Главой семьи считался мужчина.




Чрезвычайно высокая смертность де­тей до революции и непонимание истин­ных социальных причин этого породили в среде монголов целую систему маги­ческих приемов и запретов, целью кото­рых было оградить ребенка от «злых ду­хов». Например, в юрту, где рожает жен­щина, нельзя было входить посторонне­му, выносить и отдавать кому-либо огонь очага и молоко, чтобы с ними не ушло счастье. С целью сбить с толку «злых духов» мальчикам часто давали женские имена, девочкам— мужские. С точки зрения укрепления социальных и родственных связей большую роль в монгольском обществе играли праздники: всенародные (надом) и семейные (найр). Надом устраивался раз в год, а найров могло быть несколько в зависимости от поводов: рождение или усыновление ре­бенка, первая стрижка его волос (она проводилась, когда ребенку исполнялось 3, 5 или 7 лет), начало дойки лошадей и изготовление первого кумыса и т. д. Из календарных праздников наиболее важ­ными считались зимний праздник Нового года (Цаган cap), не имевший фиксиро­ванной даты и отмечавшийся по восточ­ноазиатскому лунно-солнечному кален­дарю в феврале—марте, и летний празд­ник «обо» — чествование местных духов- покровителей, от «благоволения» кото­рых, как считалось, зависела погода, обильные дожди, травостой на паст­бищах, тучность скота, т. е. все то, что определяло благосостояние скотово­да. Эти соревнования были известны уже в эпоху Чингисхана и слу­жили средством отбора самых сильных и ловких воинов в ханскую дружину. Замечательны традиции монгольского гостеприимства. Любой путник, случайно зашедший в юрту, может рассчитывать на то, что хозяева поделятся с ним своей едой. Хозяйка сразу же начинает варить кирпичный чай с молоком, так как уго­щать гостя следует лишь свежим чаем. Хозяин и гость совершают тем временем традиционный обмен табакерками с ню­хательным табаком— поочередно дают друг другу нюхать свой табак, после чего хозяин начинает с гостем разговор о том, кто он, откуда и т. д. Своеобразна монгольская музыка — протяжная, мелодичная, сопровожда­ющая обычно сольное пение. Песни мон­голов — это лиро-эпические восхваления родного края, любимого коня— победи­теля в скачках, лирические, любовные и исполняемые только на пирах, дорожные песни, пастушеские возгласы с распевы и восхваления победителей во время надома. Монголам были известны и массовые пляски во время семейных и обществен­ных праздников, и индивидуальные тан­цы — подражания повадкам животных, имитации охотничьих сцен. Ламаизм не поощрял светских танцев, признавая лишь религиозные танцевальные мисте­рии.

Быт монголов в наши дни претерпе­вает значительные изменения. Прежде всего это связано с активно проходящим процессом оседания кочевников. Разви­тие монгольской экономики создает все большие возможности для этого. Фаб­ричная мебель, радиоприемники, одежда европейского покроя, библиотека, элек­трическая лампочка — все это стало не­редким явлением и в худоне. На смену кожаной и деревянной посуде приходит стеклянная, фаянсовая, алюминиевая. Много и других новшеств в быту ското­водов, ведущих кочевой образ жизни. На далекие кочевья доставляют почту и свежие газеты. Для перекочевки несколь­ких семей с детьми выделяется грузовик. Если заболел человек на отдаленном ко­чевье, его вертолетом доставляют в боль­ницу. Дети учатся в школах-интернатах на центральной усадьбе СХО и на кани­кулы, а часто и в выходные дни приезжа­ют на кочевье к родителям. На территории Монголии находится не­мало памятников минувших времен — свидетелей ее истории. Многие из них открыты монгольскими и советскими ар­хеологами в последние годы. Среди них гигантские палеолитические мастерские в Южной Гоби, наскальные рисунки в каньоне р. Чулут и в других местах Хан-гая — художественная летопись жизни кочевников эпохи бронзы, развалины столицы монгольской империи Каракору­ма, разрушенного китайскими войсками в 1380 г. и раскопанного в середине XX в. Прекрасным памятником средневекового зодчества является первый буддийский монастырь Монголии Эрдэни-Дзу (близ Каракорума), сохраняющий благодаря регулярным реставрационным работам свою былую красоту.

Улангом и Улэгэй определились как города несколько десятков лет назад. Улангом, лежащий на севере Котловины Больших озер у оз. Убсу-Нур — центр обработки сельскохозяйственного сырья (имеются мельница и мясокомбинат). В Улэгэе, административном центре ка­захского аймака, работает крупная шер­стомойная фабрика, имеется ТЭЦ. То­пливо в эти города поступает из местных угольных шахт.

Несколько лет назад на севере богатого лесом восточного подрайона вступил в строй крупный деревообрабатывающий комбинат и вырос город Тосонцэнгэл. На юге подрайона в аймачном центре Ал­тай развита местная промышленность.

В названных городах создается, растет и совершенствуется промышленность. Меняется архитектурный и культурный облик самих селений. «Войлочные квар­талы» с юртами и деревянными домами, подобные тем, какие были в старой Урге, заменяются кварталами современной по­стройки. Возникают учебные, научные и культурные учреждения.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: