МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПРОЛЕТАРСКОГО РАЙОНА ГОРОДА РОСТОВА-НА-ДОНУ
«ЦЕНТР ВНЕШКОЛЬНОЙ РАБОТЫ«ДОСУГ»
Ул. 1-я Майская, 34 Тел: 253-50-11, 251-96-18, 251-14-06
Г. Ростов-на-Дону, Факс: 251-14-06
ОКПО 34095153 ОГРН 1026104155681 E-mail: vc1dosug@donpac.ru,
ИНН/КПП: 6167016295/616701001 dosug1979@yandex.ru
Сайт: https://cvrdosug.ru/
Социальный проект «Дари добро!»
ДМОО «Л.И.Г.Р.»
Ростов-на-Дону
Год
Автор проекта:
ü Стецков О.Д.- заместитель руководителя ДМОО «Л.И.Г.Р.» (студент 4 курса ДГТУ)
Руководитель проекта - Стецкова А.В. руководитель детской молодежной общественной организации «Л.И.Г.Р.» (педагог дополнительного образования, методист).
Жизнь дана на добрые дела.
Актуальность проекта.
В Ростовской области 16 тысяч детей с ограниченными возможностями здоровья, которые нуждаются в специально созданных условиях для получения образования, и численность их растет.
Существует две категории таких детей:
1 - дети с установленной инвалидностью;
2 - дети с ограниченными возможностями здоровья, имеющие недостатки в физическом и (или) психологическом развитии.
Не каждый ребенок-инвалид является ребенком с ОВЗ, также не все дети с ОВЗ имеют инвалидность.
К сожалению, мировые и общероссийские тенденции нашли отражение и у нас.
По статистике, доля инвалидов в мире составляет 23% от всего населения.
Как и во всем мире, на территории РФ количество инвалидов моложе 18 лет стремительно растет. По данным Росстата детей-инвалидов в нашей стране более 600 тыс. человек. Однако эксперты считают, что цифры занижены. Многие родители не желают официально оформлять инвалидность ребенку, даже если сын или дочь страдают тяжелым недугом.
|
По данным портала Безбарьерный.рф за 3 года численность детей-инвалидов от 0 до 18 лет в России увеличилась на 40 тысяч.
Каждый ребенок с инвалидностью или с ограниченными возможностями здоровья требует к себе особого отношения.
Для каждого особого ребенка жизненно необходимо создание специальных условий обучения.
Доступная среда – это не всегда архитектура, пандус и т.д. Скорее это наличие педагогов, программ, готовность детей и родителей к совместному обучению инвалидов и здоровых сверстников.
В 2016 году Российская Федерация ратифицировала Конвенцию «О правах инвалидов», что повлекло за собой серьезные изменения в законодательстве. Перед системой образования на сегодняшнем этапе стоит задача по созданию для каждого ребёнка полноценных условий для получения образования, независимо от степени состояния его здоровья.
В МБУ ДО ЦВР «Досуг» на сегодняшний день занимается:
Девятнадцать детей-инвалидов:
нарушение зрения – 3;
нарушение слуха – 1;
нарушение функций эндокринной системы-5;
заболевания нервной системы -4;
нарушение психич. функций - 2;
нарушение функций мочевыделительной системы -2;
заболевания костно-мышечной системы -2
Двадцать три ребенка с ограниченными возможностями здоровья:
нарушение зрения – 4;
нарушение языковых и речевых функций -2;
нарушение функций эндокринной системы-2;
заболевания костно-мышечной системы -2
заболевания нервной системы - 4.
Количество детей данной категории увеличивается с каждым годом.
К сожалению, охвачены не все дети, данной категории, проживающие в Пролетарском районе.
|
Зачастую работа с такими ребятами носит разовый характер, акции и праздники, для детей данной категории. На таких мероприятиях дети зачастую чувствуют себя гостями или зрителями, что ведет к низкой социализации детей данной категории.
Дополнительное образование дает реальную возможность выбора ребенку-инвалиду и ребенку с ОВЗ своего индивидуального пути развития с учётом его интересов, увеличивает пространство, в котором может развиваться личность ребенка, создает ему “ситуацию успеха».
Осуществляемый проект не оставит без внимания ни одного ребёнка данной категории. Не только детей, посещающих МБУ ДО ЦВР «Досуг», но и ребят, обучающихся в ОУ Пролетарского района. Для этого информация о данном проекте в целом и о каждом конкретном мероприятии будет размещена на сайте нашего учреждения в социальных сетях и представлена каждому ОУ в виде буклетов и листовок. Наш проект позволит им почувствовать себя нужными, полноценными членами общества. Предоставит возможность общения со сверстниками. В то же время здоровые дети больше узнают о том, с какими проблемами приходится сталкиваться их сверстникам – детям – инвалидам и детям с ОВЗ.
Эти обстоятельства делают крайне актуальным проведение работы по созданию условий для социализации детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Данный проект подтвердит, что все дети должны расти и развиваться вместе, не делясь на больных и здоровых.
В ходе деятельности по реализации мероприятий проекта большое внимание будет уделяться различным формам работы с семьёй. Родители – наши большие помощники в организации различных мероприятий, праздников.
|
Мы хотим, чтобы особенные дети научились жить в этом мире, дарить радость, быть успешными и жить в гармонии с окружающими людьми.
Нормативно-правовое обеспечение деятельности проекта:
1.Конвенция ООН о правах ребёнка (1989 г).
2.Декларация прав ребенка. Провозглашена резолюцией 1386 (ХIV) Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1959 года.
3. Закон Российской Федерации «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
4.Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. N 223-ФЗ
(с изменениями от 15 ноября 1997 г., 27 июня 1998 г., 2 января 2000 г., 22 августа, 28 декабря 2004 г., 3 июня, 18, 29 декабря 2006 г.).
Цель проекта: социализация детей – инвалидов и детей с ОВЗ, через совместную досуговую деятельность с здоровыми сверстниками.
Для достижения данных целей поставлены следующие задачи:
1. Создать инициативную группу по реализации цели проекта.
2. Изучить законодательную и нормативно-правовую базу по теме проекта.
3. Разработать план мероприятий по реализации проекта.
4. Приготовить новогодние подарки для детей с ограниченными возможностями здоровья.
5. Привлечь внимание подрастающего поколения к проблемам детей – инвалидов и детей с ОВЗ.
6. Снизить изоляцию детей данной категории в социуме.
7. Организовать творческую досуговую деятельность детей разных категорий.
8. Усилить волонтерскую работу в районе.
9. Провести анализ результатов работы.
Проект включает три направления:
• формирование культуры общения с детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ;
• формирование способности к самопознанию и позитивного отношения
к себе;
• формирование навыков адаптивного поведения, которое проявляется в умении взаимодействовать с окружающими людьми, прогнозировать последствия своих действий, делать правильный выбор.
Проект охватывает все возрастные группы, от 6 до18 лет.
Проект реализуется в соответствии следующих принципов:
ü Мотивационная готовность. Решение поставленных задач возможно только в случае личной заинтересованности детей и подростков в работе
ü Принцип возрастного соответствия - содержание, формы и методы работы должны соответствовать психологическим особенностям детей
ü Принцип физиологического соответствия - содержание, формы и методы работы должны соответствовать особенностям состояния здоровья детей
Данный проект может использоваться в общеобразовательных учреждениях, на базе учреждений дополнительного образования, в детских домах.
Целевая группа: дети иподростки 6-18 лет города Ростова-на-Дону.
ü Дети –инвалиды, дети с ОВЗ
ü Здоровые дети
Место реализации проекта: МБУ ДО ЦВР «Досуг».
Партнеры проекта:
ü Государственное бюджетное учреждение социального обслуживания населения Ростовской области «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних г. Ростова-на-Дону»
ü Ростовская региональная общественная организация семей, воспитывающих детей-инвалидов и детей-сирот "Ветер перемен".
ü НКО «Всероссийское общество инвалидов»
ü Педагоги и творческие коллективы МБУ ДО ЦВР «Досуг»
ü Родители
ü При реализации проекта мы надеемся на помощьМКУ «УСЗН Пролетарского района города Ростова-на-Дону»
Миссия проекта: – актуализация лучших моральных качеств участников проекта – доброты, сочувствия, деятельной помощи и поддержки, помочь ребятам реализовать свои мечты.
Сроки реализации проекта:
Проект рассчитан на 11 месяцев, с сентября 2018 года по август 2019 года, с последующим пролонгированнием, после анализа полученных результатов
Формы и методы работы:
ü Мозговой штурм используется для стимуляции высказываний по теме
или отдельному вопросу без комментариев и оценочных суждений со
стороны одноклассников и психолога. Все идеи фиксируются на доске
или ватмане. Мозговой штурм продолжается до тех пор, пока не будут
озвучены все идеи или не кончится отведенное на него время.
ü Социально-психологический тренинг стал одним из самых
эффективных способов превентивного обучения. Интенсивное
личностное общение, которое разворачивается в рамках так
называемого "группового процесса", обеспечивает уникальные условия
для развития мотивации межличностного общения и познавательной
мотивации, коммуникативной компетентности и рефлексивных качеств
участников тренинга. Эти задачи решаются благодаря атмосфере
безопасности, которая обеспечивается созданием на первом этапе
тренинга "правил группы". В правила обязательно включаются такие
пункты, как: безоценочные суждения, конфиденциальность личной
информации, право не участвовать в каком-либо упражнении и т.д.
Тренинг позволяет не только получить психологическую информацию,
но и осознать проблемы и причины личностных трудностей, обучить
новым адаптивным способам поведения, улучшить субъективное
самочувствие ребят и укрепить их психическое здоровье.
ü Арттерапия — метод, используемый в качестве средства воздействия искусством. Основная цель арттерапии -установление гармонических связей с окружающим миром и с самим собой через искусство. Терапия искусством укрепляет личность. Творя, дети обдумывают мир и ищут свой язык, связывающий их с "большим" миром и наиболее точно выражающий их внутренний мир. Разнообразие способов самовыражения, положительные эмоции, возникающие в процессе арттерапии, снижают агрессивность, повышают самооценку ("я не хуже других"). Метод позволяет работать с чувствами: исследовать и выражать их на символическом уровне. (Проведение праздничных концертов, игровых программ, театрализованных представлений.)
ü Благотворительные акции. Система мероприятий, цель которых —привлечение внимания к проблеме или событию. Мероприятия, основная задача которых состоит в сборе помощи (новогодних подарков) и передаче их заранее определенному субъекту. Такие акции являются элементом более крупного события — массового праздника (Новый год)