Виды угроз информационной безопасности РФ иллюстрирует рис. 12.1.
Рис. 12.1. Виды угроз информационной безопасности
Угрозами конституционным правам и свободам человека и гражданина в области духовной жизни и информационной деятельности могут являться:
– принятие федеральными органами государственной власти правовых актов, ущемляющих конституционные права и свободы граждан в области духовной жизни и информационной деятельности;
– нерациональное, чрезмерное ограничение доступа к общественно необходимой информации;
– противоправное применение специальных средств воздействия на индивидуальное, групповое и общественное сознание;
– неисполнение органами государственной власти, организациями и гражданами требований федерального законодательства, регулирующего отношения в информационной сфере;
– вытеснение российских информационных агентств, средств массовой информации с внутреннего информационного рынка;
– манипулирование информацией (дезинформация, сокрытие или искажение информации).
Угрозами информационному обеспечению государственной политики РФ могут являться:
– монополизация информационного рынка России отечественными и зарубежными компаниями;
– блокирование деятельности государственных средств массовой информации по информированию российской и зарубежной аудитории;
– дефицит квалифицированных кадров;
– отсутствие системы формирования и реализации государственной информационной политики.
Угрозами развитию отечественной индустрии информации, включая индустрию средств информатизации, телекоммуникации и связи, могут являться:
– противодействие доступу РФ к новейшим информационным технологиям;
|
– создание условий для технологической зависимости РФ в области современных информационных технологий;
– закупка органами государственной власти импортных средств информатизации, телекоммуникации и связи при наличии отечественных аналогов;
– вытеснение с отечественного рынка российских производителей средств информатизации, телекоммуникации и связи;
– отток за рубеж специалистов и правообладателей интеллектуальной собственности.
Угрозами безопасности информационных и телекоммуникационных средств и систем могут являться:
– нарушения технологии обработки информации;
– внедрение в аппаратные и программные изделия компонентов, реализующих не предусмотренные документацией функции;
– разработка и распространение программ, нарушающих нормальное функционирование информационных и информационно-телекоммуникационных систем;
– уничтожение или повреждение систем обработки информации;
– воздействие на системы защиты автоматизированных систем обработки и передачи информации;
– утечка информации по техническим каналам;
– внедрение электронных устройств для перехвата информации в технические средства обработки, хранения и передачи информации по каналам связи, а также в служебные помещения органов государственной власти, предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности;
– уничтожение, повреждение, разрушение или хищение машинных и других носителей информации;
– перехват информации в сетях передачи данных и на линиях связи, дешифрование этой информации и навязывание ложной информации;
|
– использование сертифицированных отечественных и зарубежных информационных технологий при создании и развитии российской информационной инфраструктуры;
– несанкционированный доступ к информации в базах данных;
нарушение законных ограничений на распространение информации.
Источники угроз информационной безопасности РФ подразделяются на внешние и внутренние.
К внешним источникам угроз относятся:
– деятельность иностранных разведок в информационной сфере;
– ущемление интересов России в мировом информационном пространстве;
– обострение международной конкуренции за обладание информационными технологиями и ресурсами;
– деятельность международных террористических организаций;
отставание РФ в сфере создания конкурентоспособных информационных технологий;
– разработка концепций информационных войн.
К внутренним источникам угроз относятся:
– критическое состояние отечественных отраслей промышленности;
– неблагоприятная криминогенная обстановка, рост количества преступлений в информационной сфере;
– плохая координация деятельности органов государственной власти в области обеспечения информационной безопасности РФ;
– отсутствие нормативной правовой базы в информационной сфере, а также слабая правоприменительная практика;
– неразвитость институтов гражданского общества;
– недостаточное финансирование мероприятий по обеспечению информационной безопасности РФ;
– недостаток квалифицированных кадров в области обеспечения информационной безопасности;
– отставание России от ведущих стран мира по уровню информатизации органов государственной власти.