Главной технической задачей дистанции сигнализации, централизации и блокировки (СЦБ) является обеспечение надежной работы устройств автоматики и телемеханики (АТ). Решение этой задачи достигается путем организации системы технического обслуживания устройств (СТОУ), т.е. комплекса взаимосвязанных положений и норм, определяющих организацию и порядок работ по ТО устройств АТ [2].
Функционирование СТОУ направлено на достижение четырех целей:
- обеспечение надежной работы техники;
- создание оптимальных условий труда для обслуживания персонала;
- повышение уровня производительности труда;
- достижение минимальной приведенной стоимости обслуживания.
Система ТО в масштабе железных дорог страны включает в себя комплекс взаимосвязанных организаций. В нем взаимодействуют люди и техника, а «человеческий фактор» имеет решающее влияние на результаты. Для совершенствования этой системы целесообразно использовать методику системного анализа, которая позволяет всю совокупность исследуемых организаций, процессов и явлений рассматривать как единый системотехнический комплекс «человек – техника» (СТК).
СТК подразделяется на несколько уровней, на которых осуществляется взаимосвязь человека или группы людей (Ч-системы) с различными элементами техники (Т-системы). В таблице 1.1 приведены классификация и разделение всего комплекса СТК на уровни Т- и Ч-систем в соответствии с существующей организаций ТО в дистанциях СЦБ.
Выделение уровней взаимодействующих элементов Т-систем проводится с целью подразделения устройств АТ от отдельного элемента на уровне I (реле, электропривод и т.п.) до совокупного использования различных систем (автоблокировка и др.) на уровне V.
|
Выделение уровней взаимодействующих элементов Ч-систем предполагает разделение всех организационных комплексов по уровням от отдельного специалиста (электромеханика, электромонтера и др.) на уровне I до аппарата служб на уровне V. В результате можно определить соответствующие взаимосвязи пяти уровней Ч-систем с Т-системами. При этом каждый уровень ЧТ следует рассматривать как множество относительно обособленных однотипных систем. Так, например, в СТК железнодорожного транспорта имеются десятки тысяч элементов уровня I (электромехаников), более 400 элементов уровня IV (дистанций СЦБ) и т.п.
Таблица 1.1 – Классификация и разделение комплекса СТК на уровни Т- и Ч-систем при ТО устройств АТ
Уровни систем | Взаимодействующие элементы | Наименование уровней, в зависимости от характера задач человека в системе «человек-техника» | Группы уровней | |
технических (Т-систем) | организационных (Ч-систем) | |||
I | Отдельный элемент или узел | Отдельный специалист | I технологический уровень | Технологи-ческие уровни |
II | Технический объект | Группа специалистов (бригада) | II технологический уровень | |
III | Техническая система | Комплекс взаимосвязанных групп (участок) | Оперативно-технологический уровень | |
IV | Группа технических систем | Предприятие (дистанция) | Производственно-экономический уровень | Организа-ционные уровни |
V | Множество технических систем | Отдел (НОДШ), служба (Ш) | Организационно-экономический сектор |
Таком образом, для комплексного совершенствования СТОУ необходимо анализировать и разрабатывать меры для повышения эффективности взаимодействия человека и техники на каждом уровне ЧТ.
|
ТО представляет собой комплекс работ, обеспечивающий поддержание исправности систем АТ, и оперативное восстановление устройств после отказов. Учитывая особенности СТОУ на железнодорожном транспорте, термин «техническое обслуживание» включает в себя и понятие «ремонт».
ТО включает в себя две группы работ: профилактические работы и устранение отказов (неплановый ремонт) (рис. 1.1) [2].
Рисунок 1.1 – Группы работ, выполняемых в процессе ТО
1.2 Основные методы технического обслуживания устройств железнодорожной автоматики и телемеханики
Методы ТО представляют собой совокупность технологических и организационных правил выполнения операций технологического обслуживания, определяющих формы организации труда технического персонала, непосредственно обслуживающих устройства железнодорожной автоматики и телемеханики (ЖАТ) для обеспечения надежного функционирования устройств при данных ресурсах дистанции [3].
В соответствии со сложившейся на железнодорожном транспорте терминологией все методы ТО подразделяются на индивидуальные и групповые (бригадные), централизованные, децентрализованные (участковые) и комбинированные.
ТЕХНИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ