В 70-80-е годы XX века продолжался и развивался процесс западноевропейской интеграции. Экономика этого региона переживала нелегкие времена. Резкое повышение цен на нефть в 1973 г. повлекло за собой экономический спад в Западной Европы. Оно заставило искать альтернативные энергоресурсы, переходить на энергосберегающие технологии. Экономический кризис в Западной Европе, трудности в валютно-финансовой сфере затормозили процесс западноевропейской интеграции, но не остановили его.
Участники интеграционного процесса продолжали проведение курса на его углубление и расширение географических рамок. После вступления в Европейское экономическое сообщество (ЕЭС) Великобритании, Ирландии и Дании (с 1 января 1973 г.) оно включало 9 членов. В начале 80-х гг. происходит дальнейшее расширение ЕЭС. Результативность его деятельности была очевидной, что усиливало притягательность Сообщества. В 1975 г. заявку на присоединение к ЕЭС подала Греция, в 1977 г. – Португалия и Испания. Все три страны встали на путь демократического развития: Португалия после «революции гвоздик» в апреле 1974 г., Греция после падения диктаторского режима «черных полковников» в июле 1974 г., Испания после смерти Франко (в ноябре 1975) и демократизации политического режима в стране. Для всех трех стран Южной Европы приобщение к процессу западноевропейской интеграции имело не только экономический смысл, но и должно было свидетельствовать об их возврате к общим европейским ценностям, стать для них своеобразным сертификатом соответствия нормам европейской идентичности. Переговоры о вступлении в ЕЭС Португалии и Испании были достаточно напряженными, ибо Франция и Италия не без оснований опасались конкуренции стран Иберийского полуострова в торговле овощами, фруктами, вином. В итоге были достигнуты взаимоприемлемые договоренности.
Греция стала полноправным членом Сообщества 1 января 1981 г., Португалия и Испания были приняты в ЕЭС в марте 1985 г. Сообщество укрепило свой южный фланг, включив 53 млн. жителей трех названных стран и расширив «Общий рынок» до 320 млн. человек. Тем самым ЕЭС усиливало свой политический вес и более активно вовлекалось в дела Средиземноморья. Вместе с тем продвижение интеграционного процесса на Юг порождало и новые проблемы. Требовалось осуществление новых структурных программ для выравнивания уровней социально-экономического развития членов ЕЭС. Решение этих сложных задач привело к росту расходов Сообщества, что потребовало дополнительных финансовых средств, полученных за счет повышения сборов в бюджет ЕЭС.
Финансово-экономическая сфера деятельности Европейского экономического сообщества требовала постоянного внимания в связи с экономическими трудностями стран Западной Европы. После победы лейбористов на парламентских выборах в феврале 1974 г. новое правительство Великобритании во главе с Г. Вильсоном посчитало, что его предшественники пошли на слишком большие уступки Сообществу и согласились на непосильный британский взнос в бюджет ЕЭС. Лейбористское правительство потребовало уменьшения этого взноса, а также реформы общей аграрной политики Сообщества и создания Европейского фонда регионального развития, который мог бы компенсировать британские убытки от участия в общей сельскохозяйственной политике ЕЭС.
В результате напряженных переговоров был достигнут компромисс, который по сути удовлетворял основные требования Лондона. Первая Ломейская конвенция(февраль 1975) распространила на страны Содружества привилегии, предоставленные большой группе развивающихся стран. В том же году был создан Европейский фонд регионального развития. Наконец, в марте 1975 г. был урегулирован вопрос о британском взносе в бюджет Сообщества. Члены ЕЭС пошли на создание «корректирующего механизма», позволявшего Великобритании в течение семи лет получать возмещение ее взноса в бюджет Сообщества. Лейбористское правительство вынесло достигнутые договоренности на референдум и добилось их одобрения.
Трудности в сфере экономики и финансов потребовали мер по стабилизации валютно-кредитной сферы и более тесной координации действий участников Сообщества. В марте 1979 г. руководящие органы ЕЭС приняли решение о введении Европейской валютной системы (ЕВС). Она включала четыре основных элемента: Европейскую валютную единицу (экю), механизм валютного обмена, общие кредитные условия и механизм трансфертов. Основной целью ЕВС должно было стать формирование «европейской зоны валютной стабильности». Финансовая стабилизация была призвана содействовать уменьшению инфляции, повышению темпов экономического развития, росту занятости в странах ЕЭС.
Новая европейская валютная единица экю не была привязана к доллару США. Ее стоимость определялась по определенной формуле на базе «корзины валют» стран-участниц ЕВС. При этом учитывалась доля валового национального продукта и внешнеторгового оборота отдельных стран. Главное преимущество экю состояло в том, что ее стоимость представляла некую среднюю величину и поэтому была меньше подвержена конъюнктурным колебаниям. К тому же новая валютная единица подкреплялась более мощным кредитным механизмом.
Европейская валютная система доказала жизнеспособность и гибкость. Вошедшие в нее валюты достигли относительной стабильности и высокой степени взаимозависимости, хотя Сообществу не удалось преодолеть различия в экономической политике своих участников.
В середине 70-х гг. европейские Сообщества укрепляют институциональный механизм и стремятся расширить интеграцию на политическую сферу. Совершенствование институтов Сообщества привело к учреждению в 1974 г. Европейского совета на уровне глав государств и правительств. В декабре того же года он принял две принципиальные рекомендации: об избрании Европарламента всеобщим голосованием и об учреждении Политического союза. Окончательное решение о прямых выборах депутатов Европарламента было принято в декабре 1975 г. Первые такие выборы состоялись в июне 1979 г. Выборы в Европейский парламент были выстроены не по страновому, а по партийному принципу. В новом парламенте большинство получили консервативные партии. Европейское сообщество обрело постоянно действующий форум для обсуждения наиболее важных вопросов. ЕС продолжало крепнуть. В мае 1979 г. в него вступила Греция, а с января 1986 г. — Испания и Португалия. Общее число участников составило 12 стран. На повестку дня можно было выносить вопросы формирования наряду с экономическим и финансовым союзом западноевропейских государств политического и, может быть, даже оборонного союза между ними.
В 1976 г. по поручению Европейского совета премьер-министр Бельгии Л.Тиндеманс разработал программу перестройки институтов Европейского сообщества в целях их превращения в звенья единого механизма управления западноевропейской интеграцией во всех областях («доклад Тиндеманса»). Проект предусматривал превращение Европейского сообщества в Европейский Союз, как о том еще в 1972 г. говорилось на встрече стран ЕС в Париже.
По линии интеграции в области внешней политики было предложено официально включить в состав институтов сообщества систему политических консультаций в целях координации действий стран ЕС на международной арене. Эта система получила название «Европейского политического сотрудничества». Она начала складываться в отношениях между западноевропейскими странами с 70-х годов. Фактически предлагалось создать еще одно, четвертое, сообщество западноевропейских стран наподобие тех, которые в 1967 г. после слияния ЕОУС, Евратома и ЕЭС образовали единое Европейское сообщество.
Доклад Л.Тиндеманса был рассмотрен на совещании ЕС в Гааге в ноябре 1976 г. Он не был одобрен, но страны-участницы решили проводить обсуждения путей преобразования Европейского сообщества в союз ежегодно.
В ноябре 1981 г. министр иностранных дел ФРГ Ганс-Дитрих Геншер и премьер-министр Италии У.Коломбо подготовили проект нового документа, в котором были развиты многие идеи плана Л.Тиндеманса. На его основе в 1983 г. на совещании в Штутгарте страны ЕС решили выйти к подписанию договора о преобразовании сообщества в союз в течение пяти следующих лет, подписав Торжественную декларацию о Европейском Союзе. Ускорению этого процесса сопротивлялись Британия, Греция и Дания. Эти страны не были готовы согласиться даже с частичным ограничением своего суверенитета в сфере политики, с чем было неизбежно сопряжено вхождение в будущий союз, который должен иметь более обширные наднациональные полномочия, чем те, которыми обладало сообщество.
В результате сложных переговоров в декабре 1985 г. в Люксембурге удалось, наконец, принять проект Единого европейского акта. Он предусматривал частичное изменение основополагающих Парижского договора 1951 г. (ЕОУС) и Римского договора 1957 г. о ЕЭС. Страны Европейского сообщества договорились расширить полномочия Комиссии ЕС, консультативные полномочия Европарламента и увеличить число случаев, в которых решения Совета министров ЕС должны были приниматься не консенсусом, а большинством голосов. В экономической области Единый европейский акт поставил задачу к 1992 г. создать в Европе единое хозяйственное пространство без внутренних границ, в рамках которого было бы обеспечено свободное движение товаров, рабочей силы, услуг и капиталов. Единый европейский акт был ратифицирован парламентами всех стран и вступил в силу в начале 1987 г. Сообщество еще не стало союзом, но создание союза по-прежнему провозглашалось целью сотрудничества западноевропейских стран.
Ст. 1 Единого европейского акта узаконила существование Европейского политического сотрудничества как части единого Европейского сообщества. Ст. 2 документа определяла состав Европейского совета и устанавливала периодичность его встреч на уровне двух в год. Европейский совет впервые был официально упомянут в качестве ключевого инструмента европейской интеграции и преобразования сообщества в союз, но он не был включен в состав официальных органов Европейского сообщества.
Европейская интеграция в 90-е гг. XX – начале XXI века.
А) Заключение Шенгенской конвенции
Процесс европейской интеграции, между тем, шел своим чередом. За несколько месяцев до объединения Германии, 19 июня 1990 г., страны Бенилюкса, Франция и ФРГ заключили в замке Шенген (Люксембург) новую конвенцию о режиме пересечения государственных границ.
В ее основе лежало Шенгенское соглашение о постепенной отмене проверок на внутренних границах, подписанное теми же странами в 1985 г. Оно было рассчитано на пять лет и предусматривало замену систематических проверок транспортных средств, пересекающих внутренние границы присоединившихся к нему стран, визуальным наблюдением за транспортными средствами без их остановки на пропускных пунктах. Документ не требовал ратификации и был по сути дела рекомендательным. Но он дал начало «шенгенскому процессу».
Шенгенская конвенция 1990 г. была пространным документом. Она подтверждала принцип свободного передвижения граждан Европейского сообщества внутри зоны, образованной внешними границами присоединившихся к ней государств, и устанавливала единые требования к выдаче въездных виз иностранцам, которые, получив единую «шенгенскую» визу для въезда в одну из стран-участниц соглашения, имели право путешествовать по всем другим странам этой зоны без ограничений.
В ноябре 1990 г. к Шенгенской конвенции присоединилась Италия, в 1991 г. — Испания и Португалия, в 1992 г. — Греция, в 1995 г. — Австрия, а также в порядке эксперимента — Франция. 19 декабря 1996 г. ее действие было распространено на Данию, Швецию и Финляндию, а также Норвегию и Исландию. За пределами зоны единого европейского визового режима остались Британия и Ирландия.
Хотя Шенгенская конвенция была подписана вне рамок Европейского сообщества и к ней первоначально присоединились не все страны ЕС, был сделан серьезный шаг к созданию единого европейского пространства в социально-экономической и гуманитарной сферах. В Западной Европе формировался особый психологический климат, который способствовал укреплению настроений в пользу сближения западноевропейцев.
Б)Заключение Маастрихтского договора и создание Европейского Союза
Ослабление напряженности между Востоком и Западом во второй половине 80-х годов оживило интеграцию стран Западной Европы, затормозившуюся в условиях роста военной опасности в годы первой администрации Р.Рейгана. Западноевропейские страны смогли снова сосредоточиться на внутренних проблемах, выйдя из «режима мобилизационной готовности» на случай войны с СССР. Падение коммунистических режимов на востоке Европы открыло путь к распространению влияния западноевропейских стран на восточноевропейские государства. Освоение «восточноевропейского ресурса» должно было укрепить конкурентоспособность Европейского сообщества по отношению к Соединенным Штатам и Японии. Успех «политики освоения» зависел от согласованности усилий Европейского сообщества.
После 1990 г. к углублению интеграции стали подталкивать еще и страхи в связи с появлением единой и сильной Германии. Германское руководство учитывало их, и канцлер ФРГ Г.Коль в начале 90-х годов неоднократно заявлял о стремлении к созданию «европейской Германии, а не германской Европы». Однако в Париже и Лондоне не полагались на слова и ориентировались на более глубокое практическое вовлечение Германии в наднациональные структуры «единой Европы». Партнеры Германии, прежде всего Франция, стали добиваться ускоренной интеграции в сфере внешней политики и обороны.
Европейская Комиссия, председателем которой в 1985—1994 гг. был французский финансист Жак Делор, подготовила серию докладов о модернизации интеграционных механизмов Европейского сообщества. В апреле 1989 г. ею был составлен план углубления сотрудничества в экономике и финансах, главной идеей которого стала полная либерализация движения капиталов и объединение финансовых рынков стран сообщества. После одобрения доклада Европейским советом в июне приоритетной задачей сообщества было провозглашено создание экономического и валютного союза.
Ввиду очевидных достижений интеграционного сближения западноевропейские страны пришли к необходимости подготовки нового основополагающего интеграционного договора между ними, который бы заменил собой Римские и Парижский договоры 50-х годов. Ставилась задача трансформации Европейского сообщества в интеграционную группировку более высокого уровня — Европейский Союз. Предстояло ужесточить процедуры принятия решений за счет увеличения спектра применения метода квалифицированного большинства и расширить компетенцию наднациональных органов. Территории стран Европейского сообщества следовало превратить в единое и однородное экономическое и финансовое пространство. Но главное — экономический и валютный союз между европейскими странами предполагалось дополнить их политическим союзом, который бы позволял проводить общую внешнюю политику и политику в области обеспечения безопасности.
Проект нового договора был составлен и летом 1991 г. одобрен Европейским советом, после чего в г. Маастрихте (Голландия) началась его доработка, занявшая более шести месяцев. 27 февраля 1992 г. Договор о Европейском Союзе был подписан. Он утвердил «храмовую конструкцию» ЕС. Ее «опорными колоннами» были три комплекса договоренностей о сотрудничестве в сферах 1) экономики, 2) внешней политики и безопасности, 3) юстиции и внутренних дел.
Руководяще-координирующая роль в союзе отводилась единой системе органов: Совету министров ЕС, европейской Комиссии, европейскому суду юстиции и европейскому парламенту. Над ними возвышался Европейский совет. Фактически оставаясь верховным органом интеграционного процесса, он формально не числился в ряду рабочих органов Евросоюза так же, как не считался рабочим органом прежнего Европейского сообщества. Рабочие органы Евросоюза строились как органы наднационального сотрудничества, а Европейский совет оставался институтом взаимодействия на межнациональной, межгосударственной основе. Он управлял интеграцией, формально говоря, оставаясь вне ее.
Европейский Союз сочетал в себе элементы конфедерации, федерации и даже унитарного государства. Три коллективных органа (комиссия, парламент и суд) были полностью независимы от национальных правительств стран-участниц. Вместе с тем, договор предусматривал возможность участия национальных государственных институтов в выработке решений Евросоюза практически на всех уровнях нормотворчества. При этом получалось, что исполнение решений, утвержденных главами государств ЕС в Европейском совете, было возложено на юридически неподконтрольные ему непосредственно органы.
Маастрихтский договор подлежал ратификации. В Дании 2 июня 1992 г. референдум о ратификации дал отрицательный результат — население сочло условия договора невыгодными для страны. Тогда на заседании Европейского совета в Эдинбурге 11—12 декабря 1992 г. были выработаны особые условия присоединения Дании к Европейскому Союзу. С их учетом 18 мая 1993 г. в Дании состоялся новый референдум, результаты которого позволили ей присоединиться к ЕС без ратификации Маастрихтского договора. В других странах процесс ратификации прошел безболезненно. 1 ноября 1993 г. Маастрихтский договор вступил в силу.
Важнейшим направлением деятельности ЕС стала интеграция по линии создания валютного союза. Его предполагалось построить в три этапа, сроки которых были обозначены в договоре. 1 января 1993 г. был основан Европейский валютный институт, на который была возложена функция подготовки к введению единой валюты, мониторинг устойчивости финансовых систем стран-участниц и подготовка к принятию на себя роли единого европейского банка.
Относительно новым направлением интеграции стало развитие сотрудничества в сфере внешней политики и безопасности. Страны Западной Европы приступили к координации подходов к проведению возможных коллективных военных операций. Снова возник интерес к Западноевропейскому союзу (ЗЕС), который после подписания Маастрихтского договора должен был стать для ЕС главным инструментом координации в сфере безопасности.
В русле такого понимания будущей роли ЗЕС в июне 1992 г. на совещании в Бонне страны ЗЕС приняли «Петерсбергскую декларацию» (по названию резиденции Петерсберг под Бонном, в которой проходили переговоры), касавшуюся отношений между ЗЕС, Евросоюзом и НАТО. Декларация предусматривала расширение функций ЗЕС. Он должен был не только гарантировать оборону территорий стран-участниц, но и освоить проведение гуманитарных и спасательных операций, миротворческих миссий, а также выполнение задач по управлению кризисами, включая понуждение к миру в интересах всего Евросоюза и во взаимодействии с НАТО. Договорившись о расширении функцией ЗЕС, его участники не согласовали вопрос о выделении средств под освоение новых задач. Поэтому декларация носила общий характер и имела значение как политический ориентир. В дальнейшем роль «Петерсбергской декларации» стала более существенной.
9 декабря 1993 г. была подписана декларация об упрочнении отношений между ЕС и Российской Федерацией. Она стала первым шагом в установлении между Россией и европейскими странами взаимоотношений, учитывающих роль общеевропейских институтов. 24 июня 1994 г. на острове Корфу между Россией и Евросоюзом было заключено соглашение о партнерстве и сотрудничестве сроком на 10 лет, вступившее в силу в декабре 1997 г. Оно стало регулировать торгово-экономические отношения РФ одновременно со всеми странами Евросоюза, заменив собой, в пределах полномочий Евросоюза, двусторонние торгово-экономические договоры и соглашения, имевшиеся у России с вошедшими в Евросоюз государствами. Кроме того, документ содержал положения о развитии политического диалога России с западноевропейскими странами и упоминание о возможности создания в перспективе зоны свободной торговли, которая включала бы в себя территорию Российской Федерации и государств Евросоюза.