Культура: традиции и современность




МОНГОЛИЯ

(Монгольская Народная Республика)

Общие сведения

Страна расположена на севере Центральной Азии. Сотни и тысячи километров суши отделяют ее от океанов и морей. Граница на севере проходит с Союзом Советских Социалистических Республик, на юге — с Китайской Народной Республикой. По конфигурации территория страны напоминает эллипс наибольшей протяженностью по широте — около 2400 км, по долготе — свыше 1250 км. Общая площадь — 1 566 тыс. кв. км, численность населения — 1,7 млн. человек (1981 г.), средняя плотность — 1 человек на 1 кв. км. Революционные силы Монголии, сфор­мировавшиеся под влиянием Великой Октябрьской социалистической револю­ции, опираясь на помощь Советской Рос­сии, в 1921 г. освободили свою страну от иностранной зависимости. Соверши­лась антифеодальная и антиимпериали­стическая, народно-демократическая ре­волюция. В 1924 г. на I съезде Велико­го народного хурала была провозглаше­на Монгольская Народная Республика.

Монгольская народно-революционная партия (МНРП), созданная в 1921 г. мон­гольскими революционерами во главе с Сухэ-Батором, является правящей пар­тией, марксистско-ленинским авангар­дом молодого рабочего класса, коопери­рованного аратства (крестьянства) и ин­теллигенции МНР. Высший законода­тельный орган республики — Великий народный хурал (съезд народных депу­татов), а в период между сессиями — Президиум Великого народного хурала, высший исполнительный и распоряди­тельный орган — Совет Министров. Страна делится на 18 аймаков (областей), состоящих из административно-хозяй­ственных единиц — сомонов, общее чи­сло которых превысило три сотни. В Монгольской Народной Республике имеется несколько десятков городов и поселков городского типа, в крупных городах выделены хороны (городские районы). Самый крупный город — сто­лица Улан-Батор.

Культура: традиции и современность

Основным занятием монголов на протя­жении всей их истории было кочевое ско­товодство. Этот хозяйственно-культур­ный тип, сложившийся в зоне Монголь­ского плато, прослеживается по археоло­гическим данным и у предков нынешних монголов, обитавших на территории Монголии.

Весь уклад жизни кочевника был орга­нически связан с особенностями его хозяйства, приспособлен к нему и обу­словлен его возможностями. Главное ез­довое животное — лошадь, вьючные — верблюд и бык. Жилище кочевника — мобильная лёгкая разборная юрта. Юрта имеет деревянный остов. На него снаружи накладывается, иногда в два слоя, вой­лочная кошма, поверх которой наматыва­ется ткань, защищающая войлок от дождя и снега. Устойчивость юрте придают два опорных столба, стоящие справа и слева от очага и упирающиеся в обод дымового отверстия юрты. Между ними при силь­ном ветре подвешивается тяжелый ка­мень. Дверь юрты всегда обращена к югу — к теплу — привычка, выработан­ная кочевым бытом. Традиционное деле­ние юрты на левую (женскую) и правую (мужскую) половины сейчас почти изжи­то. Но северная сторона, прямо против входа, до сих пор считается самой почет­ной — там принимают гостей. Тради­ционная мебель также приспособлена к особенностям кочевого быта. Прежде всего она легкая и малогабаритная, легко разбирающаяся на составные час­ти. Таковы кровать, табуреты, шкафчики для посуды и ящики для вещей. В совре­менном быту скотоводов, продолжаю­щих жить в юрте, но уже ведущих осед­лый или полу оседлый образ жизни, встречается мебель городского типа.

Однако по-прежнему популярны и не­которые виды мебели старого образца, производимые специальными артелями на продажу населению. Пол в юрте засти­лается войлочными кошмами, обработан­ными-шкурами крупного рогатого скота и овчинами. Теперь во многих юртах име­ется деревянный настил, который также легко разбирается и перевозится в случае надобности.

Необходимый минимум утвари кочев­ников — это чугунный котел, в котором варится мясо, лапша, чай с молоком, поджаривается мука; кожаные и деревян­ные ведра для хранения молока и жидких молочных продуктов; бурдюки для ку­мыса из шкуры быков вместимостью от 100 до 300 л; кожаные мешки и сумки для хранения муки, вяленого мяса, сахара, соли; деревянные, серебряные, фаянсо­вые чашки, из которых ели, как правило руками, лапшу с мясом и пили чай. Такую чашку каждый монгол должен был посто­янно иметь при себе.

Столь же приспособлена к условиям быта монголов и их одежда. Это одинако­вый для мужчин и женщин халат (лет­ний — «тэрлэг», зимний — «дэли»), кото­рый запахивается слева направо, застегивается у ворота и подпоясывается широ­ким многометровым кушаком, много раз обертываемым вокруг тела. Кушак обес­печивает плотное прилегание верхней одежды к телу и существенно утепляет область поясницы, что в условиях конти­нентального сурового климата при частой верховоц езде очень важно для защиты от заболеваний радикулитом.

Головные уборы монголов удивительно разнообразны как по форме, так и по ма­териалу, идущему на их изготовление: кожа, мех (овчина, лисица, волк, тарба­ган), бархат, шелк. Вышивка, апплика­ции, шелковые ленты украшали голов­ные уборы наиболее почетных лиц (знати, победителей в спортивных играх). Каждая этническая группа монголов имела головной убор особого покроя.

Пищевой рацион монголов также определялся продуктами скотоводческого хозяйства. Это мясо (в основном барани­на, реже говядина и конина) и молочные продукты (чай с молоком, сыр «бислаг», сушеный творог «арул», простокваша «тарак», пенки «урум», молочная водка «архи», кумыс «айраг», топленое масло «шар тос»). Мясо не доваривают, чтобы сохранить в нем витамины.

Семейная и общественная жизнь мон­голов определялась устоявшейся много­вековой традицией, закрепленной снача­ла нормами обычного права, затем мон­гол о-ойратским сводом законов 1640 г., далее общемонгольским кодексом «Хал-ха Джирум», наконец, маньчжурским законодательством, действовавшим с конца XVIII по начало XX в.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: