СХЕМЫРАЗБОРА ОТДЕЛЬНЫХ ПАРАДИГМ
Анализ многозначного слова
Слово и его структура | Значения | Семный состав | Тип переноса | Модель |
Гнездо | 1. У птиц, насекомых место житья, кладки яиц, выведения детенышей | ‘у птиц’ ‘пресмыкающихся’ ‘насекомых’ ‘место’ ‘житья’ ‘кладки’ ‘яиц’ ‘выведения’‘детенышей’‘укрытое’ ‘укромное’ | ||
2. выводок животных | ‘выводок’‘детенышей’ ‘молодых’ ‘животных’ | Метонимия | Вместилище® содержание вместилища | |
3. Группа молодых растений, ягод, грибов | ‘группа’ ‘растений’ ‘ягод’ ‘грибов’ ‘вместе’ ‘тесно’ ‘растущих’ | Метафора | По форме | |
4. углубление, куда что-либо вставляется | ‘углубление’ ‘что-то’ ‘вставляется’ ‘помещается’ | Метафора | По форме | |
5. Укрытое место для чего-либо | ‘укрытое’‘место’ ‘для чего-либо’ | Метафора | Ассоциативная | |
6. группа слов с общим корнем | ‘группа’ ‘слов’ ‘родственных’ ‘с общим’ ‘корнем’ | Метафора | Ассоциативная |
Анализ омонимов
Слова | Грамматические пометы | Лексическое значение | Критерии разграничения омонимии и полисемии | Типы омонимов |
Балка 1 Балка 2 | сущ. ж. р. сущ. ж. р. | Часть сооружения, брус, опирающийся на что-либо в нескольких точках Овраг, иногда большой протяженности, с поросшими травой склонами | I. Семантический 1. ‘стержень’ ‘прямоугольного или’ ‘круглого’ ‘сечения’ 2. ‘глубокая’ ‘длинная’ ‘впадина’ ‘на поверхности’ ‘земли’ Вывод: общих сем нет II. Парадигматический Тематически близкие слова: 1. брус, стержень 2. овраг, ложбина, лощина Вывод: разные парадигматические связи III. Синтагматический 1. стальная балка, балка рухнула 2. глухая лесная балка, балка поросла кустами Вывод: разная сочетаемость IV. Деривационный 1. балка 1– балочный – подбалочник – рельс-балка 2. балка 2 – балочный – долинно-балочный Вывод: разные словообразовательные гнезда V. Этимологический 1. Впервые в XV в., заимствовано из немецкого 2. Известно укр., пол., имеет родственные слова в балт. языках. Возможно, общеслав. Вывод: Звуковое совпадение исконно русского и заимствованного слов. | Лексические омонимы полные (совпадают во всех формах) |
Анализ синонимов
|
Слово | Лексическое значение | Семная структура синонимов | ||
ИС | ДС | Коннотат., стилист. | ||
Легкий (доминанта) | ‘Не представляющий трудности для выполнения, осуществления, усвоения и т.п. ’ | ‘Не представляющий трудности ’ | нейтр. | |
нетрудный | ‘довольно легкий’ | ‘довольно ’ | нейтр. | |
простой | ‘не требующий большого ума, знаний для выполнение, понимания’ | ‘не требующий большого ума, знаний ’ | нейтр. | |
элементарный | ‘очень легкий, простой ’ | ‘очень ’ | нейтр. | |
немудреный | ‘обладающий особой легкостью, отсутствием малейших трудностей в выполнении ’ | ‘особой легкостью, отсутствием малейших трудностей в выполнении’ | разг. | |
плевый | # | # | пренебр. прост. |
Общая характеристика ряда: синонимы общеязыковые, семантико-стилистические (синкретические), разнокорневые.
Типы оппозиций:
Легкий – элементарный (оппозиция семантическая, привативная).
Простой – плевый (оппозиция семантическая, эквиполентная).
Анализ антонимов
|
Слова | Лексическое значение | Семная структура антонимов | ||
ИС | ДС | |||
Большой Маленький | Значительный по величине, размерам Незначительный по величине, размерам | ‘величина, размер’ | ‘значительный’ ‘незначительный’ | |
Характеристика антонимов: а) по употреблению – общеязыковые б) по структуре – разнокорневые в) по характеру противопоставления – контрарные; г) тип оппозиции – семантическая, привативная | ||||
Сдавать Снимать | Отдавать в наем Брать в наем | ‘отношение к найму’ | ‘отдавать, предоставлять в пользование’ ‘брать, получать в пользование’ | |
Характеристика антонимов: а) по употреблению – общеязыковые б) по структуре – разнокорневые в) по характеру противопоставления – векторные; г) тип оппозиции – семантическая, эквиполентная | ||||
Лексико-семантический анализ слова
1. Указать, многозначное или однозначное слово. Определить лексическое значение слова в данном контексте.
2. Выполнить семный анализ лексического значения слова:
а) категориально-грамматическая сема, КГС
v у существительных ‘предметность’
v у прилагательных ‘признаковость’
v у глаголов ‘процессуальность’
б) лексико-грамматические семы, ЛГС
v у существительных
Ø ‘нарицательность’ – ‘собственность’
Ø ‘конкретность’– ‘абстрактность’ – ‘вещественность’ – ‘собирательность’
Ø ‘одушевленность’ – ‘неодушевленность’
Ø ‘исчисляемость’ – ‘неисчисляемость’
v у глаголов
Ø ‘завершенность действия’ – ‘незавершенность действия’
|
Ø ‘переходность’ – ‘непереходность’
Ø ‘возвратность’ – ‘невозвратность’
Ø ‘активность’ – ‘пассивность’
v у прилагательных
Ø ‘качественность’ – ‘относительность’ – ‘притяжательность’
в) категориально-лексические семы, КЛС
v у существительных ‘лицо’, ‘животное’, ‘растение’, ‘одежда’, ‘мебель’, ‘состояние’, ‘опредмеченное качество’, ‘событие’ и т.д.
v у глаголов ‘процесс речи’, ‘физическое воздействие’, ‘состояние’, ‘движение’ и т.д.
v у прилагательных ‘цвет’, ‘принадлежность’, ‘временная характеристика’ и т.д.)
г) дифференциальные семы, ДС
д) коннотативные семы, кс
е) потенциальные семы, ПС.
3. Определить тип ЛЗ:
v основное – неосновное
v прямое (первичное – вторичное, тип переноса) – переносное, тип переноса
v немотивированное – мотивированное (мотивация словообразовательная или семантическая)
v свободное – связанное (фразеологически связанное, синтаксически обусловленное, конструктивно ограниченное)
v нейтральное – маркированное (коннотативная окраска, стилистическая ограниченность)
3. Охарактеризовать происхождение слова:
v исконно русское (общеславянское, восточнославянское, собственно русское) – заимствованное (из какого языка, прямое или опосредованное заимствование).
4. Указать сферу употребления:
v общеупотребительное – ограниченного употребления (диалектное слово, его разновидность; специальное, термин или профессионализм; жаргонное, арготизм)
6. Активного (актуального) или пассивного запаса (неологизм, его тип; историзм, архаизм, его тип).
7. Подобрать к данному слову синонимы, антонимы, омонимы, охарактеризовать их.