Экономическая характеристика города Стерлитамак




 

Основная цель и задача социально-экономического развития городского округа - посткризисное восстановление городской экономики - выполняется.

Основные показатели экономического развития городского округа город Стерлитамак республики Башкортостан представлены в таблице 4.

Несмотря на то, что восстановительные процессы в разрезе видов экономической деятельности имели достаточно неравномерную динамику, по основному индикатору экономического развития - валовому муниципальному продукту (объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами по полному кругу предприятий) за 2015 год удалось выйти на темп роста в 120,8% с объемом производства около 77 млрд. рублей к уровню 2014 года.

Высокий рост деловой активности наблюдается в промышленном производстве. Индекс промышленного производства достиг 109%, что выше уровня 2014 года на 9,8% и объем отгруженных товаров собственного промышленного производства составил 68 млрд.рублей с увеличением к уровню 2014 года на 22%.

 

 

Таблица 4 - Краткие показатели экономического развития городского округа город Стерлитамак республики Башкортостан [14]

Показатели Ед. изм. Отчет Оценка 2015г.
2010г. 2011г. 2012г. 2013г. 2014г.
Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами- всего              
в действующих ценах каждого года млн. руб. 35328,2 44269,8 51067,6 58414,1 49526,2
Индекс производства % 102,4 109,7 110,4 100,2 85,7 100,6
Розничный товарооборот в ценах соответствующих лет млн. руб. 15589,4 20159,5 25762,8 34546,9 37310,9 40397,3
в % к предыдущему году в сопоставимых ценах % 115,9 119,4 120,4 98,9
Платные услуги населению в действующих ценах млн. руб. 5580,4 7049,4 8594,6 12394,6 13707,8
в % к предыдущему году в сопоставимых ценах % 108,4 109,6 109,6 100,5
Оборот общественного питания в действующих ценах млн. руб. 968,9 1245,7 1489,9 1980,5 1912,2
в % к предыдущему году в сопоставимых ценах % 114,5 111,2 110,3 115,5 89,7
Объем инвестиций за счет всех источников финансирования млн. руб. 3436,2 5647,9 7184,1 9063,3 6250,5
в % к предыдущему году в сопоставимых ценах % 122,7 145,1 111,2 108,3 69,4 77,8

 

Определенное влияние как на динамику экономического роста в целом, так и промышленного производства оказало увеличение объемов экспорта. Внешнеторговый оборот увеличился на 61,1% и составил 396,1 млн.долл., в том числе доля экспорта – 90% с ростом к предыдущему году на 0,9%.

Как результат, за 11 месяцев 2015 года сальдированный финансовый результат по городскому округу составил более 10 млрд.руб. с увеличением к аналогичному периоду 2014 года на 71,6%.

Немаловажной проблемой городских крупных промышленных предприятий является физический и моральный износ основного оборудования. Поэтому на крупных промышленных предприятиях города проводятся реконструкции основных производственных фондов. Так, в течение 2015 года предприятиями химического производства в реализацию программных мероприятий, направленных в том числе и на модернизацию оборудования, вложено 504 млн.руб., предприятиями по производству машин и оборудования вложено 38,6 млн.руб., по производству прочих неметаллических минеральных продуктов – 24,9 млн.руб., по производству пищевых продуктов – 90 млн.руб., по производству и распределению электроэнергии, газа и воды – 34,3 млн.руб.

В строительной сфере, где в силу сжатия инвестиционного спроса, ранее накопившихся и обострившихся в период кризиса проблем, удалось преодолеть порог падения и выйти на стабильные темпы роста.

Инвестиции в основной капитал по оценке 2015 года составят 4,4 млрд.рублей, что выше уровня 2010 года в сопоставимой оценке на 10,0%. Предприятиями, организациями и населением введено в действие 70,5 тыс.кв.метров общей жилой площади, с ростом к прошлому году в 2,2 раза. Средняя обеспеченность населения жильем составила на 1 января 2012 года 20 кв.метров общей жилплощади.

Очень значимым моментом 2015 года является увеличение объемов строительства социальной сферы за счет республиканских средств через Республиканскую адресную инвестиционную программу, на сумму свыше 300 млн.руб. Это и начало строительства детских садиков в микрорайоне «Солнечный» и «Три капитана» по 210 мест каждый, и физкультурно- спортивного комплекса с ледовой ареной на 2500 мест в районе Юго-Западный, конечной станции «Колхозный рынок» с единой диспетчерской автоматизированного управления всех видов общественного транспорта, обновление подвижного состава городского электрического транспорта и многое другое.

Федеральный проект «Новые дороги городов России» принес в город свыше 57,4 млн. рублей, что позволило отремонтировать где-то 15% от всего фонда дорог, нуждающихся в ремонте. В2011 году направлено 42,6 млн. рублей на общегородские дороги, 57,4 млн. рублей - на внутриквартальное асфальтирование, 65 млн. рублей - на строительство южной объездной дороги. То есть в 2015 году на восстановление дорог потрачено 165 млн.рублей.

Положительный вклад в развитие экономики вносит повышение потребительской активности, обусловленное опережающим ростом заработной платы к уровню инфляции. На 1 декабря 2015 года среднемесячная начисленная заработная плата по городу составила 17,4 тыс. рублей, что на 12,4% выше уровня аналогичного периода 2014 года при индексе потребительских цен 109,0%. Реальный рост заработной платы – 102,9%. За 2015 год среднемесячный размер пенсий увеличился на 8,9% к 2015 году и составил 8167 руб.

В городе насчитывается около полутора тысяч объектов потребительского рынка. Оборот розничной торговли по городу в 2015 году достиг объема 47,3 млрд.рублей с ростом в сопоставимой оценке к 2015 году на 5,1%.

Рассмотрим ситуацию с расходами и доходами бюджета (см. т. 5)

Таблица 5- Показатели доходов и расходов бюджета города Стерлитамак [9]

Показатели Отчет Оценка 2015г.
2010г. 2011г. 2012г. 2013г. 2014г.
Объем инвестиций за счет всех источников финанси-рования, всего млн.руб. 3436,2 5647,9 7184,1 9063,3 6250,5
в % к предыдущему году в сопоставимых ценах 122,7 145,1 111,2 108,3 69,4 77,8
- производственного назначения, млн.руб. 2460,2 4518,6 5619,1 6990,8 5012,9 3606,9
- непроизводственного назначения, млн.руб. 1002,0 1129,3 1565,0 1973,1 1237,6 1037,1
Из общего объема инвестиций финансируемые за счет:            
-собственных средств предприятий, млн.руб. 2284,2 2526,5 2669,3 5452,2 4142,0 3209,9
-федерального бюджета, млн.руб. 73,08 132,3 74,7 21,5 12,8 147,1
-бюджета Республики Башкортостан и местных бюджетов, млн.руб. 69,3 179,0 265,1 118,7 194,0 255,5
- кредитов банков, млн. руб. 70,3 542,1 616,2 2610,2 1663,3 1162,5
- других источников, млн.руб. 965,3 2268,3 3258,8 761,3 238,1 169,0

 

Более существенную финансовую поддержку, по сравнению с предыдущими годами, получили субъекты малого и среднего предпринимательства, что позволило им сохранить рабочие места и создать новые. Из местного бюджета на субсидирование субъектов малого и среднего предпринимательства на начальной стадии становления бизнеса (СТАРТ-АП) было выделено 1,5 млн.руб. и 4,5 млн.руб. на субсидирование части лизинговых платежей. С учетом субсидирования из местного бюджета был выигран грант из республиканского бюджета на сумму 24,7 млн.руб.

Выросли платежи в бюджет и социальные налоги на 31,4% и достигли 14,6 млрд.руб., в том числе поступление страховых взносов в Пенсионный фонд увеличилось на 44,1%. Доходная часть городского бюджета в 2011 году сформировалась в размере 3174,9 млн.руб. при его расходах - 2952,7 млн.руб. В структуре доходов бюджета городского округа более 57% или 1830,1 млн.руб. составили налоговые и неналоговые поступления.

В 2015 году продолжилась работа по реструктуризации бюджетной сети путем изменения типа бюджетных учреждений. На текущий момент в городе насчитывается около 80 автономных учреждений.

Развитие малого и среднего предпринимательства является неотъемлемым элементом рыночной системы хозяйствования в 2011-2015 годах. За этот период доля работающих в предпринимательстве от общей численности экономически активного населения достигла 25%, количество малых предприятий возросло на 13,3%, доля участия субъектов малого и среднего бизнеса в формировании доходов городского бюджета выросла с 14,9% до 32,3%. Малый бизнес сегодня – это 2730 малых и средних предприятий и 7515 индивидуальных предпринимателей, занятых в различных сферах экономики, которые обеспечивают рабочие места более чем 22,5 тыс. человек.

Развитие предпринимательства в городе способствовало интенсивному развитию потребительского рынка. За истекшие 5 лет оборот розничной торговли возрос в 2,6 раза, а объем платных услуг населению в 2,4 раза.

Основной причиной снижения инвестиций в условиях экономического кризиса стало отсутствие оборотных средств предприятий и организаций городского округа город Стерлитамак, а также отсутствие централизованного финансирования. Отрицательная динамика наблюдается и по ожидаемым итогам 2015 года. Несмотря на снижение инвестиционной активности к уровню 2014 года инвестиции увеличились в действующих ценах на 43,8%. Всего в экономику города вложено за последние 5 лет свыше 33 млрд. рублей.

По видам экономической деятельности наибольший удельный вес в общем объеме инвестиций приходится на обрабатывающие производства, свыше 58% (по итогам 2014 года). В объеме инвестиций обрабатывающих производств львиная доля инвестиций почти 82% осваивается предприятиями химического производства.

Наиболее эффективным средством для анализа ситуации является SWOT- анализ, который позволяет систематизировать все проблемы развитии города.

Таблица 6 - SWOT- анализ социально-экономического положения городской округ город Стерлитамак Республики Башкортостан

Факторы Сильные стороны (S) Слабые стороны (W)
Демографичес-кая ситуация, уровень жизни населения, наличие трудовых ресурсов -Благоприятная демографическая ситуация в части положительного естественного и миграционного прироста населения; -высокая доля трудоспособного населения; - относительно низкий уровень безработицы; -стабильная отраслевая структура занятости; -увеличение денежных доходов населения. -Высокая доля пенсионеров в общей численности горожан; -невысокий уровень доходов населения, в сравнении с другими территориями РБ; -несбалансированность спроса и предложения рабочей силы на рынке труда; -недостаток квалифицированных кадров
Природно-сырьевой потенциал -Наличие полезных ископаемых -Исчерпание запасов известняка в горе Шах-Тау - Высокая зависимость от Салаватнефтеорг-синтеза в части поставки сырья для химических предприятий города
Экономический потенциал и инвестиционные ресурсы -наличие многоотраслевой инфраструктуры; -наличие крупных, стабильно работающих предприятий промышленности, ориентированных на модернизацию и расширение производства; -доминирующая доля прибыли предприятий нефтехимического комплекса; - платежеспособность предприятий; -создана конкурентная среда; -выгодное месторасположение города; -имеются производственные площади для внедрения новых инвестиционных проектов; -высокий экспортный потенциал; - широкая сеть кредитных учреждений; -увеличение количества субъектов малого предпринимательства и доли участия малого бизнеса в формировании местного бюджета; -стабильная насыщаемость рынка товарами и услугами, обеспеченная платежеспособным спросом населения. -последствия мирового экономического кризиса; -высокий износ основных фондов предприятий; - высокая дифференциация в оплате труда; -недостаток собственных средств предприятий для более масштабной реализации проектов модернизации, реконструкции и обновления основных фондов; -проблема с поставкой сырья на предприятиях нефтехимического комплекса; -наличие задолженности в бюджеты всех уровней; -наличие убыточных предприятий и предприятий-банкротов; - низкие темпы жилищного строительства; -нехватка городских земель; -невысокая доля привлеченных инвестиций и низкая доля инновационных идей; -сырьевая направленность экспорта; - высокие ставки кредитования; -снижение темпов розничного кредитования и повышение склонности населения к накоплению; - повышение цен на продукты питания.
Состояние транспортной инфраструктуры и жилищно-коммунального хозяйства -Развитая транспортная, энергетическая система; - реализация мероприятий по энергосбережению; - обновление подвижного состава; организация новых маршрутов общественного транспорта; - строительство единой диспетчерской автоматизированного управления всеми видами общественного транспорта; -улучшение безопасности дорожного движения; -улучшение благоустройства города; -реформирование жилищно-коммунального хозяйства; - капитальный ремонт многоквартирных жилых домов и переселение граждан из аварийного жилищного фонда. -инфраструктурные ограничения роста транспортного комплекса; -медленное строительство южной объездной дороги; - непрозрачная и неэффективная деятельность жилищно-коммунальных служб города; - наличие жилых зданий, требующих полного или выборочного капитального ремонта; -повышение тарифов на ЖКУ, отсутствие 100%-ной собираемости платежей.
Развитие социальной сферы -Высокий уровень обеспеченности учреждениями образования, здравоохранения, культуры и спорта; -совершенствование материально-технической базы социально-ориентированных учреждений; -реализация социальных инновационных программ; -социальная направленность расходования средств городского бюджета. -Неполная укомплектованность лечебно-профилак-тических учреждений города врачебными кадрами; -недостаточная материальная база учреждений культуры, образования, здравоохранения; -нехватка мест в дошкольных образовательных учреждениях, отделениях социальной помощи; -медленное строительство физкультурно-спортивного комплекса; - недостаточное финансирование на организацию работ по строительству объектов социальной инфраструктуры (поликлиники, школы и детского сада в западном районе города).

 

SWOT- анализ социально-экономического положения городской округ город Стерлитамак Республики Башкортостан на основе сильных и слабых сторон позволит построить в дальнейшем прогноз развития города наиболее оптимальным способом.





©2015-2017 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.

Обратная связь

ТОП 5 активных страниц!