Вопрос 3 ПРЕДМЕТ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА




Составляющие:

1. законность нахождения лиц, в местах лишения свободы. эта законность оценивается с учетом законности их содержания, а так же освобождения, соблюдение сроков пребывания в этих местах.

Законным содержащие лица считается тогда, когда для этого имеются оформленные в соответствии с законом соответствующие документы (протокол задержания, постановление суда об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста, о применении к лицу принудительных мер медицинского характера или обвинительный приговор.

Сроки содержания в указанных местах устанавливаются уголовно-процессуальным, административным законодательством(сроки задержания, сроки задержания под стражей, ареста) либо приговором суда.

 

Для каждого задержанного и заключённого под стражу сроки его пребывания под стражей индивидуализируются в процессуальном документе, служащих основанием для его водворения в эти учреждения (в протоколе задержания, постановлении,приговоре)

 

Проверяя соблюдение сроков, нахождения лица в учреждении прокурор ориентируется на те сроки, которые указаны в названных процессуальных актах.

В предмет надзора входит так же законность освобождения лица из места лишения или ограничения свободы. Для этого должны быть соответствующие условия:

1. отбытие срока наказания

2. Отмена приговора суда

3. Условно досрочное освобождение от отбывания наказания

4. Помилование или амнистия

5. Тяжелая болезнь или инвалидность

6. Иные основания, предусмотренные законом Соблюдение прав и обязанностей задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, — еще один элемент предмета рассматриваемой отрасли прокурорского надзора.

Лица, находящиеся в изоляции в соответствующих органах и учреждениях, тем не менее не лишаются основных конституционных прав, обеспечение защиты которых, безусловно, входит в предмет надзора прокурора. Однако эти лица, будучи участниками в сфере пенитенциарных отношений, наделяются специальными правами и обязанностями, которые тоже находятся под защитой прокуратуры в рамках рассматриваемой отрасли надзора. Эти права и обязанности закреплены федеральными законами. Права подозреваемых и обвиняемых, находящихся под стражей, закреплены в Федеральном законе «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» (ст. 17—26, 36), права и обязанности лиц, которые осуждены по приговору суда, предусмотрены Уголовно-исправительным кодексом (ст. 10-15).

Обеспечение строгого соблюдения и исполнения этих прав и обязанностей как со стороны администрации поднадзорных объектов, так и со стороны лиц указанной категории и составляет содержание предмета прокурорского надзора.

Составной частью предмета надзора является и соблюдение порядка и условий содержания лиц в местах лишения и ограничения свободы.

В своей совокупности порядок и условия образуют режим, который устанавливается в местах содержания задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера. Он регламентируется федеральными законами и конкретизируется ведомственными нормативными правовыми актами, издаваемыми по линии ФСИН России, органов внутренних дел, федеральной службы безопасности, в чьем подчинении находятся соответствующие органы и учреждения.

Составляющими режима являются правила, обеспечивающие охрану и изоляцию лиц указанной категории, постоянный надзор за ними, применение профилактического и дисциплинарного воздействия, физической силы, специальных средств и оружия. Установленное законодательством РФ материально-бытовое и медико-санитарное обеспечение указанных лиц тоже охватывается понятием режима.

Строгое соблюдение режима является непременным условием обеспечения соблюдения прав и обязанностей лиц, находящихся в изоляции, а также решения задач, стоящих перед администрациями соответствующих органов и учреждений.

Законность исполнения наказания, не связанного с лишением свободы, тоже входит в предмет рассматриваемой отрасли надзора.

В соответствии с предметом надзора прокуроры осуществляют контроль за соблюдением порядка и условий исполнения таких видов наказания, как штраф, обязательные работы, исправительные работы, ограничение свободы, ограничение по военной службе, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград.

Прокуроры осуществляют систематический надзор за соответствием действующему законодательству нормативных актов, издаваемых администрациями поднадзорных объектов: приказов, указаний, распоряжений и постановлений, регламентирующих вопросы, связанные с исполнением уголовных наказаний, содержанием граждан под стражей. И в случае несоответствия этих актов закону прокуроры обязаны незамедлительно их опротестовывать.

Полномочия прокурора по надзору за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражей.

Сложность задач, решаемых при осуществлении надзора в рассматриваемой сфере уголовно-исполнительных отношений, обусловила наделение прокурора обширными полномочиями, носящими властно-распорядительный характер.

Их перечень сформулирован ст. 33 Закона о прокуратуре. Отдельные полномочия указаны в Уголовно-исправительном кодексе, Федеральных законах: «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений».

В некоторых установленных законодательством случаях органы и должностные лица уголовно-исполнительной системы свои решения, существенно ограничивающие права граждан, обязаны согласовывать с соответствующими прокурорами.

Так, ФСИН России обязана согласовывать с Генеральной прокуратурой РФ правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, порядок производства обысков и досмотров в исправительных учреждениях.

Режим особых условий в исправительных учреждениях в случаях стихийного бедствия, массовых беспорядков и т.д. может быть введен на срок до 30 суток по решению руководителя ФСИН либо начальника территориального органа уголовно-исполнительной системы субъекта РФ, согласованному с Генеральным прокурором РФ либо соответствующим прокурором.

В общем виде полномочия прокурора при осуществлении рассматриваемой отрасли надзора изложены в ст. 33 Закона о прокуратуре. Порядок реализации этих полномочий определен в приказах Генпрокурора.

Прокурор наделен правом без какого-либо специального разрешения посещать в любое время органы и учреждения, в которых содержатся задержанные, заключенные под стражу осужденные к лишению свободы, лица, к которым судом применены меры принудительного характера.

Цель таких посещений — своевременное выявление, предупреждение и пресечение нарушений законов в поднадзорных объектах. В указанных приказах прокурорам предписывается практиковать проведение таких посещений в вечернее и ночное время, а также в выходные и праздничные дни.

В ходе посещения поднадзорных объектов прокуроры обязаны не оставлять без внимания факты использования недозволенных мер воздействия и незаконного применения физической силы, спецсредств и оружия; незаконного водворения в карцеры, дисциплинарные и штрафные изоляторы, помещения камерного типа, гауптвахты; неоказания медицинской помощи; ненадлежащего материально-бытового обеспечения; воспрепятствования подозреваемым, обвиняемым и осужденным обжаловать в соответствии с законом действия и решения должностных лиц, нарушивших их права.

Для выявления возможных фактов нарушения законов прокурор вправе опрашивать лиц, содержащихся в поднадзорных объектах. Он может это делать как по собственной инициативе, так и по просьбе лица, находящегося под стражей, как наедине, так и в присутствии представителей администрации соответствующего учреждения, других лиц.

В случае обнаружения у лица, содержащегося под стражей, телесных повреждений, получения сведений о незаконном задержании либо неправомерном применении к нему физической силы, специальных средств, иных недозволенных мер воздействия прокурор организует тщательную проверку.

Прокурор вправе знакомиться с документами, на основании которых эти лица задержаны, заключены под стражу, осуждены либо подвергнуты мерам принудительного характера. Он также знакомится с личными делами, приказами и распоряжениями администрации и иными служебными документами.

Действенной формой выявления нарушений законности являются прокурорские проверки в соответствующих органах и учреждениях. Они могут проводиться в плановом порядке, либо по поручению вышестоящего прокурора, либо в связи с жалобами, заявлениями и иной информацией о нарушениях закона.

В целях обеспечения общественного контроля за деятельностью спецприемников для содержания лиц, арестованных в административном порядке, ИВС и гауптвахт органы прокуратуры не реже одного раза в год осуществляют проверку мест принудительного содержания совместно с представителями общественных организаций (правозащитниками) либо уполномоченными по правам человека в субъектах РФ (их представителями).

По каждому случаю смерти лица, содержавшегося в поднадзорных учреждениях, проводится прокурорская проверка обстоятельств смерти с принятием по ее результатам процессуального решения.

Генеральным прокурором РФ в приказах установлены жесткие сроки проведения текущих проверок в органах и учреждениях, где в условиях изоляции содержатся граждане.

Так, прокуроры районного звена обязаны:

— ежедневно проводить проверки спецприемников, ИВС, гауптвахт;

— ежемесячно проводить проверки СИЗО, гауптвахт, исправительных учреждений, дисциплинарных воинских частей.

Под постоянным надзором соответствующих прокуроров находятся органы и учреждения, исполняющие наказания, не связанные с изоляцией осужденного от общества. Здесь проверки исполнения законов проводятся не реже одного раза в месяц. Особое внимание акцентируется на соблюдении требований закона о постановке осужденных на учет, контроле за их поведением, мерах воздействия, применяемых к лицам, уклоняющимся от исполнения возложенных судом обязанностей и запретов, на законность применения соответствующими администрациями мер воздействия к осужденным, нарушающим порядок и условия отбывания наказания, и т.д.

По результатам проверки составляется акт, в котором излагаются выявленные нарушения законов, обстоятельства, способствовавшие их совершению, указываются должностные лица, в результате действий или бездействия которых допущены выявленные нарушения, предлагаются конкретные меры по устранению нарушений. Копия акта вручается руководителю соответствующего органа, учреждения.

Результаты проверок используются для вынесения соответствующих актов прокурорского реагирования (протеста, представления, постановления, предостережения).

Прокурору предоставлены широкие полномочия по устранению выявленных нарушений законов и предупреждению их совершения в дальнейшем.

Прокурор вправе, как и по другим отраслям надзора, использовать предусмотренные Законом о прокуратуре средства реагирования на выявленные правонарушения в поднадзорных органах и учреждениях.

Прокурор и его заместитель вправе внести представление об устранении нарушений закона при содержании подозреваемых, обвиняемых и осужденных в ИВС, СИЗО, на гауптвахте, исполнении наказаний в виде лишения свободы, а также наказаний, не связанных с лишением свободы.

Предметом надзора рассматриваемой отрасли, как известно, является соответствие действующему законодательству приказов, указаний, распоряжений и постановлений, регламентирующих вопросы, связанные с исполнением уголовных наказаний, содержанием граждан под стражей, издаваемых администрациями поднадзорных органов и учреждений. В случае несоответствия закону таких актов прокурор и его заместители обязаны приносить на них протесты в установленном порядке.

Прокурор, исходя из характера нарушений закона должностными лицами поднадзорных объектов, выносит мотивированное постановление о возбуждении производства об административном правонарушении. Если нарушение закона в поднадзорных объектах имеет характер преступления, прокурор обязан принять меры к тому, чтобы лица, его совершившие, были подвергнуты уголовному преследованию в соответствии с законом.

Прокурор и его заместитель не только вправе, но и обязаны немедленно освободить своим постановлением каждого содержащегося без законных оснований в поднадзорных органах и учреждениях.

Постановление и требования прокурора относительно исполнения установленных законом порядка и условий содержания задержанных, заключенных под стражу, осужденных, лиц, подвергнутых мерам принудительного характера либо помещенных в судебно-психиатрические учреждения, подлежат обязательному исполнению администрациями, а также органами, исполняющими приговоры судов в отношении лиц, осужденных к наказанию, не связанному с лишением свободы.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: