Судебная власть в России принадлежит только судебным органам. Каждый суд осуществляет данную ему власть в пределах той компетенции, которой он наделен, а все вместе суды образуют судебную систему Российской Федерации.
Судебная система – это закрепленная Конституцией РФ совокупность судов, построенная с учетом федеративного и административно-территориального устройства России.
В настоящее время она устанавливается в соответствии с Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации» от 26 декабря 1996 г. На основании статьи 71 п. «о» Конституции РФ установление основ построения судоустройства относится исключительно к ведению Российской Федерации, а не ее субъектов [1].
Единство судебной системы имеет важное значение, которое приобретает особую роль в федеративном государстве.
В судебную систему России входят следующие виды судебных органов:
• федеральные суды;
• конституционные (уставные) суды субъектов Федерации;
• мировые судьи субъектов Российской Федерации.
Согласно Федеральному конституционному закону "О судебной системе Российской Федерации" от 31 декабря 1996 г. в Российской Федерации действуют федеральные суды и суды субъектов Федерации [4].
1. К федеральным судам относятся:
- Конституционный суд Российской Федерации;
- Верховный суд Российской Федерации, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции;
- Высший арбитражный суд Российской Федерации, федеральные арбитражные суды округов, арбитражные суды субъектов Федерации, составляющие систему федеральных арбитражных судов.
2. К судам субъектов Российской Федерации относятся:
- конституционные (уставные) суды субъектов Федерации;
- мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов.
Председатель Верховного суда и Председатель Высшего арбитражного суда Федерации назначаются на должность Советом Федерации Федерального собрания по представлению Президента РФ, а заместители председателей этих судов и их члены - Советом Федерации по представлению Президента, учитывающего мнение председателя соответствующего суда и заключение квалификационных коллегий судей этих судов. Судьи всех других федеральных судов назначаются Президентом РФ.
Судьи конституционных (уставных) судов субъектов Федерации и мировые судьи назначаются (избираются) на должность в порядке, установленном законами субъектов РФ.
Система федеральных судов общей юрисдикции включает три группы судов [6].
Первая группа - Верховный суд РФ, верховные суды республик, краевые, областные, суды автономной области, автономных округов, городов федерального значения, районные суды, осуществляющие правосудие по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным им.
Вторая группа - военные суды, создаваемые по территориальному принципу, по месту дислокации войск и флотов, осуществляющие судебную власть в войсках и формированиях.
Третья группа - специализированные суды, которые благодаря специализации судей способны быстрее и правильнее рассматривать определенные категории гражданских и административных дел.
Военные суды также состоят из трех звеньев:
• первое звено – суды армий, соединений, флотилий и гарнизонов;
• второе звено – суды военных округов, флотов, видов Вооруженных Сил и групп войск;
• третье звено – Военная коллегия Верховного Суда РФ.
Арбитражные суды России:
• первое звено – арбитражные суды в субъектах Российской Федерации;
• второе звено – арбитражные апелляционные суды (20);
• третье звено – федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды), (всего таких округов в Российской Федерации образовано 10);
• четвертое звено – Высший Арбитражный Суд Российской Федерации. Все перечисленные виды судов относятся к федеральным судам Российской Федерации [8].
Суды Российской Федерации являются юридическими лицами, которые имеют печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и своим наименованием.
Необходимо отметить, что важнейшим является тот факт, что каждый суд является необходимым компонентом судебной системы. В случае исключения какого-либо вида суда из судебной системы, либо невыполнение судом функции, изменится качественное состояние всей судебной системы в целом.
На сегодняшний день реформа по преобразованию и развитию судебной системы в Российской Федерации продолжается и приносит свои положительные результаты. Так, например, после введения в судебную систему института мировых судей и передачи им части компетенции по рассмотрению уголовных, гражданских дел, дел об административных правонарушениях, значительно снизилась нагрузка на федеральные суды первой инстанции. Упразднение Высшего Арбитражного суда Российской Федерации и создание судебной коллегии по экономическим спорам при Верховном суде Российской Федерации имеет своей целью унификацию судебной практики и выработку единых подходов в правоприменительной практике.
В настоящее время судебная реформа продолжает развиваться. Решается вопрос о введении ювенальных судов, в чью компетенцию будет входить рассмотрение дел в отношении несовершеннолетних. Необходимость создания таких судов обусловлена спецификой работы именно с несовершеннолетними детьми [6].
Можно сказать, что результаты работы судебной системы напрямую влияют на политическую и экономическую жизнь общества, а суды были и остаются основным связующим звеном по обеспечению законности и правопорядка в государстве.