Цель у них одна — выражение воли народа.




Субъектный со­став также одинаков: граждане, которые имеют право принимать учас­тие в референдуме, могут участвовать и в выборах. Основное отличие процедуры выборов от процедуры референдума состоит в объекте волеизъявления избирателей. При выборах таким объ­ектом является кандидат в депутаты представительного органа или кан­дидат на какую-нибудь должность. При референдуме объектом волеизъ­явления является не человек (кандидат), а определенный лицо, по ко­торому проводится референдум, — принятие закона, поправок к нему, его отмена, либо какая-нибудь проблема, касающаяся государства в це­лом.

Сход — это собрание жителей, обладающих избирательным пра­вом, который, как правило, созывается в муниципальных образовани­ях, имеющих до 1000 жителей.

Решения, принятые сходом, обязатель­ны для исполнения всеми органами и должностными лицами муници­пального образования, юридическими и физическими лицами на территории данного образования и могут быть отменены или измене­ны только сходом или решением суда.

Граждане имеют право на правотворческую инициативу в органах государственного и местного значения.

Проекты правовых актов по таким вопросам, внесенные гражданами в государственные органы и органы местного самоуправления, подлежат обязательному рассмот­рению, а результаты рассмотрения — официальному опубликованию (обнародованию). Обращения граждан РФ в государственные органы и органы местного самоуправления позволяют осуществлять общественный контроль за всеми ветвями власти и органами местного самоуправления, добиваться восстановления нарушенных прав, обес­печения социальной справедливости.

Голосование на выборах и референдумах является самой активной и действенной формой участия граждан России в политической жизни страны, хотя и другие формы позволяют населению ощутить свою необ­ходимость и причастность к делам государства и местного сообщества.

 

 

21. Референдум (понятие и виды).

Референдум — это всенародное голосование российских граждан по законопроектам, действующим законам и наиболее важным вопросам государственного значения.

виды референдума.

В зависимости от содержания законопроекта выделяют:

I. Конститу­ционный - выносятся вопросы, связанные с принятием новой конституции или внесением в нее поправок.

II. Обыкновенный (законодательный) - ре­шается вопросы о принятии того или иного закона или внесении измене­ний в закон, ранее утвержденный на референдуме

 

По времени проведения референдума:

Превентивный (дозаконодательный)

2) утверждаю­щий послезаконодательный референдумы.

 

Референдумы могут быть

1) обязательными - выносятся вопросы, прямо указанные в Конституции, поскольку другим путем они не могут быть решены

2) факульта­тивными.- решаются вопросы, выне­сение которых на всенародное обсуждение не обязательно. Такой ре­ферендум происходит по инициативе либо государственных органов, либо избирателей.

 

По территориальному признаку референдумы подразделяются на:

Референдум субъекта РФ -

2) Местный референдум –

На всероссийский референдум запрещается вынесение следующих вопросов:

1) изменения статуса субъектов РФ;

2) досрочного прекращения или продления срока полномочий Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы либо от­срочка таких выборов;.

3) принятия и изменения федерального бюджета, исполнения или изменения внутренних финансовых обязательств государства;

4) введения, изменения или отмены федеральных налогов и сбо­ров, а также освобождения от их уплаты;

5) принятия чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здо­ровья и безопасности населения;

Амнистии и помилования.

Федеральное законодательство устанавливает запрет на проведе­ние всенародных голосований в условиях военного или чрезвычайного положения на всей территории России, а также в течение 3 месяцев после отмены особых режимов управления.

В конце 2002 г. Федеральное Собрание РФ приняло поправки в Федеральный конституционный закон о референдуме 1995 г., которые ввели мораторий на всенародное волеизъявление в течение года перед парламентскими или президентскими выборами. Исключением может стать только референдум по международным вопросам (например, о будущем Союза Белоруссии и России).

Назначает проведение всероссийского референдума Президент РФ по инициативе не менее чем двух миллионов граждан России (имеющих право на участие в референдуме РФ, при условии, что на территории одного российского субъекта или в совокупности за преде­лами РФ проживают не более 10% из них) либо по инициативе Консти­туционного Собрания, предлагающего принять новую Конституцию России.

Референдум РФ признается состоявшимся, если в голосовании приняло участие более половины граждан, имеющих право на участие в референдуме. Решение признается принятым, если за него проголо­совало более половины граждан, принявших участие в голосовании. Данное решение является общеобязательным, не нуждается в до­полнительном утверждении и действует на всей территории РФ. Это же правило применяется в отношении реше­ния, принятого на референдуме субъекта Федерации и на местном ре­ферендуме. Решение, принятое на референдуме субъекта Федерации, местном референдуме, может быть отменено или изменено путем принятия иного решения на референдуме субъекта Федерации, местном рефе­рендуме соответственно, но не ранее двух лет после его принятия либо признано недействительным в судебном порядке.

 

 

22. Конституционные основы многопартийности в Российской Федерации.

Принцип идеологического и политического многообразия (ст. 13 Конст РФ) - одна из важнейших сторон демократического характера Российского гос-ва.

Основные хар-ки данного принципа:

1)идеологическое многообразие означает возможность нормального сосуществования в обществе различных философских, политических, правовых, эк-ких, религиозных взглядов, идей, теорий.

2)невозможность установления никакой идеологии в качестве государственной или обязательной.

3) принцип политического многообразия, или многопартийность, - свобода образования и деятельности полит.партий. Основное назначение партий - выражение воли населения или отдельных его групп. Принцип многопартийности означает, что не допускаются ограничения на создание партий по признаку выражаемых ими идей, не допускается существование одной (или ограниченного числа) партий и запрещение (ущемление) других. Невозможно также объявление одной из партий «руководящей», занимающей преимущественное положение по сравнению с другими;

4) свобода общественных объединений. Общ.объединения - это добровольные формирования граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей. К общественным объединениям относятся и полит.партии. Ст 13 закрепляет равенство общественных объединений перед законом;

5) пределы принципа идеологического и политического плюрализма. Свобода идеологической и политической, а также иной общественной деятельности не может быть безграничной. Пределы такой свободы Конст РФ устанавливает через запрет создания и деят-ти общественных объединений, цели или действия которых направлены на:насильственное изменение основ конст.строя и нарушение целостности РФ;подрыв безопасности гос-ва;создание вооруженных формирований; разжигание социальной, расовой, нац и религиозной розни.

 

23. Конституционные основы экономического строя в Рос­сийской Федерации.

Экономические основы представляют - собой базис конституцион­ного строя и складываются из отношений собственности, обмена, рас­пределения и потребления материальных и духовных благ. Экономические отношения, как правило, возникают и развивают­ся объективно, но общество и государство, используя законодательст­во и социальные нормы, могут оказывать на них существенное влия­ние.

 

Известны две возможные модели экономической системы:

1) ры­ночная и

2) планово-регулируемая.

Составляющими элементами экономических основ конституци­онного

строя являются:

1) отношения собственности (существуют две основные формы собственности — частная и публичная, все остальные формы производны от них);

2) производство материальных благ, в основе которого лежит со­зидательный труд человека.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-03-24 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: