Детское воровство – один из самых распространенных типов трудного поведения. Почти каждый ребенок хотя бы один раз пробует что-нибудь украсть. Воровство приемного ребенка подталкивает родителя к его восприятию через социальные стереотипы: если про родного ребенка мы подумаем: «он украл»; то про ребенка из неблагополучной семьи можем подумать: «он вор». Подобные стереотипы отражаются на нашем видении ситуации и поведении, нанося вред отношениям с ребенком.
Причиной воровства у приемного ребенка часто является просто незнание «правил игры». Ребенок, выросший в детском доме, может не знать ничего о назначении денег, о том, что они имеют определенную ценность, что их количество ограниченно, что они кому-то принадлежат.
Клептомания, которой часто боятся люди, готовящиеся взять в семью ребенка, – это не особенность детей из неблагополучных семей, а психическое расстройство, болезнь, которая никак не связана с социальным положением человека. Клептомания проявляется навязчивым воровством, причем человек ворует не ради получения ценностей, а ради процесса. Важно отметить, что клептомания – очень редкое заболевание, столкнуться с ним в реальной жизни крайне маловероятно.
Более часто встречается навязчивое воровство не психического, а невротического характера. Потребность украсть в данном случае связана с постоянным уровнем тревоги и неудовлетворенности. Воровство этого типа может встречаться у детей, переживших психологическую травму, неуверенных в своем нынешнем положении, испытывающих страх перед будущим, имеющих низкую самооценку и не получающих достаточной эмоциональной поддержки. Ребенку, страдающему такой зависимостью, необходима помощь психолога.
Нередко дети воруют для того, чтобы привлечь внимание родителей или воспитателей, причем делают это именно в тех случаях, когда взрослые очень болезненно воспринимают воровство ребенка. Деньги или купленные на них сладости он может воспринимать как символическое замещение родительской любви или радости в его жизни. В этом случае детские кражи говорят о том, что ребенок не получает достаточно внимания или, что отношения в семье напряженные и супруги объединяются вместе только перед лицом «общей опасности» – воровства.
Нередко воруют дети, родители которых уверены, что они лучше знают, «что ему в действительности нужно», и без достаточных оснований отказывают в покупке модной одежды, предметов увлечения (кассет, билетов на концерт и т. д.). Это заставляет ребенка чувствовать себя «белой вороной» среди сверстников, что для подростка очень тяжело. Причиной воровства в этом случае является систематическое пренебрежение потребностями ребенка.
Часто целью ребенка, крадущего деньги, становится подкуп ровесников, которые готовы общаться с ним, только если у него есть сладости или игрушки. В этом случае причиной воровства является одиночество ребенка в кругу сверстников, его неумение строить с ними дружеские и приятельские отношения. Это особенно бывает свойственно детям, которых детский коллектив отторгает из-за физических или других недостатков: полноты, маленького роста, заикания и т. д.
Детское воровство часто бывает вызвано очень острым желанием обладания, которое охватывает ребенка порой из-за пустяка и бывает непонятно взрослым. Такое желание может подогреваться рекламой (маркетинговыми акциями под лозунгом «Собери их все»). Такое спонтанное воровство – важный жизненный опыт, опыт соблазна, проступка, стыда, раскаяния. Это не только чрезвычайное происшествие, но и возможность для развития ребенка, важная ступень в формировании его совести. Использует ли он этот шанс – во многом зависит от взрослого.
Наконец, ребенок может воровать от безысходности: если у него вымогают деньги путем угроз или он страдает игровой зависимостью.
Что делать, если ребенок ворует
- В случаях воровства ребенка, родителю необходимо быть вдвойне осторожным и тактичным, так как многие приемные дети подвергались жестокому или чрезмерному наказанию и поэтому могут остро реагировать на любое проявление недовольства со стороны родителя.
- Важно понять и принять следующее: «Воровство – это, возможно, необходимая для моего ребенка вещь в его прошлой жизни. Это то, что помогало ему выживать до встречи со мной».
- Наедине, спокойно поговорите о случившемся. Важно не уличать, не обвинять, а именно уважительно поговорить, и в первую очередь о чувствах, которые ребенок испытал в момент воровства и после.
- Можно рассказать подобную историю из своего детства (мало кто из нас в детстве не брал чужого), это покажет ребенку, что его понимают и сочувствуют.
- Далее необходимо научить, – так, как мы учим маленького ребенка – правильному поведению. Можно просто сказать: «Знаешь, я хочу, чтобы в следующий раз ты поступил иначе. Надо… Это необходимо для того, чтобы ты…» (далее надо показать ребенку выгодные стороны жизни без воровства). Учите ребенка нормам поведения, исходя из интересов других людей, а не из угрозы наказания.
- Спрашивайте ребенка, что ему нужно и всегда советуйтесь с ним, приобретая личные вещи. Мы не можем требовать от ребенка доверия, если будем отказывать ему во всем и навязывать свой выбор.
- Выделяйте ему карманные деньги, учите ими распоряжаться, постепенно предоставляя все большую самостоятельность. Также необходимо подключать ребенка к планированию бюджета семьи, прививать ему отношение к деньгам как ресурсу, которым нужно разумно распорядиться.
- Если ребенок с помощью воровства хочет обрести друзей, научите его обходиться в отношениях с ровесниками без подкупа, повышайте его самооценку, укрепляйте в нем уверенность, что он может быть интересен сам по себе.
Главная задача родителя - построить такие отношения с ребенком, чтобы в трудных ситуациях (например, когда у ребенка вымогают деньги) он мог обратиться за помощью к взрослым, а не скрывал от них тяжесть своего положения.
Теперь обратимся к случаям обмана. Маленькие дети обычно обманывают так, что это сразу легко заметить.
Чаще всего причина обмана в том, что ребенку надо привлечь к себе внимание взрослых. Кроме того, у некоторых детей часто бывает очень богатое воображение и им необходимо просто пофантазировать время от времени. Иногда дети лгут, потому что, по их мнению, сказать правду нельзя: вы рассердитесь или расстроитесь. Поэтому всегда важно помнить, что ни в коем случае нельзя наказывать детей за правду! Надо быть готовым выслушать любую правду, какой бы горькой она ни была.
Часто родители не осознают, что они сами учат детей лгать, когда это выгодно. В большинстве случаев это касается мелочей, таких как, просьба ответить на телефонный звонок и сказать, что родителя нет дома, и т. д.
Нам необходимо помнить, что детская ложь является сигналом для родителей, поскольку она говорит о душевном состоянии ребенка, о его опасениях, переживаниях и надеждах.
А вот что делать, если дети лгут уже по-настоящему, например, чтобы скрыть какой-нибудь свой неблаговидный поступок?
Что делать, если ребенок лжет
- Главное – не творить скорую расправу и не делать поспешных выводов. Любая ситуация, даже такая неприятная, как детская ложь – это счастливая возможность еще раз проговорить вслух правила, существующие в вашем доме относительно норм поведения (или установить таковые, если это еще не было сделано).
- Выслушайте ребенка внимательно, поразмышляйте наедине о скрытых причинах лжи. Найдите подходящий момент для доверительного разговора и скажите ему о своем отношении к происшедшему.
- Поговорите о тех неприятных для ребенка последствиях, к которым может приводить ложь. Будет полезно, если вы расскажите соответствующий случай из своего собственного детства или прочтете вместе какую-нибудь нужную сказку.
Важно помнить, что для ребенка принципиально важным является осознание того, что родитель не лжет ни при каких обстоятельствах.