Реферат
На тему: «Судебные органы РФ»
Введение. 3
1. Понятие и функции судебных органов РФ.. 4
2. Виды судебных органов в Российской Федерации. 9
3. Деятельность судебных органов. 13
Список использованной литературы.. 17
Введение
Судебная власть возложена на совокупность судебных органов от низовых до верховных. Каждый судебный орган разрешает конкретные дела самостоятельно, руководствуясь только законом и правосознанием.
Совокупность судов именуется юстицией, а деятельность судов по разрешению правовых конфликтов - юрисдикционной и соответственно предметная и пространственная сферы этой деятельности - юрисдикцией.
Деятельность по разрешению споров с созданием соответствующих органов может быть присуща и представительным органам (например, комиссия по этике при палате парламента) и исполнительным органам (например, ведомственный арбитраж), однако это своего рода исключения из правил и, кроме того, такая деятельность в демократическом государстве всегда подконтрольна суду.
Осуществляя свои функции, судебные органы способствуют решению наиболее важных задач, возникающих перед правовым государством, таких как защита прав и свобод человека, поддержание режима правовой законности в сфере управления и стабильности государственной власти. В своей деятельности судебные органы находятся в постоянном взаимодействии с законодательными и исполнительными органами.
Важнейшая задача проводимой в России судебной реформы - обеспечить становление полноценной судебной власти, независимой в своей деятельности от кого бы то ни было, ориентированной на демократические и правовые ценности, отраженные в международных стандартах в области прав человека. Поэтому основы принципиально нового отношения к личности в судопроизводстве правового, демократического государства должны быть ясно очерчены и закреплены в ближайшее время и впредь последовательно осуществляться. В решении этой непростой задачи значительное место отводится совершенствованию организации и деятельности судебной системы.
|
Целью работы является исследование судебных органов государства.
Понятие и функции судебных органов РФ
В демократическом государстве существует три ветви власти: законодательная, исполнительная и судебная.
Основной задачей судебной власти является реализация принципа справедливости в правоприменительной практике, ограждении прав и законных интересов физических и юридических лиц от произвола, который может быть допущен как со стороны других граждан, так и со стороны самого государства, его органов и должностных лиц. Кроме того, необходимо отметить, что судебная власть является средством «сдержек и противовесов» по отношению к законодательной и исполнительной властям, поскольку выступает своеобразным арбитром в спорах о праве и практике его применения [7].
Судебные органы (суд) - это специализированные государственные органы, осуществляющие судебную власть.
Судебная власть как разновидность государственной власти, это прежде всего соответствующая деятельность государства, при этом государственные органы являются одним из элементов механизма государственной власти. В то же время, правосудие, выражая характеристику судебнойвласти, ее не исчерпывает. Судебная власть, кроме разрешения социально-правовых конфликтов, распространяется и на другие области жизнедеятельности общества.
|
К числу важнейших направлений деятельности судов общей юрисдикции относится дача разрешений на применение мер уголовно-процессуального принуждения и производство отдельных следственных действий. Так, к компетенции суда относятся принятия следующих решений:
1) об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста, залога;
2) о продлении срока содержания под стражей или срока домашнего ареста;
3) о помещении подозреваемого, обвиняемого, не находящегося под стражей, в медицинскую организацию, оказывающую медицинскую помощь в стационарных условиях, или в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, для производства соответственно судебно-медицинской или судебно-психиатрической экспертизы;
4) о возмещении имущественного вреда;
5) о производстве осмотра жилища при отсутствии согласия проживающих в нем лиц;
6) о производстве обыска и (или) выемки в жилище;
7) о производстве выемки заложенной или сданной на хранение в ломбард вещи;
8) о производстве личного обыска, за исключением случаев, предусмотренных ст.93 УПК РФ;
9) о производстве выемки предметов и документов, содержащих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, а также предметов и документов, содержащих информацию о вкладах и счетах граждан в банках и иных кредитных организациях;
10) о наложении ареста на корреспонденцию, разрешении на ее осмотр и выемку в учреждениях связи;
|
11) о наложении ареста на имущество, включая денежные средства физических и юридических лиц, находящиеся на счетах и во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях;
12) о временном отстранении подозреваемого или обвиняемого от должности в соответствии со ст.114 УПК РФ;
13) о реализации, об утилизации или уничтожении вещественных доказательств, указанных в подпункте «в «пункта 1, подпунктах «б», «в» пункта 2, пунктах 3, 6 и 7 части второй статьи 82 УПК РФ;
14) о контроле и записи телефонных и иных переговоров;
15) о получении информации о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами. Кроме того, к компетенции суда так же относится рассмотрение жалоб на действия органов предварительного следствия.
В соответствии со ст.125 УПК РФ все постановления дознавателя, следователя, руководителя следственного органа об отказе в возбуждении уголовного дела, а так же иные решения и действия (бездействие) дознавателя, следователя, руководителя следственного органа и прокурора, которые способны причинить ущерб конституционным правам и свободам участников уголовного судопроизводства или затруднить доступ граждан к правосудию, могут быть обжалованы в суд по месту производства предварительного расследования. Жалоба может быть подана в суд заявителем, его защитником, законным представителем или представителем непосредственно либо через дознавателя, следователя, руководителя следственного органа или прокурора.
После рассмотрения жалобы судья выносит одно из следующих постановлений:
1) о признании действия (бездействия) или решения соответствующего должностного лица незаконным или необоснованным и о его обязанности устранить допущенное нарушение;
2) об оставлении жалобы без удовлетворения. В случае принесения жалобы, производство обжалуемого действия (бездействия) и исполнение обжалуемого решения не приостанавливается, если это не найдет нужным сделать орган дознания, дознаватель, следователь, руководитель следственного органа, прокурор или судья. Так же, предметом особого контроля суда являются законность и обоснованность производства в исключительных случаях следственных действий, на которые в обязательном порядке требуется судебное решение (пп. 4–9 и 11 ч.2 ст.29 УПК РФ).
Можно выделить несколько функций судебных органов:
1) осуществление правосудия;
2) разрешение применения отдельных мер процессуального принуждения и производства следственных действий;
3) проверка законности и обоснованности действий (бездействия) и решений прокурора, следователя, руководителя следственного органа, органа дознания, дознавателя;
4) разрешение проведения отдельных видов оперативно-розыскных мероприятий;
5) рассмотрение жалоб граждан на действия и решения, нарушающие их права и свободы;
6) официальное удостоверение фактов, имеющих юридическое значение;
7) принятие в определенных случаях решения об ограничении правосубъектности граждан;
8) толкование норм права.
Основной судебной функцией является отправление правосудия. В ходе данной деятельности исследуются и разрешаются споры о праве, которые возникают между различными участниками общественной жизни.
Кроме того, в процессе отправления правосудия решаются вопросы наказания виновных в совершении правонарушений, возложения на них определенных обременений и лишений, а также восстановления нарушенного правового состояния [10].
Кроме того, судебной функцией является так же принятие в строго определенных законом случаях решений на ограничение прав и свобод граждан. В данном случае речь идет о случаях, связанных со слабоумием человека, его душевным заболеванием, болезнью и т. д. Так, например, только суд может признать человека недееспособным вследствие психического расстройства, когда он не может принимать значение своих действий или руководить ими. Так же, в компетенцию суда входит ограничение дееспособности гражданина, который вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами ставит в тяжелое материальное положение свою семью.
По судебному решению осуществляется принудительная госпитализация лица, имеющего заболевание, представляющее опасность для окружающих или страдающего тяжелым психическим расстройством. В исключительных, экстремальных ситуациях судами осуществляется толкование норм права. К данным случаям относятся возникновение пробелов, неясности в Конституции Российской Федерации и нормах права, что приводит к спорам прежде всего в правоприменительной практике.
Рассмотренные выше функции не вправе осуществлять никакая другая государственная или общественная организация. Только судебные органы наделены полномочиями вершить правосудие, рассматривать и разрешать гражданские, арбитражные, уголовные и иные дела, возникающие в связи с нарушением закона, а также решать иные вопросы, относящиеся к компетенции судебной власти. Необходимо так же подчеркнуть исключительность принимаемых судами решений, которые обязательны для всех государственных органов, должностных лиц, общественных объединений, организаций всех форм собственности, граждан и подлежат исполнению в те сроки и в том объеме, которые были предписаны судом при вынесении решения. В случае неисполнения судебного решения, в действие вступает механизм государственного принуждения.