Бюджет доходов и расходов. В доходной части сводного бюджета планируются выручка от реализации, доходы от внереализационной деятельности, остатки денежных средств на банковских счетах и заемные средства, а в расходной части — налоги и другие обязательные платежи в бюджетную систему, оплата труда, закупки сырья, материалов и электроэнергии, выплаты по кредитам и займам с учетом процентов, прочие расходы.
В бюджете движения денежных средств отражаются все плановые операции по счетам организации и ее структурных подразделений, на которых учитывается движение безналичных и наличных средств (по расчетным, текущим счетам), а также остатки средств на этих счетах. Поскольку налогоплательщиком чаще всего выступает организация в целом, а не ее структурные подразделения, налоговый бюджет включается в состав сводного бюджета в качестве относительно самостоятельного элемента.
Целью налогового бюджетирования является управление (планирование, координация и контроль) налоговыми потоками организации: входящими — в виде экономии на налоговых платежах, получаемой организацией в результате их минимизации и оптимизации (налоговые доходы); исходящими — в виде всех налоговых платежей, подлежащих уплате организацией в бюджетную систему (налоговые расходы).
Бюджет каждого структурного подразделения включает совокупность частных бюджетов, конкретизирующих его основные параметры по центрам доходов и расходов: бюджет оплаты труда, бюджеты материальных затрат и затрат на электроэнергию, бюджет капитальных вложений, бюджет амортизации, бюджет прочих расходов, бюджет погашения кредитов и др. Это позволяет охватить бюджетированием все денежные (финансовые) потоки организации в целом и в разрезе ее центров финансовой ответственности, центров доходов и расходов. Такая детализация денежных потоков организации во взаимоувязке с ее материальными потоками позволяет оптимизировать и сбалансировать входящие и исходящие финансовые потоки уже на стадии их планирования, эффективно управлять финансами в процессе исполнения бюджетов, имея широкие возможности оперативного контроля и внесения при необходимости соответствующих изменений в бюджетные параметры по факту.
При бюджетировании увеличиваются возможности планирования финансовых вложений и источников инвестирования в расширение производства, модернизацию и техническое перевооружение.
Процесс бюджетирования можно отнести к сквозному стратегическому типу финансового планирования коммерческих организаций. Его применение повышает инвестиционную привлекательность организации, поскольку бюджетирование обеспечивает прозрачность финансовых потоков для внешних пользователей — инвесторов и банков, что создает условия для снижения риска инвестирования в такую компанию и предоставления ей долгосрочных кредитов.
Финансовые планы некоммерческих организаций (бюджетных учреждений, иных некоммерческих организаций) составляются с целью определения объема финансовых ресурсов и направлений их использования в рамках осуществления этими организациями уставной деятельности по представлению социально-культурных, научных, образовательных и иных услуг на некоммерческой основе.
Бюджетным организациям (учреждениям) вменяется в обязанность составлять бюджетные сметы в порядке, установленном БК РФ.
Бюджетная смета представляет собой документ, в котором устанавливаются в соответствии с классификацией расходов бюджета лимиты бюджетных обязательств бюджетной организации. Смета включает расходы бюджетного учреждения, связанные с выполнением его функций в соответствии с уставом (расходы на оплату труда работников, поставок товаров, работ, услуг, на уплату налогов и других обязательных платежей в бюджет и государственные внебюджетные фонды), с выделением расходов, финансируемых за счет бюджетных ассигнований и из небюджетных источников.
Бюджетная смета составляется учреждением на основе показателей, доведенных до него главным распорядителем или распорядителем бюджетных средств (органом публичной власти, органом управления внебюджетным фондом, бюджетным учреждением, имеющим право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств среди подведомственных бюджетных учреждений). Для составления проекта сметы бюджетные учреждения используют установленные законодательными и нормативными правовыми актами тарифы и цены, нормы и нормативы расходов, хозяйственные договоры и данные о расходах за прошлый год. Показатели проекта годовой сметы разбиваются по кварталам. После принятия закона (решения) о бюджете на очередной год происходит уточнение бюджетными учреждениями проектов своих смет с учетом показателей принятого бюджета. Затем уточненные проекты смет утверждаются главными распорядителями (распорядителями) или руководителями бюджетных учреждений, имеющими на это право, в качестве директивных финансовых планов бюджетных организаций.
Прочие некоммерческие организации вправе выбирать виды финансовых планов: баланс доходов и расходов или смету доходов и расходов. Избранная форма планирования должна быть установлена в учредительских документах организации. Чаще всего финансовые планы в форме сметы доходов и расходов используют общественные и религиозные организации и различные общественные фонды. Финансовые планы таких некоммерческих организаций регламентируются, разрабатываются и утверждаются самими организациями, и в этом их финансовое планирование сближается с планированием коммерческих организаций, хотя цели у них различные.
Финансовое прогнозирование.
Чаще всего финансовое прогнозирование выделяют в самостоятельный вид управленческой деятельности, предшествующий финансовому планированию. Однако это справедливо лишь отчасти и в отношении управления публичными финансами, что обусловлено директивностью финансового планирования.
В отличие от финансовых планов финансовые прогнозы органов государственной власти и местного самоуправления не имеют силы закона; они обеспечивают стратегические цели социально-экономической политики и носят аналитический, информационно-оценочный характер.
Финансовое прогнозирование представляет собой деятельность по предвидению и стратегической оценке перспектив развития финансов, объема, состава и структуры финансовых ресурсов и направлений их использования.
На уровне предприятий (организаций), где финансовое планирование, по сути, не может быть директивным, финансовые планы и финансовые прогнозы разграничить очень сложно.
Таким образом, финансовое прогнозирование — это скорее всего форма финансового планирования, имеющая относительно самостоятельное значение.
Целью финансового прогнозирования является разработка экономически обоснованных оценочных параметров развития финансов, обеспечения финансовыми ресурсами и финансирования прогнозов социально-экономического развития страны, ее территорий и хозяйствующих субъектов на среднесрочную и долгосрочную перспективу, | также обоснование показателей финансовых планов.
Основнымизадачами финансового прогнозирования выступают: обеспечение перспективной взаимоувязки денежно-стоимостных и материально-имущественных пропорций; прогнозирование источников, объема и структуры финансовых ресурсов, которыми смогут располагать органы власти и субъекты хозяйствования; обоснование приоритетов, направлений и путей использования финансовых ресурсов органами власти и менеджментом организаций; определение результата и оценка финансовых последствий принимаемых решений в рамках параметров финансового прогноза.
В процессе финансового прогнозирования составляются финансовые прогнозы, которые также можно назвать перспективными финансовыми планами. Прогнозы могут быть среднесрочными, составляемыми на срок от трех до пяти лет, и долгосрочными — на более длительный прогнозируемый период.
Финансовые прогнозы организаций отличаются от финансовых планов лишь более длительными сроками планирования (по форме они аналогичны).
Методы и этапы финансового планирования и прогнозирования
В финансовых планах отражаются финансовые показатели - это абсолютные величины, характеризующие создание и использование финансовых ресурсов в экономике государства, ее финансовое положение, результаты хозяйственной деятельности предпринимательских структур, уровень доходов населения, распределение и перераспределение валового внутреннего продукта с помощью финансов.
Совокупность финансовых показателей создает систему, которая распределяется на сводные и индивидуальные показатели.
Сводные показатели характеризуют явления и процессы на макроуровне. Индивидуальные - детализируют построенные и дополняют их.
Сводные финансовые показатели можно условно разделить на общегосударственные, отраслевые и территориальные. К ним относятся:
-общий объем финансовых ресурсов;
- объемы доходов и расходов бюджета,
- объем денежных накоплений в экономике государства,
-размеры фонда потребления и фонда накопления и т.д.
Примером детализации сводных показателей могут быть показатели: доходы бюджетов по различным налогам; нефтегазовые и ненефтегазовые доходы; доходы по отраслям; расходы по различным направлениям бюджета ит.д.
Наиболее важные показатели финансовой деятельности предприятий:
1. Прибыль (убыток) по состоянию на конец отчетного года(квартала).
2. Рентабельность
3. Оборотные средства предприятия – это авансированная в денежной форме стоимость
4. Оборачиваемость оборотных средств
5. Денежные поступления предприятий (включают всю сумму денежных средств, поступающих от реализации продукции, выполненных работ, оказания услуг на предприятии)
6. Кредиторская задолженность (задолженность по расчетам с поставщиками и подрядчиками
7. Дебиторская задолженность (это задолженность за товары, работы и услуги по расчетам с дебиторами, по векселям, с дочерними предприятиями, с персоналом по прочим операциям, с бюджетом, с прочими дебиторами)
8. Просроченная задолженность (это задолженность, не погашенная в оговоренные договором сроки)
9. Финансовые вложения (это долгосрочные и краткосрочные инвестиции предприятий в ценные бумаги (портфельное инвестирование), процентные облигации местных и государственных займов, в уставные фонды иных предприятий, образованных на территории страны, капитал за рубежом, а также предоставленные другим предприятиям займы и кредиты (ссудное инвестирование).
10. Финансовая устойчивость предприятия определяется состоянием финансовых ресурсов, которые обеспечивают бесперебойный, расширенный процесс производства и реализацию продукции на основе роста прибыли.
Именно эти показатели и планируются в финансовых планах государства и предприятий.
Финансовое планирование и прогнозирование) представляет собой трехэтапный процесс, включающий:
- анализ выполнения финансового плана (прогноза);
- определение плановых (прогнозных) показателей;
- формирование финансового плана (прогноза).
1. На этапе анализа выполнения финансового плана (прогноза) определяется степень исполнения запланированных параметров за истекший период по сравнению с фактическими результатами, выявляются резервы роста доходов и привлечения других финансовых ресурсов, определяются направления и пути повышения эффективности их использования, а также осуществляется мониторинг ожидаемого исполнения плана (прогноза).
При этом используются следующие аналитические методы;
- горизонтально-вертикальный анализ (сравниваются абсолютные плановые и отчетные, текущие и прошлые показатели, а также их соответствующие структурные доли, определяется влияние изменений показателей на общие результаты);
- трендовый анализ (выявляются тенденции изменения финансовых показателей путем сравнения плановых и отчетных показателей за ряд лет);
- факторный анализ (выявляется влияние различных факторов на финансовые показатели).
2. Этап определения плановых (прогнозных) показателей связан с расчетом конкретных значений этих показателей, характеризующих процессы формирования и использования финансовых ресурсов (доходов). Планирование и прогнозирование предполагает разработку нескольких вариантов системы финансовых показателей с учетом их взаимоувязки с другими планами и прогнозами.
На данном этапе следует учесть, что необходимым условием разработки планов является составление финансовых прогнозов. Финансовое прогнозирование, с одной стороны, предшествует финансовому планированию, а с другой является его составной частью, так как разработка финансовых планов производится на базе показателей финансовых прогнозов. Прогнозы дают возможность рассмотреть различные варианты развития финансов, например, при благоприятных, усредненных и наихудших сценариях развития экономики, субъекта хозяйствования, конъюнктуры рынка и т.п. Финансовые прогнозы могут быть краткосрочными (до 3 лет), среднесрочными (на 5—7 лет) и долгосрочными (до 10-15 лет).
В процессе финансового прогнозирования для расчета плановых финансовых показателей могут быть использованы такие специфические методы, как математическое моделирование, эконометрическое прогнозирование, экспертные оценки, построение трендов и составление сценариев, стохастические методы.
Метод математического моделирования основан на учете множества факторов и выборе оптимального из нескольких вариантов проекта прогноза (плана) с позиций соответствия концепции и стратегии социально-экономической и финансовой политики.
Метод эконометрического прогнозирования предполагает расчет показателей на основе статистических оценочных коэффициентов при одной или нескольких экономических переменных (факторах влияния па показатели прогноза или плана) и построение эконометрических моделей финансового прогноза (плана). При этом используется математический аппарат регрессионного анализа, что позволяет дать «щенку усредненных взаимосвязей и пропорций в экономике страны, ее территорий и отдельных предприятий. Эконометрические модели позволяют с определенной степенью вероятности описать динамику показателей в зависимости от изменения факторов, влияющих на финансовые параметры.
Метод экспертных оценок обычно применяется для проверки правильности и надежности результатов, полученных на основе экономико-математических методов финансового планирования. Метод предусматривает обобщение и обработку оценок экспертов по определенным вопросам. Точность прогнозов (планов) зависит от профессионализма экспертов, и, несмотря на относительную простоту метода, экспертные оценки носят субъективный характер.
Метод построения трендов строится на зависимости групп доходов и расходов от фактора времени исходя из трендов (тенденций) их постоянных темпов или постоянных абсолютных изменений, но при этом не учитываются многие другие факторы, что является недостатком данного метода прогнозирования (планирования).
Сценарный метод основан на субъективных предпочтениях должностных лиц, менеджеров, инвесторов и собственников. Несмотря ни на что, этот метод бывает весьма полезен для оценки последствий разработки государственных программ и крупных корпоративных (частнохозяйственных) проектов.
Стохастические методы связаны с вероятностной оценкой прогнозных (плановых) параметров и взаимосвязи между финансовыми показателями и исходными эмпирическими данными, используемыми при прогнозировании.
То есть данные специфические методы прогнозирования(планирования) финансовых показателей позволяют расширить возможности планирования в зависимости от вариантов развития событий.
Непосредственно в процессе планирования при определении будущих показателей применяются следующие методы:
1) метод «от достигнутого» (или экстраполяции), который основан на корректировке показателей базового периода с учетом устойчивых тенденций их изменения; он прост в применении и нетрудоемок, но влечет за собой перенос недостатков прошлого на будущее, не ориентирует на выявление резервов;
2) нормативный метод, предполагающий расчет показателей на основе установленных норм и нормативов, предельных значений и лимитов, минимальных социальных стандартов, цен и тарифов, ставок и т.п.; он способствует соблюдению режима экономии, стандартизации хозяйственно-финансовых операций и социальной защиты населения, а также внедрению экономико-математических методов в финансовое планирование (прогнозирование); нормативный метод ограничен в применении, так как требует разработки научно обоснованных норм, нормативов и стандартов;
3) индексный метод, который связан с использованием системы индексов, например индексов физических объемов, индексов-дефляторов, социальных индексов и т.д.; он применяется для расчетов отдельных финансовых показателей, для которых целесообразно использовать индексы;
4) программно-целевой метод, позволяющий оценить и выбрать оптимальный вариант из различных программ развития видов деятельности, сфер, отраслей, территорий и других целевых программ; основным достоинством этого метода является ориентация на конкретный результат и адресность, но он достаточно трудоемок.
3. Наконец, на этапе формирования финансового плана (прогноза) происходит его непосредственное составление по доходам, расходам и другим показателям, после чего план утверждается уполномоченными лицами. При составлении планов (прогнозов) чаще всего используется балансовый метод, основанный на увязке финансовых ресурсов (доходов) с финансовыми потребностями органов власти и субъектов хозяйствования.
В рамках третьего этапа финансового планирования в современных условиях широко применяется метод оптимизации плановых решений, сущность кᴏᴛᴏᴩого заключается в разработке нескольких вариантов финансового плана, из кᴏᴛᴏᴩых выбирается один, наиболее оптимальный. При ϶ᴛᴏм могут применяться разные критерии выбора:
- на микроэкономическом уровне: минимум приведенных затрат; максимум приведенной прибыли; минимум времени на оборот капитала; максимум дохода (прибыли) на рубль вложенного капитала и т.п.;
- на макроэкономическом уровне: максимум доходов бюджета; минимум текущих расходов бюджета; минимум непроцентных расходов бюджета; максимальная эффективность расходов бюджета; максимальный социально-экономический эффект капитальных расходов бюджета и др.