Положение о плате магарыча и чаевых водопроводчику, плотнику и телефонному мастеру.




ما حكم إعطاء إكرامية لسباك أو نجار أو موظف في مصلحة التليفونات بعد قضاء مهمته سواء طلب هو أو أعطيته من نفسي دون أن يطلب مع العلم بأنه يأخذ مرتبا شهريا من المصلحة التي يعمل بها والتي ترسله لي ؟.

 

Каково положение того, чтобы давать магарыч водопроводчику, плотнику или мастеру чинящему телефоны, после того как он закончит свою работу независимо просит ли он ее или это дается от души без просьбы учитывая, что он каждый месяц получает зарплату от мастерской, в которой он работает, и которая присылает его ко мне.

الحمد لله

هذه المسألة من المسائل المهمة التي عمت بها البلوى في هذه الأزمنة ، حتى أصبح كثير من العمال لا يتورع عن سؤال ما يسمونه بالإكرامية ، ومنهم من يراها حقا واجبا له ، ومنهم من ينازع في قدرها إذا أعطيت له ، مع ما يصحب ذلك من التهاون في أداء العمل عند الشعور بفقدان الإكرامية أو ضعفها ، والنشاط في العمل عند من يبذل أكثر.

Хвала Аллаху.

Этот вопрос относится к очень важным вопросам, который сильно распространился в это время, что многие работники не стесняются просить так называемый магарыч, а среди них есть такие, который считаю это их обязательным правом. Среди них также есть, кто спорит в его размере, когда ему дают его, вместе с проявлением небрежности в выполнении работы, если не дают магарыч или же дают мало, и активной работой у того, кто дает больше.

ومن تأمل ذلك وجد أن هناك مفاسد عدة تترتب على دفع هذه الإكراميات ، ويمكن تلخيصها فيما يلي:

И кто поразмыслит над этим, то найдет некоторое количество отрицательных сторон, вытекающие из-за платы этих магарычей. Их можно сократит в следующем:

 

1- أن العامل إذا كان يتقاضى أجرا من الجهة التي أرسلته ، فلا وجه لإعطاء الهدية له ، بل ظاهر السنة تحريمه
1 если работник получает заработную плату от того, кто его посылает, то нет основания давать ему подарок, наоборот явное из сунны это запрет этого.

، فقد روى البخاري (7174) ومسلم (1832) عن أبي حُمَيْدٍ السَّاعِدِيِّ رضي الله عنه قَالَ: اسْتَعْمَلَ النَّبِيُّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ رَجُلا مِنْ بَنِي أَسْدٍ يُقَالُ لَهُ ابن اللُّتْبِيَّة عَلَى صَدَقَةٍ فَلَمَّا قَدِمَ قَالَ: هَذَا لَكُمْ وَهَذَا أُهْدِيَ لِي ، فَقَامَ النَّبِيُّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ عَلَى الْمِنْبَرِ فَحَمِدَ اللَّهَ وَأَثْنَى عَلَيْهِ ثُمَّ قَالَ: (مَا بَالُ الْعَامِلِ نَبْعَثُهُ فَيَأْتِي يَقُولُ: هَذَا لَكَ وَهَذَا لِي ، فَهَلا جَلَسَ فِي بَيْتِ أَبِيهِ وَأُمِّهِ فَيَنْظُرُ أَيُهْدَى لَهُ أَمْ لا ؟ وَالَّذِي نَفْسِي بِيَدِهِ لا يَأْتِي بِشَيْءٍ إِلا جَاءَ بِهِ يَوْمَ الْقِيَامَةِ يَحْمِلُهُ عَلَى رَقَبَتِهِ إِنْ كَانَ بَعِيرًا لَهُ رُغَاءٌ أَوْ بَقَرَةً لَهَا خُوَارٌ أَوْ شَاةً تَيْعَرُ ثُمَّ رَفَعَ يَدَيْهِ حَتَّى رَأَيْنَا عُفْرَتَيْ إِبْطَيْهِ أَلا هَلْ بَلَّغْتُ ثَلاثًا).

Передали имам Альбухари (7174) и Муслим (1832) что Абу Хумейд Ассаг!ади, да будет доволен им Аллах, сказал: «Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, назначил на сбор заката человека из племени Бану Асад, которого называли Ибн Аллатбийя. И когда он пришел то сказал: «это вам, а это было подарено мне». Тогда пророк, да благословит его Аллах и приветствует, встал на минбар восхвалил Аллах и поблагодарил Его, затем сказал: «Что думает работник, которого мы посылаем, а затем он приходи и говорит это тебе, а это мне, пусть сядет в доме отца и матери и посмотри, подарят ему что либо, или нет. Клянусь Тем, в Чьей длани душа моя, чтобы он не принес (взял) будет нести это на своей шее в судный день, если это был верблюд, то у него будет рев верблюда, если корова, то у него будет мычание коровы, если баран, то будет у него мычание барана». Затем он поднял руки, что мы увидели его подмышки и сказал: «Разве я не довел» три раза.

والرغاء: صوت البعير ، والخُوار: صوت البقرة ، واليُعار: صوت الشاة.

فالفارق بين الهدية المحرمة ، والهدية الجائزة: أن ما كان لأجل عمل الإنسان ووظيفته ، فهو محرم ، وضابطه أن ينظر الإنسان في حاله ، لو لم يكن في هذا العمل ، هل كان سيُهدى إليه ؟ وهذا ما بينه النبي صلى الله عليه وسلم بقوله: (فَهَلا جَلَسَ فِي بَيْتِ أَبِيهِ وَأُمِّهِ فَيَنْظُرُ أَيُهْدَى لَهُ أَمْ لا).

И разница между запрещенным подарком и разрешенным это то, что если это было подарено по причине работы человека и его должности, то это запрещенный. И это узнается тем что, человек смотрит, подари ли бы ему это, если бы он не был на этой работе. И это то, что разъяснил пророк, да благословит его Аллах и приветствует, словами: «пусть сядет в доме отца и матери и посмотри, подарят ему что либо, или нет»

 

 

2- أن هذه الإكرامية تدعو العامل إلى محاباة الدافع ، حتى قد يعطيه ما ليس من حقه ، مما يعود بالضرر على صاحب العمل.
2
этот магарыч приводит к пристрастию работника к тому, что его дает, что работник может дать ему то, что ему не принадлежит по праву, что будет вредом для хозяина работы.

3- أنها تفسد قلب العامل على الآخرين الذين لا يدفعون له شيئاً ، فلا يحسن العمل لهم ، ويقصر في إكماله.

3 этот магарыч портит работника по отношению к другим людям, которые его не платят, и работник делает свою работу не очень хорошо с недостатками.

4- أنها تجرئ العامل على السؤال والطلب ، وتعوده على انتظار الإكرامية واستشراف نفسه لها ، فهي عادة سيئة ، ينبغي القضاء عليها ومحاربتها ، لأن الإسلام يدعو إلى عزة النفس وسموها وارتفاعها عن التطلع إلى ما في يد الآخرين ، بل يحرّم المسألة إلا عند الضرورة ، ولا يرضى أن تتحول هذه الشريحة الكبيرة من الأمة إلى متسولين ، ولو كان تسولا مغلفا باسم الإكرامية أو العمولة.

4 магарыч воодушевляет работника просить и требовать ее и приучает к ней его душу. И это плохой обычай, который нужно отменить и с которым нужно враждовать, потому что ислам призывает к благородству души, ее величию и к тому, что бы быть выше того, что бы ожидать то, что в руках других. Даже запрещает просить, кроме как по необходимости. И не доволен ислам тем, что этот большой слой уммы превратится в попрошаек, если даже это попрошайничество будет скрыто под названием магарыч или вознаграждение.

 

وهذه المفاسد تعارضها مصلحة الإحسان إلى العامل والتصدق عليه إذا كان فقيراً ، أو إجابة سؤاله كراهة رد السائل.

Против этих вредных качеств магарыча становится польза милости по отношению к работнику и подаяние ему, если он является бедным, или ответ на его просьбу, не желая отказывать просящему.

والقاعدة المقررة عند أهل العلم أن درء المفاسد مقدم على جلب المصالح ، وعليه فلا يجوز دفع ما يسمى بالإكرامية ، إلا في صورة ضيقة تخلو من هذه المفاسد ، كأن يكون العامل قد فرغ من عمله ، ولا يُتوقع أن يقوم بعمل آخر للدافع ، فتنتفي شبهة الرشوة والمحاباة ، فيجوز إعطاء شيء له من باب الإكرام أو المساعدة ، على ما أفتى به بعض أهل العلم كما سيأتي ، والأولى عدم ذلك ؛ لأن مفسدة تعويده على الطلب والتطلع موجودة ، وكذلك مفسدة إفساد قلبه على من لا يدفع.

А установленное ученными правило гласит, что устранение вредных вещей ставится вперед, чем приобретение хорошего. И опираясь на это нельзя давать так называемый магарыч, кроме как в очень узких видах, в которых нет этих вредных сторон. Например работник уже закончил свою работу и не ожидается, что он еще что-то будет делать для того кто дает ее. Тогда исчезает сомнение, что это подобно взятке или же что это пристрастит работника, и можно давать, что-либо в виде благодарности или помощи, в соответствии с фетвами некоторых ученых, которые придут ниже. Но более лучше не делать этого, так как вред того, что он привыкнет к просьбе и к ожиданию (магарыча) есть, и так же есть вред того, что он будет плохо относится к тем кто не дает.

ومن كلام أهل العلم في هذه المسألة:

и из слов ученых в этом вопросе следующее:

1- ما جاء في فتاوى اللجنة الدائمة (23/548): ما حكم الشرع فيمن أُعطي له مال وهو في عمله بدون طلب منه أو احتيال لأخذ ذلك المال ، مثال ذلك: العمدة أو شيخ الحارة (الحي) يأتيه الناس ليعطيهم شهادات ؛ لأنهم من سكان حارته ، ويعطونه فلوسا على ذلك... فهل يجوز أخذ هذا ، وهل يعتبر هذا المال حلالا ؟ وهل يُستدل على جواز ذلك بحديث سالم بن عبد الله بن عمر عن أبيه عبد الله بن عمر ، عن عمر رضي الله عنهم قال: كان رسول الله صلى الله عليه وسلم يعطيني العطاء فأقول: أعطه من هو أفقر إليه مني ، فقال: (خذه ، إذا جاءك من هذا المال شيء وأنت غير مُشْرفٍ ولا سائل فخذه فتموله ، فإن شئت تصدق به ، وما لا فلا تتبعه نفسك) قال سالم: فكان عبد الله لا يسأل أحدا شيئا ولا يرد شيئا أعطيه متفق عليه.

1 то, что пришло в фатве постоянного комитета (548/23): Каково положение того, кому дали деньги за его работу без просьбы с его стороны и без ухищрением с его стороны для получения денег. Примером этого является глава квартала, к которому приходят люди, чтобы он дал свидетельство, потому что они из его квартала, и они дают ему деньги. Можно ли брать это, и считаются ли эти деньги халялям? И может ли служить этому основой хадис Салим бин Абдуллаха бин Умара от своего отца Абдуллах бин Умара, от Умара, да будет доволен ими Аллах, который сказал: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, давал мне подаяние, и я сказал ему: «Дай это тому, кто больше нуждается в этом, чем я» и он сказал: «возьми это, если к тебе что-то придет из этого имущества, в то время как ты не являешься ответственным и не просишь сам, то возьми себе в имущества. И если пожелаешь то это на милостыню, а если не дают, то не проси». Сказал Салим: «И Абдуллах не просил никого, что либо и не отказывался принимать то, что ему дают» (АльБухари, Муслим)

الجواب: إذا كان الواقع ما ذكر فما يدفع لهذا العمدة حرام ؛ لأنه رشوة. ولا صلة لحديث ابن عمر رضي الله عنهما بهذا الموضوع ؛ لأنه في حق من أُعطي شيئا من بيت مال المسلمين من والي المسلمين دون سؤال أو استشراف نفس " انتهى.
ответ: Если все так как упомянуто в вопросе то, то что дают главе является харамом, потому что это взятка. И нет никакой связи хадиса Ибн Умара, да будет доволен ими Аллах, с этим случаем, потому что хадис относится к тому, кому дается из казны мусульман мусульманским правителем без просьбы или стремления. (конец)

 

2- وسئل الشيخ صالح الفوزان حفظه الله: لدينا قصر أفراح ، وفيه طباخون ، وبعض الطباخين يطلب إكرامية بالإضافة إلى راتبه ؛ فهل يجوز إعطاء العامل مبلغًا من المال إكرامية؛ حيث إنه تعود أخذه من الناس‏؟‏

2 был спрошен шейх Солих АльФаузан, да хранит его Аллах: У нас есть банкетный зал и в нем есть повара, некоторые из них просят чаевые поверх зарплаты. Можно ли давать работнику чаевые (магарыч) в то время как он привыкает к тому, что бы брать деньги у людей?

فأجاب: " إذا كان هناك عامل من العمال له راتب وله أجر مقطوع من صاحب العمل ؛ فلا يجوز لأحد أن يعطيه ؛ لأن هذا يفسده على الآخرين ؛ لأن بعض الناس فقراء لا يستطيعون إعطاءهم ؛ فهذا العمل سنة سيئة‏ " انتهى من "المنتقى في فتاوى الشيخ الفوزان" ج 3 سؤال رقم (233).

Он ответил: Если там есть работник, который получает определенную зарплату от хозяина, то нельзя никому давать ему что либо, потому что это портит его по отношению к другим, так как некоторые люди бедные и не могут давать им ничего. И это является плохим обычаем. (АльМунтакъа фи фатауа Ашшейх АльФаузан 3/233)

3- وسئل الشيخ عبد الرحمن البراك حفظه الله: ما حكم إعطاء عامل المطعم زيادة علماً أن بعض الفواتير بها بقشيش ؟

3 Шейх Абудуррахман АльБаррак, да хранит его Аллах, был спрошен: каково положения того, чтобы давать работнику столовой чаевые, учитывая, что в некоторых счетах оставляют чаевые?

فأجاب: " لا يجوز إعطاء العامل هذه الزيادة لأنها تعتبر رشوة منك للعامل حتى يعطيك من الخدمة أو الطعام أكثر مما يعطي غيرك ممن لا يدفع له هذه الزيادة ، وليس للعامل أن يخص أحداً بمزيد خدمة ، وعليه أن يعامل الناس معاملة واحدة. لكن.. إذا انتفت من هذه الزيادة شبهة الرشوة أو المحاباة فإنه لا حرج فيها حينئذ. كما لو قصدت بها الإحسان إلى هذا العامل الضعيف المحتاج وأنت لن تتردد على هذا المطعم ". انتهى من السؤال رقم (21605)

Он ответил: Нельзя давать работнику никаких добавок, потому что это считаются взяткой от тебя этому рабочему, что бы он оказал тебе дополнительные услуги или еду больше чем другим, которые не дают эти чаевые. Нельзя работнику давать кому либо дополнительную услугу, он должен относится ко всем людям одинаково. Однако если от этих чаевых будет убрана подозрения сходство со взяткой или же пристрастия, то в данном случае нет ничего плохого в этом. Например, намереваясь сделать милостыню этому слабому, нуждающемуся работнику, и ты не являешься постоянным клиентом этой столовой. (конец вопроса 21605)

والله أعلم.

الإسلام سؤال وجواب

А Аллах знает лучше.

Ислам, вопрос и ответ.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2023-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: