Самостраховка перед препятствием. Подготовка к ней состоит в проведении ряда мероприятий для проверки своей готовности к преодолению препятствия.
Они включают проверку индивидуального снаряжения (наличие, качество, опробование его в действии); проверку индивидуальных спасательных средств (для туриста-водника - надувного жилета, пояса, кругов; для горного туриста - лавинного шнура и т. д.); мысленное повторение плана собственных действий, необходимых для преодоления препятствия; оценку возможных вариантов срыва на препятствии и экстренных действий для предупреждения травматизма; общую мобилизацию физических и психических сил на преодоление препятствия.
Использование палки (ледоруба). Основа самостраховки при прохождении многих препятствий в пеших, горных, частично лыжних путешествиях состоит в использовании дополнительной опоры - альпенштока, ледоруба, лыжной палки. Если препятствие несложное, палка держится одной рукой, создавая в случае необходимости третью опору и помогая устойчивости.
При движении по крутым или скользким склонам палку держат в двух руках в положении «на изготовку»: рука, держащая верхний конец палки на уровне груди, обхватывает древко ладонью кверху, а другая рука, находящаяся ближе к нижнему концу (штычку) палки, берет древко ладонью книзу и в любой момент готова как бы придавить палку к склону. С помощью палки можно постоянно сохранять в движении две точки опоры: пока турист делает очередные два шага, он опирается палкой на склон, затем, стоя на двух ногах, быстро переносит палку вперед, в другую точку опоры, и цикл движения повторяется.
При пересечении склона (траверсе, движении зигзагом) шгтычок палки должен быть всегда обращен к склону. При перемене направления или повороте к склону другим боком палка перехватывается руками без отрыва штычка от земли.
|
Ледоруб на опасных склонах держат также в двух руках (верхняя сжимает металлическую головку ледоруба), клювом вниз и от себя.
Переправляясь вброд с палкой, ее штычок выносят навстречу течению. На переправе вброд на веревке категорически запрещается использовать петли со схватывающими узлами. Самостраховка подобным способом при движении по веревочным перилам может применяться на «сухом месте» (спусках, подъемах, траверсах), причем длина самостраховочной петли должна быть короче вытянутых рук.
Рис. 19. Самозадержание на снегу.
Самозадержание. Состоит в умении прекратить или хотя бы частично затормозить падение, срыв и т. п.
При падении или соскальзывании на травянистом склоне или мелкой осыпи необходима мгновенная опора палкой (альпенштоком, ледорубом) в склон из положения «на изготовку». Если это не удалось сделать и турист покатился вниз, надо стремиться сразу перевернуться на живот, головой вверх, и задерживаться палкой в положении лежа. При этом палка удерживается в полусогнутых руках и упирается штычком наискось в землю.
При падении на снежном склоне турист должен рывком перевернуться на живот и, вжимая палку штычком в снег, постепенно затормозить движение. Очень важно, чтобы ноги упавшего были широко раздвинуты и упирались ступнями в склон (рис. 19).
Веревки и узлы
Веревки. При передвижении и преодолении препятствий наиболее распространено применение капроновых веревок основных (толщина 9 - 11 мм, длина 30 - 40 м) и вспомогательных (толщина 5 - 7 мм, длина 30 - 40 м и 4,5 - 5 м). Их используют при наведении различных переправ, организации подъема или спуска по крутому склону, при страховке на опасных скальных, снежных и других участках маршрута.
|
Рис. 20. Завязывание узлов: а - ткацкого; б – «проводника»; в - прямого; г - брамшкотового Узлы для связывания двух веревок. Если веревки одинакового диаметра, то их связывают узлом ткацким или прямым («морским») (рис. 20 а, в). При разной толщине веревок применяют брамшкотовый узел (рис. 20 г).
При вязке узлов не следует забывать на концах связанных веревок делать дополнительные страховочные (контрольные) узлы: при больших нагрузках на веревку они будут препятствовать ее проскальзыванию и развязыванию основного узла.
Надо также помнить о другой особенности узлов: они должны не только крепко держаться, но и легко развязываться, когда в этом есть необходимость. Узлы в «саморазвязывающемся» варианте вяжутся с дополнительной петелькой одного из концов веревки в узле или с палочкой, предварительно вставленной в узел.
Рис. 21. Обвязывание узлом «булинь» с подтяжками из конца веревки
Узлы для петель и обвязки. Применяются для прнвязывания веревки петлей к неподвижному предмету (дереву, скале) и для обвязывания туриста при организации страховки.
Наиболее распространены узлы «проводника» (рис. 206) и «булинь» (рис. 21). Первый более прост, может быть сделан как на конце, так и в середине веревки, но после натяжения с трудом развязывается.
|
При страховке эти узлы используют обычно в сочетании с подтяжками, получая так называемую грудную обвязку.
Рис. 22. Завязывание узлов: а - «удавки»; 6 - «схватывающего»
Обвязка-беседка вяжется из короткого конца вспомогательной веревки и применяется при навесной переправе.
Вспомогательные узлы. Узел «удавка» (рис. 22а) может быть использован для быстрого и надежного крепления веревки к дереву, камню, выступу. Вяжется на конце веревки.
«Схватывающий» узел (рис. 22б) вяжут из вспомогательной веревки на основной и используют при страховке, подъемах, натягивании веревки на переправе и т. п. Своеобразие узла состоит в том, что, будучи ослаблен, он легко передвигается рукой по основной веревке, а при резком натяжении вспомогательной веревки сразу же затягивается. Вяжется на конце веревки петлей.
Узел «стремя» применяется для привязывания веревки, при вязке транспортировочных устройств, подъемах и т. п. Он легко регулируется и без труда развязывается. Вяжется на конце и в середине веревки.
Приемы ориентирования в путешествии |
Ориентироваться на местности - значит найти направление сторон горизонта и свое местонахождение относительно окружающих местных предметов и элементов рельефа. Ориентирование при передвижении в незнакомой местности состоит в определении расстояний и выдерживании нужного направления маршрута.
Практически туристу приходится ориентироваться все время, применять самые различные приемы и средства ориентирования: карту, компас, часы, небесные светила, очертания рельефа, различные местные предметы и признаки. У опытных путешественников вырабатывается даже особое чувство ориентирования в пространстве. Для начинающего же туриста основой основ является умение работать с компасом и картой, без которых не обходятся ни одно туристское путешествие.
Элементы топографии
Карты и схемы
Карта. Это уменьшенное изображение земной поверхности, выполненное в определенном масштабе. Виды карт очень разнообразны. Наиболее точные - топографические. Однако туристы чаще всего имеют дела с областными картами и туристскими картосхемами.
Областные административные карты, выпушенные для большинства областей СССР, дают представление о расположении населенных пунктов и позволяют видеть изображение большого участка местности.
Туристские картосхемы издаются для наиболее популярных районов путешествий. Они менее подробны и точны, чем топографические, но содержат данные, которых нет на топографических картах (расположение туристских баз, лагерей, экскурсионных объектов, наиболее живописных мест и т. п.). На некоторых картосхемах изображен тот или иной маршрут, другие снабжены подробным описанием местности и встречающихся достопримечательностей. Для практического движения по маршруту желательно иметь схему (план, кроки) более крупного масштаба.
Схема местности. Выполняется обычно на основе карты, путем перерисовки с нее наиболее важных элементов рельефа или прямым копированием по квадратам (с увеличением). Для копирования наиболее удобно применять фотографию, допускающую любое изменение масштаба оригинала, или калькирование с последующим получением синек. Можно использовать простую бумагу. В этом случае карту кладут на стекло, поверх нее бумагу, а под стекло помещают электролампу. Просвеченный таким образом рисунок карты легко перенести даже на толстую бумагу.
Схему (карту) целесообразно наклеить на тонкий плотный картон, разрезать на небольшие прямоугольники (по формату имеющегося планшета) и наклеить на ткань с 2 - 3-миллиметровыми интервалами между прямоугольниками. В таком виде она может быть легко свернута «гармошкой» и сохранена от перетирания. Чтобы обезопасить схему (карту) от дождя, ее поверхность следует покрыть бесцветным лаком.
Масштаб
Масштаб - это отношение длин линии на карте к длине соответствующей ей ливни на местности. Точность изображения местности на карте, полнота, подробность карты зависят от ее масштаба. Масштабы бывают двух видов - численный и линейный.
Численный масштаб изображается в виде дроби, числитель которой равен единице, а знаменатель - числу, показывающему, во сколько раз на карте уменьшена действительная длина линии.
Например: - 1/250000 1/50000.
Линейный масштаб изображается прямой линией, разделенной на сантиметры или другие равные части. Эти части называются основанием масштаба. Им соответствует определенное число (надписываемое рядом) метров или километров на местности.
При уменьшении масштаба многие детали, чтобы не загружать карту, не изображают: так, пропадают мелкие повороты и изгибы дорог, рек и ручьев. Это следует учитывать во время путешествия. Длина извилистой реки, петляющей грунтовой дороги, береговой кромки озера, замеренные по карте мелкого масштаба, на местности окажутся намного больше вследствие того, что на карте все эти детали отсутствуют, а дано только общее, генеральное направление линий.
Чтение карты
Условные знаки. Это азбука, знание которой необходимо для чтения карты. Хотя обозначения условных знаков в определенной мере зависят от масштаба карты, все их принято делить на три группы: масштабные, внемасштабные и пояснительные. Первые изображают местные предметы (обычно контуром), которые «укладываются» в масштаб карты: озера, крупные города и т. п. Вторые - объекты, которые не могут быть выражены в данном масштабе. По такому знаку нельзя судить о действительном размере показанного на карте селения, колодца или моста. К третьим знакам относятся цифры, надписи и другие обозначения.
С уменьшением масштаба карты масштабные условные знаки превращаются во внемасштабные. При чтении условных знаков надо знать, что карта (план) изображает, как правило, летнее состояние местности. Наиболее распространенные и нужные для путешественника условные знаки изображены на рис. 24.
Рис. 23. Изображение форм рельефа горизонталями.
Рельеф местности. Изображается на крупномасштабных картах при помощи горизонталей, которыми называются кривые замкнутые линии, соединяющие на карте точки местности, одинаковые по высоте над уровнем океана.
Расстояние по высоте между двумя смежными горизонталями, взятыми на одном скате, называется высотой сечения, а расстояние между горизонталями по плану - заложением. Чем круче скат, тем меньше величина заложения, и наоборот Для определения крутизны ската измеряют кратчайшее расстояние между соседними горизонталями и по шкале подбирают соответствующее ему заложение, против которого читают крутизну ската в градусах. Чтобы определить направление ската по горизонталям, на некоторых из них ставятся перпендикулярные черточки - скатоуказатели (бергштрихи), «смотрящие» своим свободным концом в сторону понижения (рис. 23).
Некоторые формы рельефа изображаются не горизонталями, а особыми условными значками. Так, обрывы, овраги, валы, ямы показываются линией с зубчиками, обращенными в сторону крутого склона. При пользовании мелкомасштабными картами туристы могут встретить изображение рельефа способом отмывки (сгущения теней) и гипсометрическим («чем выше, тем темнее»).
Условные знаки на картах
Рис. 25 Склонения магнитной стрелки и азимуты.
На картах, где нанесена только гидросеть (реки, ручьи, озера), рельеф приходится «дорисовывать» в уме, опираясь на густоту, направление и извилистость водотоков и высотные отметки.
На схемах и планах горных районов рельеф часто изображают только линиями водоразделов (гребней), отметками основных вершин, показом рек и ледников.
Способы ориентирования