Детское воровство и обман




Детское воровство – один из самых распространенных типов трудного поведе­ния. Почти каждый ребенок хотя бы один раз пробует что-нибудь украсть. Воровство при­емного ребенка подталкивает родителя к его восприятию через социальные стереотипы: если про родного ребенка мы подумаем: «он украл»; то про ребенка из неблагополучной семьи можем подумать: «он вор». Подобные стереотипы отражаются на нашем видении ситуации и поведении, нанося вред отношениям с ребенком.

Причиной воровства у приемного ребенка часто является просто незнание «правил игры». Ребенок, выросший в детском доме, может не знать ничего о назначении денег, о том, что они имеют определенную ценность, что их количество ограниченно, что они кому-то принадлежат.

Клептомания, которой часто боятся люди, готовящиеся взять в семью ребенка, – это не особенность детей из неблагополучных семей, а психическое расстройство, болезнь, которая никак не связана с социальным положением человека. Клептомания проявляется навязчивым воровством, причем человек ворует не ради получения ценностей, а ради про­цесса. Важно отметить, что клептомания – очень редкое заболевание, столкнуться с ним в реальной жизни крайне маловероятно.

Более часто встречается навязчивое воровство не психического, а невротического ха­рактера. Потребность украсть в данном случае связана с постоянным уровнем тревоги и неудовлетворенности. Воровство этого типа может встречаться у детей, переживших пси­хологическую травму, неуверенных в своем нынешнем положении, испытывающих страх перед будущим, имеющих низкую самооценку и не получающих достаточной эмоциональ­ной поддержки. Ребенку, страдающему такой зависимостью, необходима помощь психо­лога.

Нередко дети воруют для того, чтобы привлечь внимание родителей или воспитате­лей, причем делают это именно в тех случаях, когда взрослые очень болезненно воспри­нимают воровство ребенка. Деньги или купленные на них сладости он может восприни­мать как символическое замещение родительской любви или радости в его жизни. В этом случае детские кражи говорят о том, что ребенок не получает достаточно внимания или, что отношения в семье напряженные и супруги объединяются вместе только перед лицом «общей опасности» – воровства.

Нередко воруют дети, родители которых уверены, что они лучше знают, «что ему в действительности нужно», и без достаточных оснований отказывают в покупке модной одежды, предметов увлечения (кассет, билетов на концерт и т. д.). Это заставляет ребенка чувствовать себя «белой вороной» среди сверстников, что для подростка очень тяжело. Причиной воровства в этом случае является систематическое пренебрежение потребно­стями ребенка.

Часто целью ребенка, крадущего деньги, становится подкуп ровесников, которые го­товы общаться с ним, только если у него есть сладости или игрушки. В этом случае причи­ной воровства является одиночество ребенка в кругу сверстников, его неумение строить с ними дружеские и приятельские отношения. Это особенно бывает свойственно детям, которых детский коллектив отторгает из-за физических или других недостатков: полноты, маленького роста, заикания и т. д.

Детское воровство часто бывает вызвано очень острым желанием обладания, которое охватывает ребенка порой из-за пустяка и бывает непонятно взрослым. Такое желание мо­жет подогреваться рекламой (маркетинговыми акциями под лозунгом «Собери их все»). Такое спонтанное воровство – важный жизненный опыт, опыт соблазна, проступка, стыда, раскаяния. Это не только чрезвычайное происшествие, но и возможность для развития ребенка, важная ступень в формировании его совести. Использует ли он этот шанс – во многом зависит от взрослого.

Наконец, ребенок может воровать от безысходности: если у него вымогают деньги путем угроз или он страдает игровой зависимостью.

Что делать, если ребенок ворует

- В случаях воровства ребенка, родителю необходимо быть вдвойне осторожным и тактичным, так как многие приемные дети подвергались жестокому или чрезмерному нака­занию и поэтому могут остро реагировать на любое проявление недовольства со стороны родителя.

- Важно понять и принять следующее: «Воровство – это, возможно, необходимая для моего ребенка вещь в его прошлой жизни. Это то, что помогало ему выживать до встречи со мной».

- Наедине, спокойно поговорите о случившемся. Важно не уличать, не обвинять, а именно уважительно поговорить, и в первую очередь о чувствах, которые ребенок испытал в момент воровства и после.

- Можно рассказать подобную историю из своего детства (мало кто из нас в детстве не брал чужого), это покажет ребенку, что его понимают и сочувствуют.

- Далее необходимо научить, – так, как мы учим маленького ребенка – правильному поведению. Можно просто сказать: «Знаешь, я хочу, чтобы в следующий раз ты поступил иначе. Надо… Это необходимо для того, чтобы ты…» (далее надо показать ребенку выгод­ные стороны жизни без воровства). Учите ребенка нормам поведения, исходя из интересов других людей, а не из угрозы наказания.

- Спрашивайте ребенка, что ему нужно и всегда советуйтесь с ним, приобретая личные вещи. Мы не можем требовать от ребенка доверия, если будем отказывать ему во всем и навязывать свой выбор.

- Выделяйте ему карманные деньги, учите ими распоряжаться, постепенно предо­ставляя все большую самостоятельность. Также необходимо подключать ребенка к планированию бюджета семьи, прививать ему отношение к деньгам как ресурсу, кото­рым нужно разумно распорядиться.

- Если ребенок с помощью воровства хочет обрести друзей, научите его обходиться в отношениях с ровесниками без подкупа, повышайте его самооценку, укрепляйте в нем уверенность, что он может быть интересен сам по себе.

Главная задача родителя - построить такие отношения с ребенком, чтобы в трудных ситуациях (например, когда у ребенка вымогают деньги) он мог обратиться за помощью к взрослым, а не скрывал от них тяжесть своего положения.

Теперь обратимся к случаям обмана. Маленькие дети обычно обманывают так, что это сразу легко заметить.

Чаще всего причина обмана в том, что ребенку надо привлечь к себе внимание взрос­лых. Кроме того, у некоторых детей часто бывает очень богатое воображение и им необ­ходимо просто пофантазировать время от времени. Иногда дети лгут, потому что, по их мнению, сказать правду нельзя: вы рассердитесь или расстроитесь. Поэтому всегда важно помнить, что ни в коем случае нельзя наказывать детей за правду! Надо быть готовым вы­слушать любую правду, какой бы горькой она ни была.

Часто родители не осознают, что они сами учат детей лгать, когда это выгодно. В боль­шинстве случаев это касается мелочей, таких как, просьба ответить на телефонный звонок и сказать, что родителя нет дома, и т. д.

Нам необходимо помнить, что детская ложь является сигналом для родителей, по­скольку она говорит о душевном состоянии ребенка, о его опасениях, переживаниях и на­деждах.

А вот что делать, если дети лгут уже по-настоящему, например, чтобы скрыть какой-нибудь свой неблаговидный поступок?

Что делать, если ребенок лжет

- Главное – не творить скорую расправу и не делать поспешных выводов. Любая ситуа­ция, даже такая неприятная, как детская ложь – это счастливая возможность еще раз про­говорить вслух правила, существующие в вашем доме относительно норм поведения (или установить таковые, если это еще не было сделано).

- Выслушайте ребенка внимательно, поразмышляйте наедине о скрытых причинах лжи. Найдите подходящий момент для доверительного разговора и скажите ему о своем отно­шении к происшедшему.

- Поговорите о тех неприятных для ребенка последствиях, к которым может приводить ложь. Будет полезно, если вы расскажите соответствующий случай из своего собственного детства или прочтете вместе какую-нибудь нужную сказку.

Важно помнить, что для ребенка принципиально важным является осознание того, что родитель не лжет ни при каких обстоятельствах.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2023-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: