Современное состояние психодиагностики как практической деятельности. Общая характеристика перспективных направлений развития психодиагностики.




Психодиагностика как практическая деятельность – особый вид познавательного процесса, особая деятельность распознавания.

В процессе диагностического познания осуществляется определение состояния единичного объекта.

Психодиагностика как практическая деятельность осуществляется на основе психодиагностики как научного знания и во многом зависит от нее.

В ходе распознавания единичного объекта диагноз всегда сопоставляет выявленное состояние с нормой.

Как практическая деятельность психодиагностика осуществляется в целях преобразования реального состояния объекта.

Психодиагностика как практическая деятельность позволяет использовать законы функционирования диагностируемого объекта для осуществления практического вмешательства в систему, т.е. приведение ее в состояние нормального функционирования методами управления.

Тенденции психодиагностики:

· Самая общая тенденция – гуманизация. Задачей психодиагностики становится обеспечение помощи в полноценном психическом и личностном развитии человека.

· Тенденция к выявлению индивидуальных стратегий решения заданий

· Тенденция к выявлению «зоны ближайшего развития» - ориентировка на потенциальные возможности человека

· Влияние идей критериально-ориентированного тестирования

· Тенденция к уточнению представления о нормативности психического и личностного развития

· Тенденция к разработке принципов содержательной диагностики, выражающаяся в необходимости включения в тест совершенно определенного содержания

· Тенденция к введению принципа коррекционности

 

Подходы к пониманию психологической диагностики (распознаванию, измерению и психодиагностическому прогнозу). Задачи, принципы и ситуации психологической диагностики.

Чаще всего, выделяется несколько подходов к пониманию психодиагностики: инструментальный, конструирующий, гностический, помогающий, практикоориентированный и интегральный. Однако, принято считать, что в настоящее время существует 2 основных подхода к пониманию психодиагностики как научной дисциплины: каузальный и психометрический, к которым сходятся все вышеперечисленные.

Каузальный подход – это теоретико-методологический анализ психодиагностики (Выготский, Гильбух, Бурлачук). В каузальном подходе проводится параллель между психологической и медицинской науках. Другим источником возникновения каузального подхода является общенаучный подход к диагностике, обобщающий опыт диагностической деятельности. Третьим источником возникновения каузального подхода выступает деятельностный подход, согласно которому любой психический процесс следует рассматривать в составе конкретной деятельности (практической или умственной), и в соответствии с которым всякая внешняя активность живого существа содержит в себе психические составляющие, посредством которых осуществляется ее регуляция. В качестве четвертого источника возникновения каузального подхода выступают экспериментальные психологические исследования диагностического мышления на материале технической диагностики. В этом случае акцент ставится на решении диагностических задач по определению действующей причины данного состояния объекта диагностики, разработаны методы изучения диагностического мышления субъекта диагностической деятельности. Каузальный подход реализуется преимущественно при консультировании, создает условия для выполнения психологом профессиональной роли «квалифицированного диагноста».

Каузальный подход включает в себя семиотический (установление причинно-следственных связей), технический (характеристика научно обоснованных психодиагностических методик), гностический (характеристика диагностического мышления практического психолога) и деонтологический (вопрос взаимоотношений диагноста с обследуемым) компоненты.

Психометрический метод характеризует психодиагностику как науку о разработке и применении диагностических методик. Данный метод утверждает, что психодиагностика как научная дисциплина повышает эффективность психодиагностической деятельности практического психолога. Психометрический подход исходит из однокомпонентного строения научных основ диагностической деятельности практического психолога, предполагает, что на научной основе можно изучать только причинно-следственные связи между психологическими особенностями и наблюдаемыми признаками, в которых эти особенности проявляются. Этот подход под диагностическим процессом понимает процесс разработки и применения психодиагностических методик. Психометрический подход предполагает, что гипотезы о причинах того или иного состояния обследуемого выдвигаются в рамках практической диагностической деятельности психолога на интуитивной основе, а подтверждаются имеющимися методиками. Психологическая диагностика изучает способы распознавания и измерения индивидуально-психологических особенностей человека (свойств его личности и особенностей интеллекта). Распознавание и измерение осуществляется с помощью методов психодиагностики.

· Задачи:

1. Сбор информации об особенностях человеческой психики

2. Фиксировать и описывать в упорядоченном виде психологические различия между людьми и группами людей, объединенных по каким-либо признакам. Изучает как психологические законы влияют на индивидуальные различия.

3. Конструирование психодиагностических методик. Не только разработка, но и уточнение требований, которые методики должны удовлетворять, это определение границ выводов, совершенствование интерпретаций результатов диагностических методик.

4. Психодиагностика включает в себя также и область психологической практики, работу психолога по выявлению разнообразных качеств, психических и психофизиологических особенностей, черт личности.

5. Психодиагностика как психологическая дисциплина служит соединительным звеном между общепсихологическими исследованиями и практикой.

· Принципы:

1) принцип специальной подготовки и аттестации лиц, использующих психодиагностические методики. Психолог-диагност должен выбирать методики, которые подходят как для конкретной цели, с которой он проводит обследование, так и для конкретного человека, которого он обследует.

2) принцип личной ответственности. Вся полнота ответственности за правильность проведения методики и корректность интерпретации и использования ее результатов целиком лежит именно на психологе.

3) принцип ограниченного распространения психодиагностических методик (принцип «профессиональной тайны»). Этот принцип имеет двоякую цель: неразглашение содержания методик и предупреждение их неправильного применения.

4) сертифицированные тесты достижений могут использоваться педагогами как для оперативного, так и для аттестационного контроля уровня знаний только своих учеников

5) методы экспертной оценки личностных качеств учащихся могут использоваться любым педагогом, но их результаты могут иметь применение с данными учащимися и не могут передаваться другим лицам и организациям.

6) принцип обеспечения суверенных прав личности. Касается посягательства на тайну личности. Основной этический принцип в данном случае гласит: человек не должен подвергаться какому-либо обследованию обманным путем, он должен быть предупрежден, кто будет иметь доступ к результатам обследования, и какие решения могут быть приняты

7) принцип объективности. Обследование должно быть абсолютно беспристрастным

8) принцип конфиденциальности. Информация, полученная в результате обследования должна быть доступна только для тех, для кого она предназначена

9) принцип психопрофилактического изложения результатов. Испытуемый также должен иметь возможность комментировать содержание своих результатов и в случае необходимости разъяснять или исправлять фактическую информацию

 

 

· Ситуации:

В русскоязычной психодиагностической литературе известны классификации, предложенные А. Г. Шмелевым. В основе первой классификации лежит критерий использования психодиагностической информации. Выделены 4 основных типа психодиагностических ситуаций.

1. Диагностические данные используются специалистом-смежником для постановки психологического диагноза или формулировки административного решения. Психодиагност не несет ответственности за диагноз (диагноз в медицине, диагностика по запросу суда и др.).

2. Диагностические данные используются психодиагностом для постановки психологического диагноза, но вмешательство в ситуацию обследуемого осуществляется специалистом другого профиля (напр. диагностика причин низкой успеваемости).

3. Диагностические данные используются психодиагностом для постановки психологического диагноза в условиях психологической консультации.

4. Диагностические данные используются самим обследуемым (в целях саморазвития, коррекции и т. п.).

Вторая классификация базируется на условиях, в которых производилась разработка теста «добровольности—принудительности» участия в обследовании.

1. Добровольное участие обследуемых, бескорыстное сотрудничество.

2. Участие оплачиваемых обследуемых.

3. Использование теста в условиях запроса обследуемого о помощи.

4. Использование теста в условиях принудительного административного обследования.

4 варианта психодиагностических ситуаций по В.Н. Дружинину

1. Добровольное участие в обследовании, самостоятельный выбор дальнейшего поведения.

2. Принудительное участие в обследовании, самостоятельный выбор дальнейшего поведения.

3. Принудительное участие в обследовании, выбор дальнейшего поведения навязан.

4. Добровольное участие в обследовании, выбор дальнейшего поведения навязан.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: