Общая характеристика Конституции РФ 1993г: понятие сущность, основные свойства, особенности структуры.
Конституция РФ — единый, имеющий высшую юридическую силу, прямое действие и верховенство на всей территории РФ политико-правовой акт, посредством которого народ учредил основные принципы устройства общества и государства, определил субъекты государственной власти, механизм её осуществления, закрепил охраняемые государством права, свободы и обязанности человека и гражданина
юридические свойства: Конституцию как правовой акт от всех других правовых актов отличают следующие черты:
1) особый субъект, который устанавливает конституцию или от имени которого она принимается;
2) учредительный, первичный характер конституционных установлений;
3) общеобязательность
4) особые юридические свойства: верховенство, высшая юр. сила, порядок принятия, внесения поправок
сущность конституции:
заключающаяся в утверждении общедемократических начал, предполагает возможность жить в государстве в качестве его полноправных граждан всем членам общества, как согласным, так и несогласным с ней. Всем предоставляется право в легальных формах проповедовать свои взгляды, отстаивать их, признается идеологическое и политическое многообразие.
Общедемократическая сущность конституции предполагает ее принятие большинством избирателей. Однако демократия несовместима и с диктатурой большинства. Демократическим признается тот строй, в котором обеспечиваются права меньшинства.
Таким образом, действующая Конституция РФ по своей сущности, как конституция демократического правового государства, — это воплощение воли многонационального народа РФ, выраженной путем всенародного голосования, воли, направленной на учреждение таких основ жизни государства и общества, которые отражают общедемократические принципы, исходят из признания в качестве высшей ценности человека, его прав и свобод.
|
Свойства
Верховенство. Никакой закон или др. акт не вправе исправлять или дополнять конституцию, противоречить ей. Второй аспект –распространяется на территорию государства.
прямое действие - применение конституции в случае отсутствия более частного регулирования (на уровне закона).
Функции
1) Политическая: выражает роль К. в отношении соц. структуры общ. Достигается опред. стабилизация обществ. отношений. Полит. жизнь и борьба вводятся в опред. К. рамки.
2) Юридическая: вытекает из того, что К явл. осн. законом и обладает по отн. к др. правовым актам юр. верховенством. Эта функция К выражает ее роль по отн. к действ. в общ. правовой системе, правопорядку.
3) Идеологическая: проявл. в воздействии на умы и сознание людей, влияет на их мировоззрение (К. 93 г. провозгласила принципы идеологического плюрализма, сосуществ. различных идеологий, кроме человеконенавистнических)
4) Организационная: выражается в формировании, организации и деятельности гос. и институционной структуры. Организация гос. механизма как и осн. формы его деятельности д.б. юр. регламентированы, а это задача К.
особенности:
1. Конституция является ядром правовой системы России. Ее принципы и положения играют направляющую роль для всей системы законодательства. Именно Конституция определяет сам процесс правотворчества - устанавливает, какие основные акты принимают различные органы, их наименования, юридическую силу, порядок и процедуру принятия законов.
|
2. К юридическим свойствам Конституции относится ее особая охрана. В этом задействована вся система органов государственной власти, осуществляющих эту охрану в различных формах. Ст. 80 Конституции закрепляет, что Президент России является гарантом Конституции. Важную роль в охране Конституции играет Конституционный суд.
3.Конституцию отличают и особый, усложненный порядок ее пересмотра и внесение поправок. Пересмотр касается только положений гл. 1, 2 и 9. Поправки вносятся в гл. 3-8 Конституции РФ.
Структура
По своей структуре Конституция 1993 г. состоит из преамбулы и двух разделов. Первый раздел содержит собственно Конституцию и состоит из девяти глав.
В структуре четко прослеживаются те концептуальные идеи, на которых она основана. Это проявляется в следующем:
1. В связи с отказом от формы правления в виде советской республики, переходом на парламентскую систему снят раздел четвертый «Советы народных депутатов РФ и порядок их избрания».
2. Глава о Президенте открывает перечень глав об органах государственной власти. В этом отражается новый статус Президента, присущий ему как главе государства.
3. Последовательное и четкое отражение в структуре Конституции принципа разделения властей.
4.Концепция обновления федеративного устройства, новый статус субъектов РФ, иные принципы разграничения полномочий
5. В новой Конституции глава называется «Права и свободы человека и гражданина», что показывает самоценность личности без увязки ее статуса с государством.
|
7. Порядок пересмотра Конституции РФ и принятия конституционных поправок.
На правовом уровне это регулируется специальным федеральным законом №33 "О порядке принятия и вступлении в силу поправок Конституции РФ". 4 марта 1998 и гл. 9 Конституции РФ.
Пересмотр – изменение положений гл. 1, 2 и 9 КРФ. Основы конст. строя и пр. статус личности – главы, которые в силу их х-ра изменяться не должны и учредительная власть устанавливает для них высокие гарантии. Гл. 9 как раз закрепляет эти гарантии и устанавливает порядок пересмотра и внесения поправок.
Порядок пересмотра отличается намеренной усложненностью.
Субъектами права на внесение предложений о пересмотре в ст. 134 КРФ названы: През-т РФ; СФ ФС РФ; ГД ФС РФ; Пр-во РФ; зак. (предст.) органы субъектов РФ; группа численностью не менее 1/5 членов СФ или депутатов ГД.
Положения гл. 1, 2 и 9 не м.б. пересмотрены Фед. Собранием.
Если предложение о пересмотре внесено надлежащим образом и его поддерживает 3/5 голосов от об. числа членов СФ и депутатов ГД, то в соответствии с ФКЗ созывается Конст. Собрание. Такой ФКЗ еще не принят, однако его компетенция закреплена в Конституции.
Конст. Собрание вправе принять только одно из двух решений:
1) подтвердить неизменность КРФ;
2) разработать проект новой КРФ.
Такой проект Конституции м.б. принята двумя сп-бами:
- при наличии квалиф. большинства Конст. Собрания (2/3 голосов от об. числа членов)
- вынесение проекта на всенародное голосование (реф-м), реф-м признается результативным, если за новую Конституцию проголосует более половины избирателей, принявших участие в голосовании, при условии что в нем приняло участие более половины избирателей.
Поправки в Конституцию.
Их м. вносить в главы 3-8 в соответствии с процедурой принятия палатами ФКЗ (Сов Фед 3/4 голосов, Гос Дума 2/3 голосов). Противоречие: законодатель ввел простым законом 4-ый вид закона "З-н РФ о поправке Конституции ", ~ не существует в 9 гл. Конституции, т.к. Конституция закрепляет только 3 вида з-на, это фед. конституц. закон, фед. з-н, закон субъекта фед-ции. => з-н о поправках противоречит Конституции, т.к. в Конституции сказано, что поправки в Конституцию н. вносить в соотв-вии и процедурой принятия ФКЗ.
Чтобы поправка была внесена, она д.б. ратифицирована 2/3 субъектами фед-ции, затем этот закон д.б. представлен Президенту для подписания и обнародования (в самом начале эта поправка д.б. принята квалифицированным большинством в палатах). Функция президента чисто номинальная, право вето у него отсутствует в этом случае.
Ст. 65 закрепляет субъектный состав РФ, ст. 137 определяет особый порядок внесения в нее изменений и дополнений. Соответственно статье 65 м.б. образован новый субъект РФ, м.б. включен в состав РФ новый субъект или м.б. изменен статус субъекта РФ (например, Свердл. обл-ть м. стать Свердл. республикой). Поправки м.б. приняты 2/3 депутатов Гос Думы и 3/4 Сов Фед, а ратификация субъекта РФ не требуется.
А также в статье 137 предусмотрено изменение наименования субъектов РФ, но не указано каким актом. Это новое наименование д.б. внесено в ст. 65. Сейчас указом Конституции суда эти изменения вносятся указом Президента.
Соблюдение и охрана Конституции РФ. Конституционная ответственность в системе охраны и защиты Конституции РФ: виды, основания, меры.
Правовая Охрана Конституции - комплекс специальных юридических мер, призванных обеспечить надлежащую реализацию конституционных норм, утвердить (или восстановить в случае нарушения) режим конституционной законности. В более широком смысле под П.о.К. понимают создание необходимых условий, развитие соответствующих гарантий, совершенствование государственно-правовых средств и методов обеспечения действия конституционных норм.
Способы: Особый порядок изменения, Конст. контроль (ключевой эл-т), Конст.-пр. ответственность
Обеспечение исполнения норм конституции осуществляется различными способами. В сфере исп.-распорядительной деятельности контроль за конституционностью осуществляют вышестоящие или спец. органы. Это может быть глава государства (в России През-т – гарант конституции), органы парламентского контроля (Упч. по правам человека) и надзорные органы об. компетенции (прокуратура).
Как в сфере исп. (в части контроля за изданием НА высшими органами власти), так и в области зак. деятельности, а в некоторых странах – даже суд., охрана конституции осуществляется посредством конст. контроля в форме конст. судопроизводства (конст. юстиции)
КС разрешает дела о соответствии КРФ всех НА государства, споры о компетенции, дает толкование КРФ
Специальным механизмом охраны конституции служит также конст.-пр. ответственность, осуществляемая на основании и в порядке, предусмотренном конст.-пр. Нормами.
Президент вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае противоречия их Конституции. Конституция не возлагает специальных обязанностей по ее охране на Фед Собр, Правительство, Верховный и Высший арбитражный суды. Но в силу своих конституционных полномочий и при чрезвычайных обстоятельствах, представляющих угрозу Конституции (мятеж, военный переворот и др.). они обязаны действовать в соответствии с Конституцией и в ее защиту.
Конституционная ответственность - вид социальной ответственности, выражающийся в особых негативных последствиях для субъекта конституционного правонарушения.
Субъекты конституционной ответственности - высшие должностные лица и органы государственной власти.
Формы конституционной ответственности:
- отмена или приостановление антиконституционного акта;
- отрешение от должности;
- признание выборов или результатов референдума недействительными,
- официальное признание работы государственных органов, высших должностных лиц неудовлетворительной;
- досрочное расформирование подотчетного органа.
Конституционно-правовая ответственность имеет два основания: нормативное и фактическое. Нормативное основание - это норма конституционного права, предусматривающая ответственность. Фактическое основание -это, во-первых, правонарушение, характеризующееся набором признаков, образующих состав правонарушения, и, во-вторых, правоприменительный акт- применение к правонарушителю мер государственного принуждения.
Основанием конституционно-правовой ответственности является конституционное правонарушение - виновное деяние, противоречащее требованиям конституционно-правовых норм и влекущее специальную конституционно-правовую ответственность. За нарушение норм конституционного права наступает не только конституционно-правовая, но и иная - уголовная и административная ответственность: за нарушение конституционных обязанностей ее несут граждане. Поэтому конституционно-правовая ответственность отличается от иных видов ответственности именно спецификой своих мер (форм).
Конституционное Право предусматривает несколько способов привлечения к конституционно - правовой ответственности:
1) судебный порядок. государством возмещается вред, причиненный его органами и должностными лицами, расформировываются избир ком-ии, ликвидируются общественные и религиозные объединения, приостанавливается их деятельность;
2) принятие решения (постановления) компетентным государственным органом (не судебным). решение об отмене решения о принятии в российское гражданство, освобождаются от должности должностные лица органов государственной власти и местного самоуправления. Усложненный порядок предусмотрен для отрешения от должности Президента РФ. Решение об этом принимается Сов Фед, но принятию такого решения должно предшествовать выдвижение обвинения ГД, а также предоставление заключений Верховным Судом и Конституционным Судом РФ;
3) привлечение к ответственности путем использования форм непосредственной демократии. Отзыв депутата или иного выборного должностного лица как форма непосредственной демократии используется в качестве процессуального порядка реализации ответственности за нарушение ими Конституции РФ и законов, утрату доверия населения.