Организация здоровьесберегающей среды в ДОУ в рамках внедрения ФГОС «Здоровый ребенок»
В наше время ценность здоровья не вызывает сомнения: чем больше здоровых, творческих, духовно богатых людей тем более процветающим становится само общество.
Анализируя сложившуюся ситуацию, я считаю, что одной из главных задач психологического обеспечения в ДОУ, должна быть направлена на минимизацию нарушений в психологическом здоровье детей, профессионально–психологических заболеваний воспитателей, а также на воспитание «эмоционально мудрых» родителей.
Справиться с этими проблемами возможно только при активном внедрении здоровьесберегащих технологий в образовательный процесс ДОУ.
Условия жизни, нравственная и эмоциональная атмосфера, в которой живет ребенок, целиком и полностью зависит от взрослых (воспитателей и родителей, которые бесспорно несут ответственность за счастье и здоровье детей. Трудности развития ребенка во многом усугубляются неблагополучным состоянием психологическим дискомфортом и неудовлетворенность профессией педагогов, а также неблагоприятной ситуацией в семье.
Помочь ребенку в гармоничном развитии возможно только при условиях: изменить неблагополучную ситуацию в семейном воспитании и в психоэмоциональном здоровье воспитателей.
Взрослые (родители и воспитатели) вместе с детьми должны учиться быть счастливыми, здоровыми, успешными, учиться помогать не только другим, но и себе в достижении равновесия и гармонии, постоянно задавая себе вопросы: «Чему я научился у детей?», «Чему я хочу научиться?», «Что у меня получилось особенно хорошо?», «Что можно улучшить в моей жизни?».
Поэтому, на протяжении года, главной целью в моей работе является: обучение детей, педагогов и родителей психологическим аспектам здоровья, которые приведут к:
- самопознанию; - самосознанию; - саморегуляции.
Моя деятельность по обеспечению здоровьесберегащей среды в детском саду выполняется в соответствии с поставленными задачами:
1) способствовать профилактике неврозов и невротических реакций, нарушений поведения детей, утомления и психического напряжения воспитателей и родителей;
2) осуществлять коррекцию эмоционального самочувствия, снять эмоциональную напряженность, снизить уровень агрессивности и деструктивных форм поведения (негативизма, невротического избегания, тревожности депрессивности, беспокойства, расторможенности и т. д.) детей и взрослых (воспитателей и родителей).
3) развивать творческий потенциал личности, создать позитивный настрой формировать продуктивность и контактность во взаимоотношениях: детей со сверстниками, детей с воспитателями детей с родителями, воспитателей с родителями.
Предполагаемый результат:
- Положительный психологический климат в ДОУ;
- Доброжелательные отношения между детьми и взрослыми;
- Повышение уровня развития познавательной, эмоционально-волевой, личностной сферы детей;
- Высокий уровень психологической готовности детей к обучению в школе;
- Педагоги и родители психологически грамотны;
- Наблюдается снижение утомления и психического напряжения среди детей и педагогов.
Этапы реализации разработки.
I ЭТАП – аналитический
– 01.06.2012г. – 01.09.2012г.
II ЭТАП – диагностический
– 02.09.2012г. – 01.10.2012г.
III ЭТАП – организационный
– 02.10.2012 – 01.11.2012г.
IV ЭТАП – коррекционный
– 02.11.2012г. – 01.05.2013г.
V ЭТАП – итоговый, диагностический
- 02.05.2013г. – 1.08.2013г.
I ЭТАП – аналитический.
Цель: провести анализ ситуации по обеспечению здоровьесберегающих технологий в ДОУ, изучить и подобрать информационные ресурсы, определить цель и задачи работы с детьми, педагогами и родителями по обеспечению здоровьесберегающей деятельности.
Содержание работы:
1. Изучение проблемы по организации здоровьесберегающих технологий в ДОУ по направлениям:
• Пути повышения эффективности организации здоровьесохранной развивающей деятельности в ДОУ:
- Злобина А. Т. Психологические аспекты сбережения психического здоровья детей дошкольного возраста.
- Есаян Т. С. Здоровьесберегающие аспекты педагогического взаимодействия.
- Парасоцкая О. В. Организация здоровьетворящей среды интеллектуально-познавательного развития ребенка-дошкольника.
• Использование здоровьесберегающих развивающих технологий в условиях ДОУ:
- Госсар О. Н. Создание условий в ДОУ для формирования здорового образа жизни.
- Герасимова В. В. – Здоровьесберегающая деятельность в детском саду.
• Особенности организации коррекционной направленности в условиях ДОУ:
- Соловьева Т. А. – Организация системы комплексного сопровождения проблемных детей в ДОУ.
2. Разработка цели и задач по обеспечению здоровьесберегающей среды в ДОУ.
Условия проведения:
изучение информационных ресурсов
Сроки проведения:
01.06.2012г. – 01.09.2012г
II ЭТАП – диагностический.
Цель: изучить уровень развития познавательных процессов детей, уровень эмоционально-личностного развития, выявлять негативные тенденции и причины нарушений в развитии, наметить пути коррекционной поддержки.
Содержание работы:
1. Подобор комплекса диагностических методик для изучения:
• уровня развития познавательных процессов детей:
- мышления;
- восприятия;
- памяти;
- внимания.
• личностных особенностей детей:
- самооценка;
- уровень притязания;
- проявление способности к сопереживанию.
• особенностей эмоциональной сферы детей:
- переживание страхов;
- тревожность;
- агрессивность;
- гиперактивность, СДВ.
• особенностей общения и межличностных отношений детей.
2. Проведение диагностических исследований с детьми среднего и старшего дошкольного возраста.
3. Проведение диагностики эмоционального выгорания педагогов на работе.
4. Анализ результатов диагностики.
Условия проведения:
индивидуально и группой
Сроки проведения:
02.09.2012г. 01.10.2012г