефтеперерабатывающая компания» (18,8 млн тонн) 68,6%

4. «Лукойл-Нижегороднефтеоргсинтез» (17 млн тонн) 75%

5. «Лукойл-Волгограднефтепереработка» (15,7 млн тонн) 93%

6. «Славнефть-Ярославнефтеоргсинтез» (15 млн тонн) 66%

7«Лукойл-Пермнефтеоргсинтез» (13,1 млн тонн)88%

8«Газпромнефть — Московский НПЗ» (12,15 млн тонн) 75%

9«РН-Туапсинский НПЗ» (12 млн тонн) 54%

10 «Ангарская нефтехимическая компания» (10,2 млн тонн) 78%

 

Глубина переработки нефти в России составляет 74%, в Европе - 85%, в США - 96%.

За 1966-1991 гг в СССР было построено 7 новых НПЗ, из них 6 - не в РСФСР (в г Лисичанске на Украине, г Мозыре в Беларуси, г Мажейкяе в Литве, г Чарджоу в Туркменистане, гг Чимкенте и Павлодаре Казахстане).

1. При общем объеме выпуска нефтепродуктов в 220-280 млн т, для того, чтобы повысить глубину переработки нефти на 1-2 %, нужно вводить в эксплуатацию по всей стране 10ки новых установок/год.

2. Заводы не появятся в мгновение ока - реальная жизнь это не компьютерная стратежка, где здание вырастает само собой из-под земли.

Только на разработку проекта модернизации НПЗ порой уходят годы.

- стимулирование развития малого бизнеса в сфере научно-технической и инновационной деятельности;

- выравнивание среднедушевых дохо­дов населения и формирование среднего класса.

Укрупненными объектами регулирования выступают макроэко­номические стоимостные пропорции, сегменты рынка и экономики, финансовая обеспеченность территорий страны и социальная сфера.

Через систему публичных финансов в развитых странах распре­деляется и перераспределяется до 50% национального дохода. В резуль­тате государство, применяя адекватные финансовые формы, методы и инструменты, получает и использует возможность прямого и косвен­ного финансового регулирования экономики и социальной сферы по следующим объектным видам:

- денежно-кредитное регулирование путем изменения денежной массы в обращении и ее структуры (денежных агрегатов), вы­пуска и погашения государственных (муниципальных) займов, изменения ставки рефинансирования (учетной ставки) цент­ральным банком страны, норм и нормативов банковской дея­тельности центральным банком, включая нормы банковского резервирования и страхования депозитов, льготное кредитова­ние под государственные гарантии и т.п.;

- валютное регулирование (валютные интервенции, меры по ук­реплению и ослаблению национальной валюты, формирование валютных резервов и изменение их объема и структуры, пога­шение или увеличение внешнего государственного долга и т.д.);

- государственное регулирование цен на стратегические и соци­ально значимые товары (установление абсолютных ценовых па­раметров, уровней предельного роста цен и тарифов, в том числе на продукцию естественных монополий);

- антикризисное регулирование и реструктуризация экономической и социальной сферы (формирование и использование Резерв­ного фонда, Фонда национального благосостояния, Инвести­ционного фонда РФ и иных фондов, бюджетное финансирова­ние национальных проектов, государственных целевых про­грамм и др.);

- регулирование экспортно-импортных операций путем установ­ления, отмены или изменения видов таможенных пошлин, дру­гих налогов и платежей, взимаемых при ввозе и вывозе, их ста­вок, базы и других элементов обложения; регулирование фондового и страхового рынков путем установ­ления норм и нормативов деятельности профессиональных уча­стников этих рынков, включая образование и использование собственных средств, капитала и резервов, а также введения особого порядка налогообложения по отдельным налогам;

- финансовое регулирование природопользования на основе ус­тановления и реализации принципа платности в форме лесных податей и арендной платы, водного налога, сборов за пользова­ние объектами животного мира и водных биологических ресур­сов, налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) и плате­жей за пользование недрами, земельного налога, арендных пла­тежей и нормативной цены земли, экологических платежей, а также таможенного регулирования вывоза и ввоза природно­го сырья и продуктов его первичной обработки, создания и ре­гулирования рынка прав на загрязнение окружающей среды;

- налоговое регулирование путем использования всего многооб­разия налоговых платежей, введения новых, изменения или отмены действующих налогов, изменения налоговых ставок, налоговых льгот и санкций, объектов налогообложения и по­рядка исчисления налоговых баз;

формирование и распределение государственных заказов и за­купок по хозяйствующим субъектам;

- прочие виды, формы, методы и инструменты государственно­го (муниципального) финансового регулирования.

Государственное финансовое регулирование может выступать в формах прямого и косвенного регу­лирования.

Прямое государственное финансовое регулирование предпо­лагает непосредственное воздействие на регулируемый объект и получе­ние регулируемым субъектом дополнительного финансового эффекта, выгоды (при стимулировании) и ограничение в получении субъектом финансовых ресурсов, выгоды (при сдерживании). Примерами могут служить таможенное и налоговое регулирование, прямая бюджетная поддержка территорий, отраслей, граждан и т.д.

Косвенное государствен­ное финансовое регулирование предполагает стимулирование или сдер­живание развития одного субъекта (субъектов) через воздействие на другие регулируемые объекты и субъекты. Например, государственное денежно-кредитное, валютное и ценовое регулирование предполагает воздействие на одни элементы или сегменты экономики, а эффект при этом (убыток) получают другие субъекты (экспортеры и импортеры, заемщики и депозитарии, производители и потребители).

 

Частнохозяйственное (корпоративное) финансовое регулирование

Этот блок системы финансового регулирования представляет собой саморегулирующуюся деятельность менеджмента коммерческих организаций в процессе разработки и реализации стратегии и тактики управления денежными потоками, корректировки плановых параметров движения финансовых ресурсов, выявления дополнительных резервов роста доходов и повышения эффективности расходов путем целенаправленного воздействия через финансовые механизмы и ин­струменты на микровоспроизводственный процесс.

В отличие от государственного (муниципального) финансового управления на уровне предприятий (организаций) сложно провести четкие границы между финансовым регулированием, финансовым планированием и финансовым контролем. Поэтому корпоративное регулирование тесно переплетается со всеми другими элемента­ми управления финансовыми потоками предприятия.

Объектом кор­поративного финансового регулирования выступают денежные потоки (финансовые ресурсы) предприятия, обеспечивающие его коммерче­скую и иную хозяйственно-финансовую деятельность и подлежащие целенаправленному воздействию со стороны органов управления (ме­неджмента) для получения экономического эффекта (результата).

Корпоративное финансовое регулирование представляет собой трехэтапный процесс, включающий комплекс мер, алгоритмов управлен­ческой деятельности и действий менеджмента предприятия на страте­гическом, тактическом и оперативном уровнях по выбору и примене­нию финансовых методов и инструментов регулирования финансовых потоков, формированию и реализации финансовой, учетной и налого­вой политики предприятия, обеспечению исполнения финансовых пла­нов и бюджетов.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: