Складывание юридических предпосылок конституционного конфликта в Пруссии




Примечания

 

1 Кауфман Г. Политическая история Германии. – М., 1909.

2 Дживелегов А.К. История современной Германии. – СПб., 1908-1910. Ч.1- С.238-246.

3 Там же. – С.238.

4 Фортунатов С.Ф. История Германии XIX века. – М., 1915.

5 Там же. – С.153-154.

6 Там же. – С.154.

7 Бисмарк О. Мысли и воспоминания. – М., 1940. – Т.2, Гл.XXI. – С.62-63.


Глава I.

Складывание юридических предпосылок конституционного конфликта в Пруссии

 

В начале XIX в. прекратила свое существование «Священная Римская империя германской нации».

После разгрома империи наполеона, на Венском конгрессе в 1815 г. был создан так называемый «Священный Союз», который в числе своих многих решений принял и постановление об учреждении «Германского Союза», 38 королевств и вольных городов (включая Австрию).

Тем не менее политическая раздробленность Германии не устранялась образованием данного союза. Единых органов власти не было, а Союзный Сейм не в состоянии был создавать какие-либо действенные акты, так как наталкивался на противоречивые интересы представителей нескольких десятков государств.

Не произошло и экономического объединения между членами Союза, потому что были сохранены многочисленные таможенные барьеры.

Таким образом под эгидой Пруссии в 1833 г. был создан Таможенный союз из 38 государств Германии. Отсутствие в этом Союзе Австрии облегчало распространение влияния Пруссии и на государства, не являвшиеся членами союза, но заинтересованные в беспрепятственной торговле с соседними государствами.

К середине XIX в. главной объективной потребностью Германии, вызванной предшествующим экономическим, политическим и культурным развитием, было объединение немецких государств. Все классы германского общества были заинтересованы в ликвидации раздробленности страны.1 Пруссия открыто повела борьбу за объединение германских государств под своим началом. Особые притязания Пруссии объяснялись тем, что к середине XIX в она превратилась в одно из крупнейших европейских государств.1

На долю Пруссии приходилось свыше ¾ промышленного потенциала Германии. Образование в 1833 г. под главенством Пруссии Таможенного союза способствовало укреплению экономических связей между всеми немецкими государствами и ослаблению конкуренции со стороны иностранного капитала. Экономические успехи Пруссии имели большое политическое значение. Начавшаяся еще в 30-е гг. XIX в. промышленная революция к 1860-м гг. принесла Пруссии успехи, несмотря на преграды, которые хотя и тормозили развитие индустрии, но не могли приостановить ее неуклонного роста. Количество машиностроительных заводов к 1861 г. по сравнению с 1840-ми годами утроилось. Промышленные и торговые центры особенно быстро росли по Рейну. Важное место в промышленности стала занимать военная отрасль. Заводы Круппа специализировались на военном производстве, которое приводило в 1850-1860-е гг. военно-материальную часть своей армии в более высокое состояние готовности, чем когда-либо раньше. Пехота оснащалась игольчатыми ружьями, артиллерия – 12-фунтовыми пушками.2

Наряду с бурным промышленным развитием в конце 50-х – начала 60-х гг. в Пруссии медленно, но неуклонно назревали острые противоречия между тем новым, что возникало в политическом строе, и старым, пытавшемся закрепить свои позиции: во 2-ой четверти XIX в. четко обозначились основные политические партии как консервативного, так и либерального толков, отражавшие интересы различных слоев населения.

К началу 60-х гг. XIX в. юнкерство организационно было оформлено в консервативную партию, которая строилась на авторитарных принципах. Роль местных организаций и их влияние на партийное руководство было ничтожным. Общепартийные съезды как таковые не играли в выработке политики партии какой-либо существенной роли. Руководящее ядро консерваторов складывалось из наиболее влиятельных помещиков, выдвинувшихся на поприще политической деятельности: Блакенбург с 1859 г лидер консервативной фракции в прусском парламенте, Гейдн – банкир, бывший министр Бонин.3

Основными требованиями консерваторов было сохранение конституционной монархии, объединение Германии под главенством Пруссии, введение высоких протекционистских пошлин, выкупных платежей, устранение привилегий крупному капиталу, ограничение деятельности акционерных обществ, рассчитанных на привлечение недовольных капитализмом разорившихся мелких буржуа. Консерваторы пытались привлечь на свою сторону рабочих с помощью пропаганды «христианско-социальных» идей и поддержки некоторых социальных мероприятий (законов о свободе коалиции и охране детского труда). Различные группы консервативного толка настаивали на том, чтобы король Пруссии стоял выше конституции, которая была им утверждена, и обладал правом реорганизации армии, на признание решающей роли короля и верхней палаты в утверждении бюджета.

В партии существовало левое и правое крыло. Правое крыло во главе с братьями Герщщщ группировалось вокруг «Крестовой газеты». Это были реакционные представители высшего офицерства, бюрократии, дворянства и духовенства. Имевшие большое влияние на короля. Их объединяла приверженность к абсолютной монархии, стремление к превращению Пруссии в военное государство, к уничтожению минимальных демократических свобод, сохранению раздробленности Германии.

Левое крыло (Блакенбург, Вагенер, Бисмарк) считало необходимым проведение некоторых буржуазных преобразований, выступало за реорганизацию армии, объединение Германии военным путем под эгидой Пруссии.

Сближала эти направления монархическая привязанность и борьба против демократии. Трехклассная избирательная система в Пруссии обеспечивала преимущество сторонникам консерваторов в ландтаге: влияние консервативной фракции на решение тех или иных вопросов было решающим.4

С другой стороны, развитие капитализма в отдельных регионах Германии (и в Пруссии) способствовало формированию некоторых черт либерализма. «Национальная газета» - орган либералов, преувеличивала роль либералов и прогрессистов, представляла их в качестве главных носителей демократических тенденций в Пруссии. Считалось, что либералы и прогрессисты в 60-е гг. не могли быть «носителями» правительственной власти.

В 1848 г. лидеры прусской либеральной буржуазии выступали с требованием единства Германии, свободы печати, публичного и устного судебного разбирательства, либерального министерства. Единой партии у сторонников либерализма не существовало, на этом этапе они объединялись в клубы. Либералы имели свои печатные органы (как, например, вышеупомянутая «Национальная газета»).

Среди либералов сразу выделилось левое крыло, получившее название демократов (Шульце-Делич, Якош, Вальдек, Ховербек) требовавшее признания за нижней палатой ландтага права утверждать бюджет, реформы палаты господ, сохранение в армии ландвера, участие в чистках административного аппарата, свободы совести и печати.

Демократическое крыло либералов выделилось из фракции, созданной в прусском ландтаге в 1859 г. под предводительством Г. фон Финке и объединившей таких известных деятелей, как Бекератт, Беренц, Бокум-Дольфс, Форкенберг, Гнейст, Градов, Гаркарт, Ренне, Фрейхер. (впоследствии их будут называть старолибералами). Это объединение стояло на стороне прусского государства и конституционной монархии, отклоняло любые идеи народного суверенитета. Сам Финке, будучи юнкером (как и О. Бисмарк), выступал за реформы, способные укрепить положение крупного землевладения.

Процесс консолидации либералов разных толков привел к созданию в 1859 г. во Франкфурте-на-Майне Национального Союза, который провозгласил главной задачей либералов борьбу за единство – объединение Германии вокруг Пруссии путем созыва всенемецкого парламента, избранного на основе всеобщих выборов, который должен был оформить создание немецкого государства. Президентом Национального Союза был избран Р. Бенигсен. Наибольшей численности Национальный Союз достиг в 1862-1863 гг.5, на которые приходилась самая острая фаза конституционного конфликта.

В противовес Национальному Союзу в сентябре 1861 г. консерваторы организовали Прусский народный союз, выступавший против либеральных и демократических преобразований, с защитой монархических устоев.6

В южно-немецких государствах Национальный Союз не имел широкой поддержки. В основе их сепаратизма лежала известная самостоятельность экономики, а также религиозная рознь: среди католиков южной Германии лютеранская Пруссия не была популярна. Сторонники объединения Германии «сверху» под эгидой Австрии в противовес Национальному Союзу создали Союз реформ, который пользовался влиянием в Баварии других южно-германских государствах.

Другой серьезной политической силой в Пруссии в период конституционного конфликта была партия прогрессистов.

Прогрессистская партия была образована левым крылом либеральной фракцией Финке в мае-июне 1861 г. Инициаторами стали 19 депутатов парламента. 9 июня «Берлинская газета» опубликовала программу новой партии:

1) радикальная реформа верхней палаты;

2) присяга войск конституции;

3) превращение Пруссии в истинно правовое государство;

4) независимость суда;

5) восстановление местного самоуправления на демократических началах;

6) отмена судебной власти помещиков;

7) отделение церкви от государства;

8) избавление школ от церковного надзора.7

Главное место отводилось вопросу единства; утверждалось, что существование и величие Пруссии зависит от единства Германии, которое невозможно без сильной центральной власти, в руках Пруссии, опирающейся на народных представителей. В программе выдвигалось требование строгого соблюдения конституционных принципов, установления министерской ответственности, свободы прессы, торговли, уничтожение таможенных преград, увеличение экспорта. Последний пункт касался армии (а точнее ее реформы): экономия бюджета в мирное время, сохранение ландвера, двухлетний срок службы. В более позднем заявлении партии подтверждалась верность королю, но признавались некоторые буржуазные преобразования: ставился вопрос о завоевании политической власти буржуазией, как наиболее склонному к преобразованиям слою общества, законным путем, - с помощью парламента.

Были решены вопросы организационного устройства: создан центральный комитет и широкая разветвленная сеть печатных изданий: Volkszeiung, Vossische Zeitung, Varkische Zeitung. Наиболее видными представителями прогрессистов были: Форкенбек, Сименс, Вальдек, Шульце-Делич, Пвестен, Унру, Моммзен. Образование прогрессистской партии – партии прусской буржуазии нашло поддержку со стороны широких слоев населения не только в Пруссии, но и во всей Германии.

Кроме вышеперечисленных партий, в 50-е гг. в Пруссии существовали и другие фракции (как, например, организованная в 1860 г. группа католических депутатов под названием «Центр»), но значительной политической силы, способной влиять на политику внутри Пруссии, они не имели.

Все крупнейшие политические группы Пруссии (консервативная, либеральная и прогрессистская) принимали самое активное участие в разжигании и поддержании конституционного конфликта. Но не только столкновение интересов различных слоев и групп населения, и партий их защищавших, стало причиной конфликта: в большой мере конфликт был предопределен самой Конституционной хартией Пруссии, принятой 31 января 1850 г.

Разгром революции 1848 года в государствах Германского союза повлек за собой разгул реакции. В 1850 г Пруссии была «дарована» королем достаточно реакционная, националистическая конституция, которая оставляла власть короля фактически неограниченной: исполнительная власть принадлежала исключительно королю, судопроизводство велось от имени короля, и только законодательство осуществлялось при участии ландтага. Конституционной функцией ландтага было участие в законодательстве и утверждении бюджета (на основании ст.62 Конституционной хартии Пруссии 1850 г.), при этом: «…Проект финансовых законов и государственные бюджеты вначале вносятся на рассмотрение второй палаты. Бюджеты принимаются или отвергаются первой палатой целиком»8. В Конституционной хартии не оговаривается какая из двух властей должна уступить в случае стойкого противоречия (указывается только на обязательное согласие всех 3-х сторон: короля и обеих палат ландтага), ни за кем из 2-х палат останется законодательный приоритет в случае спора по законопроекту, Конституция не рассматривает возможные варианты при конфронтации вообще. Именно этот конституционный пробел стал обоснованием для проведения О. Бисмарком своей авторитарной политики в отношении нижней палаты парламента, позднее приведшей к кризису отношений законодательной и исполнительной властей – к конституционному конфликту 1862-1866 гг.


Примечания к главе I

 

1 Бисмарк О. Мысли и воспоминания. – М., 1940. – Т.1. – С.140-150.

2 Степанова В.В. Конституционный конфликт в Пруссии в 1862-1866 гг. (Политическая борьба О. Бисмарка с прусским ландтагом.).- Нижневартовск, 1993. – С.4-5.

3 Цит.по Степановой В.В. Указ.соч. – С.9-10.

4 Степанова В.В. Указ.соч. – С.

5 Там же.

6 Кривогуз И.М. Объединение Германии //Очерки истории Германии. -., 1959.-С.207.-Цит.по Степановой В.В. Указ.соч.

7 Цит.по Фортунатову С.Ф. История Германии XIX века. – М., 1915.- С.188.

8 Цит.по Конституциям и законодательным актам буржуазных государств XVII-XIX вв. /Под ред. Галанзы. – М., 1957. – С.553.

 


Глава II.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: