Чрезвычайно высокая смертность детей до революции и непонимание истинных социальных причин этого породили в среде монголов целую систему магических приемов и запретов, целью которых было оградить ребенка от «злых духов». Например, в юрту, где рожает женщина, нельзя было входить постороннему, выносить и отдавать кому-либо огонь очага и молоко, чтобы с ними не ушло счастье. С целью сбить с толку «злых духов» мальчикам часто давали женские имена, девочкам— мужские. С точки зрения укрепления социальных и родственных связей большую роль в монгольском обществе играли праздники: всенародные (надом) и семейные (найр). Надом устраивался раз в год, а найров могло быть несколько в зависимости от поводов: рождение или усыновление ребенка, первая стрижка его волос (она проводилась, когда ребенку исполнялось 3, 5 или 7 лет), начало дойки лошадей и изготовление первого кумыса и т. д. Из календарных праздников наиболее важными считались зимний праздник Нового года (Цаган cap), не имевший фиксированной даты и отмечавшийся по восточноазиатскому лунно-солнечному календарю в феврале—марте, и летний праздник «обо» — чествование местных духов- покровителей, от «благоволения» которых, как считалось, зависела погода, обильные дожди, травостой на пастбищах, тучность скота, т. е. все то, что определяло благосостояние скотовода. Эти соревнования были известны уже в эпоху Чингисхана и служили средством отбора самых сильных и ловких воинов в ханскую дружину. Замечательны традиции монгольского гостеприимства. Любой путник, случайно зашедший в юрту, может рассчитывать на то, что хозяева поделятся с ним своей едой. Хозяйка сразу же начинает варить кирпичный чай с молоком, так как угощать гостя следует лишь свежим чаем. Хозяин и гость совершают тем временем традиционный обмен табакерками с нюхательным табаком— поочередно дают друг другу нюхать свой табак, после чего хозяин начинает с гостем разговор о том, кто он, откуда и т. д. Своеобразна монгольская музыка — протяжная, мелодичная, сопровождающая обычно сольное пение. Песни монголов — это лиро-эпические восхваления родного края, любимого коня— победителя в скачках, лирические, любовные и исполняемые только на пирах, дорожные песни, пастушеские возгласы с распевы и восхваления победителей во время надома. Монголам были известны и массовые пляски во время семейных и общественных праздников, и индивидуальные танцы — подражания повадкам животных, имитации охотничьих сцен. Ламаизм не поощрял светских танцев, признавая лишь религиозные танцевальные мистерии.
|
Быт монголов в наши дни претерпевает значительные изменения. Прежде всего это связано с активно проходящим процессом оседания кочевников. Развитие монгольской экономики создает все большие возможности для этого. Фабричная мебель, радиоприемники, одежда европейского покроя, библиотека, электрическая лампочка — все это стало нередким явлением и в худоне. На смену кожаной и деревянной посуде приходит стеклянная, фаянсовая, алюминиевая. Много и других новшеств в быту скотоводов, ведущих кочевой образ жизни. На далекие кочевья доставляют почту и свежие газеты. Для перекочевки нескольких семей с детьми выделяется грузовик. Если заболел человек на отдаленном кочевье, его вертолетом доставляют в больницу. Дети учатся в школах-интернатах на центральной усадьбе СХО и на каникулы, а часто и в выходные дни приезжают на кочевье к родителям. На территории Монголии находится немало памятников минувших времен — свидетелей ее истории. Многие из них открыты монгольскими и советскими археологами в последние годы. Среди них гигантские палеолитические мастерские в Южной Гоби, наскальные рисунки в каньоне р. Чулут и в других местах Хан-гая — художественная летопись жизни кочевников эпохи бронзы, развалины столицы монгольской империи Каракорума, разрушенного китайскими войсками в 1380 г. и раскопанного в середине XX в. Прекрасным памятником средневекового зодчества является первый буддийский монастырь Монголии Эрдэни-Дзу (близ Каракорума), сохраняющий благодаря регулярным реставрационным работам свою былую красоту.
|
Улангом и Улэгэй определились как города несколько десятков лет назад. Улангом, лежащий на севере Котловины Больших озер у оз. Убсу-Нур — центр обработки сельскохозяйственного сырья (имеются мельница и мясокомбинат). В Улэгэе, административном центре казахского аймака, работает крупная шерстомойная фабрика, имеется ТЭЦ. Топливо в эти города поступает из местных угольных шахт.
Несколько лет назад на севере богатого лесом восточного подрайона вступил в строй крупный деревообрабатывающий комбинат и вырос город Тосонцэнгэл. На юге подрайона в аймачном центре Алтай развита местная промышленность.
В названных городах создается, растет и совершенствуется промышленность. Меняется архитектурный и культурный облик самих селений. «Войлочные кварталы» с юртами и деревянными домами, подобные тем, какие были в старой Урге, заменяются кварталами современной постройки. Возникают учебные, научные и культурные учреждения.