Из энциклопед.словаря «Конституц.право России»





ПАРЛАМЕНТСКИЙ КОНТРОЛЬ — конституционная возможность Федерального Собрания осуществлять контроль за деятельностью Правительства РФ.

Контрольная деятельность парламента осуществляется в ходе разработки и принятия законов, когда депутаты, комитеты, комиссии, палаты анализируют ситуации, изучают проблемы, дают оценку работе тех или иных государственных учреждений. В нынешней российской Конституции закреплены полномочия палат Федерального Собрания, касающиеся нескольких сфер контроля. Прежде всего, это контроль за деятельностью Правительства. Одним из важнейших инструментов П.к. за исполнительной властью является заслушивание отчета Правительства об исполнении федерального бюджета на заседании Государственной Думы. В финансовой среде П.к. касается, прежде всего, деятельности Центрального банка (ЦБ). Ежегодно не позднее 1 октября ЦБ представляет в Государственную Думу проект основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год. В течение осенней сессии текущего года палата рассматривает данный проект, заслушивает по нему доклад Председателя ЦБ о деятельности Банка и принимает соответствующее постановление. ЦБ обязан ежегодно не позднее 15 мая представлять Государственной Думе годовой отчет, утвержденный Советом директоров ЦБ. Отчет ЦБ палата направляет Президенту, а также на заключение Правительству. До 1 июля года, следующего за отчетным, Государственная Дума рассматривает годовой отчет, заслушивает доклад Председателя ЦБ и по итогам обсуждения принимает постановление.

Кроме того, до завершения отчетного года Государственная Дума принимает решение об аудите (аудиторской проверке) ЦБ и определяет фирму, имеющую лицензию на осуществление банковского аудита на территории РФ. Комитет палаты по бюджету, налогам и банкам вносит на рассмотрение Государственной Думы рекомендации по назначению аудиторской фирмы — аудитора ЦБ. Механизм парламентского контроля в финансовой сфере включает в себя и деятельность Счетной палаты, создаваемой совместно Государственной Думой и Советом Федерации. Кроме того, контрольные полномочия парламента реализуются посредством института депутатских запросов, обращения к членам Правительства с устными вопросами и др. (см. Конституционная поправка).

Контрольная деятельность российского парламента охватывает определенные сферы полномочий Президента: Совет Федерации утверждает его указы о введении военного или чрезвычайного положения. В сфере внешней политики палаты Федерального Собрания рассматривают и принимают законы о ратификации международных договоров РФ.

 

61.Статус члена законодательного органа гос.власти- определяется воспринятой конституционной идеей, характеризующей функцию гос-ва. Существуют два основных подхода к пониманию этой функции:

- императивный мандат

- свободный мандат.

Независимость депутата как полит.деятеля и всего парламента в целом, обеспечивают институты депутатского индемнитета и неприкосновенности, имеющие публично- правовой характер. На статус депутата влияет признание законодательством принципа несовместимости мандатов или недопущение такого совмещения с занятием должностей в исполнительной власти, возможностью быть избранным в другие представительные органы или заниматься иной оплачиваемой работой. В законодательстве различных гос-в неодинаково решается вопрос о характере деятельности депутата:

- является ли профессионализм определяющим началом депутатской деятельности или работу в представительном органе депутат совмещает с выполнением постоянных служебных обязанностей, производственной деятельностью.Права и обязанности депутата определяются в конституционно- правовом законодательстве.

62.Внутренняя организация законодательных органов различается в зависимости от их структуры(однопалатные и двухпалатные).

По своему назначению выделяются:

- внутренние органы, осуществляющие руководство работой самого законодательного органа и его палат- руководящие органы. Руководитель парламента, соответствующей палаты в определенных конституцией случаях может временно выполнять функции высшего должностного лица государства.

В законодательном органе могут образовываться различные объединения депутатов. Отражением многопартийности является создание и функционирование партийных фракций. Порядок их формирования и полномочия определяются регламентами ,а вопросы процедур и внутренних взаимоотношений- актами самих депутатских объединений.

Порядок работы законодательного органа предопределяет независимость и роль этого органа. Он зависит от того, является ли конкретный орган постоянно действующим или он работает на непостоянной основе. Созыв законодательного органа, количество и деятельность сессий, заседаний, а также процедурные правила их проведения устанавливаются в регламентах.В двухпалатных представительных органах палаты, заседают раздельно. Случаи и процедуры совместных заседаний определяются правовыми нормами.

63. Практикой деятельности законодательных органов выработаны процедурные правила осуществления ими своих полномочий, -парламентские процедуры. Они регламентированы в соответствующих НПА, некоторые осуществляются на основе сложившихся и четко соблюдаемых обычаев. Важнейшей парламентской процедурой является законодательный процесс.

Бюджетный процесс- регламентированная процедура деятельности высшего законодательного органа по рассмотрению и утверждению бюджета. Его особые правила – устанавливается круг участников, их права, сроки рассмотрения бюджетных документов, роль палат в двухпалатных органах, др.

Некоторым парламентам присуще выполнение квазисудебных функций, связанных с привлечением к ответственности высших должностных лиц государства.(процедура импичмента).

Особая процедура, имеющая место в законодательных органах- связана с проведением парламентских слушаний.

Полномочия законодательного органа по осуществлению контроля за органами исполнительной власти парламентские контрольные процедуры зависят от модели организации власти и формы правления. Конкретные формы контроля определяются законодательством регламентом: отчеты, послания и доклады, запросы, обращения, др. В системе законодательного органа могут создаваться специальные контрольные органы, осуществляющие определенный контроль, относящейся к его компетенции( парламетский уполномоченный по правам человека, счетная палата, контрольная палата).

 

65(+66,67).Общая характеристика конституционно-правового статуса главы государства

1.Социально-политическая роль главы государства;

Наименование высшего должностного лица (единоличного органа),выполняющего функции главы государства (монарх,президент),а его статус предопределяется воспринятной конституционным законодательством моделью организации власти,формой правления,государственного устройства,политическим режимом. Социально-политическое назначение главы государства состоит в осуществлении некоторыз функций государства,традиционно принадлежащих единоличному органу. Нецелесообразность осуществеления их широкой коллегией очевидна. Вместе с тем на практике известны случаи создания небольшого кол-ва огранов ,выполняющих названные полномочия (президиумы,государственные советы). Конституционное законодательство многих государств отводит главе государства особую роль гаранта национальной независимости,территориальной целостности,демократического порядка,прав и свобод человека,арбитра институтов государства,наделяет его координационными (посредничискими) полномочиями.

В конституциях предусматриваются некоторые правовые ограничения власти главы государства (например,ограничение по срокам избрания,возможность признания актов президента неконституционными,закрытый перечень полномочий,выход за который допускается при определенных условиях).

 

2.Место главы государства в системе гос. Огранов – определяется идеей,положенной в основу организации государственной власти в конкретной стране. При монополизации власти,сосредоточении ее в руках главы государства – монарха – устанавливается редим самодержавия,абсолютизма.Власть главы государства в конституционной монархии ограничена включением в механизм гос.власти предствительных коллегиальных органов.Согласно социалистической концепции организации гос.власти,отрицающей идею разделения властей,президент,наряду с высшим органом народного представительства отнорсится к органам гос.власти,обладающим верховенством над органами управления,суда и прокуратуры. Вместе с тем обьемом прав и фактическая власть главы государства в соц. Гос-ве зависят от соотнесения ее с властью руководящей партии.Место президента в системе разделения властей в республиканском по форме государстве определяется формой правления – президентская,парламентская республика или смешанная – и зависит от способа получения президентом полномочий,его взаимоотношений с исполнительной властью,форм ответственности и ряда других условий.Взаимоотношения президента с партиями зависят от формы правления ,политического режима,традиций и других обстоятельств и либо определяются в конституционно-правовых нормах,либо стоятся на основе обычая.

3.Существует 2 порядка замещения главы государства – наследование,избрание.Наследование иногда допускает участие парламенты и элементы выборности.Президент может избираться путем всеобщих выборов (народом непосредственно или косвенно) или законодательным (представительным) ограном,возможно,в расширенном составе и при использовании различнх процедур. Президент,избранный на всеобщих выборах получает мандат народа,получает авторитет всеобщности,что в заничтельной степени уравновешивает его с законодательной властью. Законодательством различных государств предусмотрены неодинаковые сроки полномочий президентов,перечисляются основания для досрочного сложения полномочий и условия, которые при этом должны быть соблюдены.

4.Компетенция главы государства закрепляется в конституции и других законах.Ориентируясь на функции главы государства,мжно выделить следующие функции его полномочий: традиционно принадлежавшие главы гос-ва,координационные и,возможно, арбитражные,полномочия в области осуществления исполнительной власти или участия в ней,во взаимоотношениях с законодатльным органом,в частности,в связи с участием в законодательном процессе (особенно право вето) , вобласти формирования строительства,войны и мира,в связи с чрезвычайными обстоятельствами и некоторые иные полномочия.Компетенция главы гос-ва реализуется посредством принимаемых им актов.В отношении всех актов главы государства или их части могут действовать правила института контрассигнатуры.В реализации компетенции главы государства значительная роль принадлежит состоящим при нем вспомогательным органам (аппарат,администрация).

5.Иммунитет и ответственность главы государства.Глава гос-ва обладает иммунитетом,означающим предусмотренное нормами конст-го права ограничение его ответственности или неответственность (безответственность).Наряду с асболютным иммунитетом в современных государствах (в том числе и в монархиях) устанавливаются пределы неответственности.Проблема неответственности монарха проявляется в иституте контрассигнатуры.Акты главы государства (все или принятые в связи с реализацией определенных полномочий) получают министерскую скрепу.Исходя из принципа президентского иммунитета,в конституциях называются деяния,только за соврешение которых наступает ответственность.В ряде конституций закреплено правило,состоящее втом,что за преступления,совершенные президентом и не связанные с имполнением обязанностей ,ответственность наступает после срока полномочий.Форма ответственности президента – отсранение от должности – называется конституционно-правовой санкцией.Законодательство разных стран предусматривают неодинаковоей порядок привлечения президента ко ответственности.Можно выделить следующие варианты решения этого вопроса: рещение принимается парламентом,в том числе в порядке импичмента,дела от ботрешении от должности рассматриватся судебными органами,входящими в судебную системы государства,прежде всего органом конституционного контроля,создается специальный суд,рассматривающий вопрос об ответственности президента,президент смещается в результате референдума.В отношении монархов так же,хотя это и редкое явление,всетрчается такая мера ответственности,как лишение трона за нарушение установленныз требований,запретов,ограничений.





Читайте также:
Экономика как подсистема общества: Может ли общество развиваться без экономики? Как побороть бедность и добиться...
Опасности нашей повседневной жизни: Опасность — возможность возникновения обстоятельств, при которых...
Основные факторы риска неинфекционных заболеваний: Основные факторы риска неинфекционных заболеваний, увеличивающие вероятность...
Основные направления социальной политики: В Конституции Российской Федерации (ст. 7) характеризуется как...

Рекомендуемые страницы:



Вам нужно быстро и легко написать вашу работу? Тогда вам сюда...

Поиск по сайту

©2015-2021 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-03-24 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:

Мы поможем в написании ваших работ! Мы поможем в написании ваших работ! Мы поможем в написании ваших работ!
Обратная связь
0.019 с.