Развитие западноевропейской интеграции в 70-е – 80-е годы




В 70-80-е годы XX века продолжался и развивался процесс западноевропейской интеграции. Экономика этого региона переживала нелегкие времена. Резкое повышение цен на нефть в 1973 г. повлекло за собой экономический спад в Западной Европы. Оно заставило искать альтернативные энергоресурсы, переходить на энергосберегающие технологии. Экономический кризис в Западной Европе, трудности в валютно-финансовой сфере затормозили процесс западноевропейской интеграции, но не остановили его.

Участники интеграционного процесса продолжали проведение курса на его углубление и расширение географических рамок. После вступления в Европейское экономическое сообщество (ЕЭС) Великобритании, Ирландии и Дании1 января 1973 г.) оно включало 9 членов. В начале 80-х гг. происходит дальнейшее расширение ЕЭС. Результативность его деятельности была очевидной, что усиливало притягательность Сообщества. В 1975 г. заявку на присоединение к ЕЭС подала Греция, в 1977 г. – Португалия и Испания. Все три страны встали на путь демократического развития: Португалия после «революции гвоздик» в апреле 1974 г., Греция после падения диктаторского режима «черных полковников» в июле 1974 г., Испания после смерти Франко (в ноябре 1975) и демократизации политического режима в стране. Для всех трех стран Южной Европы приобщение к процессу западноевропейской интеграции имело не только экономический смысл, но и должно было свидетельствовать об их возврате к общим европейским ценностям, стать для них своеобразным сертификатом соответствия нормам европейской идентичности. Переговоры о вступлении в ЕЭС Португалии и Испании были достаточно напряженными, ибо Франция и Италия не без оснований опасались конкуренции стран Иберийского полуострова в торговле овощами, фруктами, вином. В итоге были достигнуты взаимоприемлемые договоренности.

Греция стала полноправным членом Сообщества 1 января 1981 г., Португалия и Испания были приняты в ЕЭС в марте 1985 г. Сообщество укрепило свой южный фланг, включив 53 млн. жителей трех названных стран и расширив «Общий рынок» до 320 млн. человек. Тем самым ЕЭС усиливало свой политический вес и более активно вовлекалось в дела Средиземноморья. Вместе с тем продвижение интеграционного процесса на Юг порождало и новые проблемы. Требовалось осуществление новых структурных программ для выравнивания уровней социально-экономического развития членов ЕЭС. Решение этих сложных задач привело к росту расходов Сообщества, что потребовало дополнительных финансовых средств, полученных за счет повышения сборов в бюджет ЕЭС.

Финансово-экономическая сфера деятельности Европейского экономического сообщества требовала постоянного внимания в связи с экономическими трудностями стран Западной Европы. После победы лейбористов на парламентских выборах в феврале 1974 г. новое правительство Великобритании во главе с Г. Вильсоном посчитало, что его предшественники пошли на слишком большие уступки Сообществу и согласились на непосильный британский взнос в бюджет ЕЭС. Лейбористское правительство потребовало уменьшения этого взноса, а также реформы общей аграрной политики Сообщества и создания Европейского фонда регионального развития, который мог бы компенсировать британские убытки от участия в общей сельскохозяйственной политике ЕЭС.

В результате напряженных переговоров был достигнут компромисс, который по сути удовлетворял основные требования Лондона. Первая Ломейская конвенция(февраль 1975) распространила на страны Содружества привилегии, предоставленные большой группе развивающихся стран. В том же году был создан Европейский фонд регионального развития. Наконец, в марте 1975 г. был урегулирован вопрос о британском взносе в бюджет Сообщества. Члены ЕЭС пошли на создание «корректирующего механизма», позволявшего Великобритании в течение семи лет получать возмещение ее взноса в бюджет Сообщества. Лейбористское правительство вынесло достигнутые договоренности на референдум и добилось их одобрения.

Трудности в сфере экономики и финансов потребовали мер по стабилизации валютно-кредитной сферы и более тесной координации действий участников Сообщества. В марте 1979 г. руководящие органы ЕЭС приняли решение о введении Европейской валютной системы (ЕВС). Она включала четыре основных элемента: Европейскую валютную единицу (экю), механизм валютного обмена, общие кредитные условия и механизм трансфертов. Основной целью ЕВС должно было стать формирование «европейской зоны валютной стабильности». Финансовая стабилизация была призвана содействовать уменьшению инфляции, повышению темпов экономического развития, росту занятости в странах ЕЭС.

Новая европейская валютная единица экю не была привязана к доллару США. Ее стоимость определялась по определенной формуле на базе «корзины валют» стран-участниц ЕВС. При этом учитывалась доля валового национального продукта и внешнеторгового оборота отдельных стран. Главное преимущество экю состояло в том, что ее стоимость представляла некую среднюю величину и поэтому была меньше подвержена конъюнктурным колебаниям. К тому же новая валютная единица подкреплялась более мощным кредитным механизмом.

Европейская валютная система доказала жизнеспособность и гибкость. Вошедшие в нее валюты достигли относительной стабильности и высокой степени взаимозависимости, хотя Сообществу не удалось преодолеть различия в экономической политике своих участников.

В середине 70-х гг. европейские Сообщества укрепляют институциональный механизм и стремятся расширить интеграцию на политическую сферу. Совершенствование институтов Сообщества привело к учреждению в 1974 г. Европейского совета на уровне глав государств и правительств. В декабре того же года он принял две принципиальные рекомендации: об избрании Европарламента всеобщим голосованием и об учреждении Политического союза. Окончательное решение о прямых выборах депутатов Европарламента было принято в декабре 1975 г. Первые такие выборы состоялись в июне 1979 г. Выборы в Европейский парламент были выстроены не по страновому, а по партийному принципу. В новом парламенте большинство получили консервативные партии. Евро­пейское сообщество обрело постоянно действующий форум для об­суждения наиболее важных вопросов. ЕС продолжало крепнуть. В мае 1979 г. в него вступила Греция, а с января 1986 г. — Испания и Португалия. Общее число участников составило 12 стран. На пове­стку дня можно было выносить вопросы формирования наряду с экономическим и финансовым союзом западноевропейских госу­дарств политического и, может быть, даже оборонного союза между ними.

В 1976 г. по поручению Европейского совета премьер-министр Бельгии Л.Тиндеманс разработал программу перестройки институ­тов Европейского сообщества в целях их превращения в звенья еди­ного механизма управления западноевропейской интеграцией во всех областях («доклад Тиндеманса»). Проект предусматривал превра­щение Европейского сообщества в Европейский Союз, как о том еще в 1972 г. говорилось на встрече стран ЕС в Париже.

По линии интеграции в области внешней политики было пред­ложено официально включить в состав институтов сообщества сис­тему политических консультаций в целях координации действий стран ЕС на международной арене. Эта система получила название «Европейского политического сотрудничества». Она начала склады­ваться в отношениях между западноевропейскими странами с 70-х годов. Фактически предлагалось создать еще одно, четвертое, со­общество западноевропейских стран наподобие тех, которые в 1967 г. после слияния ЕОУС, Евратома и ЕЭС образовали единое Евро­пейское сообщество.

Доклад Л.Тиндеманса был рассмотрен на совещании ЕС в Гаа­ге в ноябре 1976 г. Он не был одобрен, но страны-участницы реши­ли проводить обсуждения путей преобразования Европейского со­общества в союз ежегодно.

В ноябре 1981 г. министр иностранных дел ФРГ Ганс-Дитрих Геншер и премьер-министр Италии У.Коломбо подготовили проект нового документа, в котором были развиты многие идеи плана Л.Тин­деманса. На его основе в 1983 г. на совещании в Штутгарте страны ЕС решили выйти к подписанию договора о преобразовании сооб­щества в союз в течение пяти следующих лет, подписав Торжест­венную декларацию о Европейском Союзе. Ускорению этого процес­са сопротивлялись Британия, Греция и Дания. Эти страны не были готовы согласиться даже с частичным ограничением своего суверени­тета в сфере политики, с чем было неизбежно сопряжено вхождение в будущий союз, который должен иметь более обширные наднацио­нальные полномочия, чем те, которыми обладало сообщество.

В результате сложных переговоров в декабре 1985 г. в Люксем­бурге удалось, наконец, принять проект Единого европейского акта. Он предусматривал частичное изменение основополагающих Париж­ского договора 1951 г. (ЕОУС) и Римского договора 1957 г. о ЕЭС. Страны Европейского сообщества договорились расширить полномочия Комиссии ЕС, консультативные полномочия Европарламента и увеличить число случаев, в которых решения Совета ми­нистров ЕС должны были приниматься не консенсусом, а большин­ством голосов. В экономической области Единый европейский акт поставил задачу к 1992 г. создать в Европе единое хозяйственное пространство без внутренних границ, в рамках которого было бы обеспечено свободное движение товаров, рабочей силы, услуг и ка­питалов. Единый европейский акт был ратифицирован парламента­ми всех стран и вступил в силу в начале 1987 г. Сообщество еще не стало союзом, но создание союза по-прежнему провозглашалось целью сотрудничества западноевропейских стран.

Ст. 1 Единого европейского акта узаконила существование Ев­ропейского политического сотрудничества как части единого Евро­пейского сообщества. Ст. 2 документа определяла состав Европей­ского совета и устанавливала периодичность его встреч на уровне двух в год. Европейский совет впервые был официально упомянут в качестве ключевого инструмента европейской интеграции и преобра­зования сообщества в союз, но он не был включен в состав офици­альных органов Европейского сообщества.


Европейская интеграция в 90-е гг. XX – начале XXI века.

А) Заключение Шенгенской конвенции

Процесс европейской интеграции, между тем, шел своим чередом. За несколько месяцев до объединения Германии, 19 июня 1990 г., страны Бенилюкса, Франция и ФРГ заключили в замке Шенген (Люксембург) новую конвенцию о режиме пересечения государст­венных границ.

В ее основе лежало Шенгенское соглашение о постепенной отмене проверок на внутренних границах, подписанное теми же странами в 1985 г. Оно было рассчитано на пять лет и предусматривало замену систематических проверок транспортных средств, пересекающих внут­ренние границы присоединившихся к нему стран, визуальным на­блюдением за транспортными средствами без их остановки на про­пускных пунктах. Документ не требовал ратификации и был по сути дела рекомендательным. Но он дал начало «шенгенскому процессу».

Шенгенская конвенция 1990 г. была пространным документом. Она подтверждала принцип свободного передвижения граждан Ев­ропейского сообщества внутри зоны, образованной внешними гра­ницами присоединившихся к ней государств, и устанавливала еди­ные требования к выдаче въездных виз иностранцам, которые, по­лучив единую «шенгенскую» визу для въезда в одну из стран-участниц соглашения, имели право путешествовать по всем другим странам этой зоны без ограничений.

В ноябре 1990 г. к Шенгенской конвенции присоединилась Италия, в 1991 г. — Испания и Португалия, в 1992 г. — Греция, в 1995 г. — Австрия, а также в порядке эксперимента — Франция. 19 де­кабря 1996 г. ее действие было распространено на Данию, Швецию и Финляндию, а также Норвегию и Исландию. За пределами зоны единого европейского визового режима остались Британия и Ир­ландия.

Хотя Шенгенская конвенция была подписана вне рамок Евро­пейского сообщества и к ней первоначально присоединились не все страны ЕС, был сделан серьезный шаг к созданию единого евро­пейского пространства в социально-экономической и гуманитарной сферах. В Западной Европе формировался особый психологический климат, который способствовал укреплению настроений в пользу сближения западноевропейцев.

Б)Заключение Маастрихтского договора и создание Европейского Союза

Ослабление напряженности между Востоком и Западом во вто­рой половине 80-х годов оживило интеграцию стран Западной Ев­ропы, затормозившуюся в условиях роста военной опасности в годы первой администрации Р.Рейгана. Западноевропейские страны смогли снова сосредоточиться на внутренних проблемах, выйдя из «режима мобилизационной готовности» на случай войны с СССР. Падение коммунистических режимов на востоке Европы открыло путь к распространению влияния западноевропейских стран на вос­точноевропейские государства. Освоение «восточноевропейского ре­сурса» должно было укрепить конкурентоспособность Европейского сообщества по отношению к Соединенным Штатам и Японии. Ус­пех «политики освоения» зависел от согласованности усилий Евро­пейского сообщества.

После 1990 г. к углублению интеграции стали подталкивать еще и страхи в связи с появлением единой и сильной Германии. Германское руководство учитывало их, и канцлер ФРГ Г.Коль в начале 90-х годов неоднократно заявлял о стремлении к созданию «европейской Германии, а не германской Европы». Однако в Париже и Лондоне не полагались на слова и ориентировались на более глубокое практи­ческое вовлечение Германии в наднациональные структуры «единой Европы». Партнеры Германии, прежде всего Франция, стали доби­ваться ускоренной интеграции в сфере внешней политики и обороны.

Европейская Комиссия, председателем которой в 1985—1994 гг. был французский финансист Жак Делор, подготовила серию докла­дов о модернизации интеграционных механизмов Европейского со­общества. В апреле 1989 г. ею был составлен план углубления со­трудничества в экономике и финансах, главной идеей которого стала полная либерализация движения капиталов и объединение финансо­вых рынков стран сообщества. После одобрения доклада Европей­ским советом в июне приоритетной задачей сообщества было про­возглашено создание экономического и валютного союза.

Ввиду очевидных достижений интеграционного сближения за­падноевропейские страны пришли к необходимости подготовки но­вого основополагающего интеграционного договора между ними, который бы заменил собой Римские и Парижский договоры 50-х годов. Ставилась задача трансформации Европейского сообщества в интеграционную группировку более высокого уровня — Европей­ский Союз. Предстояло ужесточить процедуры принятия решений за счет увеличения спектра применения метода квалифицированного большинства и расширить компетенцию наднациональных органов. Территории стран Европейского сообщества следовало превратить в единое и однородное экономическое и финансовое пространство. Но главное — экономический и валютный союз между европейски­ми странами предполагалось дополнить их политическим сою­зом, который бы позволял проводить общую внешнюю поли­тику и политику в области обеспечения безопасности.

Проект нового договора был составлен и летом 1991 г. одобрен Европейским советом, после чего в г. Маастрихте (Голландия) на­чалась его доработка, занявшая более шести месяцев. 27 февраля 1992 г. Договор о Европейском Союзе был подписан. Он утвердил «храмовую конструкцию» ЕС. Ее «опорными колоннами» были три комплекса договоренностей о сотрудничестве в сферах 1) экономики, 2) внешней политики и безопасности, 3) юстиции и внутренних дел.

Руководяще-координирующая роль в союзе отводилась единой системе органов: Совету министров ЕС, европейской Комиссии, европейскому суду юстиции и европейскому парламенту. Над ними возвышался Европейский совет. Фактически оставаясь верховным органом интеграционного процесса, он формально не числился в ряду рабочих органов Евросоюза так же, как не считался рабочим органом прежнего Европейского сообщества. Рабочие органы Евро­союза строились как органы наднационального сотрудничества, а Европейский совет оставался институтом взаимодействия на межна­циональной, межгосударственной основе. Он управлял интеграцией, формально говоря, оставаясь вне ее.

Европейский Союз сочетал в себе элементы конфедерации, фе­дерации и даже унитарного государства. Три коллективных органа (комиссия, парламент и суд) были полностью независимы от нацио­нальных правительств стран-участниц. Вместе с тем, договор преду­сматривал возможность участия национальных государственных институтов в выработке решений Евросоюза практически на всех уров­нях нормотворчества. При этом получалось, что исполнение реше­ний, утвержденных главами государств ЕС в Европейском совете, было возложено на юридически неподконтрольные ему непосредст­венно органы.

Маастрихтский договор подлежал ратификации. В Дании 2 июня 1992 г. референдум о ратификации дал отрицательный результат — население сочло условия договора невыгодными для страны. Тогда на заседании Европейского совета в Эдинбурге 11—12 декабря 1992 г. были выработаны особые условия присоединения Дании к Европей­скому Союзу. С их учетом 18 мая 1993 г. в Дании состоялся новый референдум, результаты которого позволили ей присоединиться к ЕС без ратификации Маастрихтского договора. В других странах процесс ратификации прошел безболезненно. 1 ноября 1993 г. Маа­стрихтский договор вступил в силу.

Важнейшим направлением деятельности ЕС стала интеграция по линии создания валютного союза. Его предполагалось построить в три этапа, сроки которых были обозначены в договоре. 1 января 1993 г. был основан Европейский валютный институт, на который была возложена функция подготовки к введению единой валюты, мониторинг устойчивости финансовых систем стран-участниц и под­готовка к принятию на себя роли единого европейского банка.

Относительно новым направлением интеграции стало развитие сотрудничества в сфере внешней политики и безопасности. Страны Западной Европы приступили к координации подходов к проведе­нию возможных коллективных военных операций. Снова возник интерес к Западноевропейскому союзу (ЗЕС), который после под­писания Маастрихтского договора должен был стать для ЕС глав­ным инструментом координации в сфере безопасности.

В русле такого понимания будущей роли ЗЕС в июне 1992 г. на совещании в Бонне страны ЗЕС приняли «Петерсбергскую декла­рацию» (по названию резиденции Петерсберг под Бонном, в кото­рой проходили переговоры), касавшуюся отношений между ЗЕС, Евросоюзом и НАТО. Декларация предусматривала расширение функций ЗЕС. Он должен был не только гарантировать оборону территорий стран-участниц, но и освоить проведение гуманитарных и спасательных операций, миротворческих миссий, а также выпол­нение задач по управлению кризисами, включая понуждение к миру в интересах всего Евросоюза и во взаимодействии с НАТО. Договорившись о расширении функцией ЗЕС, его участники не согласовали вопрос о выделении средств под освоение новых задач. Поэтому декларация носила общий характер и имела значение как политический ориентир. В дальнейшем роль «Петерсбергской дек­ларации» стала более существенной.

9 декабря 1993 г. была подписана декларация об упрочнении от­ношений между ЕС и Российской Федерацией. Она стала первым шагом в установлении между Россией и европейскими странами взаимоотношений, учитывающих роль общеевропейских институтов. 24 июня 1994 г. на острове Корфу между Россией и Евросоюзом было заключено соглашение о партнерстве и сотрудничестве сроком на 10 лет, вступившее в силу в декабре 1997 г. Оно стало регулиро­вать торгово-экономические отношения РФ одновременно со всеми странами Евросоюза, заменив собой, в пределах полномочий Евро­союза, двусторонние торгово-экономические договоры и соглаше­ния, имевшиеся у России с вошедшими в Евросоюз государствами. Кроме того, документ содержал положения о развитии политическо­го диалога России с западноевропейскими странами и упоминание о возможности создания в перспективе зоны свободной торговли, ко­торая включала бы в себя территорию Российской Федерации и государств Евросоюза.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: