Тема 1.2 Проектирование воспитательного пространства образовательного учреждения (ОУ) как инновационная деятельность




Феномен воспитательного пространства ОУ. Функции воспитательного пространства ОУ. Потребность в изучении воспитательного пространства. Особенности воспитательного пространства ОУ: целостность, структурность, иерархичность, взаимозависимость пространства и среды, множественность описания. Образовательно-профессиональное пространство ОУ. Модель образовательно-профессионального пространства школы, вуза. Технологическая карта проектирования модели образовательно-профессионального пространства школы. Воспитательное пространство ОУ как динамическая, многоуровневая, социально-педагогическая система. Принципы формирования воспитательного пространства ОУ. Модель технологического обеспечения процесса формирования воспитательного пространства ОУ. Факторы и условия развития воспитательного пространства ОУ. Критерии эффективности процесса формирования воспитательного пространства ОУ. Уровни сформированности воспитательного пространства ОУ: адаптация, интеграция, саморегуляция. Подготовка педагога к организации воспитательного пространства ОУ. Механизм развития воспитательного пространства ОУ. Субъекты воспитательного пространства ОУ. Значение взаимодействий, возникающих в рамках воспитательного пространства ОУ, для личностного развития обучающихся и педагогов.

Тема 1.3 Теоретические основы педагогического проектирования

Теоретические основы педагогического проектирования. Основные понятия педагогического проектирования. Педагогический проект. Соотношение понятий "проектный", "проектировочный" применительно к сфере образования. Соотношение понятий проектирование, прогнозирование, конструирование, моделирование. Проектная культура. Педагогическая сущность проектирования. Функции проектной деятельности и виды педагогического проектирования. Уровни педагогического проектирования. Принципы педагогического проектирования. Логика организации проектной деятельности. Этапы проектирования. Предпроектный этап: диагностика ситуации, проблематизация, концептуализация, выбор формата проекта. Программирование и планирование хода проекта. Этап реализации проекта. Рефлексивный и послепроектный этапы. Учебные проекты. Досуговые проекты. Проекты в системе профессиональной подготовки. Сциально-педагогические проекты. Проекты личностного становления. Сетевые проекты. Международные проекты. Основные объекты педагогического проектирования. Проектирование содержания образования. Проектирование концепции содержания образования. Проектирование образовательной программы. Проектирование учебных планов. Логика проектирования образовательных систем. Проектирование педагогических технологий. Проектирование контекста педагогической деятельности.

Литература

1. Дрозд, К. В. Проектирование образовательной среды школы как педагогическая инновация: научно-методическое сопровождение: учеб.-метод. пособие / К. В. Дрозд, И. В. Плаксина; Владим. гос. ун-т им. А. Г. и Н. Г. Столетовых. ‒ Владимир: Изд-во ВлГУ, 2017. – 456 с.

2. Проектирование и экспертиза образовательной среды: электронное учеб.-метод. пособие / сост. О.А. Еник. – Тольятти: Изд-во ТГУ, 2017. – 1 оптический диск. – 67 с.

3. Плаксина Л.И. Коррекционно-развивающая среда в дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего вида: Учебно-методическое пособие / Л.И. Плаксина, Л.С. Сековец. – М., ЗАО «Элти-Кудиц», 2003. – 112с.

4. Федеральный государственный образовательный стандарт
начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. N 1598)

5. Зырянова, Наталья Искандарьевна. Проектирование образовательной среды по подготовке педагогов профессионального образования [Электронный ресурс]: монография / Н. И. Зырянова. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2018. 126 с. Режим доступа: https://elar.rsvpu.ru/978-5-8050-0647-1.

 

&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&

Электронно-библиотечная система IPR BOOKS: [сайт] — Режим доступа: для авторизированных Пользователей

 

1. Татаринцева, Н. Е. Педагогическое проектирование: история, методология, организационно-методическая система: монография / Н. Е. Татаринцева. — Ростов-на-Дону, Таганрог: Издательство Южного федерального университета, 2019. — 150 c. — ISBN 978-5-9275-3080-9. — Текст: электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS: [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/87747.html (дата обращения: 02.02.2020). — Режим доступа: для авторизир. Пользователей

2. Барышникова, Е. В. Предметно-развивающая среда в дошкольной образовательной организации: учебное пособие / Е. В. Барышникова. — Челябинск: Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, 2017. — 183 c. — ISBN 978-5-906-908-67-4. — Текст: электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS: [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/83871.html (дата обращения: 02.02.2020).

3.!!! Для меня Проектирование и экспертиза образовательных систем: учебно-методическое пособие / О. П. Осипова, А. У. Анзорова, И. О. Белова [и др.]. — Москва: Московский педагогический государственный университет, 2016. — 118 c. — ISBN 978-5-4263-0342-3. — Текст: электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS: [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/79038.html (дата обращения: 02.02.2020).

4. Комарова, О. А. Конструирование предметно-развивающей среды дошкольной образовательной организации: учебно-методическое пособие / О. А. Комарова, Т. В. Кротова. — Москва: Московский педагогический государственный университет, 2017. — 96 c. — ISBN 978-5-4263-0494-9. — Текст: электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS: [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/75805.html (дата обращения: 26.01.2020).

5. Психолого-педагогическое сопровождение образовательной среды в условиях внедрения новых образовательных стандартов: монография / И. С. Якиманская, Н. Н. Биктина, Е. В. Логутова, А. М. Молокостова. — Оренбург: Оренбургский государственный университет, ЭБС АСВ, 2015. — 124 c. — ISBN 978-5-7410-1254-3. — Текст: электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS: [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/54149.html (дата обращения: 31.01.2020).

6. Дзидзоева, С. М. Педагогические условия формирования межличностных отношений дошкольников в поликультурной образовательной среде: монография / С. М. Дзидзоева, О. Н. Накусова. — Владикавказ: Северо-Осетинский государственный педагогический институт, 2015. — 156 c. — ISBN 978-5-98935-164-0. — Текст: электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS: [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/64906.html (дата обращения: 02.02.2020).

7. Проектирование индивидуального образовательного маршрута ученика в условиях введения ФГОС ОО: учебно-методическое пособие / О. К. Абдулаева, Е. В. Алабина, М. Н. Битюкова [и др.]; под редакцией О. Н. Крыловой. — Санкт-Петербург: КАРО, 2019. — 224 c. — ISBN 978-5-9925-1412-4. — Текст: электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS: [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/89264.html (дата обращения: 02.02.2020).

8. Проектирование информационно-коммуникационных гуманитарных образовательных ресурсов нового поколения: аналитические материалы / К. Г. Митрофанов, И. В. Голубкин, Ю. И. Беликова [и др.]. — Москва: Московский городской педагогический университет, 2010. — 200 c. — ISBN 2227-8397. — Текст: электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS: [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/26575.html (дата обращения: 02.02.2020). — Режим доступа: для авторизир. Пользователей

9. Проектирование информационно-коммуникационных гуманитарных образовательных ресурсов нового поколения: аналитические материалы / К. Г. Митрофанов, И. В. Голубкин, Ю. И. Беликова [и др.]. — Москва: Московский городской педагогический университет, 2010. — 200 c. — ISBN 2227-8397. — Текст: электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS: [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/26575.html (дата обращения: 02.02.2020).

10. Проектирование образовательных программ: сравнительное образование / Г. К. Ахметова, А. К. Мынбаева, Г. Н. Паршина, А. М. Алыбаева. — Алматы: Казахский национальный университет им. аль-Фараби, 2011. — 124 c. — ISBN 978-601-247-363-6. — Текст: электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS: [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/57573.html (дата обращения: 02.02.2020). — Режим доступа: для авторизир. Пользователей

11. Кирьянова, Р. А. Проектирование предметно-развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении компенсирующего вида: пособие для логопедов и воспитателей / Р. А. Кирьянова. — Санкт-Петербург: КАРО, 2007. — 80 c. — ISBN 5-89815-820-0. — Текст: электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS: [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/61022.html (дата обращения: 02.02.2020).

12. Развитие образовательных систем в условиях изменяющегося образовательного и социокультурного пространства. Часть 1: материалы международной научно-практической конференции 13 - 14 октября 2011 года / Т. А. Безусова, С. С. Бекназарова, Т. Г. Белкина [и др.]; составители О. А. Милькевич. — Соликамск: Соликамский государственный педагогический институт, 2011. — 184 c. — ISBN 2227-8397. — Текст: электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS: [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/47893.html (дата обращения: 02.02.2020).

13. Развитие образовательных систем в условиях изменяющегося образовательного и социокультурного пространства. Часть 2: материалы международной научно-практической конференции, 13 - 14 октября 2011 года / И. В. Абрамова, А. И. Акимов, Л. С. Андреева [и др.]; составители О. А. Милькевич. — Соликамск: Соликамский государственный педагогический институт, 2011. — 216 c. — ISBN 2227-8397. — Текст: электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS: [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/47894.html (дата обращения: 02.02.2020).

14. Развитие образовательных систем и оценка качества в условиях изменения парадигмы образования: материалы международной научно-практической конференции, 18 - 19 октября 2012 г. / Л. Батяла, С. С. Бекназарова, С. В. Жуланова [и др.]; составители О. А. Милькевич. — Соликамск: Соликамский государственный педагогический институт, 2013. — 79 c. — ISBN 978-5-89469-088-9. — Текст: электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS: [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/47895.html (дата обращения: 02.02.2020).

Вопросы и задания к зачету

1. Объясните ваше понимание средового подхода в педагогике и назовите основные признаки, характеризующие объект как среду.

2. Охарактеризуйте отличительные черты образовательной среды.

3. Постройте классификационную схему видов образовательной среды.

4. Докажите, что учебное занятие может представлять собой целостную образовательную среду.

5. Охарактеризуйте проектирование как процесс.

6. Выделите основные направления проектирования образовательной среды.

7. Назовите основные черты проектирования.

8. Факторы, влияющие на проектирование образовательной среды.

9. Сформулируйте сущность понятий "педагогический проект" и "проект образовательной среды".

10. Цели проекта образовательной среды.

11. Задачи проекта образовательной среды.

12. Дайте характеристику последовательным ступеням развития проекта образовательной среды.

13. Сущность понятий «образовательная система», «проектирование», «экспертиза».

14. Проектирование как способ инновационного преобразования педагогической действительности.

15. Различные уровни и структура образовательных систем.

16. Основные понятия педагогического проектирования.

17. Функции проектной деятельности и виды педагогического проектирования.

18. Уровни и принципы педагогического проектирования.

19. Логика организации проектной деятельности. Этапы проектирования.

20. Субъекты и объекты проектной деятельности.

21. Виды педагогических проектов.

22. Проектирование содержания образования.

23. Проектирование образовательной программы.

24. Проектирование учебных планов.

25. Проектирование педагогических технологий.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: