Практика тушения пожаров показывает, что главным препятствием является дым и высокая температура. Тушение пожаров на судах проводится в условиях недостаточного естественного освещения, плотного задымления, высокой температуры, теплопроводности конструкций судна при большой скорости распространения горения по коридорам, шахтам трапов и вентиляционным каналам и т. п.
Статистика пожаров показывает, что наибольшее число пожаров происходит в жилых и служебных помещениях судов и составляет 40%, в помещениях силовых установок 25%, в грузовых отсеках 25%.
Наибольшее число пожаров в жилых и служебных помещениях объясняется нарушением правил пожарной безопасности.
Данные обстановки на пожаре судов отличаются от других сооружений особенностью их планировки, наличием большого количества коммуникаций, расположенных на разных уровнях (количество их достигает 1500 и более). Эти особенности конструкции судна способствуют быстрому развитию пожара. Если в современном здании фактор передачи тепла и распространения пожара в смежные помещения за счет теплопроводности играет второстепенную роль, то на судне это, как правило, приобретает решающее значение за счет того, что палубы, перегородки и переборки выполнены из металла.
Распределение пожарной нагрузки на поверхности, небольшая высота помещений 2,4-2,7 м, наличие пространства под обшивкой переборок и подволоки, приводят к тому, что пожар быстро распространяется и поздно обнаруживается. В жилых и служебных помещениях, в рефрижераторных и сухогрузных трюмах пожары распространяются по сгораемой обшивке бортов, подволоки, термоизоляции и т. п.
Практикой установлено, что основными причинами возникновения пожаров на судах являются:
|
1. Нарушение пожарно-профилактического режима на судах, т. е. несоблюдение требований действующих документов по ППБ:
· халатность личного состава;
· нарушение противопожарной защиты;
· нарушение правил производства огневых работ;
· курение в неположенных местах;
· отступление от правил эксплуатации паровых котлов и электрооборудования;
· нарушение правил перевозки опасных грузов;
· нарушение ПЕЭ
· другие причины.
2. Конструктивные недостатки судов.
3. Умышленные поджоги.
Пожар распространяется из одного помещения в другое за счет теплопроводности металлических переборок, перегородок и палуб в течение 10-15 мин, а через конструкции, имеющие теплоизоляционную защиту, в течение 1ч. Линейная скорость распространения горения по жилым и служебным помещениям судов составляет в среднем 0,4+0,5 м/мин; по сгораемой отделке коридоров фанерой 1,4+1,8 м/мин, пластиком 0,7+0,8 м/мин. Среднее значение скорости распространения горения в вертикальном направлении по трапам составляет 2-К2,5 м/мин.
Опасными факторами пожара, воздействующими на людей, являются:
· открытый огонь и искры;
· повышенная температура окружающей среды, предметов;
· токсичные продукты горения;
· дым;
· пониженная концентрация кислорода;
· падающие части строительных конструкций, агрегатов, установок.
Открытый огонь. Открытый огонь очень опасен, но случаи его непосредственного воздействия очень редки. Чаще опасность представляют лучистые потоки, испускаемые пламенем.
Температура среды. Наибольшую опасность представляет вдыхание нагретого воздуха, приводящее к поражению и некрозу верхних дыхательных путей, удушью и смерти. Так, воздействие температуры свыше 100 градусов приводит к потере сознания и гибели через несколько минут. Опасны также ожоги кожи.
|
Токсичные продукты горения. При пожарах в современных зданиях с применением полимерных и синтетических материалов на человека воздействуют токсичные продукты горения. Хотя, в продуктах горения нередко содержится 50-100 видов химических соединений, оказывающих токсическое воздействие, по мнению большинства ученых разных стран, основной причиной гибели людей при пожарах является отравление оксидом углерода. В 50-80 % случаев гибель людей на пожарах вызывалась отравлением оксидом углерода и недостатком кислорода.
Потеря видимости вследствие задымления. Во время эвакуации люди обязательно должны четко видеть эвакуационные выходы или указатель выходов. При потере видимости организованное движение людей нарушается и становится хаотичным, каждый человек двигается в произвольно выбранном направлении. В результате процесс эвакуации затрудняется или становится невозможным.
Пониженная концентрация кислорода. В условиях пожара при сгорании веществ и материалов концентрация кислорода в воздухе помещения уменьшается. Понижение концентрации кислорода всего лишь на 3% вызывает ухудшение двигательных функций организма. Опасной считается концентрация кислорода 14 %, при ней теряется координация движений, ухудшается умственное сосредоточение, затрудняется эвакуация людей.
|
Таковы опасные факторы пожара, воздействующие непосредственно на человека. Следует также учитывать, что опасность возрастает при панике вызванных ею процессах, при стремлении людей принять меры по тушению пожара, при задержке в опасной зоне, при ошибках в действиях администрации и других лиц по организации эвакуации людей.
Для создания в зоне действия пожара условий к прекращению горения применяются различные огнетушащие средства. Средством тушения может быть вещество или материал, при помощи которых создаются условия, прекращающие горение.
Выбор огнетушащих средств при любом способе тушения подчиняется определённым требованиям. Такими требованиями являются:
высокий эффект тушения, т.е. при малом расходе огнетушащих средств на единицу площади или объёма пожара быстро прекращается горение;
безопасность пользования и хранения их;
безвредность действия их на вещества и предметы.
Количество применяемых средств зависит от интенсивности подачи этих средств, площади и времени тушения пожара. Время тушения зависит от огнетушащих свойств применяемых средств, их взаимодействия с горящими веществами и интенсивности подачи этих средств.
К огнетушащим средствам, используемым для тушения судовых пожаров, относятся:
В-водотушение: В-1 - вода компактная и В-2 - вода распыленная, применяются для тушения твердых горючих веществ и материалов, тяжелых нефтепродуктов, для создания водяных завес и охлаждения объектов, находящихся вблизи очагов пожара, легковоспламеняющихся и горючих жидкостей; В-3 - водяной пар (сухой), применяется для тушения пожаров в помещениях;
П-пенотушение: П-1 - химическая пена и П-2 - воздушно-механическая пена (низкой, средней и высокой кратности), рекомендуются в качестве основного средства тушения пожаров нефтепродуктов;
Г-газотушение: Г-1 - углекислый газ, применяется в различных огнетушителях и стационарных установках, Г-2 - азот и другие инертные газы, применяются для заполнения свободного пространства цистерн, резервуаров и трюмов, снижая концентрацию кислорода в очаге горения; Г-3 - галоидированные углеводороды, действие которых основано на торможении химической реакции горения;
С-специальные огнегасительные средства: С-1 - порошковый состав ПСБ, предназначен для тушения металлов, газов и нефтепродуктов; С-2 - водные растворы аммонийно-фосфатных солей; С-3 - смесь хлоридов щелочных металлов или аммония с добавками формиатов, оксалатов и функционатов щелочных металлов; С-4 - комбинированные составы СИ-1, СИ-2, СИ-ВК, применяются для тушения ряда пирофорных веществ и большинства жидких и твердых (кроме металлов) горючих веществ.
Одновременное использование водотушения и пенотушения не допускается, так как вода будет разрушать, и разбивать пену и тушение пожара не даст результатов. Для предупреждения распространения огня необходимо охлаждать водой воздушные баллоны, металлические конструкции, топливные и масляные цистерны. При тушении пожаров двигателей внутреннего сгорания необходимо подавать распыленную воду или пену на горящий двигатель выше пламени. Пожар в жилых и служебных помещениях сопровождается быстрым задымлением помещений, повышением температуры, токсическим действием продуктов горения, недостатком кислорода, что следует учитывать при применении средств пожаротушения.
Основная задача по локализации пожара - предотвращение распространения огня из одной противопожарной секции в другую достигается выключением вентиляции, герметизацией помещений, работой пожарных в смежных помещениях, мерами пресечения распространения огня в подволочном пространстве, за обшивкой переборок.