Применение психодиагностических методов в системе образования. Диагностика психологической готовности к обучению в школе.




Психодиагностическая работа включается в более широкий контекст психологического сопровождения образовательного процесса, к ключевым принципам которого относятся следующие:

 

− рекомендательный характер психологического заключения;

 

− приоритет интересов тестируемого;

 

− непрерывное психодиагностическое сопровождения образовательного процесса.

Методики определения готовности ребенка к обучению в школе

1. Методика изучения мотивации учения

Описание методики

 

Назначение: методика предназначена для определения мотивов к школьному обучению у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

 

Форма проведения: индивидуальная.

 

Оборудование: стимульный материал к методике 7 карт со схематическим изображением фигур. Каждая карта представлена в двух вариантах – для мальчиков и для девочек.

 

Инструкция и процедура проведения методики

 

Инструкция: «Я тебе буду рассказывать о школе, и показывать картинки. Будь внимателен (внимательна). Затем я задам тебе вопросы».

 

Процедура

 

Ребенку в указанной последовательности зачитываются рассказы и одновременно выкладываются в ряд карточки (или рисунки последовательно предъявляются на экране монитора), иллюстрирующие их содержание. В зависимости от пола обследуемого выкладываются карточки со схематичным изображением фигур мальчика или девочки.

No1. «Мальчики (девочки) разговаривали о школе. Первый мальчик (девочка) сказал (сказала): «Я хожу в школу, потому что меня мама заставляет. Если бы не мама, я бы в школу не ходил (ходила)». При этом на стол перед ребёнком психолог выкладывает карту 1 (на экране появляется рисунок 1).

 

No2. Второй мальчик (девочка) сказал (сказала): «Я хожу в школу, потому что мне нравится узнавать новое, делать уроки, нравится учиться. Если бы школы не было, я всё равно бы учился (училась)». Выкладывается карта 2.

 

No3. Третий мальчик (девочка) сказал (сказала): «Я хожу в школу, потому что там весело, там много ребят, с которыми можно играть». Выкладывается карта 3.

 

No4. Четвёртый мальчик (девочка) сказал (сказала): «Я хожу в школу, потому что хочу быть взрослым, таким, как мама, папа и брат с сестрой. До школы я был (была) маленьким (маленькой)». Выкладывается карта 4.

 

No5. Пятый мальчик (девочка) сказал (сказала): «Да я вообще не хочу ходить в школу, не хочу учиться». Выкладывается карта 5.

 

No6. Шестой мальчик (девочка) сказал (сказала): «Я хожу в школу, потому что нужно учиться. Без знаний ничего не сделаешь, а выучишься - и можешь стать, кем захочешь". Выкладывается карта 6.

No7. Седьмой мальчик (девочка) сказал (сказала): «Я хожу в школу потому, что в школе хвалят, ставят хорошие, отличные отметки». Выкладывается карта 7.

 

После прочтения всех рассказов, сопровождаемых показом соответствующих карточек, ребенку задается четыре вопроса:

 

− Как, по-твоему, кто из них прав? Почему? (Выбор I)

 

− С кем из них ты хотел бы вместе играть? Почему? (Выбор 2)

 

− С кем из них ты хотел бы вместе учиться? Почему? (Выбор 3)

 

− На какой картинке нарисован ты? Почему? (Выбор 4)

Тест «Дятел» (6 квадратов). На заполнение каждого квадрата дается по 5 секунд. Пусть ребенок представит, что он «дятел». Надо карандашом поставить как можно больше точек в каждом квадрате. Ребенок не должен облокачиваться на стол.

Для интерпретации надо подсчитать среднее количество точек в квадратах (сложить все точки в квадратах и разделить на 6). Данный тест характеризует темп работы ребенка (медленный, средний, быстрый).

 

 

Методика «Графические фигуры» (1).

Цель: диагностика произвольности действий и поведения.

Материал: альбомный лист разделен по полам, в верхней половине рисунки по возрастающей степени сложности.

Рисунки: елка, снеговик, солнце, робот (сочетание круга, прямоугольника, треугольника).

Ребенку надо повторить рисунки на второй половине листа.

Методика «Действия в 2, 3 и 4 хода» (1).

Цель: оценка произвольности действий и поведения.

Материал: игрушки.

Инструкциядля действия в два хода: «Подойди, пожалуйста, к столу, возьми со стола льва и положи его на полку шкафа». Инструкциядля действия в три хода: «Подойди, пожалуйста, к окну, возьми с подоконника жирафа и принеси мне. А я тебе дам крокодила, которого ты должен будешь отнести на место жирафа».

Инструкциядля действия в четыре хода: «Подойди, пожалуйста, к шкафу, возьми со шкафа бегемота и положи его на подоконник, а с подоконника возьми крокодила и положи его на стол. Затем возьми с полки льва и принеси его мне».

Инструкция может в случае не выполнения повторяться до 3 раз.

Методика графический диктант. Цель: диагностика восприятия пространства, умения внимательно слушать, выполнять инструкции взрослого. Инструкция к диктанту № 1: «Начнем рисовать первый узор. Поставьте карандаш на самую верхнюю точку. Внимание! Рисуйте линию: одна клеточка вниз. Не отрывайте карандаша от бумаги, теперь одна клеточка направо. Одна клеточка вверх. Одна клеточка направо. Одна клеточка вниз. Одна клетка направо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Дальше продолжайте рисовать такой же узор сами».

Инструкция к диктанту № 2: «Теперь поставьте карандаш на следующую точку. Приготовились! Внимание! Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Одна клетка направо. Одна клетка вверх. Одна направо. А теперь сами продолжайте рисовать тот же узор».

Инструкция к диктанту № 3: «Внимание! Три клетки вверх. Одна клетка направо. Две клетки вниз. Одна клетка направо. Две клетки вверх. Одна направо. Три клетки вниз. Одна клетка направо. Две клетки вверх. Одна клетка направо. Две клетки вниз. Одна клетка направо. Три клетки вверх. Теперь сами продолжайте рисовать узор».

Инструкция к диктанту № 4: «Поставьте карандаш на самую нижнюю точку. Внимание! Три клеточки направо. Одна клетка вверх. Одна клетка налево (слово «налево» выделяется голосом). Две летки вверх. Три клетки направо. Две клетки вниз. Одна клетка налево (слово «налево» вновь выделяется голосом). Одна клетка вниз. Три клетки направо. Одна клетка вверх. Одна клетка налево. Две клетки вверх. Теперь сами продолжите рисовать этот узор».

Исследование уровня эмоциональной сферы развития (нарисуй дерево, нарисуй несуществующее животное, дай ему название, расскажи один день из жизни этого животного)

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: