Глава 3 Конституции РФ посвящена федеративному устройству. В составе РФ 85 субъектов.
Субъекты РФ - публично-правовые образования, которые составляют Федерацию и являются равноправными участниками отношений. Отсюда вытекают равные обязанности каждого субъекта по отношению к Федерации и друг к другу. Закрепление в Конституции наименований всех субъектов Федерации исключает возможность выхода субъекта из состава Федерации в одностороннем порядке.
Конституция РФ не исключает возможности расширения состава субъектов Федерации:
1) это может произойти, если население какого-либо государства или территории изъявит желание быть принятым в РФ;
2) если новый субъект образуется на территории, входящей в состав какого-либо одного или нескольких субъектов Федерации.
Субъект РФ – ограниченно правоспособное территориальное образование, имеющее некоторые черты государственности, построенное на территориальном или национальном принципе образования.
Признаки субъектов РФ:
1) не обладают государственным суверенитетом;
2) не имеют права на самоопределение по причине территориальной целостности РФ;
3) статус граждан РФ одинаков на всей территории РФ независимо от того, в каком субъекте проживает гражданин;
4) осуществляют полномочия в соответствии с федеральным законодательством;
5) все субъекты РФ равноправны.
Конституция РФ закрепляет возможность субъектов по согласованию с органами федерального уровня изменять свой правовой статус (ст. 66).
Границы между субъектами РФ могут быть изменены с их взаимного согласия (ст. 67). Утверждение изменения границ между субъектами РФ относится к ведению Совета Федерации РФ.
Государственным языком РФ на всей ее территории является русский язык. Республики вправе устанавливать свои государственные языки. В органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях республик они употребляются наряду с государственным языком РФ. РФ гарантирует всем её народам право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития (ст. 68).
Принципы федеративного устройства РФ:
- Государственная целостность – РФ представляет собой целостное неделимое государство. Его целостность обеспечивается единством системы власти, единым экономическим пространством, территориальным верховенством, верховенством федерального права.
- Единство государственной власти – выражается в единой правовой политики, государственного регулирования и управления.
- Разграничение полномочий федерального центра и субъектов РФ (компетенция ведения федерации, компетенция совместного ведения, компетенция субъектов федерации);
- Равноправие народов России (все народы, проживающие в России, имеют равные правы и свободы);
- Равноправие субъектов РФ – субъекты РФ поставлены в равные юридические условия, они равноправны во взаимоотношениях с органами государственной власти РФ. Равноправие субъектов выражается в равенстве их прав и обязанностей.
- Единое гражданство.
В статье 71-73 описывается разграничение предметов ведения между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов.
Статья 71 перечисляет предметы ведения (функции, полномочия), которые относятся к компетенции высших органов государственной власти РФ.
Статья 71. В ведении РФ находятся:
а) принятие и изменение Конституции РФ и федеральных законов, контроль за их соблюдением;
б) федеративное устройство и территория РФ;
в) регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина; гражданство в РФ; регулирование и защита прав национальных меньшинств;
г) установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности; формирование федеральных органов государственной власти;
д) федеральная государственная собственность и управление ею;
е) установление основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития РФ;
ж) установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки;
з) федеральный бюджет; федеральные налоги и сборы; федеральные фонды регионального развития;
и) федеральные энергетические системы, ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы; федеральные транспорт, пути сообщения, информация и связь; деятельность в космосе;
к) внешняя политика и международные отношения РФ, международные договоры РФ; вопросы войны и мира;
л) внешнеэкономические отношения РФ;
м) оборона и безопасность; оборонное производство; определение порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и другого военного имущества; производство ядовитых веществ, наркотических средств и порядок их использования;
н) определение статуса и защита государственной границы, территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа РФ;
о) судоустройство; прокуратура; уголовное и уголовно-исполнительное законодательство; амнистия и помилование; гражданское законодательство; процессуальное законодательство; правовое регулирование интеллектуальной собственности;
п) федеральное коллизионное право;
р) метеорологическая служба, стандарты, эталоны, метрическая система и исчисление времени; геодезия и картография; наименования географических объектов; официальный статистический и бухгалтерский учет;
с) государственные награды и почетные звания РФ;
т) федеральная государственная служба.
Статья 72 перечисляет предметы совместного ведения органов власти РФ и органов власти субъектов.
Статья 72. В совместном ведении РФ и субъектов РФ находятся:
а) обеспечение соответствия конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Конституции РФ и федеральным законам;
б) защита прав и свобод человека и гражданина; защита прав национальных меньшинств; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; режим пограничных зон;
в) вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами;
г) разграничение государственной собственности;
д) природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; охрана памятников истории и культуры;
е) общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта;
ж) координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение;
з) осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий;
и) установление общих принципов налогообложения и сборов в РФ;
к) административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды;
л) кадры судебных и правоохранительных органов; адвокатура, нотариат;
м) защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей;
н) установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления;
о) координация международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации, выполнение международных договоров РФ.
Вне пределов ведения РФ и полномочий РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ субъекты РФ обладают всей полнотой государственной власти (ст.73). Это значит, что всё, что не перечислено в статьях 71 и 72 Конституции РФ, относится к ведению субъектов РФ, т.е. все остальные вопросы субъекты РФ решают сами.
ШПАРГАЛКА
Как запомнить данный материал?
Только в ведении РФ
Наиболее важные вопросы:
- Изменение Конституции.
- Конституция и федеральные законы.
- Правовые основы всех сторон жизни общества.
- Оборона страны.
- Денежная система.
- Границы субъектов РФ.
- Государственные награды и др.
В совместном ведении находятся вопросы, которые должны решаться конкретно на местах, с учётом местных проблем, но с опорой на федеральные законы.
Среди них наиболее важные:
- Владение собственностью, ресурсами, находящимися на территории субъектов.
- Образование, здравоохранение, спорт, культура.
- Организация органов государственной власти и местного самоуправления.
ПОДСКАЗКА: в совместном ведении находятся те вопросы, которые должны решаться именно на местах, но с опорой на федеральные законы.
Комментарий к ст.71,72
Ст. 71 п. «в»
Под защитой прав и свобод следует понимать обеспечиваемую государством возможность пользования правами и свободами путем создания социально-политических и других условий для их осуществления.
Защита прав и свобод является обязанностью всех органов и должностных лиц как государственной власти, так и местного самоуправления. Защита прав и свобод человека и гражданина составляет и предмет ведения РФ, и предмет совместного ведения РФ и ее субъектов (п. "б" ч. 1 ст. 72), что предполагает необходимость разграничения полномочий.
Защита прав национальных меньшинств включает в себя прежде всего противодействие противоправным деяниям и пресечение нарушения прав и интересов национальных меньшинств. Защита прав национальных меньшинств является не только предметом ведения РФ, но и предметом совместного ведения РФ и ее субъектов (п. "б" ч. 1 ст. 72). Это означает, что соответствующая группа прав должна обеспечиваться согласованными действиями РФ в целом и каждого из ее субъектов. Субъекты РФ вправе вводить дополнительные меры государственной поддержки и защиты.
Ст. 71 п. «д»
К предметам ведения РФ относится федеральная государственная собственность и управление ею.
Конституция закрепляет различные формы собственности: частную, государственную, муниципальную, иные формы собственности, которые в равной мере защищаются государством. Государственная собственность выступает в виде федеральной собственности и собственности субъектов РФ. Разграничение государственной собственности на федеральную собственность и собственность субъектов РФ в соответствии с Конституцией является предметом совместного ведения РФ и ее субъектов.
Отличительными характеристиками объектов федеральной собственности являются их значимость для общества в целом как публичного достояния многонационального народа России. Исходя из этого, часть объектов государственной собственности закреплена за РФ: федеральные энергетические системы, ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы, федеральный транспорт и пути сообщения; оборонное производство, производство ядовитых веществ и наркотических средств и др. Некоторые объекты государственной собственности могут быть отнесены к исключительному ведению РФ федеральными законами.
В отношении федеральной государственной собственности РФ осуществляет правовое регулирование и все правомочия собственника (владение, пользование и распоряжение).
Ст.72 п. «б»
Отнесение защиты прав и свобод человека и гражданина одновременно к предметам ведения и РФ, и ее субъектов, означает следующее: 1) защита прав и свобод, 2) установление и обеспечение правовых механизмов, гарантирующих их реализацию, составляют сферу совместной ответственности РФ и ее субъектов, а потому должны обеспечиваться органами государственной власти и РФ, и каждого из ее субъектов.
В ряде случаев соответствующие полномочия субъектов РФ прямо предусматриваются в федеральных законах. Так, например, ст. 313 ТК закрепляет право субъектов РФ вводить дополнительные гарантии лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, исходя из финансовых возможностей субъектов РФ.
В совместном ведении РФ и ее субъектов находится защита прав национальных меньшинств, при том что регулирование и защита этих прав отнесены Конституцией к ведению РФ (п. "в" ст. 71).
Субъекты РФ вправе конкретизировать, детализировать, развивать федеральное правовое регулирование прав национальных меньшинств, не вступая в противоречие с нормами федеральных законов.
Ст.72 п. «г»
Согласно ст. 214 ГК РФ государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности РФ (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам РФ (собственность субъекта Федерации).
К объектам исключительной федеральной собственности относятся: объекты, составляющие основу национального богатства страны (ресурсы, заповедники, национальные парки, заказники, курорты), объекты историко-культурного и природного наследия, художественные ценности, музейный фонд, учреждения культуры общероссийского значения; объекты оборонного производства; средства федерального бюджета, Пенсионного фонда, Центрального банка РФ; золотой запас, алмазный и валютный фонды; имущество Вооруженных Сил и т.д. К объектам федеральной собственности относятся также федеральные автомобильные дороги общего пользования; федеральные предприятия связи, телевизионные и радиопередающие центры.
Все объекты государственной собственности, не относящиеся к федеральной собственности, являются собственностью субъектов РФ или муниципальной собственностью.