Ключевые элементы дизайна




В данном проекте используются в основном природные материалы, как в интерьере, так и во внешней отделке здания.

 

 

Обьемно-пространственное решение.

Объемно-пространственная структура. Создание пространственной среды для жизни людей является главной чертой, отличающей архитектуру от других искусств. Различные жизненные процессы требуют определенных физических условий и места в пространстве. Организация пространства в архитектуре прямо связана с назначением ее произведений. Поэтому объемно-пространственную композицию, вырастающую на основе решения функциональных задач, естественно строить изнутри наружу. Материальная оболочка, ограничивающая это пространство, образует объем здания, а в сочетании с внутренним пространством — объемно-пространственную структуру, композицию.

Большое влияние оказывает конкретное место расположения здания- градостроительные условия, архитектурное окружение, ландшафт, климат. Выбор объемно-пространственной структуры находится в зависимости и от строительной техники, экономики. Решающее значение в некоторых случаях приобретает идейно-художественное содержание здания. При этом построение объема здания, его общая форма и детали служат решению особой задачи создания художественного образа.

«Летнее кафе» отлично вписывается в среду. За счет панорамных окон оно «растворяется» и выглядит совсем невесомым. Не случайно была выбрана такая форма.Связан этот выбор со средой, в которую он вписан. Вблизи расположены дома «на курьих ножках» спроектированный архитекторами Сохиным В. А.,Соколовым В. Н.,Курочкиным П. В.

«Летнее кафе» спроектировано по тому же принципу невесомости, но за счет использования других материалов не выглядит пародией и продолжением, выглядит как самостоятельный обьект.

Пропорции — одно из основных композиционных средств, применяемых в архитектуре для приведения соотношений всех частей сооружения в зрительную гармонию. Пропорцией называют определенное соотношение, соразмерность частей между собой и с целым, являющееся средством достижения единства. Это относится к соразмерности линейных размеров (высота, ширина), площадей и объемов. Охватывая все сооружение или ансамбль, пропорции образуют в своем единстве пропорциональный строй.

 

 

Визуализация проекта «Летнее кафе»

 

 

Концепция проекта.

С внешней стороны здания находится стеклянный фасад, поддерживаемый тонкими колоннами, справа располагается цилиндр с винтовой лестницей внутри, что создается впечатление будто все держится только на винтовой лестнице и колоннах. На самом же деле несущим элементом помимо колонн является небольшое служебное помещение с обратной стороны.

 

Так же как и другие средства архитектурной композиции,

пропорциональный строй неотделим от материальной основы сооружения, способствуя художественному выявлению ее специфических качеств. Характер пропорциональных соотношений в здании определяется конкретными условиями и требованиями — функциональными, техническими, экономическими. В то же время пропорции являются одним из важнейших средств создания архитектурно-художественного образа. С их помощью могут быть выражены монументальность, торжественность или, наоборот, скромность, простота; применением того или иного пропорционального строя зданию может быть придана зрительная легкость или тяжеловесность. Таким образом, работа над пропорциями — это не изолированный отвлеченный процесс, а одна из сторон общего процесса проектирования, направленного на решение конкретных задач.

 

Вопросы пропорции разрабатывались еще в древности. Исследованиями в этой области занимались зодчие Древней Греции и Рима, известные архитекторы эпохи Возрождения, многие западноевропейские ученые, русские архитекторы. Интерес к этому вопросу не ослабевает и в настоящее время. В современной архитектуре, в основе которой лежит простота объемов, лишенных декоративных украшений, пропорциональная гармонизация композиции приобретает ведущее значение в вопросах художественной выразительности.

 

Остановимся на рассмотрении принципа основных пропорциональных систем, имеющих значение в практической работе архитектора.

Наиболее простой является модульная система пропорций, которая характеризуется кратностью всех размеров сооружения некоторой единой величине, называемой модулем. Эта величина служит мерой всех частей сооружения и используется для создания соразмерности, т.е. полного взаимного соответствия размеров здания и его частей.

В современном массовом строительстве модульная система пропорций является необходимой предпосылкой типизации и унификации всех строительных элементов и габаритов зданий.

 

Другая система пропорций строится на принципе геометрического подобия. Эта система имеет широкое применение, так как в практической работе архитектору приходится иметь дело именно с геометрическим, линейным выражением различных математических зависимостей.

Пропорциональная зависимость существует как между линейными, вертикально расположенными элементами зданий, так и между вертикальными и горизонтальными элементами. Первая зависимость может быть выражена геометрическим подобием отрезков, вторая — подобием фигур- прямоугольников. Подобие отрезков и фигур связывает отдельные элементы в определенную зависимость, что и приводит их в единое гармоничное целое. Уже в своем простейшем выражении — геометрическом подобии отрезков — пропорция иллюстрирует взаимосвязь, взаимообусловленность и строгую согласованность входящих в нее членов.

Масштабность в архитектуре (иногда применяется в этом же смысле термин «масштаб в архитектуре») -это, во-первых, соразмерность сооружения человеку и окружающей среде, во-вторых, восприятие человеком величины и значительности этого сооружения. Таким образом, масштабность в архитектуре определяется не только соразмерностью, но и эмоциональной оценкой формы. Соизмеримость с человеком здесь следует понимать не только как соотношение архитектурных форм с абсолютными размерами человека, но и как степень соответствия величины сооружения тому назначению, которое придал ему человек. При этом первый аспект соотношений стабилен, второй изменяется вместе с развитием общества.

 

Восприятие человеком архитектурного масштаба сооружения или комплекса во многом определяет собой важнейшие черты их образного строя. В зависимости от образной трактовки содержания та или иная масштабность может придать зданию выражение монументальности или наоборот камерности.

Значительность здания, его крупно-масштабность не равнозначна его большим размерам. Понятия масштабности и размеров архитектурного сооружения не находятся в прямой зависимости, тем более что величина сама по себе не является художественным качеством.

 

Очень часто маленькое по абсолютной величине здание имеет крупный масштаб, о нем говорят, что оно крупномасштабно, а большое здание может иметь мелкую масштабность. Достаточно сравнить, например, небольшое здание мавзолея на Красной площади в Москве, решенное величественно, крупномасштабно, и огромное по абсолютным размерам здание гостиницы

«Россия», масштабный строй которой мелок, незначителен.

 

Чем же в процессе проектирования определяется масштабный строй сооружения? Масштабность, как и все другие средства композиции, — это закономерность, вытекающая из материальной природы архитектуры. Масштабность архитектурных сооружений обусловливается их функциональным назначением, местом и значением в ансамбле улицы, площади, города, характером идейно-художественного замысла. Большое влияние на трактовку масштабности оказывают конструкции и строительные материалы.

 

Строительные материалы.

 

 

 

Общественным зданиям, как правило, соответствует несколько укрупненная, приподнятая масштабность; для уникальных общественных зданий, играющих организующую роль в ансамбле, характерен величественный, монументальный масштаб; жилым зданиям присуща более скромная, естественная масштабность.

 

На формирование масштабной выразительности здания оказывает влияние масштаб архитектурной среды, в которой оно будет находиться, и значение его в этой среде. В зависимости от конкретных условий масштабный строй нового сооружения должен подчиниться масштабу архитектурного окружения или быть противопоставленным ему.

 

Масштабность может быть качеством не только здания или ансамбля, это качество присуще и крупным пространственным архитектурным образованиям: площадям, улицам, районам, населенным местам.

Формирование архитектурного масштаба в значительной степени зависит от природных факторов (большие водные поверхности, горы и др.). Здесь масштабный строй имеет свои закономерности, но строится на тех же принципах.

 

Здание, решенное в соответствующем ему масштабном строе, не только гармонично, красиво, оно целесообразно. Если масштабный строй не соответствует содержанию здания, его окружению, мы говорим, что здание немасштабно, масштабность нарушена.

 

Каким же образом достигается та или иная масштабная выразительность, что оказывает влияние на восприятие масштабности? В создании масштабного строя используют различные художественные приемы: членение объема здания, пластическую разработку деталей, фактуру материала, цвет.

 

Расчленение архитектурного объема по горизонтали и вертикали зрительно укрупняет его. Здание, расчлененное поэтажными тягами или ярусами пилястр, будет казаться больше, чем такое же по объему здание, но решенное единым приемом — гладкой стеной или ордером, охватывающим всю высоту. Но масштабность его не станет крупнее, скорее наоборот.

Архитектурные членения объема создают впечатление большой физической величины, но размельчают масштабность. Так, колокольня Новодевичьего монастыря в Москве, расчлененная шестью ярусами, украшенными мелким декором, кажется выше колокольни Ивана Великого в Московском Кремле, хотя она ниже последнего на 9 м. Но колокольня Ивана Великого, решенная в крупных нерасчлененных формах, более величественна, монументальна, крупномасштабна.

 

Зодчие античной Греции простотой и ясностью деталей добивались впечатления величавой монументальности. Римляне же усложнением и моделировкой деталей стремились подчеркнуть физическую грандиозность своих сооружений.

 

Все сказанное выше не означает, что масштабная выразительность ничем не связана с абсолютными размерами. Соответствующим масштабным строем можно подчеркнуть небольшие или, наоборот, грандиозные размеры здания. Наиболее ярко масштабность выявляется й архитектурных элементах, непосредственно связанных с размерами человеческой фигуры: размеры ступеней лестниц, ограждений, окон и дверей. Эти привычные элементы зданий, имеющие относительно постоянные размеры, называют «указателями масштаба». Они способствуют правильному восприятию размеров сооружения и приводят его в соответствие с человеком, поэтому «указатели масштаба» играют значительную роль в трактовке масштабности.

 

Представления о масштабе, так же как и о других средствах композиции, изменяются, обогащаются и дополняются в процессе развития архитектуры. Каждая эпоха имеет свой оттенок масштабной выразительности, соответствующий характеру и уровню развития общества. Уровень развития современного общества — технический прогресс, урбанизация, глобальное убыстрение темпа всех жизненных процессов, отражается в укрупнении масштабного строя архитектуры в целом, а новые строительные материалы и методы строительства способствуют тому, что укрупняются элементы зданий, детали приобретают простые лаконичные формы.

 

Контраст и нюанс — одно из ярких средств достижения художественной выразительности в архитектуре, характеризующее и выявляющее степень сходства или различия между определенными свойствами сооружения.

 

Контрастные отношения подчеркивают резко выраженные различия этих свойств; нюансные отношения означают очень постепенный, едва заметный переход от одного свойства к другому.

 

В отношениях контраста или нюанса могут находиться размеры и форма (большое и малое горизонтальное и вертикальное, прямолинейное и криволинейное, простое и сложное, массивное и легкое), фактура, окраска, освещенность.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: