Триадология Вселенских Соборов




1. Арианство. Пресвитер Арий (в 316-321 гг.) против учения своего епископа Св. Александра Александрийского: «Троица в Единице» ввел невиданное учение, что Сын – творение Бога из ничего (т.е. 1) Сын - иной сущности, чем Бог (но Иустин – Сын из Самого Бога), 2) было, когда Сына не было (но Афинагор – Сын был всегда в Отце как Разум)). Арий считал, что Сын – высшее творение (словно высший Ангел), созданное до времени как Посредник, для того, чтобы через Него запредельный Бог создал время и мир. Арий дошел до ужасного: Сын и Отец до бесконечности во всем не подобны Друг Другу; Сын обожествляется лишь причастием благодати (как святые люди) и усыновляется до воплощения по предведению Его прекрасной земной жизни.

2. 1-й Вселенский Собор в Никее (19 июня 325 г.). Св. Константин Великий, человек Запада, советуясь с Западным епископом Осией Кордовским понял важность спора Св. Александра и Ария и собрал 1Всел Собор. Подавляющее число епископов было против Ария, т.к. учение о тварности Сына было невиданным в Церкви новшеством. Другой советник Императора, еп. Евсевий Кесарийский, представляя проблему несущественной, предолжил принять крещальный Символ веры Кесарии Палестинской (где нет разъяснения вопроса), вдруг Император предложил добавить слово όμοούσιος – единосущный (возможно, влияние Тертуллиана через Осия: одна субстанция, consubstatialem, совместная Единица).Тогда Символ отредактировали, в частности, вставив «единосущный», его частность «из сущности Отца», «не сотворенного»,«Бога истинного от Бога истинного».Получился Никейский Символ веры (был не крещальным, а догматическим). Арий анафематствован, он и немногие сторонники не подписали Символ и сосланы (ненадолго).

3. «Единосущие». Это точнейший греческий термин, означающий совпадение неслиянных, не просто одинаковость сущности (трех одинаковых), а одно Существо Трех. Три Личности совместно и равно обладают одним Существом (Единицей Божества) («единосущие» = «совместное существо»). Однако, этот наилучший термин опередил свое время, многие православные его долго не понимали, и он скомпрометирован ранее, осужден на Антиохийском Соборе 268 г., поэтому многие вполне православные епископы Востока (Анитохийское влияние) даже после 1Всел Собора считали термин «единосущный» неудачным (сливающим Лица) и Никейский Символ тоже неудачным. Это было лазейкой для ариан.

4. Борьба за Никейскую веру между 1 и 2 Всел Соборами. Ариане не могли открыто выступить против 1Всел Собора и Никейского Символа, т.к. за них Император и соборный авторитет. Ариан было мало, но они, скрывая свою ересь обтекаемыми терминами, стали интригами доминировать в Церкви двумя путями: 1) смещать с кафедр православных епископов, добиваясь господства, 2) доминировать среди православных на поместных Соборах для составления многочисленных новых Символов (Изложений) веры (иногда удачных), чтобы Никейский Символ был забыт, пользуясь настороженностью большинства православных епископов Востока к слову «единосущный».

5. Св. Афанасий Великий стал главным защитником Никейской веры и «единосущия» (из 45 лет епископства 17 ½ в изгнании от Рейна до Нубии): 1) Сын единосущен Отцу, Св. Дух единосущен Отцу и Сыну (впервые ясно, что Св. Дух есть Бог по сущности), единство по сущности есть совпадение (по Аристотелю), отсюда сущность (существо) он понимает как Единицу, значит Сын и Дух обладают всей Единицей Божества; 2) Рождение Сына от Отца есть акт природы, а не воли, из Бога Отца рождается Бог по природе (как от человека природный человек); 3) Сын – точный Образ Отца, а Св. Дух – точный Образ Сына (их равенство, словно три близнеца); 4) Сын есть «Сущий» (Исх 3.14) и Отец есть «Сущий», поэтому Сыном-Логосом творится и держится «не-сущее» (тварь). 5) Но два недостатка характерны для него: а) старая терминология: Единица Бога (Существо, Ипостась) есть именно Бог Отец, а Сын есть равное Отцу Личность-Свойство (Логос, Премудрость) в Нем, без Которого Отец был бы не-логосен, не-премудр (неполноценен как бы) (Ипостасью и Сущностью Сына и Духа не называет). б) Существо и Ипостась не различаются но обозначают Единицу Божества, которое есть Бог Отец [Болотов 355-357];

6. Партии: 1) Ан-омии («не-подобники», неоариане) – крайние ариане, утверждавшие, что Сын ни в чем не подобен Отцу. 2) Омии («подобники») – считали, что Сын подобен Отцу, но не по существу. 3) «Омиусиане» («подобосущники», ' ομοιούσιος - подобосущный) – среди них было много православных, которые видели опасность в слове «единосущный». Они держались формулы: «Сын – неотличный Образ существа Отца» (т.е. Сын – подобосущен Отцу). Они использовали термин Оригена «Три Ипостаси». Из омиусиан вышли духоборы, учившие о тварности Св. Духа. 4) Староникейцы – св. Афанасий Великий и другие, защищавшие Никейский Символ и термин «единосущный». Западная Церковь вся староникейская, хотя не столь глубоко понимались термины. Св. Афанасий протянул руку подобосущникам на соборе Александрийском 362 г., разрешив как «одна Ипостась=Сущность», так и «три Ипостаси=Лица» на основе: Никейский Символ + Св. Дух есть не тварь, а те приняли это в Антиохии 363 г., так возникли новоникейцы. 5) Новоникейцы (мелетиане). Лидерами здесь вскоре стали Великие Каппадокийцы (Св. Василий Великий, Григорий Богослов, Григорий Нисский), сумевшие объединить православных Востока: староникейцев, и большая часть омиусиан.

7. Значение Великих Каппадокийцев. Глава кружка: Св. Василий Великий вышел из среды православных «омиусиан»: 1) Поготовил единение с Западом, связавшись и со св. Афанасием, показав православность многих, не признавших вначале «единосущие». 2) Он (вместе с братом – св. Григорием Нисским) смог окончательно согласовать язык «единосущия» и язык «Трех Ипостасей» и выработал нашу терминологию: одна Сущность в Трех Ипостасях, а Св. Григорий Богослов довел их учение до совершенства. 3) Он осторожной политикой объединил всех православных (но запутавшихся в терминах), создал крепкую единую Церковь на Востоке, обеспечив тем окончательную победу над арианством на 2-м Вселенском Соборе, хотя сам не дожил до него.

8. Терминология Каппадокийцев. Св. Василий и Св. Григорий Нисский добавили к 1) учению о «единосущии» (о совместной Единице Трех) 2) впервые учение о четком различии сущности от ипостаси. «Сущность, существо» - это общее (род, вид), а «ипостась» - особенное (индивиды), например, «человек» - одна «сущность, существо», а конкретные Павел, Тимофей, Силуан – «ипостаси», тогда Лица Троицы становятся абсолютно равны как три Индивида одного Вида. Но возникает соблазн мыслить Их как Трех одинаковых Богов, а термин «единосущный» не дает: Их общий род есть неделимая Единица: Одно Существо Трех, а не просто одинаковость сущности. (Человеческие индивиды есть, а единство познается, а в Боге обратно: «Бог есть един, в Троице познаваемый » - Св. Григорий Богослов, [Болотов556]). 3) Каждая Ипостась (как «особенное») отличается от Других уникальным личным св-вом: Отец есть предвечная причина (начало), Сын рождается от Ипостаси Отца, Св. Дух исходит от Ипостаси Отца. Остальные св-ва есть общие, например Бог есть Любовь, Ум, Воля: Отец – нерожденная Любовь (Ум, Воля), Сын – рожденная Любовь (Ум, Воля), Св. Дух – исходящая Любовь (Ум, Воля).

9. 2 Всел Собор (май-июнь 381). После смерти Св. Василия Великого (379 г.) созданная им единая Церковь Востока (новоникейцы 150 епископов: Никейский Символ + Св. Дух не тварь) упросила Св. Григория Богослова упрочить православие в КП-ле, где правили ариане (омии). Блестящи его Догматические проповеди. В 380 г. Новый Император Феодосий Великий удалил ариан, отдал церкви православным и собрал 2Вселенский Собор, в основном по практическим вопросам о КП-ской и Антиохийской кафедрах. Осуждены ариане, полуариане - духоборы ( подобосущники не принявшие единосущия, или признававшие Св. Духа тварью ), саввелиане (сливавшие Ипостаси) и др. Принят синтез Никейского Символа и Иерусалимского крещального, получился наш Никео-Царьградский Символ, в нем Св. Дух не назван прямо Богом и единосущным Отцу (т.к. были, кто признавали, что Он – не тварь, но боялись сказать, что Он - Бог). Поэтому Никео-Царьградский Символ выражает веру Церкви только если дополнить его общепризнанным учением Свв. Отцов-Каппадокийцев.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-07-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: