Согласно ч. 3 ст. 11 Конституции РФ разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Федерации и ее субъектов осуществляется самой Конституцией, а также федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий.
В России, как уже отмечалось, применяется совмещенный способ разграничения компетенции. Разграничение предметов ведения и полномочий провозглашается в качестве одного из принципов федеративного устройства в ч. 3 ст. 5 Конституции РФ. Российская конституционная модель размежевания компетенции включает в себя:
1) сферу ведения Федерации (ст. 71 Конституции); конституционный перечень является закрытым.
2) сферу совместного ведения Федерации и субъектов Федерации (ст. 72 Конституции); данный конституционный перечень является закрытым;
3) сферу ведения субъектов РФ, формирующуюся по остаточному принципу (ст. 73 Конституции).
Указанные конституционные нормы носят общий характер. Являясь плодом компромисса федерального центра и регионов на определенном этапе развития российской государственности, сегодня они не гарантируют реализацию оптимальной модели размежевания компетенции. Наиболее проблемным является совместное ведение.
В исключительном ведении Федерации:
Обеспечение функционирования государства в целом: принятие и изменение Конституции РФ и федеральных законов, федеративное устройство и территория страны, федеральные органы власти, гражданство и регулирование прав и свобод человека, федеральная государственная служба и др.;
экономический блок: федеральная собственность, федеральные программы, основы единого рынка, финансовое, валютное, кредитное и таможенное регулирование, эмиссия, федеральные банки, федеральный бюджет, налоги и сборы и др.;
|
блок внешних сношений: внешняя политика, международные отношения, международные договоры Российской Федерации, вопросы войны и мира, внешнеэкономические отношения, защита государственной границы, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа и др.;
блок безопасности: энергетика, транспорт, информация, связь, деятельность в космосе, оборона, безопасность, оборонное производство, производство наркотических веществ и др.;
судебно-правоохранительный блок: судоустройство, прокуратура, уголовное, уголовно-процессуальное, гражданское, гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное законодательство и др.;
иное: метеорология, стандарты, эталоны, исчисление времени, геодезия и картография, государственные награды и др.
В совместном ведении находятся:
общие вопросы федеративных отношений: обеспечение соответствия конституций, уставов и законодательства субъектов РФ Конституции РФ и федеральному законодательству, защита прав и свобод человека, национальных меньшинств, общие принципы организации власти в субъектах РФ, координация их международных и внешнеэкономических связей и др.;
ресурсный блок: владение, пользование и распоряжение землей, недрами, водными и другими природными ресурсами, природопользование, экология, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах и об охране окружающей среды и др.;
экономический блок: разграничение государственной собственности, общие принципы налогообложения и др.;
|
социально-культурный блок: охрана памятников истории и культуры, общие вопросы образования, науки, культуры и спорта, здравоохранения, социальной защиты, трудовое, семейное, жилищное законодательства и др.;
судебно-правоохранительный блок: законность и правопорядок, административное и административно-процессуальное законодательство, кадры судебных и правоохранительных органов адвокатура, нотариат и др.;
иное: борьба с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями и др.