Административно-территориальное деление : понятие, система, конституционно-правовое закрепление.





Административно-территориальная единици – этонеимеющие признаков государственных образований составные территориальные части унитарного гос-ва или субъекта федерации. Административно-территориальным делении ем решаются задачиу правления на соответствующей территории и расширения участия населения в осуществлении местной власти. Выделение ступеней административно-территориальных единиц зависит от многих факторов : а)размеров гос-ва; б)фактического расселения людей; в)исторических; г)экономических; д)политических; е)национальных и др. Система административно-территориального деления закрепляетсяв конституциях и конкретизирующих их законах. Особым статусом отличающим их от обычных административно - территориальных единиц обладают зависимые ,заморские, островные территории, анклавы, резервации и некоторые др.

44. Конституционные характеристики унитарного государства

три формы государственного устройства:

- унитарное государство;

- федерация (федеративное государство);

- конфедерация.

Унитарное государство - это единое, цельное государственное образование.

Унитарное государство-имеет целостную территорию, и его части не имеют собственной государственности.

Эта форма является преобладающей (Великобритания, Франция, Италия, Швеция, Норвегия, Финляндия, Греция, Испания, Нидерланды, Португалия Япония и др.).

Основные признаки:

  • единая конституция, нормы которой применяются на всей территории страны без каких-либо изъятий или ограничений;
  • единая система высших органов государственной власти;
  • единое гражданство;
  • единая система права;
  • единая судебная система;
  • территория унитарного государства подразделяется на административно-территориальные единицы, которые не могут обладать какой-либо политической самостоятельностью (т.е. прямое подчинение «Центру»).

Важнейшим принципом функционирования унитарной государственности является то, что местные органы управления в той или иной степени подчинены центральным институтам государственной власти и им подконтрольны.

В зависимости от степени и формы контроля центра за местной властью выделяют три разновидности унитарных государств: централизованные, децентрализованные, относительно децентрализованные:

 

· - к централизованным относятся унитарные государства, в которых преобладает централизм в государственном управлении и поэтому подчинение региональных органов центру осуществляется при посредстве должностных лиц, назначаемых из столицы (Дания, Нидерланды, Казахстан, Узбекистан, Норвегия).

· к децентрализованным относятся унитарные государства, в которых региональные органы формируются независимо от центральных органов, поэтому юридически отношения между ними строятся на началах децентрализации (Великобритания, отдельные регионы которой (Шотландия и Уэльс) обладают самостоятельностью (автономией)).

· к относительно децентрализованным относятся государства, в которых 2 (два) органа назначенный «центром»- представитель государственной власти и избранный гражданами- орган местного самоуправления (муниципалитет и др. ) (Португалия, Испания, Италия).

 

45. Конституционные основы местного управления и самоуправления.

 

Местное самоуправление – это форма реализации публичной власти населением территориальной единицы (территориальным сообществом) непосредственно и/или через систему создаваемых им органов.

Институт местного самоуправления присущ государствам с демократической системой организации власти и означает такую форму управления территориальными единицами, при которой обеспечиваются широкая самостоятельность местных органов самоуправления в решении вопросов местной жизни, участие в этом процессе населения, а так же возможности влияния институтов местного самоуправления на центральную власть.

Местное управление – это продолжение государственной власти на местах (в административно-территориальных единицах), которое осуществляется через назначаемые центральной властью и входящие в систему гос. администрации органы (и/или должностных лиц), а так же представительные органы населения. Эта форма осуществления публичной властью на местах отличается более жесткой централизацией государственно-властных функций.

Существуют различные модели организации местного самоуправления и местного управления, различающиеся способом формирования местных ораганов и характером их связей с центральной властью.

46. Понятие федерализма.

Федерализм – принцип конституционного строя, характеризующий способ территориальной организации государственной власти. Как принцип государственного устройства федерализм означает особый характер связей целого государства и отдельных его частей, отличающийся значительной децентрализацией и самостоятельностью территориальных составляющих в осуществлении государственной власти.

При широком подходе к определению федерализма его связывают не только с формой государственного устройства, но и с идеями, касающимися взаимоотношений двух уровней государственной власти и поддержания такого государственного союза, в котором обеспечивалось бы достижение общих целей для гарантий самостоятельности и соблюдения интересов частей федерации, их нормативном воплощением, а так же практикой реализации таких идей. Различные теории федерализма в основном сводятся к проблемам взаимоотношений федерации в целом и ее частей, их статуса.

Еще более широкий подход к понятию «федерализм» приводит к усмотрению начал федеративной связи в межгосударственных отношениях (например, в Европейском союзе) и во взаимоотношениях территориальных частей унитарного государства с децентрализованной организацией власти (например, Испания, Италия).

Если рассматривать федерализм в качестве принципа государственного устройства, то его соотношение с понятием «федерация» следует определять как связь содержания и формы.

 

 

47. Конституционные характеристики федеративного гос-ва.

Федеративное государство – это сложное государство, форма государственного управления. Федерация – государство, образованное путем объединения нескольких государств в союзное государство или выделения из состава единого государства нескольких государств (государственных образований), взаимодействующих на принципах союзного государства, в котором федеральная власть распространяется на всю территорию государства, а его части (субъекты федерации) участвуют в формировании и осуществлении этой власти.

В зависимости от критерия классификации выделяют виды федерации: договорную и конституционную; симметричную и асимметричную; территориальную, национальную, смешанную.

Конституционно-правовые признаки федерации обеспечивают государственное единство федерации, ее территориальную целостность и политико-правовую самостоятельность субъектов федерации.

Цели и выгоды федерации состоят так же в том, что это форма государственного устройства, во-первых, способствует «примирению единства и разнообразия»; во-вторых, выступает средством защиты «от тирании центра»; в-третьих, обеспечивает участие населения «в политическом процессе на нескольких уровнях управлениях»; в-четвертых, способствует повышению эффективности управления через механизм распределения компетенции, своего рода конкуренции и стимулирования активной деятельности центра и мест.

Федерация в мировой практике использовалась как путь к более тесному единству, обеспечивающему преимущество в экономическом развитии. Кроме того, федерация рассматривалась как способ решения национального вопроса.

48. Разграничение компетенции в федеративном гос-ве: конституционно-правовые модели.

В конституциях различных федераций закрепляются неодинаковые варианты (модели) разграничение компетенции между федерацией и ее субъектами. Суть такого разграничения заключается в распределении предметов ведения и полномочий между двумя уровнями государственной власти (разделение властей по вертикали). Выделяется исключительная компетенция федерации, компетенция субъектов федерации, совместные предметы ведения (совместная компетенция), конкурирующая компетенция как вид совместной.

В настоящее время при разграничении компетенции в федеративном государстве активно используется принцип субсидиарности, существующий как идея и получающий закрепление на конституционном уровне.

 





Читайте также:
Социальные науки, их классификация: Общество настолько сложный объект, что...
Тест Тулуз-Пьерон (корректурная проба): получение информации о более общих характеристиках работоспособности, таких как...
Основные научные достижения Средневековья: Ситуация в средневековой науке стала меняться к лучшему с...

Рекомендуемые страницы:



Вам нужно быстро и легко написать вашу работу? Тогда вам сюда...

Поиск по сайту

©2015-2021 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-03-24 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:

Мы поможем в написании ваших работ! Мы поможем в написании ваших работ! Мы поможем в написании ваших работ!
Обратная связь
0.014 с.