Сводный бюджет составляется в форме бюджета доходов и расходов, бюджета движения денежных средств и налогового бюджета.




Бюджет доходов и расходов. В доходной части сводного бюджета планиру­ются выручка от реализации, доходы от внереализационной деятель­ности, остатки денежных средств на банковских счетах и заемные сред­ства, а в расходной части — налоги и другие обязательные платежи в бюджетную систему, оплата труда, закупки сырья, материалов и элект­роэнергии, выплаты по кредитам и займам с учетом процентов, прочие расходы.

В бюджете движения денежных средств отражаются все пла­новые операции по счетам организации и ее структурных подразделе­ний, на которых учитывается движение безналичных и наличных средств (по расчетным, текущим счетам), а также остатки средств на этих счетах. Поскольку налогоплательщиком чаще всего выступает организация в целом, а не ее структурные подразделения, налоговый бюджет включается в состав сводного бюджета в качестве относитель­но самостоятельного элемента.

Целью налогового бюджетирования является управление (планирование, координация и контроль) нало­говыми потоками организации: входящими — в виде экономии на на­логовых платежах, получаемой организацией в результате их миними­зации и оптимизации (налоговые доходы); исходящими — в виде всех налоговых платежей, подлежащих уплате организацией в бюджетную систему (налоговые расходы).

Бюджет каждого структурного подразделения включает совокуп­ность частных бюджетов, конкретизирующих его основные параметры по центрам доходов и расходов: бюджет оплаты труда, бюджеты мате­риальных затрат и затрат на электроэнергию, бюджет капитальных вло­жений, бюджет амортизации, бюджет прочих расходов, бюджет погаше­ния кредитов и др. Это позволяет охватить бюджетированием все денежные (финансовые) потоки организации в целом и в разрезе ее цент­ров финансовой ответственности, центров доходов и расходов. Такая де­тализация денежных потоков организации во взаимоувязке с ее материальными потоками позволяет оптимизировать и сбалансировать входящие и исходящие финансовые потоки уже на стадии их планирования, эффек­тивно управлять финансами в процессе исполнения бюджетов, имея ши­рокие возможности оперативного контроля и внесения при необходимо­сти соответствующих изменений в бюджетные параметры по факту.

 

При бюджетировании увеличиваются возможности планирования финансовых вложений и источников инвестирования в расширение производства, модернизацию и техническое перевооружение.

Процесс бюджетирования можно отнести к сквозному стратегическому типу финансового планирования коммерческих организаций. Его примене­ние повышает инвестиционную привлекательность организации, по­скольку бюджетирование обеспечивает прозрачность финансовых по­токов для внешних пользователей — инвесторов и банков, что создает условия для снижения риска инвестирования в такую компанию и предоставления ей долгосрочных кредитов.

Финансовые планы некоммерческих организаций (бюджетных уч­реждений, иных некоммерческих организаций) составляются с целью определения объема финансовых ресурсов и направлений их исполь­зования в рамках осуществления этими организациями уставной дея­тельности по представлению социально-культурных, научных, образо­вательных и иных услуг на некоммерческой основе.

Бюджетным организациям (учреждениям) вменяется в обязан­ность составлять бюджетные сметы в порядке, установленном БК РФ.

Бюджетная смета представляет собой документ, в котором устанавливаются в соответствии с классификацией расходов бюджета лимиты бюджетных обязательств бюджетной организации. Смета включает расходы бюджетного учреждения, связанные с выполнением его функ­ций в соответствии с уставом (расходы на оплату труда работников, поставок товаров, работ, услуг, на уплату налогов и других обязатель­ных платежей в бюджет и государственные внебюджетные фонды), с выделением расходов, финансируемых за счет бюджетных ассигно­ваний и из небюджетных источников.

Бюджетная смета составляется учреждением на основе показате­лей, доведенных до него главным распорядителем или распорядителем бюджетных средств (органом публичной власти, органом управления внебюджетным фондом, бюджетным учреждением, имеющим право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обяза­тельств среди подведомственных бюджетных учреждений). Для состав­ления проекта сметы бюджетные учреждения используют установлен­ные законодательными и нормативными правовыми актами тарифы и цены, нормы и нормативы расходов, хозяйственные договоры и дан­ные о расходах за прошлый год. Показатели проекта годовой сметы разбиваются по кварталам. После принятия закона (решения) о бюд­жете на очередной год происходит уточнение бюджетными учрежде­ниями проектов своих смет с учетом показателей принятого бюджета. Затем уточненные проекты смет утверждаются главными распоряди­телями (распорядителями) или руководителями бюджетных учрежде­ний, имеющими на это право, в качестве директивных финансовых пла­нов бюджетных организаций.

Прочие некоммерческие организации вправе выбирать виды фи­нансовых планов: баланс доходов и расходов или смету доходов и рас­ходов. Избранная форма планирования должна быть установлена в уч­редительских документах организации. Чаще всего финансовые планы в форме сметы доходов и расходов используют общественные и рели­гиозные организации и различные общественные фонды. Финансовые планы таких некоммерческих организаций регламентируются, разра­батываются и утверждаются самими организациями, и в этом их фи­нансовое планирование сближается с планированием коммерческих организаций, хотя цели у них различные.

 


 

Финансовое прогнозирование.

Чаще всего финансовое прогнозирование выделяют в самостоя­тельный вид управленческой деятельности, предшествующий финан­совому планированию. Однако это справедливо лишь отчасти и в отношении управления публичными финансами, что обусловлено директивностью финансового планирования.

В отличие от финансовых пла­нов финансовые прогнозы органов государственной власти и местного самоуправления не имеют силы закона; они обеспечивают стратегичес­кие цели социально-экономической политики и носят аналитический, информационно-оценочный характер.

Финансовое прогнозирование представ­ляет собой деятельность по предвидению и стратегической оценке пер­спектив развития финансов, объема, состава и структуры финансовых ресурсов и направлений их использования.

На уровне предприятий (орга­низаций), где финансовое планирование, по сути, не может быть ди­рективным, финансовые планы и финансовые прогнозы разграничить очень сложно.

Таким образом, финансовое прогнозирование — это ско­рее всего форма финансового планирования, имеющая относительно самостоятельное значение.

Целью финансового прогнозирования является разработка экономически обоснованных оценочных параметров развития финансов, обеспечения финансовыми ресурсами и финансирования прогнозов социально-экономического развития страны, ее территорий и хозяй­ствующих субъектов на среднесрочную и долгосрочную перспективу, | также обоснование показателей финансовых планов.

Основнымиза­дачами финансового прогнозирования выступают: обеспечение перспек­тивной взаимоувязки денежно-стоимостных и материально-имуще­ственных пропорций; прогнозирование источников, объема и структуры финансовых ресурсов, которыми смогут располагать органы власти и субъекты хозяйствования; обоснование приоритетов, направлений и путей использования финансовых ресурсов органами власти и ме­неджментом организаций; определение результата и оценка финансо­вых последствий принимаемых решений в рамках параметров финан­сового прогноза.

В процессе финансового прогнозирования составляются финан­совые прогнозы, которые также можно назвать перспективными фи­нансовыми планами. Прогнозы могут быть среднесрочными, составляемыми на срок от трех до пяти лет, и долгосрочными — на более дли­тельный прогнозируемый период.

Финансовые прогнозы организаций отличаются от финансовых планов лишь более длительными сроками планирования (по форме они аналогичны).

Методы и этапы финансового планирования и прогнозирования

В финансовых планах отражаются финансовые показатели - это абсолютные величины, характеризующие создание и использование финансовых ресурсов в экономике государства, ее финансовое положение, результаты хозяйственной деятельности предпринимательских структур, уровень доходов населения, распределение и перераспределение валового внутреннего продукта с помощью финансов.

Совокупность финансовых показателей создает систему, которая распределяется на сводные и индивидуальные показатели.

Сводные показатели характеризуют явления и процессы на макроуровне. Индивидуальные - детализируют построенные и дополняют их.

Сводные финансовые показатели можно условно разделить на общегосударственные, отраслевые и территориальные. К ним относятся:

-общий объем финансовых ресурсов;

- объемы доходов и расходов бюджета,

- объем денежных накоплений в экономике государства,

-размеры фонда потребления и фонда накопления и т.д.

Примером детализации сводных показателей могут быть показатели: доходы бюджетов по различным налогам; нефтегазовые и ненефтегазовые доходы; доходы по отраслям; расходы по различным направлениям бюджета ит.д.

Наиболее важные показатели финансовой деятельности предприятий:

1. Прибыль (убыток) по состоянию на конец отчетного года(квартала).
2. Рентабельность

3. Оборотные средства предприятия – это авансированная в денежной форме стоимость
4. Оборачиваемость оборотных средств

5. Денежные поступления предприятий (включают всю сумму денежных средств, поступающих от реализации продукции, выполненных работ, оказания услуг на предприятии)

6. Кредиторская задолженность (задолженность по расчетам с поставщиками и подрядчиками
7. Дебиторская задолженность (это задолженность за товары, работы и услуги по расчетам с дебиторами, по векселям, с дочерними предприятиями, с персоналом по прочим операциям, с бюджетом, с прочими дебиторами)
8. Просроченная задолженность (это задолженность, не погашенная в оговоренные договором сроки)

9. Финансовые вложения (это долгосрочные и краткосрочные инвестиции предприятий в ценные бумаги (портфельное инвестирование), процентные облигации местных и государственных займов, в уставные фонды иных предприятий, образованных на территории страны, капитал за рубежом, а также предоставленные другим предприятиям займы и кредиты (ссудное инвестирование).
10. Финансовая устойчивость предприятия определяется состоянием финансовых ресурсов, которые обеспечивают бесперебойный, расширенный процесс производства и реализацию продукции на основе роста прибыли.

Именно эти показатели и планируются в финансовых планах государства и предприятий.

Финансовое планирование и прогнозирование) представляет со­бой трехэтапный процесс, включающий:

- анализ выполнения финансо­вого плана (прогноза);

- определение плановых (прогнозных) показате­лей;

- формирование финансового плана (прогноза).

1. На этапе анализа выполнения финансового плана (прогноза) опре­деляется степень исполнения запланированных параметров за истек­ший период по сравнению с фактическими результатами, выявляются резервы роста доходов и привлечения других финансовых ресурсов, определяются направления и пути повышения эффективности их ис­пользования, а также осуществляется мониторинг ожидаемого испол­нения плана (прогноза).

При этом используются следующие аналити­ческие методы;

- горизонтально-вертикальный анализ (сравниваются абсолютные плановые и отчетные, текущие и прошлые показатели, а также их соответствующие структурные доли, определяется влияние изменений показателей на общие результаты);

- трендовый анализ (вы­являются тенденции изменения финансовых показателей путем сравне­ния плановых и отчетных показателей за ряд лет);

- факторный анализ (выявляется влияние различных факторов на финансовые показатели).

2. Этап определения плановых (прогнозных) показателей связан с рас­четом конкретных значений этих показателей, характеризующих про­цессы формирования и использования финансовых ресурсов (доходов). Планирование и прогнозирование предполагает разработку несколь­ких вариантов системы финансовых показателей с учетом их взаимо­увязки с другими планами и прогнозами.

На данном этапе следует учесть, что необходимым условием разработки планов является составление финансовых прогнозов. Финансовое прогнозирование, с одной стороны, предшествует финансовому планированию, а с другой является его составной частью, так как разработка финансовых планов производится на базе показателей финансовых прогнозов. Прогнозы дают возможность рассмотреть различные варианты развития финансов, например, при благоприятных, усредненных и наихудших сценариях развития экономики, субъекта хозяйствования, конъюнктуры рынка и т.п. Финансовые прогнозы могут быть краткосрочными (до 3 лет), среднесрочными (на 5—7 лет) и долгосрочными (до 10-15 лет).

В процессе финансового прогнозирования для расчета плановых финансовых показателей могут быть использованы такие специфические методы, как математическое моделирование, эконометрическое прогнозирование, экспертные оценки, построение трендов и составление сценариев, стохастические методы.

Метод математического моделирования основан на учете множе­ства факторов и выборе оптимального из нескольких вариантов проек­та прогноза (плана) с позиций соответствия концепции и стратегии социально-экономической и финансовой политики.

Метод эконометрического прогнозирования предполагает расчет показателей на основе статистических оценочных коэффициентов при одной или нескольких экономических переменных (факторах влияния па показатели прогноза или плана) и построение эконометрических моделей финансового прогноза (плана). При этом используется ма­тематический аппарат регрессионного анализа, что позволяет дать «щенку усредненных взаимосвязей и пропорций в экономике страны, ее территорий и отдельных предприятий. Эконометрические модели позволяют с определенной степенью вероятности описать динамику по­казателей в зависимости от изменения факторов, влияющих на финан­совые параметры.

Метод экспертных оценок обычно применяется для проверки пра­вильности и надежности результатов, полученных на основе экономи­ко-математических методов финансового планирования. Метод преду­сматривает обобщение и обработку оценок экспертов по определенным вопросам. Точность прогнозов (планов) зависит от профессионализма экспертов, и, несмотря на относительную простоту метода, экспертные оценки носят субъективный характер.

Метод построения трендов строится на зависимости групп дохо­дов и расходов от фактора времени исходя из трендов (тенденций) их постоянных темпов или постоянных абсолютных изменений, но при этом не учитываются многие другие факторы, что является недостат­ком данного метода прогнозирования (планирования).

Сценарный метод основан на субъективных предпочтениях долж­ностных лиц, менеджеров, инвесторов и собственников. Несмотря ни на что, этот метод бывает весьма полезен для оценки последствий раз­работки государственных программ и крупных корпоративных (част­нохозяйственных) проектов.

Стохастические методы связаны с вероятностной оценкой про­гнозных (плановых) параметров и взаимосвязи между финансовыми показателями и исходными эмпирическими данными, используемыми при прогнозировании.

То есть данные специфические методы прогнозирования(планирования) финансовых показателей позволяют расширить возможности планирования в зависимости от вариантов развития событий.

 

Непосредственно в процессе планирования при определении будущих показателей применяются следующие методы:

1) метод «от достигнутого» (или экстраполяции), который осно­ван на корректировке показателей базового периода с учетом устойчивых тенденций их изменения; он прост в применении и нетрудоемок, но влечет за собой перенос недостатков прош­лого на будущее, не ориентирует на выявление резервов;

2) нормативный метод, предполагающий расчет показателей на основе установленных норм и нормативов, предельных значе­ний и лимитов, минимальных социальных стандартов, цен и та­рифов, ставок и т.п.; он способствует соблюдению режима эко­номии, стандартизации хозяйственно-финансовых операций и социальной защиты населения, а также внедрению экономи­ко-математических методов в финансовое планирование (про­гнозирование); нормативный метод ограничен в примене­нии, так как требует разработки научно обоснованных норм, нормативов и стандартов;

3) индексный метод, который связан с использованием системы индексов, например индексов физических объемов, индексов-дефляторов, социальных индексов и т.д.; он применяется для расчетов отдельных финансовых показателей, для которых це­лесообразно использовать индексы;

4) программно-целевой метод, позволяющий оценить и выбрать оптимальный вариант из различных программ развития видов деятельности, сфер, отраслей, территорий и других целевых программ; основным достоинством этого метода является ори­ентация на конкретный результат и адресность, но он доста­точно трудоемок.

3. Наконец, на этапе формирования финансового плана (прогноза) происходит его непосредственное составление по доходам, расходам и другим показателям, после чего план утверждается уполномоченны­ми лицами. При составлении планов (прогнозов) чаще всего использу­ется балансовый метод, основанный на увязке финансовых ресурсов (доходов) с финансовыми потребностями органов власти и субъектов хозяйствования.

В рамках третьего этапа финансового планирования в современных условиях широко применяется метод оптимизации плановых решений, сущность кᴏᴛᴏᴩого заключается в разработке нескольких вариантов финансового плана, из кᴏᴛᴏᴩых выбирается один, наиболее оптимальный. При ϶ᴛᴏм могут применяться разные критерии выбора:

  • на микроэкономическом уровне: минимум приведенных затрат; максимум приведенной прибыли; минимум времени на оборот капитала; максимум дохода (прибыли) на рубль вложенного капитала и т.п.;
  • на макроэкономическом уровне: максимум доходов бюджета; минимум текущих расходов бюджета; минимум непроцентных расходов бюджета; максимальная эффективность расходов бюджета; максимальный социально-экономический эффект капитальных расходов бюджета и др.


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: