Содержание системы управления финансами
Целью функционирования финансовой системы и всех ее звеньев является – обеспечение денежными средствами все хозяйственные структуры.
Реализация данной цели (обеспечение денежными средствами воспроизводственного процесса) невозможна без надлежащего управления финансовыми потоками в экономике и на уровне отдельных ее субъектов (органов власти, организаций и домашних хозяйств).
Обеспечивать денежными средствами воспроизводственные процессы можно по-разному:
-чтобы едва хватало на поддержание деятельности во всех секторах хозяйства,
- чтобы мощно развивались передовые отрасли и направления,
- чтобы развитие всех секторов экономики осуществлялось одинаково высокими темпами.
Для эффективного выполнения своих функций и обеспечение позитивной роли финансовой системы она должна иметь соответствующий уровень управления.
Что следует понимать под управлением финансами.
Управление финансами представляет собой целенаправленное воздействие управляющих субъектов финансовых отношений (органов власти, организаций, домашних хозяйств) на систему финансов и ее звенья при помощи специальных финансовых приемов, методов и инструментов с целью бесперебойного финансового обеспечения экономики и надлежащего выполнения ее субъектами задач и обязанностей.
Под финансовым обеспечением понимается двусторонний контролируемый процесс:
1)привлечения источников (финансовых ресурсов, денежных доходов)
2) использования (расходования) на экономически обоснованные нужды.
Управление финансами — это упорядоченная система, имеющая свои субъекты; объекты; цель, задачи и конечный результат (финансовая политика); структурные элементы, приемы, методы и инструменты (финансовый механизм)
Рассмотрим их подробнее:
Субъекты управления финансами включают в себя всю совокупность управленческих структур и органов, имеющих отношение к воздействию на систему финансов через финансовую политику, финансовый механизм и их финансово-правовое обеспечение на макро- и микроуровнях.
Субъекты управления на макроуровне –это
- президент и его администрация,
- правительство и его министерства (прежде всего Минфин РФ)
- парламент (в России — Федеральное Собрание Российской Федерации).
Они выполняют соответственно функции разработки и реализации финансовой политики и законодательного обеспечения финансовых отношений.
Субъекты управления на микроуровне –это
-совет инвесторов,
-исполнительный директор и управляющий,
- финансовая дирекция,
- бухгалтерия,
и другие подразделения и должностные лица
Объекты управления - звенья системы финансов (бюджеты, внебюджетные фонды, госрезервы, предприятия, домашние хозяйства), каждому из которых присущи свои органы управления, за исключением домашних хозяйств, финансами которых управляют члены семьи. К тому же, само управление финансами домашних хозяйств по сравнению с управлением публичными финансами и финансами организаций отличается упрощенным характером и зависимостью от других субъектов управления. О них мы будем говорить в отдельной теме.
Финансовая политика является своеобразным вектором в управлении финансами и должна строиться на научно обоснованной концепции, включающей стратегические и тактические финансовые цели и задач, которые ставятся и разрабатываются соответствующими органами стратегического управления. Финансовая концепция конкретизуется в процессе разработки финансовой стратегии и тактики. Их реализация на практике осуществляется в процессе оперативной финансовой работы управленческого финансового аппарата и финансовых служб.
Управление финансами в рамках разработанной финансовой политики непосредственно осуществляется через финансовый механизм, т.е. через формы, методы и инструменты планирования, регулирования и контроля движения финансовых ресурсов, образования и использования публичных и частнохозяйственных денежных доходов субъектов финансовых отношений.
Воздействие субъекта управления финансами на управляемый объект имеет конечной целью достижение экономически или социально значимого результата (эффекта).
В конечном счете результат (эффект) управления финансами выражается в экономическом росте, приросте общественных благ, предоставляемых государством (муниципальными образованиями), увеличении объема продаж, прибыли и рентабельности, обновлении оборудования и технологий, росте Оплаты труда, пенсий и других личных доходов, улучшении прочих качественных показателей экономической и социальной жизни общества.
В системе управления финансами обычно выделяют стратегическое, тактическое и оперативное управление. Различаются они характером и сроками.
Стратегическое финансовое управление осуществляетсяобщим высшим руководством страны и организаций в процессе составления, рассмотрения и утверждения прогнозов социально-экономического развития общества и предприятия, долгосрочных целевых федеральных, инвестиционных и иных программ и корпоративных проектов, в ходе планирования направлений совершенствования и оздоровления публичных и частнохозяйственных финансов.
Стратегическое управление на макро- и микроуровне предполагает определение доходных источников, объема и структуры финансовых ресурсов, способных полноценно обеспечить воспроизводственный процесс на расширенной основе, эффективных направлений использования финансовых ресурсов и резервов их дальнейшего роста.
Тактическое и оперативное управление финансами представляет собой текущую деятельность специальных органов управления, направленную на выполнение экономических, социальных и финансовых прогнозов и программ с целью получения максимально возможного эффекта при минимальных затратах ресурсов. В ходе оперативного финансового управления осуществляется также корректировка планов, устранение узких мест в финансовом обеспечении хозяйственной деятельности, изыскиваются дополнительные источники финансовых ресурсов и новые эффективные направления их вложения.
При осуществлении стратегического и тактического (оперативного) управления финансами необходимо соблюдать системность в принятии управленческих решений на основе научного обоснования применяемых методов финансового планирования и прогнозирования, организации оперативного управления финансовыми ресурсами, выработки рыночных способов финансового регулирования и контроля. Это потребует применения новых форм, методов и инструментов управления финансовыми потоками, определения в качестве приоритетных направлений развития финансов и бесперспективности других, совершенствования финансового механизма с позиций повышения эффективности и результативности управления.
Содержание и структура финансового механизма
Организация финансовых отношений, функционирование системы финансов в целом и ее звеньев в частности, а также реализация концепции, цели и задач финансовой политики государства и хозяйствующих субъектов осуществляются с помощью финансового механизма.
Финансовый механизм — это составная часть хозяйственного механизма, которая представлена совокупностью форм и видов организации финансовых отношений, методов и условий исчисления, используемых при образовании финансовых ресурсов, использовании и образовании денежных фондов целевого назначения. Финансовый механизм применяется для влияния на социальную сферу и экономику, проведения одной финансовой политики на местном, федеральном, региональном уровнях и на уровне хозяйствующих субъектов.
Структура финансового механизма весьма сложна ввиду огромного разнообразием форм и видов организации финансовых отношений.
Финансовый механизм представляет собой совокупность элементов, форм, видов, типов и инструментов формирования и использования финансовых ресурсов, публичных и частнохозяйственных субъектов, призванную обеспечить полноценное функционирование системы финансов и реализацию финансовой политики государства (муниципальных образований) и хозяйствующих субъектов.
Чтобы разобраться в этих терминах необходимо рассмотреть некоторые схемы. Рис. 1 представляет типы, формы, виды финансового механизма.
В зависимости от типа участия государства в деятельности субъекта он делится на: директивный и регулирующий.
Директивный характерен для органов власти (бюджетов всех уровней и внебюджетных фондов, госкредита и резервов), а регулирующий фин. механизм характерен для частнохозяйственного сектора экономики.
Формы финансового механизма - это деление его по территориальному признаку. Государственный финансовый механизм характерен для федерального и регионального уровней управления, а финансовый механизм местных органов власти характерен для бюджетов округов, районов, городских и сельских поселений.
Виды финансового механизма разделяются в зависимости от звеньев финансовой системы: бюджетный фин. механизм, внебюджетный фин. механизм, фин. механизм государственного долга и резервов, фин. механизм предприятий реального сектора экономики и финансового сектора.
Финансовый механизм состоит из 5 элементов. (рис 2)
1.Финансовые методы – планирование, прогнозирование, контроль, финансовый анализ, кредитование, лицензии, факторинг.
Под методом управления финансами понимается конкретный способ формирования или использования финансовых ресурсов и доходов, обеспечивающий функционирование соответствующей формы (форм) финансовых отношений. Финансовые методы отличаются большим разнообразием в рамках отраслей и звеньев системы финансов в составе разнообразных форм финансовых отношений.
2. Финансовые рычаги - это приемы, действия финансовых методов, при этом каждый метод использует свои рычаги. Финансовые методы и рычаги при их реализации в практической деятельности обретают форму финансовых инструментов.
Финансовые инструменты— это те первичные элементы, рычаги, посредством которых функционируют и реализуются на практике конкретные методы финансового механизма.
Финансовые методы и инструменты зачастую называют финансовым инструментарием, имея в виду их единство и целостность в структуре финансового механизма.
3. Правовое обеспечение - включает законодательные акты (указы, приказы, постановления, кодексы). Через правовое обеспечение осуществляется государственное регулирование субъектов управления.
4. Нормативное обеспечение - включает инструкции, нормативы, методические разъяснения и прочие нормативные документы.
5. Информационное обеспечение. Информационное обеспечение финансовой деятельности представляет собой процесс непрерывного целенаправленного подбора соответствующих информативных показателей, необходимых для принятия эффективных управленческих решений по всем аспектам финансовой деятельности на государственном уровне, уровне предприятий и в домашних хозяйствах. Чем выше уровень, тем важнее качество информации, необходимой для принятия финансовых решений.
(Например: принятие решения о поднятии пенсионного возраста до 65 лет. Информ. Обеспеч. - как быстро будет осуществляться рост произ.труда, по которому мы отстаём от пр. развитых стран 2-2.5 раза. А для этого нужно знать потребности для модернизации (индустриализации) экономики и возможности обеспечить эти потребности в действительности.
Информация о рождаемости населения, учитывая. Что нынешнее поколение имеет женщин на 30% меньше, чем предыдущее поколение, отсюда и проблема помощи семьям для рождения 2и 3 ребенка. Сколько это будет стоить и где взять эти деньги.)
В соответствии с делением общей системы финансов на государственные (муниципальные) и частнохозяйственные финансы следует различать механизмы приведения в действие государственных (муниципальных) и частнохозяйственных финансов.
Они различаются между собой формами, методами и инструментами управления финансовыми ресурсами (доходами и расходами).
+ Государственный финансовый механизм, его элементы, формы, методы и инструменты жестко регламентируются нормами публичного финансового права. В его составе выделяются:
эмиссионно-денежный, бюджетный, внебюджетный, налоговый, валютный механизмы, механизмы бюджетного регулирования, государственного заимствования и финансового резервирования и др. В рамках каждого названного вида госмеханизма существуют свои элементы, финансовые инструменты.
К методам формирования публичных (государственных и муниципальных) финансовых ресурсов можно отнести бюджетные и налоговые методы (налоги, сборы, пошлины, акцизы; методы государственного (муниципального) заимствования (облигаци – рублевые и валютные, Федеральные, региональные и муниципальные) методы дотирования вышестоящими бюджетами нижестоящихи(дотации, субсиди, субвенции, бюджетные кредиты и др.
Для него характерны следующие финансовые инструменты: бюджетные доходы в налоговой и неналоговой формах, бюджетные расходы в форме социальных, управленческих, оборонных и иных расходов, формы межбюджетного регулирования (фонды финансовой поддержки территорий, источники покрытия бюджетного дефицита и т.д.).
!!! Частнохозяйственный финансовый механизм отличается более мягкой регламентацией элементов и инструментария нормами частнохозяйственного финансового права, относительной свободой выбора хозяйствующими субъектами форм, методов и инструментов управления финансовыми ресурсами, доходами и расходами. В его составе можно выделить механизмы ценообразования, формирования, распределения и использования дохода и прибыли, кредитный, инвестиционный и страховой механизмы и др.
Методами формирования частнохозяйственных финансовых ресурсов являются методы самофинансирования за счет прибыли и других собственных доходов, способы начисления амортизации, методы формирования выручки, ценообразования и расчетов с покупателями и поставщиками, способы банковского и иного кредитования, методы получения страховых, процентных и дивидендных доходов, методы оплаты труда и многие другие.
Для него характерны следующие финансовые инструменты:
собственные доходы коммерческих организаций в форме выручки, амортизации, прибыли и их расходы в форме инвестиций (капитальных расходов и финансовых вложений), текущих расходов (материальных, на оплату займов и т.д., а также доходы и расходы некоммерческих организаций (бюджетные сметы, поступления от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, добровольные взносы, целевые расходы и т.д.).
Методы использования финансовых ресурсов (доходов) для одних субъектов, в силу взаимосвязи отраслей и звеньев системы финансов, могут повторять методы формирования ресурсов других субъектов финансовых отношений, поскольку доходы субъектов одних звеньев системы финансов становятся расходами для других, и наоборот (например, методы кредитования и заимствования, дивидендные и процентные методы, способы оплаты труда, страховые методы и т.д.).
Финансовый механизм неотделим от финансовой политики, как государственной, так и корпоративной. Нередко в теории и на практике применяется выражение «финансовый механизм реализации финансовой политики». Используя элементы финансового механизма (финансовое планирование, регулирование и контроль), публичные органы власти (управления) и органы управления организаций (иногда индивидуальные предприниматели) обеспечивают реализацию целей и задач своей финансовой политики, ее стратегии и тактики.
Финансовый механизм — это достаточно динамичный элемент управления финансами. В зависимости от изменения внешней и внутренней среды он требует изменения своей структуры, совершенствования в целом или отдельных своих элементов, методов и инструментов. Фундаментальные основы финансового механизма (особенно государственного и муниципального) и корректировка его элементов в большей или меньшей степени регламентируются нормами публичного и частнохозяйственного финансового права.
2.3. Финансовое планирование и прогнозирование
Финансовый механизм имеет конкретные методами управления финансами. Это:
- финансовое прогнозирование и планирование,
- финансовое регулирование,
- финансовый контроль,
Ф инансовое планирование — это деятельность органов управления финансами по составлению, рассмотрению и утверждению финансовых планов субъектов экономики (органов публичной власти, организаций и индивидуальных предпринимателей).
Финансовое планирование осуществляется посредством составления финансовых планов разного содержания и назначения в зависимости от задач и объектов планирования.
Необходимость финансового планирования обусловлена потребностью субъектов управления в определении желаемых и ожидаемых результатов их финансовой деятельности в виде конкретных показателей формирования и использования финансовых ресурсов (доходов), резервов их роста, результативности и эффективности расходования с целью бесперебойного финансового обеспечения процесса расширенного воспроизводства.
Целью финансового планирования является стабильное и бесперебойное финансовое обеспечение воспроизводственного процесса на макро- и микроуровнях по запланированным параметрам расходов, предусмотренных в проектах, прогнозах, программах и планах развития.
Объектом финансового планирования выступают количественные и качественные характеристики финансовых ресурсов и доходов субъектов экономики, источников их формирования и статей расходования.
Субъектами финансового планирования являются органы государственной власти и управления, органы местного самоуправления, органы управления коммерческих и некоммерческих организаций, а также индивидуальные предприниматели (как правило, использующие наемную рабочую силу).
В процессе финансового планирования закладываются денежные пропорции воспроизводства (производства, обмена, распределения и потребления) ВВП, регионального валового продукта, выручки и добавленной стоимости предприятий, источники финансового обеспечения воспроизводственного процесса и направления их использования на макро- и микроуровнях.
В зависимости от сроков финансовое планирование может быть оперативным или текущим (помесячным или поквартальным), годовым (на календарный год) и среднесрочным (на три—пять лет).
Финансовое планирование осуществляется органами управления всех звеньев финансовой системы. Поэтому следует различать публичное (государственное и муниципальное) финансовое планирование и частнохозяйственное (корпоративное) финансовое планирование.
Публичное финансовое планирование предполагает деятельность органов государственной (федеральной и региональной) власти и органов местного самоуправления по определению, рассмотрению, утверждению показателей движения (формирования и использования) государственных (муниципальных) финансовых ресурсов и доходов в масштабах страны и ее территорий.
Продуктом планирования является финансовый план. Финансовый план представляет собой свод системы плановых финансовых показателей в виде баланса, бюджета, сметы, иных документов в установленной нормами финансового права форме или в произвольной форме, утвержденной органами управления субъекта планирования, в которых отражаются ожидаемые, предполагаемые количественные и качественные параметры формирования и использования финансовых ресурсов (доходов) на планируемый период времени.
Для того чтобы разработать план нужны следующие документы: финансовые прогнозы; прогнозы социально-экономического развития страны, регионов, муниципальных образований; государственные, муниципальные программы развития и национальные проекты; законодательные и нормативные акты в области экономической, социальной и финансовой политики; бизнес-планы, проекты и иные прогнозные и плановые документы отдельных вертикально-интегрированных структур и организаций.
Финансовые планы различаются в зависимости от сферы финансов.
К государственным (муниципальным) финансовым планам относятся:
- балансы финансовых ресурсов,
-бюджеты публично-правовых образований и государственных внебюджетных фондов,
-налоговые бюджеты,
-сметы доходов и расходов территорий, не являющихся муниципальными образованиями и др.
Рассмотрим более подробнофинансовые планы органов государственной власти и местного самоуправления являются
Сводный финансовый баланс РФ представляет собой документ, в котором отражаются плановые параметры объема и направлений использования финансовых ресурсов Российской Федерации (валового национального располагаемого дохода) и секторов экономики. Этот баланс составляется в целях оценки финансовых ресурсов при разработке прогноза социально-экономического развития страны и проекта федерального бюджета на очередной год и плановый период (два года), а также для оценки влияния финансовой политики на социально-экономическое развитие общества.
Бюджет. Как финансовый план бюджет составляется в форме баланса (росписи) доходов и расходов на очередной бюджетный год и плановый период (для трехгодичного бюджета). Он утверждается законом (решением) соответствующего законодательного (представительного) органа власти (местного самоуправления). Состав доходов и расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации регламентируется БК РФ. Все это придает бюджету директивный характер, обусловливающий обязательность исполнения плановых показателей.
Еще одной разновидностью директивных государственных финансовых планов является система бюджетов внебюджетных фондов. В России она включает бюджеты ПФР, ФСС России, ФФОМС и ТФОМС. Система государственных внебюджетных фондов призвана обеспечивать реализацию конституционных прав граждан на пенсионную и социальную защиту, на охрану здоровья и получение бесплатной медицинской помощи. Бюджеты внебюджетных фондов формируются по доходам и расходам органами их управления и утверждаются соответствующими органами законодательной власти одновременно с принятием закона о федеральном (по территориальным фондам — о региональном) бюджете.
Относительно самостоятельное значение в системе публичных финансовых планов имеет баланс денежных доходов и расходов населения, отражающий движение финансовых ресурсов домашних хозяйств (движение денежных средств в наличной и безналичной формах). Он важен для планирования на уровне экономики страны денежного оборота, розничного товарооборота, налоговых поступлений и кредитных ресурсов. В отличие от бюджетов баланс доходов и расходов населения не носит директивного характера и является расчетно-аналитическим документом.
Частнохозяйственное (корпоративное) финансовое планирование осуществляется преимущественно организациями различных форм собственности и организационно-правовых форм, хотя элементы финансового планирования могут иметь место и в рамках домашних хозяйств, особенно индивидуальных предпринимателей.
Финансовые планы коммерческой организации разрабатываются на основе бизнес-плана и других плановых (прогнозных) параметров объемов хозяйственного и общеэкономического характера, отражающих виды деятельности и направления развития организации, включая инвестиционное, на предстоящий год и более длительный период. При формировании финансовых планов учитывается цель коммерческой деятельности - получение прибыли на основе оптимизации структуры капитала (финансовых ресурсов), обеспечения финансовой устойчивости, инвестиционной привлекательности организации, эффективности механизмов привлечения финансовых ресурсов и их использования.
К финансовым планам коммерческих организаций относятся:
- баланс,
-сводный бюджет,
-план движения денежных средств,
-налоговый бюджет,
-инвестиционные проекты и д р.
Рассмотрим эти виды финансовых планов.
Коммерческая организация составляет годовой баланс доходов и расходов с поквартальной разбивкой. В нем планируются показатели, характеризующие объем и состав финансовых ресурсов организации, а также направления их использования.
Баланс обычно включает в себя три раздела: доходы и поступления, расходы и вложения, налоговые и другие обязательные платежи в бюджетную систему.
С целью детализации, обеспечения сбалансированности финансового плана и проверки правильности составления баланса коммерческие организации могут составлять шахматную проверочную таблицу, в которой по строкам конкретизируются виды и суммы финансовых ресурсов, а по графам — направления использования финансовых ресурсов. Такая таблица позволяет провести взаимоувязку конкретных видов доходов и расходов, более детально сбалансировать входящие и исходящие потоки финансовых ресурсов.
Сводный бюджет коммерческой организации представляет собой более развитую форму финансового планирования. Кроме этой функции бюджетирование выполняет также функции управленческого учета, оптимизации, координации и контроля финансовых потоков, т.е. оно призвано выполнять весь спектр функций финансового управления.
Сводным этот бюджет называется потому, что он представляет собой иерархическую систему частных бюджетов, конкретизирующих показатели сводного бюджета. Его составление и исполнение позволяют создать условия для финансового обеспечения и тактической реализации финансовой стратегии организации, установить надлежащий текущий и оперативный контроль поступления и расходования денежных средств. Сводный бюджет и входящие в его состав частные бюджеты составляются сроком на год, квартал и месяц.