III этап – латентный период развития (1936-1970)




Развитие зарубежной психодиагностики в XIX-XX веках.

Год Страна Ученый Отрасль психологии Вклад
      Германия Г. Фехнер   В. Вундт   В. Вундт   Э. Крепелин Экспериментальная психология     Тестология Психофизические методы исследования: первый количественный закон в психологии «Физиологическая психология» Первая экспериментальная лаборатория, возникновение научной психологии Применение экспериментальной психологии к задачам психологической и психиатрической диагностики
  Англия Ф. Гальтон Прикладная психология Организована антропометрическая лаборатория (методы анкетирования, методы свободных ассоциаций), различные психологические воздействия (психотехника) и психологические оценки (психодиагностика)
                Франция А.Бине,В.Анри     В. Штерн   В. Штерн     А.Бине, Т.Симон Дифференциальная психология     Шкала Бине-Симона Вопрос о необходимости измерения более сложных функций «Психология индивидуальных различий» Термин «коэффициент интеллектуальности»: деление умственного возраста на хронологический 30 тестов с возрастающим уровнем сложности Вторая версия шкалы: «Метрическая шкала интеллекта» Третий вариант шкалы
    США Дж. Кеттелл     Г. Эббингауз Тестология Термин «умственный тест»; серия тестов «батарея тестов», «батарея» «Методика испытания способности к запоминанию пропущенных слов в тексте»
      Коэффициент IQ Шкала умственного развития

Психодиагностика в США. Статистическая связь между эффективностью пед.практики и результатами экспериментальных исследований интеллекта учащихся (С.Холл). К 1894 уже 27 лабораторий изучения детей. APA. Р.Йеркс, Э. Боринг, А. Отис. 1917. ArmyAlpha; ArmyBeta (армейский тест бета – первый невербальный тест интеллекта).

Тесты способностей. Основы тестов способностей – парадигма факторного анализа о взаимосвязи признаков как целостного конструктора.

Наиболее известные тестовые батареи оценки способностей к определенной деятельности:

-Батарея тестов общих способностей (разработанная службой занятости США)

-Батарея тестов специальных способностей.

Тесты достижений.

-1945 – начинается применение тестов достижений

-SAT (1923) – школьный тест академических достижений

-Тесты достижений отражают не столько влияние многообразного накопленного опыта,, сколько влияние социальных программ обучения на эффективность решения тестовых заданий

Е гг.

-Применение различных умственных тестов «тестовый бум»

-Ежегодно в США через «тесты школьных способностей» проходило около двух миллионов человек

-В Англии в 1972г. национальный фонд педагогических исследований поставил школам около 5,5 млн. единиц различных интеллектуальных тестов

 

Основные этапы становления психодиагностической науки в России.

I этап. Зарождение российской психодиагностики (начало XXв-1910г).

· Влияния психодиагностического бума в Европе и Амрике

· Психологи А.П. Нечаев, Г.И. Россолимо, Ф.Е. Рыбаков, Н.Ю. Сыркин и др.

· 1885г. – открытие первой экспериментальной лаборатории при Казанском университете

· 1895г. – по инициативе Карсакова создана экспериментальная лаборатория при Московском университете

· В Одессе при Новоросийском университете Н.Н. Ланге была открыта экспериментальная лаборатория

· 1901г. – военная экспериментальная лаборатория

Российские исследователи

Г.И. Россолимо (1860-1928)

Психические процессы:

1) Внимание и воля

2) Точность и прочность восприятия

3) Ассоциативная деятельность

II этап – развитие психологии в рамках педологии и психотехники (192-1936)

· «Измерительная шкала ума» (А.П. Болтунов) – 1929г.

· Проблема сопряженности показателей тестов одаренности и признаков социального положения (М.Ю. Сыркин)

· Метод массовой оценки моторики для детей и подростков (Н.И. Озерецкий)

· Анализ по применению в СССР тестов интеллекта (А.М. Шуберт)

· Идея П.П. Блонсокого о комплексном подходе к изучению ребенка

Развитие психотехники в СССР

· В 20-е гг.20го в развитие психологии труда и психотехники

· Создание психотехнических лабораторий

· Значительный вклад в разработку учения о психологич. диагнозе внес Высоцкий

Период глубокого кризиса психодиагностики (1966г.)

· 4 июля 1936 года вышло постановление ЦКВКПб «О пед.извращениях в системе наркомпосов». Этот документ на 40 лет остановил развитие психодиагностики в России

· В короткое время были закрыты лаборатории, свернута работа институтов труда, уничтожается и сдается в архивы литература

III этап – латентный период развития (1936-1970)

· Практически полностью была приостановлена практика применения тестов и научной разработки в области психодиагностики

· Психодиагностические методы на практике были заменены казулльно-генетическим методом, а также методом формирования умственных действий

· Упоминать про тесты можно было только под видом критики «буржуазной лженауки»

· С 1950 г. право на существование получила дифференциальная психофизиология, которая связывала многообразие психологических различий исключительно с типами нервной системы



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: