Финансовое регулирование тесно связано с финансовым планированием. В этой связи меры финансового регулирования либо включаются в финансовые планы, либо принимаются по результатам исполнения финансовых планов.
Финансовое регулирование является важнейшим элементом общей системы государственного регулирования рыночной экономики. Основы государственного регулирования были заложены в конце 30-х гг. XX в. Дж. Кейнсом как ответная реакция на Великую депрессию, поразившую мировую экономику. В дальнейшем они получили свое развитие в разработках и рекомендациях неокейнсианцев и неоклассиков, направленных на предотвращение экономических кризисов и антицикличное развитие экономики.
Рыночные законы давно уже утратили автоматизм своего действия, поэтому современная экономика не в состоянии функционировать без активного государственного вмешательства. Государство превратилось в мощную производительную силу, в самостоятельный фактор общественного воспроизводства, а рыночная экономика модифицировалась в регулируемую.
Государственное регулирование социально-экономических процессов в обществе осуществляется административными и экономическими методами. В рыночной экономике первые ограничены в своем применении и предпочтение отдается вторым. Учитывая, что современные регулирующие методы принимают преимущественно денежную форму, основными методами и инструментами государственного регулирования являются финансовые.
Поэтому и система государственного регулирования в значительной мере выступает в форме государственного финансового регулирования.
Чаще всего финансовое регулирование сводится только к государственному (муниципальному) вмешательству в экономику и социальную сферу. Однако регулирующая деятельность осуществляется и менеджментом предприятий, поэтому в составе финансового регулирования следует выделять также частнохозяйственное (корпоративное) финансовое регулирование, или финансовое саморегулирование организаций (преимущественно коммерческих),
Таким образом, финансовое регулирование образует систему, включающую два крупных блока: публичное (государственное и муниципальное) финансовое регулирование и частнохозяйственное (корпоративное) финансовое регулирование (саморегулирование).
Финансовое регулирование направлено на предотвращение или устранение стоимостных и иных диспропорций, стимулирование или сдерживание ускоренного развития отдельных сфер, отраслей и видов деятельности, обеспечение развития научно-технического прогресса и социальной сферы путем целенаправленного перераспределения финансовых ресурсов в нужном направлении, в том числе в процессе исполнения и корректировки финансовых планов.
Рассмотрим содержание системы финансового регулирования по ее блокам и укрупненным регулируемым субъектам.
Публичное (государственное и муниципальное) финансовое регулирование
Цель современного финансового регулирования РФ. Важнейшими приоритетными и стратегическими направлениями государственного финансового регулирования в современной России являются:
- создание условий для перехода от сырьевой экономики к экономике инновационного типа, (рис. По динамике цен на нефть)
- технико-технологического перевооружения всех отраслей народного хозяйства и переориентации промышленности с первичной на глубокую переработку природного сырья; (рис. По НПЗ)
В настоящее время на территории России функционируют 32 крупных нефтеперерабатывающих завода и ещё 80 мини-предприятий, также занятых в данной отрасли. Совокупные мощности НПЗ страны дают возможности переработки 270 млн тонн сырья. Представляем вашему вниманию топ-10 заводов
1«Газпромнефть-ОНПЗ» (20,89 млн тонн) гл.перер.91,5%
2«Киришинефтеоргсинтез» (20,1 млн тонн) 54,8%
3 «Рязанская нефтеперерабатывающая компания» (18,8 млн тонн) 68,6%
4. «Лукойл-Нижегороднефтеоргсинтез» (17 млн тонн) 75%
5. «Лукойл-Волгограднефтепереработка» (15,7 млн тонн) 93%
6. «Славнефть-Ярославнефтеоргсинтез» (15 млн тонн) 66%
7«Лукойл-Пермнефтеоргсинтез» (13,1 млн тонн)88%
8«Газпромнефть — Московский НПЗ» (12,15 млн тонн) 75%
9«РН-Туапсинский НПЗ» (12 млн тонн) 54%
10 «Ангарская нефтехимическая компания» (10,2 млн тонн) 78%
Глубина переработки нефти в России составляет 74%, в Европе - 85%, в США - 96%.
За 1966-1991 гг в СССР было построено 7 новых НПЗ, из них 6 - не в РСФСР (в г Лисичанске на Украине, г Мозыре в Беларуси, г Мажейкяе в Литве, г Чарджоу в Туркменистане, гг Чимкенте и Павлодаре Казахстане).
1. При общем объеме выпуска нефтепродуктов в 220-280 млн т, для того, чтобы повысить глубину переработки нефти на 1-2 %, нужно вводить в эксплуатацию по всей стране 10ки новых установок/год.
2. Заводы не появятся в мгновение ока - реальная жизнь это не компьютерная стратежка, где здание вырастает само собой из-под земли.
Только на разработку проекта модернизации НПЗ порой уходят годы.
- стимулирование развития малого бизнеса в сфере научно-технической и инновационной деятельности;
- выравнивание среднедушевых доходов населения и формирование среднего класса.
Укрупненными объектами регулирования выступают макроэкономические стоимостные пропорции, сегменты рынка и экономики, финансовая обеспеченность территорий страны и социальная сфера.
Через систему публичных финансов в развитых странах распределяется и перераспределяется до 50% национального дохода. В результате государство, применяя адекватные финансовые формы, методы и инструменты, получает и использует возможность прямого и косвенного финансового регулирования экономики и социальной сферы по следующим объектным видам:
- денежно-кредитное регулирование путем изменения денежной массы в обращении и ее структуры (денежных агрегатов), выпуска и погашения государственных (муниципальных) займов, изменения ставки рефинансирования (учетной ставки) центральным банком страны, норм и нормативов банковской деятельности центральным банком, включая нормы банковского резервирования и страхования депозитов, льготное кредитование под государственные гарантии и т.п.;
- валютное регулирование (валютные интервенции, меры по укреплению и ослаблению национальной валюты, формирование валютных резервов и изменение их объема и структуры, погашение или увеличение внешнего государственного долга и т.д.);
- государственное регулирование цен на стратегические и социально значимые товары (установление абсолютных ценовых параметров, уровней предельного роста цен и тарифов, в том числе на продукцию естественных монополий);
- антикризисное регулирование и реструктуризация экономической и социальной сферы (формирование и использование Резервного фонда, Фонда национального благосостояния, Инвестиционного фонда РФ и иных фондов, бюджетное финансирование национальных проектов, государственных целевых программ и др.);
- регулирование экспортно-импортных операций путем установления, отмены или изменения видов таможенных пошлин, других налогов и платежей, взимаемых при ввозе и вывозе, их ставок, базы и других элементов обложения; регулирование фондового и страхового рынков путем установления норм и нормативов деятельности профессиональных участников этих рынков, включая образование и использование собственных средств, капитала и резервов, а также введения особого порядка налогообложения по отдельным налогам;
- финансовое регулирование природопользования на основе установления и реализации принципа платности в форме лесных податей и арендной платы, водного налога, сборов за пользование объектами животного мира и водных биологических ресурсов, налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) и платежей за пользование недрами, земельного налога, арендных платежей и нормативной цены земли, экологических платежей, а также таможенного регулирования вывоза и ввоза природного сырья и продуктов его первичной обработки, создания и регулирования рынка прав на загрязнение окружающей среды;
- налоговое регулирование путем использования всего многообразия налоговых платежей, введения новых, изменения или отмены действующих налогов, изменения налоговых ставок, налоговых льгот и санкций, объектов налогообложения и порядка исчисления налоговых баз;
формирование и распределение государственных заказов и закупок по хозяйствующим субъектам;
- прочие виды, формы, методы и инструменты государственного (муниципального) финансового регулирования.
Государственное финансовое регулирование может выступать в формах прямого и косвенного регулирования.
Прямое государственное финансовое регулирование предполагает непосредственное воздействие на регулируемый объект и получение регулируемым субъектом дополнительного финансового эффекта, выгоды (при стимулировании) и ограничение в получении субъектом финансовых ресурсов, выгоды (при сдерживании). Примерами могут служить таможенное и налоговое регулирование, прямая бюджетная поддержка территорий, отраслей, граждан и т.д.
Косвенное государственное финансовое регулирование предполагает стимулирование или сдерживание развития одного субъекта (субъектов) через воздействие на другие регулируемые объекты и субъекты. Например, государственное денежно-кредитное, валютное и ценовое регулирование предполагает воздействие на одни элементы или сегменты экономики, а эффект при этом (убыток) получают другие субъекты (экспортеры и импортеры, заемщики и депозитарии, производители и потребители).
Частнохозяйственное (корпоративное) финансовое регулирование
Этот блок системы финансового регулирования представляет собой саморегулирующуюся деятельность менеджмента коммерческих организаций в процессе разработки и реализации стратегии и тактики управления денежными потоками, корректировки плановых параметров движения финансовых ресурсов, выявления дополнительных резервов роста доходов и повышения эффективности расходов путем целенаправленного воздействия через финансовые механизмы и инструменты на микровоспроизводственный процесс.
В отличие от государственного (муниципального) финансового управления на уровне предприятий (организаций) сложно провести четкие границы между финансовым регулированием, финансовым планированием и финансовым контролем. Поэтому корпоративное регулирование тесно переплетается со всеми другими элементами управления финансовыми потоками предприятия.
Объектом корпоративного финансового регулирования выступают денежные потоки (финансовые ресурсы) предприятия, обеспечивающие его коммерческую и иную хозяйственно-финансовую деятельность и подлежащие целенаправленному воздействию со стороны органов управления (менеджмента) для получения экономического эффекта (результата).
Корпоративное финансовое регулирование представляет собой трехэтапный процесс, включающий комплекс мер, алгоритмов управленческой деятельности и действий менеджмента предприятия на стратегическом, тактическом и оперативном уровнях по выбору и применению финансовых методов и инструментов регулирования финансовых потоков, формированию и реализации финансовой, учетной и налоговой политики предприятия, обеспечению исполнения финансовых планов и бюджетов.