В.И. Фалько
к. филос. н., профессор кафедры философии МГУЛ
СИСТЕМНЫЙ СИНТЕЗ МИРОВОЗЗРЕНИЙ
В КОНЦЕПЦИИ «ИНТЕГРАЛЬНОГО СОЗНАНИЯ»
КЕНА УИЛБЕРА*
В современную эпоху глобальных процессов всё более актуальным становится поиск путей достижения взаимопонимания между различными культурами, лежащими в основе мировых цивилизаций. Многие философы и культурологи констатируют невозможность ведения мировоззренческого диалога культур, но предпринимаются и попытки интеграции мировоззрений. Один из наиболее заметных в мировой литературе вариантов синтеза мировоззрений основан на исследованиях и разработках современного американского психолога, философа и культуролога Кеннета Эрла Уилбера младшего, широко известного как Кен Уилбер (Ken Wilber), и основанного им междисциплинарного Интегрального института (Integral Institute). Он является одним из основоположников интегральной психологии и интегральной политики, чьи книги переведены более чем в двадцати странах, и считается наиболее переводимым академическим автором в США, самым популярным современным философом в мире. Несколько его книг и других публикаций издано в нашей стране на русском языке [1], [4].
Целью Кена Уилбера и его последователей является построение теории интегрального сознания и содействие упрочению его позиций в мире, создание интегрального мировоззрения и формирование целостной картины Космоса на основе системного синтеза психологии, эмпирических наук, мистических учений, критического преодоления постмодернизма. Попытки осуществления системного синтеза знаний и мировоззрений находят воплощение в разрабатываемой им интегральной философии и осмыслении теоретических предпосылок формирующегося в настоящее время интегрального сознания.
|
Необходимость обращения к данному подходу вызвана тем обстоятельством, что именно ввиду чрезвычайной популярности идей Уилбера существует опасность неадекватного их понимания и применения, некритическое следование спорным ориентирам. Требуется углубленный теоретический анализ интегрального подхода и синтез возможных альтернатив. В рамках настоящей статьи невозможно охватить все аспекты концепции интегрального сознания и её приложений. Ограничимся изложением лишь некоторых из основных идей интегрального подхода, отдельными критическими замечаниями к нему и указанием на возможные альтернативные направления осуществления системного синтеза.
Исходной идеей концепции интегрального сознания является понятие «холон», веденное английским философом Артуром Кёстлером [8], [9]. В теориях систем эмерджентизма (Э.Д. Блауэр), структурализма (Э. Ласло), органицизма (А. Бам) холон понимается как «целое, состоящее из частей, функционирующее как часть большего целого» [6, p. 145].
В книге «Краткая история всего» Кен Уилбер популярно излагает свою теорию холонов:
«…Реальность состоит из целого/частей, или «холонов». …Артур Кестлер ввел термин «холон» для описания целого, которое полно само по себе, и в то же время является частью другого целого. …Поскольку каждый холон – это целое/часть, у него две «тенденции» или, можно сказать, две «силы», которые поддерживают его свойства целостности и частичности. С одной стороны, ему необходимо поддерживать свою целостность, идентичность, автономию или организацию. …Ему также необходимо участвовать во взаимодействии как части целого. …Есть четыре импульса всех холонов. …Есть организация и взаимодействие, действующие на горизонтальном уровне, и в вертикальном измерении у нас есть самопреодоление как движение вверх и распад как переход на более низкий уровень. …Холоны появляются холорхически. Что такое холархия? Это термин Кестлера для обозначения иерархии. …Каждый появляющийся холон преодолевает и включает в себя своего предшественника. …Смысл в том, что все холоны – это целое и часть одновременно, и целостность преодолевает, а частичность включается. В процессе преодоления части формируют целое, в процессе включения части связываются в общность и разделяют пространство…
|
…Вот чего мы достигли: мир состоит из холонов, и эти холоны повсюду. У всех холонов есть четыре основных способности: оганизация и сотрудничество, преодоление и включение. Холоны появляются. Они формируют холархии» [4, c. 48–64].
«…Существует, на самом деле, четыре совсем разных типа холархий, четыре совсем разных последовательностей холонов. – …Четыре типа холархий имеют дело с внутренней и внешней стороной холона, а также с его индивидуальными и коллективными формами, и это дает нам четыре сектора. …Мне кажется, что это характеризует самые основные свойства, это – четыре угла Космоса» [4, c. 119–121].
Изобразим эти четыре сектора, или квадранта, на рис. 1, основанном на рисунках 5–1, 5–2 и 7–1 в цитируемой книге К. Уилбера [4, c. 117, 120, 163] и на рисунках из других работ, посвященных его теории.
|
Категориями «Я», «Мы», «Оно» К. Уилбер закладывает в основу своей философии диалогический принцип троичности мира: «Измерения «я», «мы» и «оно» отвечают за искусство, мораль и науку, за прекрасное, благое и истинное» [1, c. 74].
Диагональные штриховые стрелки на рисунке показывают направление холархического движения вверх в эволюции холонов. Направленность стрелок к центру будет изображать движение вниз (инволюцию) холонов. Кругами здесь обозначены уровни холархии.
Внутреннее Внешнее
Намерение Поведение
|
Я Оно
(Это)
Верхний левый сектор Верхний правый сектор
Нижний левый сектор Нижний правый сектор
Мы