ПРЕДПРОЕКТНЫЙ ЭТАП. АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ





Тезаурус

Альтернативные способы разрешения проблемы взаимоисключающие направления изменения реальности.
Анализ проблемы выявление причин существования проблемы и последствий ее существования, а также определение того, от кого \ чего зависит устранение этих причин, прямыми или опосредованными являются последствия.
Анализ ситуации Разделение ситуации на составные части, необходимое для того, чтобы внимательно рассмотреть каждую часть в отдельности и сделать вывод о ситуации в целом (выделение признаков ситуации, указание подтверждающих их наличие фактов, определение заинтересованных сторон и т.п.).
Благополучатели в широком смысле: субъекты, потребности которых призван удовлетворить проект; в буквальном смысле: лица, получающие благотворительные пожертвования от благотворителей, помощь добровольцев.
Влияние целенаправленное воздействие тех или иных субъектов на ситуацию
Заинтересованные стороны люди, группы или организации, заинтересованные в том, чтобы существующая ситуация изменилась в определенном направлении (+) или оставалась неизменной (-).
Критерий точка зрения, аспект, в котором рассматривается объект; основание для анализа или оценки.
Проблема противоречие между должной (желаемой) и реальной ситуацией.
Противоречие такое отношение между явлениями, признаками, оценками, сведениями, когда одно из них полностью исключает другое.
Целевая аудитория (целевая группа) социальные группы или организации, на которых проект оказывает то или иное воздействие.

 

Под проблемой понимается противоречие между желаемым будущим и реальной ситуацией.

Причина существования проблемы – противоречие более низкого уровня, приводящее к существованию проблемы.

Нерешаемая проблема - проблема, все причины существования которой (или главная причина) являются внешними по отношению к организации и, следовательно, неустранимыми силами организации.

Наиболее часто встречаются такие ошибки в постановке проблемы, как:

подмена проблемы вопросом,

Например, как мотивировать жителей на участие в благоустройстве территории?

подмена проблемы задачей,

Например, обеспечить регулярное транспортное сообщение между пунктами А и В.

подмена проблемы трудностью (проблема не касается благополучателя),

Например, большая нагрузка муниципальных служащих не дает им возможности регулярно выходить на живое общение с жителями.

подмена формулировки проблемы указанием на область существования проблемы.

Например, существует проблема ветхого жилья.

При постановке проблемы автору проекта следует тщательно оценить ее корректность. Проблема должна быть достаточно детализирована. Нельзя корректно сформулировать проблему, ограничиваясь самыми общими словами. Любой не посвященный в размышление над данной проблемой человек должен однозначно понять, в чем видят противоречие авторы формулировки.

Сравните: «применяемые методы диспансеризации населения не отвечают задачам увеличения охвата» и «в процессе организации диспансеризации не используется адресность обращения».

Не следует подменять постановку проблемы оценкой ситуации: в этом случае автор также совершает ошибку слабой детализации проблемы.

Сравните: «Низкий уровень правовой грамотности участников общественных организаций и объединений» и «Уровень правовой грамотности участников общественных организаций и объединений не позволяет им адекватно взаимодействовать с органами местного самоуправления и прессой».

Также типичной ошибкой в определении проблемы является «напрашивающееся решение». Такая ошибка часто встречается, когда автор проектной разработки сначала ставит (по непонятной причине) перед собой определенную цель, а затем не столько проводит анализ ситуации, сколько «подгоняет» его под свой замысел и формулирует проблему на основе цели. Проблема с напрашивающимся решением – свидетельство серьезного нарушения технологии проектирования, согласно которой постановке цели должны предшествовать постановка проблемы и анализ способов ее разрешения. Другими словами, автор, допустивший такую ошибку, четко решил, что он будет делать нечто, а зачем, почему именно это, – такие вопросы он игнорировал.

Еще одной ошибкой, допускаемой при работе над проблемой, является подмена противоречия. То есть, при анализе ситуации выявляется противоречие А и не-А, а в формулировке проблемы приводится А и В.

В рамках анализа проблемы необходимо обращение к проблемам, с которыми сталкиваются партнеры, получатели, или благополучатели по проекту. Невозможно должным образом разработать проект, учитывающий реальные потребности благополучателей, без анализа существующей ситуации. Однако существующая ситуация воспринимается различными группами заинтересованных сторон по-разному. Поэтому на этом этапе важно собрать в обстановке открытой дискуссии представителей всех основных заинтересованных сторон.

На этапе анализа проблемы устанавливаются негативные аспекты существующей ситуации, а также причинно-следственная связь между существующими проблемами.

Этап анализа проблемы включает в себя три стадии.

1) идентификация, определение сторон, чьи интересы затрагиваются предлагаемым проектом;

2) установление основных проблем, стоящих перед благополучателями по проекту;

3) разработка дерева проблем для установления причинно-следственных связей.

Для того чтобы успешно справиться с первым этапом, выполните следующие действия:

1. определите субъектов, которые станут получателями, благополучателями или могут быть заинтересованы в реализации проекта;

2. изучите потребности благополучателей в тематическом поле проекта, определите степень их удовлетворенности в настоящее время;

Для выполнения этого шага можно использовать опубликованные данные, данные внутреннего мониторинга, данные социологических исследований, а также самостоятельно провести опрос или собеседование с референтными представителями целевых групп.

3. опишите идеальную ситуацию. Детально укажите, как именно и за счет чего будут удовлетворены потребности благополучателей проекта. Обоснуйте ваше представление о должном;

4. укажите, в чем состоит интерес «заинтересованных сторон». Выделите заинтересованные стороны, которые а) прямо заинтересованы в удовлетворении тех потребностей благополучателей, которые нашли свое отражение в вашей идеальной ситуации; б) косвенно в этом заинтересованы, в) прямо заинтересованы в том, чтобы данные потребности благополучателей не были удовлетворены, г) косвенно в этом заинтересованы. Первые две группы заинтересованных сторон – ваши потенциальные партнеры по проекту, вторые – источник возможных проектных рисков;

6. проведите анализ реальной ситуации. Составьте неструктурированный список проблем;

Следует помнить, что ситуация – это только часть окружающей нас действительности, которую мы отграничиваем в своих размышлениях от реальности в целом, рассматривая ее с определенной точки зрения. Например, в действительности с ребенком, находящимся на уроке, может одновременно происходить образовательный и пищеварительный процесс. Ребенка в рамках одного из этих процессов мы рассматриваем, описывая ситуацию, а в рамках другого – игнорируем. Причем, в рамках какого именно – определяется нашей точкой зрения (скорее всего, учитель остановится на первом процессе, его не будет волновать происходящее одновременно с устным счетом расщепление белков, а школьная медсестра – на втором).

Кроме того, все объекты и явления в рамках определенной ситуации всегда рассматриваются во взаимосвязи. То есть ситуация представляется единым целым, системой из многих элементов.

7. обсудите неструктурированный список проблем с членами проектной команды и референтными представителями благополучателей и заинтересованных сторон, отнесенных вами к первым двум группам.

Используя информацию, собранную на стадии анализа заинтересованных сторон, люди, планирующие проект, можно лучше организовать подготовительный процесс. Кроме того, субъект проекта получает видение противоречий, касающихся благополучателя, глазами субъектов внешней среды, что позволит уточнить и дополнить список проблем.

Проблемы могут быть выявлены на разных уровнях:

- уровень социальных эффектов,

- уровень результатов деятельности органа местного самоуправления,

- уровень организационных решений и механизмов деятельности (функционирования),

- уровень ресурсов (важно помнить, что проблему следует выявлять в отношении качества ресурсов или способа получения ресурсов: отсутствие ресурсов не может являться проблемой).

 

Социо-культурный эффект  
Социально-экономический эффект
Непосредственный социальный эффект
Результат деятельности органа местного самоуправления
Механизмы деятельности (функционирования) органа местного самоуправления
Ресурсы (кадровый, организационный, программно-методический, материально-технический)

Рис. 1. Соотношение уровней выявления проблем.

 

Понятно, что причины существования проблемы более высокого уровня следует искать в проблемах более низкого уровня (см. рис. 1). Однако причинно-следственные связи могут существовать и между проблемами одного уровня. Например, отсутствие одного результата может быть причиной отсутствия другого результата.

Алгоритм построения дерева проблем выглядит следующим образом:

– Начните построение дерева проблем с проблемы, которую вы хотели бы решить в рамках проекта;

– Если проблема является причиной существования другой проблемы, поместите ее на один уровень ниже, соединив линией с проблемой-следствием;

– если проблема является следствием существования другой проблемы, поместите ее на один уровень выше, соединив линией с проблемой-причиной;

Проверьте себя:

Если на одном уровне оказалось несколько проблем, они не должны являться причиной или следствием друг друга;

Соответствует ли логика дерева проблем причинно-следственным связям между уровнями эффектов, результатов, деятельности, ресурсов.

- Найдите в Вашем дереве проблем те места, в которых причинно-следственные связи прерываются (пропущен один уровень) или являются неочевидными. Сформулируйте недостающие проблемы.

Проверьте себя:

Если проблема имеет только одну причину существования, то либо вы упустили как минимум еще одну причину, либо подменили причину существования проблемы другой формулировкой той же самой проблемы;

- Укажите, какие проблемы являются решаемыми в рамках вашего проекта (относятся к компетенции субъекта проекта), а какие – нет.

Следует определить, как соотносятся друг с другом проблемы, оказавшиеся по результатам проведенного анализа на одном уровне. Здесь необходимо определить, что влияет на существование проблемы-следствия: каждая из проблем-причин в отдельности или вся совокупность проблем-причин. Это важно, поскольку разрешить проблему можно, устранив причины ее существования или нейтрализовав их воздействие на ситуацию. Если устранение большей части причин существования проблемы, определенной вами как основной для проекта, лежит вне вашей компетенции, она является нерешаемой. Это означает, что задуманный вами проект технически невыполним. В этом случае проанализируйте, насколько целесообразным является решение средствами проекта проблемы, расположенной на более низком уровне.

- Сформулируйте ключевую проблему вашего проекта.

Проверьте себя:

ключевая проблема сформулирована корректно, если в ее основе лежит противоречие между желаемым и реальным;

сформулированная проблема решаема силами субъекта проекта (при неочевидности это должно быть обосновано);

отсутствуют типичные ошибки в постановке проблемы: слабая детализация, проблема с напрашивающимся решением, проблема с подменой противоречия).

Если устранение (нейтрализация воздействия) причин существования ключевой проблемы, на разрешение которой направлен проект, лежит вне компетенции субъекта проекта, эта проблема является нерешаемой. Это означает, что задуманный проект технически невыполним и его дальнейшая разработка бессмысленна. Поэтому, излагая в тексте проектной разработки результаты проведенного анализа проблемы, следует обратить особое внимание на обоснование решаемости проблемы, если она не является, с точки зрения автора, очевидной.

 


Текст 3





Читайте также:
Пример оформления методической разработки: Методическая разработка - разновидность учебно-методического издания в помощь...
Средневековье: основные этапы и закономерности развития: Эпоху Античности в Европе сменяет Средневековье. С чем связано...
Развитие понятия о числе: В программе математики школьного курса теория чисел вводится на примерах...
Расчет длины развертки детали: Рассмотрим ситуацию, которая нередко возникает на...

Рекомендуемые страницы:



Вам нужно быстро и легко написать вашу работу? Тогда вам сюда...

Поиск по сайту

©2015-2021 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:

Мы поможем в написании ваших работ! Мы поможем в написании ваших работ! Мы поможем в написании ваших работ!
Обратная связь
0.016 с.