Субъектами конституционного права - носители конституционных прав и конституционных обязанностей.




Субъекты конституционного права подразделяются на три боль­шие группы:

Физические лица - граждане РФ; иностранцы; лица с двойным гражданством (бипатриды); лица без гражданства (апатриды); избиратели, кандидаты в депутаты и депутаты как лица со специальной правоспособностью. Конституционная правоспособность физических лиц определяет­ся нормами Конституции, устанавливающими основные права и сво­боды (например, право избирать и быть избранными).

Государственные образования - государство в целом (РФ); субъекты РФ — республики, края, области, го­рода федерального значения, автономные округа и автономная область; органы государства — как на федеральном уровне, так и на уров­не субъектов Федерации.

Него­сударственные объединения.- общности людей — народ РФ, народы субъ­ектов Федерации, население административно-территориальных еди­ниц и муниципальных образований; органы местного самоуправления; ассоциации граждан — политические партии, массовые обще­ственные организации, религиозные объединения, общественно-по­литические движения и др.; группы граждан — собрания избирателей, сходы граждан и др.

 

7. Источники конституционного права РФ.

Источник права – это форма, в которой существуют, выражаются правовые нормы. Термин «источник» права содержит в себе два взаимосвязанных аспекта.

Во-первых- внешнюю форму, форму выражения правовых норм (другими словами - «вместилище» правовых норм);

во-вторых- форма придания правилам поведения юридически обязательного характера, характера норм права.

Особенностью системы источников российского конституционного права - является ее обусловленность федеративным устройством Российской Федерации.

Источниками конституционного права России являются следующие правовые акты:

1. Конституция Российской Федерации. Конституция РФ является основным источником любой отрасли национального права, и в первую очередь конституционного. Специфика Конституции как основного источника конституционного права выражается в следующем:

1) Конституция принимается народом или от имени народа, она является высшей формой воплощения государственной воли народа.

2) конституционные нормы имеют учредительный характер, устанавливая основные принципы существования государства (основы конституционного строя), основы организации государственной власти, устанавливают порядок создания иных правовых норм. Конституционные нормы первичны, нет другого правового акта, которому Конституция должна бы была соответствовать;

3) Конституция определяет некоторые виды иных источников права;

4) Конституция РФ обладает высшей юридической силой/

5) Конституция РФ имеет не только правовое, но и большое общественно-политическое и идеологическое значение, а также идеалы, к которым стремится общество индивидов, объединенных совместным существованием в рамках Российской Федерации. Конституция РФ выступает одним из фундаментальных, основополагающих факторов существования российского общества:

6) большинство конституционных положений имеют общий характер, направлены на регулирование широкого круга вопросов жизни общества, затрагивая главные аспекты регламентирования общественных отношений.

2. Законы. В Российской федерации законы принимаются законодательными (представительными) органами государственной власти на федеральном и региональном уровне. К источникам конституционного права относятся законы, содержащие конституционно-правовые нормы.

виды законов,

принимаемых федеральным Собранием - федеральным представительным органом государственной власти:

1) федеральный конституционный закон. Федеральные конституционные законы принимаются только по вопросам, предусмотренным Конституцией РФ. Конституцией РФ предусмотрена возможность принятия федеральных конституционных законов о чрезвычайном положении (ст. 56), о принятии в Российскую Федерации и образовании в ее составе нового субъекта (ст. 65), об изменении статуса субъекта Российской Федерации (ст. 66), В настоящее время приняты федеральные конституционные законы от 21 июля 1994 г. «О Конституционном Суде Российской Федерации», от 10 октября 1995 г. «О референдуме Российской Федерации», от 31 декабря 1996 г. «О судебной системе Российской Федерации», от 26 февраля 1997 г. «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации», от 17 декабря 1997 г. «О Правительстве Российской Федерации», от 28 апреля 1995 г. «Об арбитражных судах».

2) федеральный закон. Источниками конституционного права являются, например. Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации», Федеральный закон «О выборах Президента Российской Федерации» и др.;

3) закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации. В форме такого закона в соответствии со ст. 135 Конституции РФ и Федеральным законом от 4 марта 1998 г. «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации» вносятся поправки к гл. 3-8 Конституции РФ. Закон о поправке к Конституции РФ принимается по процедуре принятия федерального конституционного закона. Предмет регулирования такого закона ограничен только внесением поправки к Конституции.

Законы, принимаемые законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской федерации. Право принимать законы предоставлено им ст. 5 и 76 Конституции РФ.

3. Акты палат Федерального Собрания Российской Федерации. Государственная Дума и Совет Федерации по вопросам, отнесенным Конституцией РФ к их ведению, вправе в соответствии со ст. 102 и 103 Конституции РФ принимать постановления, большинство из которых носит правоприменительный характер, но некоторые могут иметь и нормативный характер. Наиболее значительными из них являются Регламент Государственной Думы от 22 января 1998 г. и Регламент Совета Федерации от 6 февраля 1996 г.

4. Указы Президента РФ. К источникам конституционного права относятся только нормативные указы Президента РФ. В качестве примера можно привести Указ Президента от 23 мая 1996 г. «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента РФ, Правительства РФ и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти».

5. Постановления Правительства РФ - издаются на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ. В качестве примера можно привести Постановление Правительства РФ от 22 апреля 1994 г. «О концепции государственной политики по отношению к казачеству».

6. Акты органов местного самоуправления. Система местного самоуправления. согласно Конституции РФ, не входит в систему государственной власти. Поэтому акты органов местного самоуправления не являются в чистом виде нормативно-правовыми актами, а являются источниками конституционного права в смысле внешней формы выражения норм. Юридическая сила. общеобязательность придается им так называемой «генеральной отсылкой», санкционированием со стороны государства * положений, содержащихся в актах органов местного самоуправления и законодательстве Российской Федерации.

7. Конституционно-правовые договоры и соглашения. Под конституционно-правовым договором (соглашением) понимается соглашение, заключаемое субъектами конституционного права. Возможность заключения некоторых из таких соглашений предусмотрена Конституцией РФ. Договор является выражением диспозитивного метода конституционно-правового регулирования, так как предусматривает равенство сторон.

Российскому конституционному праву известны следующие виды договоров:

1) Федеративный договор от 31 марта1992 г., закрепивший основы взаимоотношений между Федерацией и ее субъектами и положенный в основу конституционного регулирования федеративного устройства Российской Федерации по Конституции РФ 1993 г.;

2) договоры между Российской Федерацией и субъектом Федерации о разграничении предметов ведения и делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъекта Федерации. Такие договоры заключены, например, с Республиками Татарстан (15 февраля 1994 г.), Башкортостан (3 августа 1994 г.).

3) договоры между органами государственной власти автономного округа и органами государственной области края (области), предметом регулирования которых являются отношения между ними, связанные с вхождением автономного округа в состав края или области. Возможность их заключения прямо предусмотрена ст. 66 Конституции РФ.

4) соглашение об изменении статуса субъекта Российской Федерацию. Конституция РФ в ч. 5 ст. 66 предусматривает, что статус субъекта Российской Федерации может быть изменен по взаимному согласию Российской Федерации и субъекта Федерации в соответствии с федеральным конституционным законом.

8. Общепризнанные принципы к нормы международного права, международные договоры.(ст. 15. Ч.4)

9. Решения Конституционного Суда Российской Федерации - их признание на сегодняшний день в качестве источника права является спорным.

10.Естественное право – ст. 2 КРФ Таким образом, Конституция РФ признает, а не устанавливает права человека.

 

8. Закон — основной источник российского конституционного права (понятие, признаки, виды).

Закон - НПА высшей юр.силы, принимаемый в особом порядке законодательным органом или народом на референдуме, и регулирующий наиболее важные общественные отношения.

Классификация законов:1.По юр.силе: Конст РФ (закон высшей юр.силы); ФКЗ РФ - существуют с 1994 года, принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией РФ и считается принятым при одобрении большинством не менее 3/4 голосов от общего числа членов СФ и не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов Госдумы. ФЗ РФ- основной вид закона РФ - принимается Госдумой и советом Федерации - не могут противоречить ФКЗ; ФЗ принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Госдумы. Принятые Госдумой ФЗ в течение 5 дней передаются на рассмотрение СФ. ФЗ считается одобренным СФ, если за него проголосовало более 1/2 от общего числа членов этой палаты либо если в течение четырнадцати дней он не был рассмотрен СФ. В случае отклонения фед.закона СФ палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего фед.закон подлежит повторному рассмотрению Госдумой. В случае несогласия Госдумы с решением СФ ФЗ считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее 2/3 от общего числа депутатов Госдумы. Президент РФ имеет право вето на ФЗ. 2.По предметам ведения, которые в них могут затрагиваться:ФКЗ - по вопросам, предусмотренным Конституцией, Закон РФ о поправке к Конституции РФ; ФЗ (о выборах президента 10.01.2003, о гражданстве 31.05.2002, о СМИ 27.12.1991, о политпартиях 11.07.2001).

3.по территориальному признаку: ФЗ; законы субъектов РФ - принимаются законодательными органами субъектов РФ. Порядок и процедура принятия данных законов и иные вопросы определяются регламентами законодательных органов субъектов РФ, а также конституциями (уставами) субъектов РФ.

4.По возможности применения в отношении их отлагательного вето Президентом РФ: ФКЗ - президент не обладает отлагательным вето; ФЗ - президент обладает отлагательным вето.

Конституция РФ предусматривает принятие ФКЗ и ФЗ. Они различаются:по юр.силе; по предметам ведения, которые в них могут затрагиваться; по порядку принятии; по возможности применения президентом РФ в отношении них отлагательного вето.

 

 

9. Конституционная ответственность (понятие, субъекты, основания).

Конституционная ответственность – это закрепленная нормами конституционного права обязанность субъекта конституционно-правового отношения отвечать за свое юридически значимое поведение в установленном порядке, а в случае отклонения претерпевать меры государственного воздействия.

Структура

Субьекты – Государство, Органы государственной власти, Органы местного самоуправления, Депутаты, Должностные лица, Общественные объединения, Физические лица (граждане, иностранцы, апатриды)

Основания – возникают вследствие нарушения (Конституции РФ, Конституций (уставов) субъектов РФ, Других источников конституционного прав

Санкции – 1)Правовосстановительные – принуждение к выполнению конституционной обязанности, отмена незаконного правового акта, обязанность возместить причиненный ущерб и т.д.

2)Предупредительные – предупреждение Президента РФ законодательному органу или высшему должностному лицу субъекта Федерации о необходимости отмены признанного судом незаконным правового акта, приостановление деятельности общественного объединения и т. Д.

3)Карательные –роспуск Государственной Думы, отставка Правительства РФ, признание выборов недействительными

4)Санкции пресечения – ведение военного или чрезвычайного положения, «вето» Президента РФ и т. Д.

 

 

10. Понятие и сущность Конституции РФ.

Конституция РФ - основной закон Российского гос-ва, регулирующий важнейшие общественные отношения между гражданином, общ-вом и гос-вом, закрепляющий основы конст.строя, организацию гос.власти.

Конституция РФ - это закон, имеющий высшую юр.силу, прямое действие и применяемый на всей терр РФ. Законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить Конст РФ. Отличительные черты Конституции:1. особый субъект, который устанавливает Конституцию (народ) или от имени которого она принимается; 2.учредительный, первичный характер конст.установлений; 3.всеохватывающий характер конст.регламентации, т.е.тех сфер общественных отношений, воздействие на которые она распространяет (полит.сфера, эк-кая, социальная, духовная и другие); 4.особые юр.свойства: верховенство, высшая юр.сила, особый порядок принятия, внесения поправок и изменения Конституции, специфические формы охраны и т.д.

Сущность Конституции - баланс основных соц.интересов, представленных в общ-ве; проявление плюрализма, политического компромисса. Одним из распространенных представлений является трактовка сущности Конституции как общественного договора. Предполагается, что все члены общества заключили договор, воплощенный в Конституции, о том на каких основах учреждается данное общ-во, по каким правилам оно живет. Согласно таким концепциям Конституция есть выражение суверенитета народа, проявление его единой воли. Теологические теории видят сущность Конституции в воплощении в ней божественных предписаний человеческому обществу о правилах жизни и считают, что в Конституции выражаются идею высшей справедливости, разума. В сущности Конституции 1993 года заложены общедемократические начала. По своему источнику она является народной Конституцией, поскольку была принята народом на референдуме, а не установлена гос-вом.

 

11. Конституция РФ 1993 г. Общая характеристика.

Конституция РФ 1993 года - была Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года, содержит два раздела, 9 глав и 137 статей.

Глава 1- основы конституционного строя, Глава. 2- права и свободы человека и гражданина, Глава 3- федеративное устройство, Глава 4- президент РФ, Глава 5- федеральное собрание,Глава 6- правительство РФ, Глава 7- судебная власть, Глава 8 – местное самоуправление, Глава 9- конституционные поправки и пересмотр конституции.

Конст.РФ отражает переходный хар-р российского общ-ва,в ней нашли отражение многообразие форм собственности, конкуренция, свобода эк-кой деят-ти,полит.и идеологический плюрализм, признание прав и свобод человека и гр-на, федеративное устройство.

Это находит свое воплощение в ее осн.чертах,таких как: 1.прямое действие(нормы конст.не нуждаются в ином подтверждении. Прямое действие конст.норм означает право гр-н непосредственно опираться на них при осуществлении своих прав). 2.верховенство(ни один акт не м.б.принят если он противоречит положениям конституции-ч.2 ст.4 и ч.1 ст.15). 3.высшая юр.сила(при столкновении нормы конст.РФ и иных правовых норм всегда должна применятся норма конституции(ч.1 ст.15).4.особый порядок охраны (все гос.органы призваны обеспечивать действенность конст.РФ. В стране учрежден и действует специализированный орган конст.контроля-Конст.суд РФ. 5.Содержательные особенности(к их числу относятся сжатое, но комплексное закрепление в конст.РФ устройства гос-ва и негос.институтов, приоритетное регулирование прав и свобод людей по сравнению с их обязанностями,учреждение федерализма, республиканской формы правления, демократического правового режима. Также конст.РФ отличают такие черты, как особый субъект, которым явл.народ, учредительный, первичный хар-р конст.установлений,кот.проявляется в том что ее установления явл.первичными и выступают в кач-ве первоосновы для текущего законодат-ва,особый порядок ее принятия и пересмотра.

 

 

12. Юридические свойства Конституции РФ.

Конституции как нормативному правовому акту присущи следующие юр.свойства:

1.Верховенство Конституции означает, что гос-во, гос.власть в лице гос.органов, а также орг-ции, объединения, граждане подчиняется Конституции. Согласно статье 4 Конст имеет верховенство на всей территории РФ. Согласно статье 15 Конст РФ органы гос.власти, органы МСУ, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конст РФ и законы.

2.Высшая юр.сила Конституции. Согласно ст 15 Конституция РФ имеет высшую юр.силу, прямое действие и применяется на всей терр РФ. Высшая юр.сила Конст означает, что все законы и иные НПА должны соответствовать Конст, в противном случае действуют нормы Конституции.

3.Центральное место во всей правовой системе. Конституция является "ядром" правовой системы, основным законом гос-ва. Она координирует законодательство и направляет правотворческий процесс, устанавливает порядок принятия законов, основные виды подзаконных актов.

4.Особая охрана Конституции. В охране Конст задействована практически вся система органов гос.власти. Президент РФ является гарантом Конституции. Конст.Суд РФ проверяет конституционность ряда НПА, причём акты, признанные неконституционными, утрачивают силу.

5.Особый порядок принятия, изменения и пересмотра Конституции. Особый, усложнённый порядок изменения и пересмотра Конституции (Глава 9 статьи 134 - 137), характеризует её как "жёсткую" (в отличие от "гибких" конституций, изменяемых в том же порядке, что и другие законы), обеспечивает её стабильность. Конституция, как основной закон - акт долговременного действия, юр.свойством которого является устойчивость его содержания. В силу самой природы конституции ей присуще качество стабильности. Принятие новой конституции должно быть спровоцировано либо серьезным, неисправимым недостатком предыдущей редакции, либо какими-либо глобальными изменениями в общ-ве, общественном и гос.устройстве. Отдельные изменения в ней также должны требовать серьезного обоснования и происходить в особом, присущем только Конституции порядке. Поэтому в большинстве стран мира установлен усложненный порядок изменения Конституции.

Особенности Конституции:1.принимается народом или от имени народа; 2.носит учредительный (первичный) характер; 3.особый предмет конст.регулирования (Конст носит всеохватывающий характер - политическая, эк-кая, социальная, духовная сферы жизни общ-ва).

 

 

13. Реализация конституционных норм (понятие, формы). Прямое действие норм Конституции РФ 1993 г.

Реализация Конституции – это соц-правовой процесс кот. обеспечивает проведение действующей конституции в жизнь.

Формы реализации конституции:1. Соблюдение (им реализуются запрещающие нормы) - пассивное воздержание от действий, запрещенных юр.нормами. 2. Исполнение (через него реализуются обязывающие нормы). Это активное действие, направленное на претворение в жизнь обязывающих предписаний юр.норм. 3. Использование (через него реализуются уполномочивающие нормы) представляет собой такую форму реализации, когда соответствующие субъекты совершают дозволенные Конституцией действия и осуществляют предоставленные им права.

4. Применение права - властная деятельность компетентных органов по реализации правовых норм относительно конкретных жизненных случаев и индивидуально-определенных лиц.

Прямое действие конст.норм означает, что независимо от наличия законодательных актов текущего законодательства, в которых конкретизируются конст.нормы, все правоприменяющие субъекты обязаны эти нормы осуществлять. Суд и иные органы при решении тех или иных положений могут прямо ссылаться на

конкретную статью Конституции.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-03-24 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: