Алфавит языка программирования Турбо Паскаль.




Урок 9

Тема: «Среда программирования Pascal».

Тест по теме «Основы алгоритмизации»

Вариант 1

1. Напишите определение понятия алгоритм.

2. Каждому термину, указанному в левой колонке, поставьте в соответствие его определение, приведенное в правой колонке:

а) линейный алгоритм 1) алгоритм, по которому исполнителю в зависимости от выполнения некоторого условия надо выполнить либо одну, либо другую последовательность команд
б) блок-схема 2) алгоритм, по которому исполнителю надо выполнять некоторую последовательность команд несколько раз до тех пор, пока выполняется некоторое условие
в) алгоритм с повторением 3) алгоритм, в котором команды следуют строго одна за другой
г) разветвляющийся алгоритм   4) алгоритм в виде последовательности специальных графических блоков

3. Перечислите формы записи алгоритмов.

4. Что такое система команд исполнителя?

5.К какому типу алгоритмов можно отнести следующие стихи:

а) Эй, топтыжка, б) Пока свободою горим,

Топни, топни, Пока сердца для чести живы,

Ножкой о пол Мой друг, отчизне посвятим

Хлопни, хлопни. Души прекрасные порывы.

Ну-ка, ручки протяни,

И не бойся,

И шагни.

6.Выпишите команды, которые являются телом алгоритма:

алг фигура

дано перо в начале координат и поднято

нач

сместиться в точку(2,1)

опустить перо

сместиться на вектор(0,3)

поднять перо

кон

7. Как на блок-схеме может быть представлен алгоритм с повторением?

8. Запишите словесный алгоритм перехода дороги на светофоре.

9. Нарисуйте блок-схему для проверки числа – простое или составное (простое число делится только на себя и на единицу).

10. Напишите определение понятия исполнитель алгоритма.

Вариант 2

1. Напишите определение понятия исполнитель алгоритма.

2. Каждому термину, указанному в левой колонке, поставьте в соответствие его определение, приведенное в правой колонке:

а) словесное описание алгоритма 1) алгоритм, по которому исполнителю надо выполнять некоторую последовательность команд несколько раз до тех пор, пока выполняется некоторое условие;
б) разветвляющийся алгоритм 2) запись алгоритма в виде последовательности операторов (команд) некоторого алгоритмического языка
в) программа 3) алгоритм, по которому исполнителю в зависимости от выполнения некоторого условия надо выполнить либо одну, либо другую последовательность команд;
г) алгоритм с повторениями 4) запись алгоритма в виде последовательности слов и предложений

3. Как на блок-схеме может быть представлен алгоритм с ветвлением?

4. Что понимают под командой алгоритма?

5.К какому типу алгоритмов можно отнести следующие стихи:

а) Если ветер в лицо - не гнись, б) Что нам стоит дом построить?

Если будет гроза - крепись. Просто вырыть котлован,

Если радость на сердце - пой, А затем приладить рельсы

Но всегда будь самим собой. И пустить по рельсам кран.

6. Выпишите команды, которые являются телом алгоритма:

алг фигура

дано перо в начале координат и поднято

нач

сместиться на вектор(0,3)

сместиться на вектор(1,0)

поднять перо

кон

7. Перечислите формы записи алгоритмов.

8. Запишите словесный алгоритм перехода дороги на пешеходном переходе.

9. Нарисуйте блок-схему для решения уравнения ах+в=0

10. Напишите определение понятия алгоритм.

 

III. Теоретическая часть.

Язык программирования.

Для представления алгоритма в виде, понятном компьютеру, служат языки программирования. Сначала разрабатывается алгоритм действий, а потом он записывается на одном из таких языков. В итоге получается текст программы - полное, законченное и детальное описание алгоритма на языке программирования. Затем этот текст программы специальными служебными приложениями, которые называются трансляторами, либо переводится в машинный код (язык нулей и единиц), либо исполняется.

Транслятор — средство для преобразования текстов из одного языка, понятного человеку, в другой язык, «понятный» компьютеру. Трансляторы бывают двух типов — интерпретаторы и компиляторы. Отличие между ними заключается в том, что интерпретатор последовательно анализирует и исполняет каждую строку программы, а компилятор проводит полный анализ написанной программы и формирует уже готовый к исполнению машинный код.

Языки программирования - искусственные языки. От естественных они отличаются ограниченным числом "слов", значение которых понятно транслятору, и очень строгими правилами записи команд (операторов).

В языках программирования высокого уровня программа - это перечень действий. Исполнение этих действий определено в самом языке программирования, и их принято называть операторами.

Алфавит языка программирования Турбо Паскаль.

Под алфавитом языка понимают совокупность допустимых символов. В языке Турбо Паскаль используются символы ASCII (американский стандартный код обмена информацией). Можно выделить четыре основные группы символов: символы, используемые в идентификаторах, разделители, специальные символы и неиспользуемые символы.

Идентификатор - это имя любого объекта языка. Он может состоять из латинских букв (a...z), цифр (0...9) и знака подчеркивания и не должен начинаться с цифры. Прописные и строчные буквы в идентификаторах и зарезервированных словах считаются идентичными, они различаются лишь в строковых константах. Длина идентификатора не ограничена, но значимыми являются лишь первые 63 символа.

Разделители используются для отделения друг от друга идентификаторов, чисел и зарезервированных слов. К разделителям относятся, например, пробел и комментарий. В любом месте программы, где разрешается один пробел, их можно вставить любое количество.

Комментарии заключаются либо в фигурные скобки { комментарий 1 }, либо в символы (* комментарий 2 *) и могут занимать любое количество строк.

К специальным знакам относятся знаки пунктуации (. () []..:;), знаки операций и зарезервированные слова. Знаки операций могут быть как символьные (+, -, *, / и т.д.), так и буквенными (mod, div, not). Зарезервированные слова являются служебными и не могут быть переопределены пользователем, т.е. их нельзя использовать как имена пользовательских объектов.

Неиспользуемые символы - это коды ASCII, которые используются только в комментариях и символьных строках, но не в языке. К ним относятся все русские буквы, а также символы %, &,! и т.п.

Структура программы.

Любая программа на Паскале имеет определенную структуру:

program имя_программы;

Uses

Подключение модулей

Const

Раздел описания констант

Label

Раздел описания меток

Type

Раздел описания типов

Var

Раздел описания переменнных

Begin

Тело программы

End.

Начинается программа с заголовка. После заголовка на схеме представлены разделы описания констант, меток, типов, переменных, а также раздел, в котором подключаются используемые модули. Причем Турбо Паскаль вовсе не предписывает порядок в каком порядке должны идти эти разделы. Однако если в одном из разделов объявлен элемент программы, на который имеется ссылка в другом разделе, то описание, на которое имеется ссылка должно предшествовать ссылающему описанию. Например, если в разделе объявления переменных объявляется переменная того типа, который описывается в разделе описания типов, то сначала описывается тип, а затем переменная.

type

IntList = array[1..100] of Integer;

var

mylist: IntList;

Обязательной частью является лишь тело программы, которое начинается словом begin, а заканчивается словом end с точкой. Операторы в Паскале разделяются точкой запятой.

 

Для запуска среды программирования Turbo Pascal 7.0 дайте команду Пуск→Все программы→Программирование→ Turbo Pascal 7.0. После запуска на экране появится оболочка:

Среда Турбо Паскаля 7.0 является приложение под DOS, а не под Windows и поэтому экран и приемы работы в этой системе немного отличаются от тех, к которым вы привыкли в Windows, хотя и имеют много общего.

Верхняя строка содержит «меню» возможных режимов работы Турбо Паскаля, нижняя - краткую справку о назначении основных функциональных клавиш. Вся остальная часть экрана принадлежит окну редактора, очерченному двойной рамкой и предназначенному для ввода и коррекции текстов программ. В его верхней строке приводятся имя файла, откуда был прочитан текст программы (новому файлу присваивается имя NONAME00.PAS), два специальных поля, используемых при работе с устройством ввода «мышь» (эти поля выделены квадратными скобками), и цифра 1 - номер окна. В Турбо Паскале можно работать одновременно с несколькими программами (или частями одной крупной программы), каждая из которых может располагаться в отдельном окне редактора. Среда позволяет использовать до 9-ти окон редактора одновременно.

После подготовки текста программы можно попытаться исполнить ее. Для этого дайте команду Run→Run или нажмите комбинацию клавиш [Ctrl]+[F9].

Если в программе нет синтаксических ошибок, то все действия выполняются последовательно одно за другим, при этом в небольшом окне сообщается о количестве откомпилированных строк и объеме доступной оперативной памяти.

Если на каком-либо этапе среда обнаружит ошибку, она прекращает дальнейшие действия, восстанавливает окно редактора и помещает курсор на ту строку программы, при компиляции или исполнении которой обнаружена ошибка. При этом в верхней строке редактора появляется диагностическое сообщение о причине ошибки.

Командой [Alt]+[F5] или Debug→User screen Вы в любой момент сможете просмотреть данные, выданные на экран в результате прогона программы.

Для возврата в режим редактирования программы нажмите любую клавишу.

Неотъемлемой составной частью среды Турбо Паскаля является встроенная справочная служба. Эта справка зависит от текущего состояния среды, поэтому справочную службу называют контекстно-чувствительной.

Существуют четыре способа обращения к. справочной службе непосредственно из окна редактора:

 [F1] - получение контекстно-зависимой справки;

 [Shift]+[F1] - выбор справки из списка доступных справочных сообщений;

 [Ctrl]+[F1] - получение справки о нужной стандартной процедуре, функции, о стандартной константе или переменной;

 [Alt]+[F1] - получение предыдущей справку.

Для сохранения и открытия программ используется меню File. При сохранении файла для имени файла действует правило 8.3. Попробуйте сохранить вашу программу в файл.

IV. Практическая часть.

В качестве примера рассмотрим программу вычисления площади прямоугольника (блок-схему этого алгоритма мы записывали на прошлом занятии):

program SquareRectangle; {вычисление площади прямоугольника}

uses WinCrt;

var

a, b, s: real;

begin

write('Введите высоту: ');

readln(a);

write('Введите ширину: ');

readln(b);

s:=a*b;

writeln('Площадь равна: ',s:5:2);

end.

Программа начинается со слова program. После служебного слова program записывается имя программы. В нашей программе именем является SquareRectangle. Имя программы записывается на английском языке и задается произвольно автором программы. В конце первой строки, после имени программы стоит ";" - точка с запятой. Этот знак указывает на то, что некоторая инструкция закончена и за ней будет записана следующая инструкция. Точка с запятой является обязательным разделительным знаком в языке Паскаль.

Далее идет блок подключения модуля WinCrt (для Borland Pascal for Windows).

В следующем разделе описываются переменные. В программе используются 3 переменные (a, b, s), все они имеют тип real.

Далее в программе следует служебное, зарезервированное, слово begin (начать), которым начинается раздел операторов.

В этом разделе последовательно записываются команды, операторы, которые разделяются ";" - точкой с запятой. Они будут выполняться компьютером.

Значения переменных в нашей программе вводятся с клавиатуры. Для ввода ширины и длины используется процедура ввода readln. Подробнее о стандартных процедурах ввода и вывода мы поговорим позднее. Запустим программу и проверим ее работу.

Программа заканчивается служебным словом end, после которого стоит точка. Она является обязательной во всех паскалевских программах. Точка оповещает о конце текста программы.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: