ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ ПО ТЕМЕ: ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНЫМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ




Задание 1: изучите и проанализируйте теоретический материал, представленный в приложении 1.

 

Теоретический материал изучен и проработан. Основные моменты выделены различными цветами.

Приложение 1.

Одной из главных задач управления является установление целей, ради которых формируется, функционирует и развивается ДОУ как целостная система.

Цель управления – это совокупность качественных, содержательных характеристик будущего состояния ДОУ, на основе чего формируются различные способы ее достижения (методы управления), происходят изменения в организационной структуре, осуществляется подбор кадров и т.д.

Цель управления дошкольным учреждением заключается в обеспечении оптимального функционирования этих систем, в достижении высокой эффективности воспитательной работы с детьми при наименьших затратах времени и сил.

По определению С.Э. Карклиной, общая цель управления образовательным учреждением заключается в создании такой оптимальной системы, при которой педагогический процесс обеспечивал бы наивысшую эффективность при наименьших затратах.

Ю.А. Конаржевский, говоря о цели управления, выделяет три ключевых момента: целеполагание как процесс формирования и развертывания цели; целеосуществление – деятельность менеджера по реализации цели; целеустремленность –стремление к цели.

Основными чертами и свойствами целей являются:

· четкая ориентация на определенный интервал времени;

· конкретность и измеримость;

· непротиворечивость и согласованность с другими целями и ресурсами, иерархия целей;

· сосредоточенность на желаемом результате;

· направленность на постоянное развитие управляемой системы, на превышение нормативных требований, стандартов;

· реалистичность, приемлемость и гибкость.

Достижение поставленной цели требует решения комплекса определенных задач.

Т.И. Шамова, Т.М. Давыденко и ряд других ученых выделяют несколько целей управления. Первая цель - становление, создание управляемой и управляющей систем (создание оптимальной для конкретных обстоятельств и условий, целостной, самобытной авторской педагогической системы.)

Вторая цельподдержание всех свойств системы, ее упорядочение и стабилизация.

Третья цельобеспечение оптимального функционирования системы.

Четвертая цельразвитие системы, перевод ее из существующего в новое, качественно более высокое состояние (предусматривает актуальность функций: прогнозирование, перспективное планирование, специальную деятельность по внедрению инноваций в жизнь ДОУ, создание на его базе экспериментальных площадок).

Задачи управления – это совокупность вопросов, подлежащих решению, а также условий, необходимых для их решения. Они выполняют роль средств, обеспечивающих достижение основных целей системы.

Цели и задачи находятся во взаимодействии, так как достижение поставленной цели требует предварительного решения комплекса определенных задач. Образуется своеобразная управленческая цепь «цель — задачи — структура — функции — результат». Достигнутый результат соизмеряется с целью и служит основанием для постановки новых (генеральных) целей и задач по достижению желаемых результатов.

В последние годы в практику ДОУ входит построение стратегического плана –метод перспективного планирования, заключающийся в установлении целей образовательного учреждения, определения необходимых (для их достижения) ресурсов и выбора наиболее рациональных путей их использования (этих ресурсов).

При стратегическом планировании руководством ДОУ определяется перспективная цель (миссия ДОУ), которая конкретизируется через систему подчиненных ей целей (так называемое «дерево целей»), выполнение которых поручается структурным подразделениям данного учреждения, т.е. планирование идет от общей цели к ее детализации. При этом обязательно рассчитываются необходимые для реализации: финансовые, материальные, кадровые и другие ресурсы.

Через два-три года стратегический план подвергается корректировке с целью учета произошедших изменений.

Разработка стратегического плана включает:

· анализ состояния дел в ДОУ и в ее внешней и внутренней среде;

· определение «дерева целей»;

· выбор стратегии ее реализации;

· разработку политики (поддержание традиций, формирование благоприятного социально-психологического климата) для осуществления стратегии;

· распределение ресурсов.

Структура стратегического плана включает:

· характеристику наиболее важных целей;

· меры по достижению целей;

· ресурсное обеспечение;

· совершенствование организационной структуры – проведение различных мероприятий (по социальному развитию коллектива и др).

Управленческий труд рассматривается как особый вид умственного труда, как творческий процесс, требующий специфических знаний, навыков и умений – необходимых для осуществления субъектом управления различных управленческих функций по специальным законам управления.

Применительно к управлению образовательными системами речь идет о закономерностях, так как управление происходит в условиях неопределенности (порождаемой характером данного типа систем).

В самом общем виде закономерности управления –это устойчивые количественные и качественные отношения (между управляющей и управляемой системами), отражающие связь целей управления со средствами и методами их достижения.

В литературе по основам менеджмента и управления (в сфере экономики, а также социального управления) приводится разный перечень основных закономерностей. Главными из них можно назвать следующие:

· Единство и целостность системы управления – это совокупность, обладающая организационным и функциональным единством, содержащая все необходимые элементы для реализации управленческих целей и функций.

· В структуре управления элементы должны быть взаимосвязанными и находиться в устойчивых отношениях между собой при любых имеющихся возможностях, условиях, направлениях, целях и задачах их функционирования и развития как единого целого.

· Соответствие структурных подразделений. Правильное соотношение разделения и интеграции (объединения) труда возможно при правильном наборе персонала (оценка его квалификации, отбор лучших), развитии компетенции у сотрудников. Компетенция понимается как совокупность знаний (образование), навыков (опыт работы и обучения) и способов общения (умение работать в коллективе и общаться с людьми).

· Совершенствование системы ДОУ должно осуществляться более динамично и иметь намного больше функций управления.

· Оптимальное сочетание централизации и децентрализации управления достигается путем распределения задач, функций и полномочий по уровням иерархии в процессе управления.

Проблема закономерностей управления образовательными учреждениями наиболее полно представлена в работах Ю.А. Конаржевского.

Он дает следующее определение закономерности управления: «Закономерность управления школой представляет собой отражение наиболее прочных, существенных, общих, необходимых, повторяющихся объективных связей и отношений, возникающих и проявляющихся в ходе осуществления управленческой практики». Им выделены такие закономерности управления образовательными учреждениями.

· Гуманистичность управления. Поскольку образовательное учреждение формирует и развивает личность ребенка посредством коллективного труда педагогов, то и управление должно быть ориентировано на человека, основано на сотрудничестве, уважении и доверии к коллективу.

· Демократичность предусматривает активное и инициативное включение в процесс общения педагогов с учащимися при максимальном расширении горизонтальных (согласование) и сокращении вертикальных (подчинение) связей структуры управления.

· Аналитичность управления. Анализ лежит в основе всех управленческих функций и связующих процессов. Он весьма полезен для исследования проблем двух типов: создание дружественной атмосферы (взаимопонимание) и правильной организации коллективной деятельности, при которой будет обеспечиваться необходимая дошкольная подготовка детей.

· Целенаправленность управления. Результат управленческой деятельности зависит от выбранной цели. Удачно поставленная цель позволяет приспособить учреждение к любым происходящим переменам.

Управление эффективно только в том случае, когда руководитель обладает соответствующими знаниями и умениями, необходимыми для применения во всех видах управленческой деятельности. Любая педагогическая система – дошкольное учреждение, группа, образовательный регион и т. д. – становится способной к самодостраиванию, самопреобразованию, самовыращиванию из себя новых качеств – к саморазвитию в целом, только в том случае, когда руководитель опирается на принципиальную схему самоорганизуемого управления.

Принципы управления – основные положения, которые определяют общее направление деятельности.

Принципы управления – это основные представления об управленческой деятельности, полученные на основе закономерностей управления. При этом одна закономерность может реализовываться в нескольких принципах, а несколько закономерностей в одном принципе.

Принципы управления объективны, но в деятельности каждого руководителя приобретают субъективный характер, а в зависимости от мотивов, целей (личности), знаний и опыта (конкретного руководителя) – изменяются.

Принципы управления (по Т.П. Колодяжной):

Принцип самоорганизуемого (синергетического) управления. Самоорганизация в управлении становится эффективной при развитых отношениях доверия, взаимоуважения, взаимопомощи, когда используются знания всех участников педагогического процесса, а не только небольшого числа лиц, осуществляющих планирование и управление в административно-командной форме.

Принцип взаимодействия самоорганизации и организации, случайного и необходимого. Самоорганизация может привести и к негативным последствиям, поэтому она нуждается в корректировке и поддержке со стороны органов управления. Организующая роль управленца должна быть направлена на инициирование и поддержку процессов развития, гибкое упорядочивание внешних факторов.

Принцип нелинейности. Ориентирует на преодоление аддитивного (относящийся к сложению) подхода в процессе развития системы управления образовательным учреждением, – сумма управленческих воздействий не всегда равна результату.

Принцип субъектности (ориентация на переход от традиционно-директивного управления на руководство, способствующее актуализации внутренней, творческой активности личности). Для становления субъектности необходимо овладеть новыми педагогическими умениями по созданию условий, способствующих самоорганизации не только личности руководителя, но и подчиненных. В синергетике субъектность рассматривается как позитивное проявление изначально хаотических взаимосвязей, упорядочивающихся по мере процессов самоорганизации. Хаос необходим, он – источник развития. Источник этот – внутренний, субъектный, во многом определяющий поведение сложноорганизованной системы. Синергетика также свидетельствует о том, что хаос является конструктивным механизмом самоорганизации сложных систем, так как рождение нового связано с разрушением привычной системы упорядоченности, с переструктурированием и достраиванием за счет элементов среды, с выходом за пределы исходной системы.

Принцип открытости (признание обмена системы – образовательного учреждения – информацией, отношениями, энергией, материалами, с окружающей средой, обществом).

Рассматривая содержание и организационную структуру деятельности руководителя через призму принципов самоорганизуемого управления, мы получаем возможность приблизиться к реализации новых требований по организации дошкольного учреждения.


Задание 2: Представьте материалв виде кластера.

 


Задание 3: Разработайте дерево целей дошкольной образовательной организации, опираясь на приложение 2. В качестве генеральных можно выбрать цели, представленные в приложении 1 или сформулировать свои.

Дерево целей ДОУ

Система управления Образовательная система Система повышения квалификации
Цель: создание эффективной системы управления, основанной на принципах менеджмента, ориентированной на качество предоставляемых образовательных услуг, позволяющих быть конкурентоспособным адаптированным образовательным учреждением и реализовать стратегическую цель. Цель: Повышение уровня воспитания и обучения с позиции социальных и личностных результатов детей и качества предоставляемых образовательных услуг.
Дидактическая Коррекционная Оздоровительная Воспитательная
Цель: Создание эффективной дидактической системы, направленной на формирование успешной, здоровой, социально адаптированной личности, ориентированной на общечеловеческие ценности, владеющей необходимыми знаниями для дальнейшего бучения с учетом индивидуальных способностей Цель: создание коррекционно-развивающего сопровождения учебно-воспитательного процесса как основы для развития механизмов компенсации у каждого ребенка и формирования его личностных основ; взаимосвязанное формирование лексико-грамматических компонентов языка и развитие связной речи. Цель: Создание эффективной оздоровительной системы, направленной на формирование успешной, здоровой, социально адаптированной личности, ориентированной на общечеловеческие ценности, владеющей необходимыми знаниями для дальнейшего бучения с учетом индивидуальных способностей Цель: Создание эффективной воспитательной системы, направленной на формирование успешной, здоровой, социально адаптированной личности, ориентированной на общечеловеческие ценности, владеющей необходимыми знаниями для дальнейшего бучения с учетом индивидуальных способностей Цель: создание эффективной системы повышения квалификации педагогических кадров,
Задачи первого этапа: Задачи первого этапа: Задача первого этапа: Задачи первого этапа: Задачи первого этапа: Задачи первого этапа:
1.Изучение социального заказа и потребностей родителей. 2.Разработка и внедрение «Программы развития ДОУ на 20-20 гг.» 3.Использование эффективных технологий управления воспитательно-образовательным процессом в ДОУ. 4.Создание мониторинговой службы ДОУ 5.Совершенствование системы организации методического кабинета 1.Систематизировать организационно технологическую и учебно-технологическую документацию. 2.Совершенствование авторской программы ДОУ по оздоровлению, внедрение программ «………», «………..» и инновационных технологий 3.Помочь всем детям овладеть основами музыки, свободному проявлению их индивидуальных творческих способностей, вызвать интерес к музыкальной деятельности. 4.Формирование важных музыкально-двигательных умений и навыков, воспитание чувства ритма, музыкальности, пластичности и выразительности движений на занятиях по ритмопластике 5.Внедрение диагностики отслеживания результатов воспитательно-образовательной работы с детьми. 6.Отслеживание эффективности работы мониторинговой службы. 1. Развитие потребности в общении и формирование элементарных коммуникативных умений. 2. Развитие интереса к окружающей действительности и стимулирование познавательной активности. 3. Практическое усвоение практических и грамматических средств языка и развитие связной речи. 1.Совершенствовать нормативно-правовую основу оздоровительной системы ДОУ 2.Мониторинг здоровья детей. 3.Изучение и использование новых диагностик отслеживания ЗУН по физическому совершенствованию детей 4.Формировать осознанное отношение к укреплению своего здоровья у всех участников образовательного процесса: - Формирование навыков правильной осанки детей дошкольного возраста; -Укрепление мышечного корсета; -Развитие координации движений; -Формирование потребности в ежедневной активной двигательной деятельности; -Формирование и закрепление положительных эмоций в процессе занятий двигательной деятельности, создание мотивации к ней. 1.Совершенствовать нормативно-правовую основу воспитательной системы 2.Формирование художественной и эстетической культуры; 3. Развитие положительного психоэмоционального состояния; 4.Воспитание нравственных качеств детей дошкольного возраста. 1.Совершенствовать нормативно-правовую основуповышения квалификации ДОУ. 2. Повышение квалификации сотрудников за счет разнообразия видов обучения сотрудников. 3. Апробировать новые формы повышения квалификации сотрудников.
Задачи второго этапа: Задачи второго этапа: Задачи второго этапа: Задачи второго этапа: Задачи второго этапа: Задачи второго этапа:
1.Аппробация механизмов оказания воспитательно-образовательных услуг с учетом социального заказа. 2.Изменение функционирования организации структуры управления. 3.Обеспечение управления и контроля педагогического процесса компьютерными программами, тестами и технологиями. 4.Введение эффективного функционирования мониторинговой службы. 1.Накапливание и разработка современных педагогических технологий 2.Совершенствование изобразительных способностей и подготовка детей к обучению в школе 3.Формирование пространственных представлений, мыслительных процессов. 4.Развитие мелкой моторики рук в процессе занятий по конструированию и изо цикла. 5.Развитие предпосылок творческого воображения в театральных и музыкальных играх. 1.Исправление речевых нарушений на занятиях логопеда,обеспечивая овладение детьми самостоятельной связной, грамматически правильной речью, фонетической системой родного языка, а также элементами грамоты, что формирует готовность к обучению детей в общеобразовательной школе. 2. Продолжать развитие и формирование познавательного интереса к окружающему, социального восприятия и социальных представлений, словесной регуляции, сенсорно-перцептивной способности, социального опыта. 1.Внедрять новые технологии совершенствования физического воспитания и оздоровления детей. 2.Создание разноуровневых и индивидуальных коррекционных программпо физ. воспитанию 3.Подготовить публикацию по проблемам реализации проекта оздоровительной работы в ДОУ. 1.Отрабатывание методики проведения организационно-массовых мероприятий с детьми. 2.Подготовить публикацию по проблемам реализации проекта воспитательной системы. 1.Внедрять новые информационные технологии в учебный процесс. 2.Отслеживать результативность индивидуальной исследовательской деятельности воспитателей и узких специалистов.
Задачи третьего этапа: Задачи третьего этапа: Задачи третьего этапа: Задачи третьего этапа Задачи третьего этапа:   Задачи третьего этапа:  
1.Анализ степени выполнения программы развития ДОУ. 2.Прогнозорование и разработка концепции ДОУ и программы дальнейшего развития 1.Выявление проблем связанных с организацией образовательной работы. 2.Провести анализ деятельности коллектива по предоставлению образовательных услуг. 3.Подвести итоги инновационной деятельности воспитателей. 4.Разработать дальнейшее развитие дидактической системы 1. Продолжать развитие и формирование познавательного интереса и познавательной активности; социальных представлений, словесной регуляции поведения и деятельности, познавательной направленности на установление связей между объектами и явлениями, готовность к обучению в школе. 1. Выявление проблем, связанных с организацией оздоровительной работы. 2.Провести анализ деятельности коллектива по предоставлению оздоровительных услуг. 3.Подвести итоги инновационной деятельности воспитателей в оздоровлении детей 4.Разработать дальнейшее развитие оздоровительной системы 1.Выявление проблем связанных с организацией воспитательной работы. 2.Провести анализ деятельности коллектива по предоставлению образовательных услуг. 3.Разработать дальнейшее развитие 1.Выявление проблем связанных с организацией системы повышения квалификации. 2.Провести анализ деятельности коллектива. 3.Разработать дальнейшие пути повышения квалификации

Задание 4: Составьте тезариус по изучаемому материалу (не менее 15 ключевых терминов).

№ п/п Ключевой термин Определение
  Цель управления совокупность качественных, содержательных характеристик будущего состояния ДОУ, на основе чего формируются различные способы ее достижения (методы управления), происходят изменения в организационной структуре, осуществляется подбор кадров и т.д.
  Общая цель управления образовательным учреждением заключается в создании такой оптимальной системы, при которой педагогический процесс обеспечивал бы наивысшую эффективность при наименьших затратах (С.Э. Карклиной).
  Задачи управления совокупность вопросов, подлежащих решению, а также условий, необходимых для их решения.
  Стратегический план метод перспективного планирования, заключающийся в установлении целей образовательного учреждения, определения необходимых (для их достижения) ресурсов и выбора наиболее рациональных путей их использования (этих ресурсов).
  Перспективная цель (миссия ДОУ), которая конкретизируется через систему подчиненных ей целей (так называемое «дерево целей»), выполнение которых поручается структурным подразделениям данного учреждения, т.е. планирование идет от общей цели к ее детализации.
  Управленческий труд особый вид умственного труда, как творческий процесс, требующий специфических знаний, навыков и умений – необходимых для осуществления субъектом управления различных управленческих функций по специальным законам управления.
  Закономерности управления устойчивые количественные и качественные отношения (между управляющей и управляемой системами), отражающие связь целей управления со средствами и методами их достижения.
  Единство и целостность системы управления совокупность, обладающая организационным и функциональным единством, содержащая все необходимые элементы для реализации управленческих целей и функций.
  Соответствие структурных подразделений правильное соотношение разделения и интеграции (объединения) труда возможно при правильном наборе персонала (оценка его квалификации, отбор лучших), развитии компетенции у сотрудников.
  Закономерность управления школой отражение наиболее прочных, существенных, общих, необходимых, повторяющихся объективных связей и отношений, возникающих и проявляющихся в ходе осуществления управленческой практики
  Гуманистичность управления у правление ориентировано на человека, основано на сотрудничестве, уважении и доверии к коллективу.
  Демократичность предусматривает активное и инициативное включение в процесс общения педагогов с учащимися при максимальном расширении горизонтальных (согласование) и сокращении вертикальных (подчинение) связей структуры управления.
  Аналитичность управления. Анализ лежит в основе всех управленческих функций и связующих процессов. Он весьма полезен для исследования проблем двух типов: создание дружественной атмосферы (взаимопонимание) и правильной организации коллективной деятельности, при которой будет обеспечиваться необходимая дошкольная подготовка детей.
  Целенаправленность управления. Результат управленческой деятельности зависит от выбранной цели. Удачно поставленная цель позволяет приспособить учреждение к любым происходящим переменам.
  Принципы управления основные представления об управленческой деятельности, полученные на основе закономерностей управления.
  Принцип самоорганизуемого (синергетического) управления самоорганизация в управлении становится эффективной при развитых отношениях доверия, взаимоуважения, взаимопомощи, когда используются знания всех участников педагогического процесса, а не только небольшого числа лиц, осуществляющих планирование и управление в административно-командной форме
  Принцип взаимодействия самоорганизации и организации, случайного и необходимого Самоорганизация может привести и к негативным последствиям, поэтому она нуждается в корректировке и поддержке со стороны органов управления
  Принцип нелинейности. Ориентирует на преодоление аддитивного (относящийся к сложению) подхода в процессе развития системы управления образовательным учреждением, – сумма управленческих воздействий не всегда равна результату.
  Принцип субъектности ориентация на переход от традиционно-директивного управления на руководство, способствующее актуализации внутренней, творческой активности личности
  Принцип открытости признание обмена системы – образовательного учреждения – информацией, отношениями, энергией, материалами, с окружающей средой, обществом

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: