Средства массовой информации




ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ

Культура

Функции культуры

Духовная жизнь

Формы и разновидности культуры

Средства массовой информации

Искусство

Функции искусства

Наука

Функции науки

Образование

самообразование

Мораль

Отличие морали от права

Совесть

Религия как феномен культуры

Тенденции духовной жизни России

Духовная жизнь общества

Культура и духовная жизнь

Духовную сферу общества обычно связывают с культурой. Однако понятие культура очень многозначно. В науке нет не только единого определения культуры, но

даже и единого мнения о том, сколько таких определений существует. Как международный термин и общее понятие “культура” используется в большинстве европейских языков с XVIII века. Однако истоки этого термина относятся к латинскому языку, где существовал целый ряд слов с корнем cult-. Отметим некоторые из значений

- cultio – возделывание, обрабатывание (почвы, какого-либо сырого продукта);

- cultor - воспитатель, наставник, поклонник, почитатель;

- cultus – попечение, забота, образование, воспитание, изучение, поклонение а также – вероисповедание.

Исходя из этих значений можно выделить несколько смысловых блоков понятия “культура”:

· возделывание сырого продукта, обработка чего-то природного;

· стремление к какому-то идеалу, воспитание и привитие качеств, соответствующих этому идеалу;

· культовый, обрядовый аспект.

В самом широком значении слова культура – это различные виды преобразовательной деятельности человека и общества, а также её результаты. В этом значении культура – это всё, что создано человечеством. Культура – это мир человека, способ его бытия. Там, где есть человек, его деятельность, взаимоотношения между людьми, - там и есть культура. Иными словами, культура представляет собой меру человеческого в человеке. Только усваивая (делая своим) богатство культуры индивид обретает человеческие качества и воспринимает обретённый культурный опыт как свой собственный мир, как богатство своего Я.

Культура – это совокупность форм и результатов человеческой деятельности, закрепившихся в общественной практике и передаваемых из поколения в поколение при помощи определённых знаковых систем, а также путём обучения и подражания. Культура представляет собой биологически ненаследуемую, созданную людьми искусственную среду существования и самореализации, источник регулирования социального взаимодействия и поведения.

Исследователи выделяют десятки функций культуры в обществе. К основным функциям культуры относятся:

1) регулирующая функция (регулирование поведения человека, образцы поведения);

2) образовательно-воспитательная функция (уровень культуры личности определяется приобщением к культурному наследию, передача социального опыта);

3) интегративная функция (культура сплачивает людей, обеспечивает целостность общества);

4) ценностная функция (формирование у человека определённой системы ценностей, мировоззрения).

Принято подразделять культуру на материальную и духовную.

Материальная культура – это предметный мир культуры, включающий в себя всё, что произведено человеком в процессе материального производства (это орудия труда, здания, оборудование и т.д.) Духовная культура – это прежде всего идеи, выразившиеся в достижениях науки, произведениях искусства, литературы, человеческом мировоззрении, религии, философии, комплексе социальных норм и ценностей и т.д. Её ядром и носителем является система духовных ценностей.

Однако данное деление довольно условно. Например, здание какого-либо завода можно считать и предметом материальной культуры и произведением искусства, построенным в духе архитектуры конструктивизма.

Любой предмет материальной культуры создаётся на основе идеи, рождённой наукой, философией, общественной необходимостью (а это уже можно отнести к духовной культуре). Духовная культура нуждается в материальном посреднике: сама книга, в которой опубликовано то или иное литературное произведение, может быть отнесена к материальной культуре. Материальная культура опирается на культуру труда и производства, культуру потребителя и т.д. Существует экономическая культура, политическая, правовая, экологическая и т.д.

Поэтому духовная жизнь общества не тождественна широкому пониманию культуры. Под духовной жизнью общества обычно понимают область бытия, в которой объективная реальность даётся не в форме предметной действительности, а как реальность, присутствующая в самом человеке, являющаяся неотъемлемой частью его личности.

Центром и ядром духовной сферы является понятие духовности, неразрывно связанная с понятиями истины, добра и красоты. Эти категории рассматривают религия, мораль и искусство – то, что относится к прерогативе духовной культуры.

Формы и разновидности культуры различны. По степени распространённости принято делить культуру на мировую и национальную. Кроме того, у каждой демографической, социальной, профессиональной группы может выделяться собственная культура (её называют субкультурой). Это например, городская субкультура, молодёжная субкультура и т.д. Однако ценности субкультуры, как правило, не противоречат доминирующей (господствующей) в обществе культуре. Если ценности субкультуры вступают в противоречие с ценностями общества, она превращается в контркультуру. Типичный пример контркультуры – культура хиппи, которая отрицала собственность, институт брака, политические структуры и социальную дифференциацию, моральные нормы общества и т.д.

В зависимости от того, кто создаёт культуру, каков её уровень и кто является её потребителем, различают три формы – народную, элитарную и массовую культуру.

Народная культура (англ. “фольклор” - народная культура) своими корнями уходит в прошлое, она базируется на системе ценностей, менталитете народа, отражает национальный характер. Её произведения создаются анонимными творцами, как правило, не имеющими профессиональной подготовки. Эти произведения затем могут дописываться, изменяться такими же анонимными творцами в процессе коллективного творчества. Особенно это характерно для мифов, легенд, сказаний, эпоса, сказок, песен, танцев. Интересным жанром современной народной культуры является анекдот (вы сами наблюдали, сколько разновидностей одного анекдота может существовать). К народной культуре можно отнести народный костюм, сценарий проведения различных празднеств и обрядов (свадьбы, крещение, похороны и т.д.). Народная культура традиционна, коллективна, глубока и инертна. К её истокам постоянно обращаются представители элитарной и массовой культуры.

Элитарная культура – это творческий авангард, лаборатория искусства, где постоянно создаются новые виды и формы искусства. Её ещё называют высокой культурой, т.к. она создаётся элитой общества, либо по её заказу профессиональными творцами. Она включает изящное искусство, классическую музыку и литературу. Как правило, элитарная культура опережает уровень восприятия её среднеобразованным человеком, широкими массами. Творцы элитарной культуры как правило и не рассчитывают на широкую аудиторию. Чтобы понимать эти произведения надо владеть особым языком искусства. Так, произведения абстракционистов в виде цветовых композиций сложны для восприятия человеком, не знакомым с законами живописи, символическими цветовыми образами. Девиз элитарной культуры “Искусство ради искусства”. В современной культуре к элитарной относят фильмы Феллини, Тарковского, книги Кафки, Белля, картины Пикассо, музыку Дюваля, Шнитке. Однако иногда элитарные произведения становятся популярными (например, фильмы Копполо и Бертолуччи, произведения Сальвадора Дали и Шемякина).

Массовая культура – это культура общедоступная, которая не выражает изысканных вкусов аристократов или духовных поисков народа. Наибольший её размах начинается с середины XX века, когда средства массовой информации проникли в большинство стран. Это искусство для каждого и оно обязано учитывать вкусы и запросы потребителей, которые платят своими деньгами за его коммерческую выгодность. Как правило, массовая культура обладает меньшей художественной ценностью, нежели элитарная и народная. Она быстро меняется. подвержена моде и реагирует на любое новое событие. В ней много подражательного, стандартизированного, она черпает свои сюжеты в элитарной и народной культуре, но основана на стереотипах. Если для представителей элитарной культуры основным стремлением является полное самовыражение и художественное воплощение своих идей, то для творцов массовой культуры важным является коммерческая выгода, прибыльность того или иного произведения.

В последние десятилетия синонимом массовой культуры стал термин “популярная культура” или “поп-культура”. Положительными чертами массовой культуры является её демократичность, обращённость ко всем людям без различия классов, наций, имущественного положения. Однако культивируя стереотипы стремления к власти, деньгам, популярности, секс-символам, “поп-культура” способствует нравственному упадку общества. Под воздействием механизма внушения человек перестаёт быть самим собой, а становится частью массы, сливаясь с ней.

Важную роль в дальнейшем развитии массовой культуры играют средства массовой информации.

Средства массовой информации

Газеты, журналы, радио, кино, телевидение, Интернет делают возможным быстро распространить любое произведение. Благодаря СМИ людям стали доступны многие произведения не только массовой, но и элитарной и народной культуры. Достижения, художественные приёмы, идеи элитарного искусства быстро перестают быть новаторскими и перенимаются “массовой культурой”, повышая её уровень. В то же время “поп-культура”, приносящая прибыль, даёт возможность оказывать поддержку творцам “элитарного искусства”. Благодаря СМИ многие произведения народной культуры стали широко известны во всём мире.

В то же время коммерциализация культуры происходит под влиянием СМИ. Так, реклама стала неизбежным спутником культуры и даже превратилась в особый вид искусства.

В последнее время учёные говорят о вытеснении “книжной культуры” культурой экранной. Молодёжь знакомится с произведениями литературы не в подлиннике, а по экранизациям. Личные контакты и чтение книг уходят на второй план. Компьютерные игры, система Интернет, телевидение подчиняют себе духовную жизнь молодёжи. С одной стороны это положительно, ибо появляется возможность свободного выхода личности в мир информации.

Для характеристики современных тенденций развития культуры учёные вводят понятие клиповая культура. Видеоклип – это синтез музыкального, зрительного восприятия, где образы меняются с поразительной быстротой. Быстрота, гибкость, реактивность характерны для клиповой культуры. Более популярными становятся небольшие произведения с несколькими параллельными линиями сюжета, с быстрой сменой образов. Потребителю некогда, время – деньги. Поэтому вместо эпических романов популярными становятся повести, рассказы, вместо многоактных пьес – небольшие новеллы. Клиповая культура отражает общую тенденцию постиндустриального общества к быстрым изменениям, к смене впечатлений и образов.

Всё это нашло своё отражение и в тенденциях духовной жизни современной России.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: