Развитие зарубежной психодиагностики в XIX-XX веках.
Год | Страна | Ученый | Отрасль психологии | Вклад |
Германия | Г. Фехнер В. Вундт В. Вундт Э. Крепелин | Экспериментальная психология Тестология | Психофизические методы исследования: первый количественный закон в психологии «Физиологическая психология» Первая экспериментальная лаборатория, возникновение научной психологии Применение экспериментальной психологии к задачам психологической и психиатрической диагностики | |
Англия | Ф. Гальтон | Прикладная психология | Организована антропометрическая лаборатория (методы анкетирования, методы свободных ассоциаций), различные психологические воздействия (психотехника) и психологические оценки (психодиагностика) | |
Франция | А.Бине,В.Анри В. Штерн В. Штерн А.Бине, Т.Симон | Дифференциальная психология Шкала Бине-Симона | Вопрос о необходимости измерения более сложных функций «Психология индивидуальных различий» Термин «коэффициент интеллектуальности»: деление умственного возраста на хронологический 30 тестов с возрастающим уровнем сложности Вторая версия шкалы: «Метрическая шкала интеллекта» Третий вариант шкалы | |
США | Дж. Кеттелл Г. Эббингауз | Тестология | Термин «умственный тест»; серия тестов «батарея тестов», «батарея» «Методика испытания способности к запоминанию пропущенных слов в тексте» | |
Коэффициент IQ | Шкала умственного развития |
Психодиагностика в США. Статистическая связь между эффективностью пед.практики и результатами экспериментальных исследований интеллекта учащихся (С.Холл). К 1894 уже 27 лабораторий изучения детей. APA. Р.Йеркс, Э. Боринг, А. Отис. 1917. ArmyAlpha; ArmyBeta (армейский тест бета – первый невербальный тест интеллекта).
|
Тесты способностей. Основы тестов способностей – парадигма факторного анализа о взаимосвязи признаков как целостного конструктора.
Наиболее известные тестовые батареи оценки способностей к определенной деятельности:
-Батарея тестов общих способностей (разработанная службой занятости США)
-Батарея тестов специальных способностей.
Тесты достижений.
-1945 – начинается применение тестов достижений
-SAT (1923) – школьный тест академических достижений
-Тесты достижений отражают не столько влияние многообразного накопленного опыта,, сколько влияние социальных программ обучения на эффективность решения тестовых заданий
Е гг.
-Применение различных умственных тестов «тестовый бум»
-Ежегодно в США через «тесты школьных способностей» проходило около двух миллионов человек
-В Англии в 1972г. национальный фонд педагогических исследований поставил школам около 5,5 млн. единиц различных интеллектуальных тестов
Основные этапы становления психодиагностической науки в России.
I этап. Зарождение российской психодиагностики (начало XXв-1910г).
· Влияния психодиагностического бума в Европе и Амрике
· Психологи А.П. Нечаев, Г.И. Россолимо, Ф.Е. Рыбаков, Н.Ю. Сыркин и др.
· 1885г. – открытие первой экспериментальной лаборатории при Казанском университете
· 1895г. – по инициативе Карсакова создана экспериментальная лаборатория при Московском университете
|
· В Одессе при Новоросийском университете Н.Н. Ланге была открыта экспериментальная лаборатория
· 1901г. – военная экспериментальная лаборатория
Российские исследователи
Г.И. Россолимо (1860-1928)
Психические процессы:
1) Внимание и воля
2) Точность и прочность восприятия
3) Ассоциативная деятельность
II этап – развитие психологии в рамках педологии и психотехники (192-1936)
· «Измерительная шкала ума» (А.П. Болтунов) – 1929г.
· Проблема сопряженности показателей тестов одаренности и признаков социального положения (М.Ю. Сыркин)
· Метод массовой оценки моторики для детей и подростков (Н.И. Озерецкий)
· Анализ по применению в СССР тестов интеллекта (А.М. Шуберт)
· Идея П.П. Блонсокого о комплексном подходе к изучению ребенка
Развитие психотехники в СССР
· В 20-е гг.20го в развитие психологии труда и психотехники
· Создание психотехнических лабораторий
· Значительный вклад в разработку учения о психологич. диагнозе внес Высоцкий
Период глубокого кризиса психодиагностики (1966г.)
· 4 июля 1936 года вышло постановление ЦКВКПб «О пед.извращениях в системе наркомпосов». Этот документ на 40 лет остановил развитие психодиагностики в России
· В короткое время были закрыты лаборатории, свернута работа институтов труда, уничтожается и сдается в архивы литература
III этап – латентный период развития (1936-1970)
· Практически полностью была приостановлена практика применения тестов и научной разработки в области психодиагностики
· Психодиагностические методы на практике были заменены казулльно-генетическим методом, а также методом формирования умственных действий
· Упоминать про тесты можно было только под видом критики «буржуазной лженауки»
· С 1950 г. право на существование получила дифференциальная психофизиология, которая связывала многообразие психологических различий исключительно с типами нервной системы