Избирательные комиссии: виды и назначение





Избирательные комиссииэто государственные или общественныеорганы, целямикоторых являются:

обеспечение реализации и защиты избирательных прав граждан РФ;

осуществление подготовки и проведения выборов в Российской Федерации,

рассмотрение поступивших к ним обращений о нарушении зако­нодательства о выборах, проведение проверок по таким обращениям и принятие соответствующих мер;

обеспечение избирателей информацией о сроках и порядке осу­ществления избирательных действий, о ходе соответствующих кам­паний, о кандидатах, об избирательных объединениях и избиратель­ных блоках, выдвинувших кандидатов, списки кандидатов.

Сходные задачи решают комиссии также при проведении рефе­рендумов, а также голосований по отзыву депутатов и выборных должностных лиц. На период соответствующей кампании они имену­ются комиссиями по проведению референдума или комиссиями по проведению голосования об отзыве, чаще всего оставаясь в прежнем составе.

 

Существуют следующие виды избирательных комиссий:

1) Центральная избирательная комиссия РФ (ЦИК, Центриз­бирком);

2) избирательные комиссии субъектов РФ;

3) избирательные комиссии муниципальных образований;

4) окружные избирательные комиссии;

5) территориальные (районные, городские и др.) избирательные комиссии;

6) участковые избирательные комиссии.

 

Закон называет государст­венными органами только ЦИК РФ и избирательные комиссии субъ­ектов РФ. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. «Об общих принци­пах организации местного самоуправления в Российской Федера­ции» относит избирательную комиссию муниципального образова­ния к числу муниципальных органов. Но в 2005 г. определено, что эта комиссия не входит в структуру органов местного самоуправления. Все другие избирательные комиссии можно называть просто общест­венными формированиями.

Строго говоря, для избирательных комиссий очень бы подошло понятие публично-правовых корпораций (корпораций публичного права), применяемое в законодательстве многих иностранных государств. Оно удачно отражает роль тех органов, которые по функциям и обяза­тельности решений близки к государственным органам, а по порядку формирования и методам деятельности к общественным струк­турам.

Существующие шесть видов избирательных комиссий в своем большинстве (кроме участковых комиссий) действуют на постоянной основе. По каждому уровню выборов действует своя система избира­тельных комиссий.

Центральная избирательная комиссия Российской Федерации

Это — главная избирательная комиссия страны.

ЦИК состоит из 15 членов:

пять членов ЦИК назначаются Государственной Думой из числа кандидатур, предложенных депутатскими объединениями и депута­тами Думы, при этом от одного депутатского объединения может быть назначено не более одного представителя;

пять членов ЦИК назначаются Советом Федерации из числа кан­дидатур, предложенных законодательными (представительными) ор­ганами и главами субъектов РФ;

пять членов ЦИК назначаются Президентом РФ.

Таким образом, ни у кого нет монополии на формирование данно­го федерального органа. К тому же Председателя, заместителя Пред­седателя и секретаря члены ЦИК теперь избирают сами из своего со­става тайным голосованием. Все это должно дополнительно содейст­вовать самостоятельности и независимости главной избирательной комиссии страны.

Все члены ЦИК должны иметь высшее юридическое образование либо ученую степень в области права.

Срок полномочий ЦИКчетыре года. Она является юридическим лицом и действует на постоянной основе.

Центральная избирательная комиссия РФ — это и руководящий, и организаторский, и нормативно-методический, и контрольный центр для всех избирательных кампаний в нашей стране. ЦИК руководит деятельностью всех других избирательных комиссий, осуществляет контроль за соблюдением избирательных прав граждан; разрабатыва­ет нормативы технологического оборудования, необходимого для ра­боты избирательных комиссий, и осуществляет контроль за их со­блюдением; осуществляет меры по организации единообразной сис­темы подведения итогов голосования и установления результатов вы­боров в Российской Федерации; распределяет выделенные из федерального бюджета средства на финансовое обеспечение подго­товки и проведения выборов, контролирует их целевое использова­ние; оказывает правовую, методическую, организационно-техниче­скую помощь избирательным комиссиям; заслушивает сообщения органов исполнительной власти Федерации и ее субъектов, органов местного самоуправления по вопросам, связанным с федеральными выборами и референдумами; рассматривает жалобы (заявления) на решения и действия (бездействие) нижестоящих комиссий и прини­мает мотивированные решения. ЦИК вправе издавать инструкции по вопросам применения избирательных законов, обязательные для всех избирательных комиссий страны.

Одна из важнейших групп полномочий ЦИК связана с выборами депутатов Государственной Думы по партийным спискам, а также с выборами Президента РФ. Она на выборах депутатов сначала заверя­ет федеральные списки, что дает право сбора подписей в их поддерж­ку, далее регистрирует федеральные списки кандидатов, а также дове­ренных лиц политических партий. ЦИК регистрирует кандидатов на пост Президента РФ и их доверенных лиц.

ЦИК устанавливает единый порядок обработки итогов голосова­ния и определения результатов выборов депутатов Государственной Думы, устанавливает, кто победил по спискам, сколько мест доста­лось тем или иным партиям.

Списки лиц, избранных в Думу, составляются ЦИК и вместе с не­обходимыми документами передаются в Государственную Думу.

Центральная избирательная комиссия определяет также результа­ты выборов Президента РФ.

 

Избирательная комиссия субъекта Российской Федерации

Эта избирательная комиссия действует на постоянной основе и является юридическим лицом. Срок полномочий составляет четыре года.

Число членов данной комиссии устанавливается конституцией, уставом, законом субъекта РФ, но не может быть менее 10 и более 14. Комиссии формируются органом законодательной власти и главой субъекта РФ на основе Предложений избирательных объединений и блоков, списки которых участвовали в распределении мандатов в Го­сударственной Думе и представительном органе данного субъекта, а также предложений представительных органов местного самоуправ­ления, избирательной комиссии субъекта РФ предыдущего состава, Центральной избирательной комиссии РФ.

При формировании состава этой комиссии соблюдается паритет: половина членов комиссии назначается органом законодательной вла­сти, другая половина — главой исполнительной власти субъекта РФ. Определенные преимущества имеют избирательные объединения, списки которых участвовали в распределении мандатов в Государст­венной Думе и представительном органе данного субъекта — не менее половины числа членов избирательной комиссии субъекта РФ назна­чается каждой стороной на основе поступивших от них предложений. Кроме того, и законодательный орган, и глава исполнительной вла­сти субъекта обязаны назначить не менее одного члена избиратель­ной комиссии субъекта на основе поступивших предложений ЦИК РФ. Последнее правило, отраженное в Федеральном законе 2002 г., направлено на усиление вертикали в организации и деятель­ности избирательных комиссий. Об этом же свидетельствует и такое правило: если органами субъекта РФ избирательная комиссия субъ­екта в положенные сроки не сформирована или сформирована час­тично,это вправе сделать Центральная избирательная комиссия РФ.

Избирательная комиссия субъекта РФ обладает многими анало­гичными с ЦИК полномочиями, но применительно к территории субъекта РФ.

Полномочия:

Избирательная комиссия субъекта РФ непосредственно руково­дит подготовкой и проведением выборов в органы государственной власти субъекта и референдумов субъекта, осуществляет меры по ор­ганизации финансирования таких выборов и референдумов. Она ут­верждает перечень территориальных комиссий; оказывает правовую, методическую, организационно-техническую помощь нижестоящим комиссиям; заслушивает сообщения органов исполнительной власти субъектов и органов местного самоуправления по вопросам, связан­ным с подготовкой и проведением выборов в органы государственной власти субъекта, органы местного самоуправления, референдума субъекта, местного референдума.

Эта комиссия по поручению ЦИК РФ устанавливает нормативы, в соответствии с которыми изготавливаются списки избирателей, участников референдума и другие избирательные документы, а так­же документы, связанные с подготовкой и проведением референду­ма. Она рассматривает жалобы (заявления) на решения и действия (бездействие) нижестоящих комиссий и принимает мотивирован­ные решения.

Избирательная комиссия муниципального образования

Эта избирательная комиссия организует в соответствии с законом субъекта РФ, уставом муниципального образования подготовку и проведение выборов в органы местного самоуправления. Кроме того, комиссия участвует, с учетом своего уровня, в выборах органов госу­дарственной власти Российской Федерации и ее субъекта. Данной из­бирательной комиссии уставом муниципального образования, нор­мативным правовым актом органа местного самоуправления может быть придан статус юридического лица. Срок полномочий составляет четыре года. Число членов избирательной комиссии муниципального образования с правом решающего голоса устанавливается уставом муниципального образования.

Формирование избирательной комиссии осуществляется представи­тельным органом муниципального образования на основе предложений политических партий и избирательных блоков, списки которых уча­ствовали в распределении мандатов в Государственной Думе и пред­ставительном органе данного субъекта РФ, а также предложений соб­раний избирателей по месту жительства, работы, службы, учебы, предложений избирательной комиссии муниципального образова­ния предыдущего состава, избирательной комиссии субъекта РФ.

Представительный орган местного самоуправления обязан на­значить не менее одной второй от общего числа членов избиратель­ной комиссии муниципального образования на основе поступивших предложений от названных выше политических партий и избира­тельных блоков, а также избирательных объединений и блоков, вы­двинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депу­татских мандатов в представительном органе местного самоуправ­ления.

Кроме того, представительный орган местного самоуправления обязан назначить не менее двух членов избирательной комиссии му­ниципального образования на основе поступивших предложений из­бирательной комиссии субъекта РФ. Таким образом, и здесь очевид­но влияние вертикали. Об этом же свидетельствует и такое правило: если представительным органом местного самоуправления данная избирательная комиссия в положенные сроки не сформирована или сформирована лишь частично, это вправе сделать вышестоящая из­бирательная комиссия.

Государственные и муниципальные служащие не могут составлять более одной трети от общего числа членов избирательной комиссии муниципального образования.

Полномочия:

Выполняя свои задачи, избирательная комиссия осуществляет на территории муниципального образования контроль за соблюдением избирательных прав и права на участие в референдуме российских граждан; обеспечивает на территории муниципального образования реализацию мероприятий, связанных с подготовкой и проведением выборов муниципальных выборов, включая вопросы предвыборной агитации, финансирование, определение результатов выборов и др.; оказывает правовую, .методическую, организационно-техническую помощь нижестоящим комиссиям; рассматривает жалобы (заявле­ния) на решения и действия (бездействие) нижестоящих комиссий и принимает по указанным жалобам (заявлениям) мотивированные ре­шения. По выборам в органы власти Российской Федерации и ее субъектов данная избирательная комиссия осуществляет контроль за соблюдением законодательства, проведением избирательных меро­приятий и т.д., а если сочетает функции территориальной избиратель­ной комиссии, то обобщает данные участковых избирательных ко­миссий и устанавливает итоги голосования на соответствующей тер­ритории.

 

Окружные избирательные комиссии

Эти избирательные комиссии формируются в случаях, предусмот­ренных законом, при проведении выборов по одномандатным и (или) многомандатным избирательным округам. Пока половина депутатов Государственной Думы избиралась по одномандатным избиратель­ным округам, в каждом таком округе образовывалась окружная изби­рательная комиссия, теперь в них нет необходимости. Сейчас могут быть следующие самостоятельные виды окружных избирательных комиссий: по выборам депутатов законодательного (представитель­ного) органа государственной власти субъекта РФ; по выборам депу­татов представительного органа местного самоуправления.

Эти комиссии создаются за определенное количество дней до дня голосования. Срок их полномочий истекает в день официального опубликования решения о назначении следующих соответствующих выборов. Формально может быть небольшой разрыв между прекра­щением полномочий прежней и началом работы новой окружной ко­миссии, реально речь идет лишь о времени, необходимом для форми­рования обновленного состава.

Число членов окружных избирательных комиссий по выборам в органы государственной власти субъекта РФ, органы местного само­управления с правом решающего голоса устанавливается законом субъекта РФ.

Формирование окружной избирательной комиссии по выборам в депутаты законодательного (представительного) органа субъекта РФ, представительного органа местного самоуправления осуществляется вышестоящей (по отношению к окружной) избирательной комисси­ей. Формирование производится на основе предложений политиче­ских партий и избирательных блоков, а также предложений предста­вительных органов местного самоуправления, собраний избирателей по месту жительства, работы, службы, учебы. Если вышестоящей из­бирательной комиссией в положенные сроки окружные комиссиии не сформированы или сформированы лишь частично, это вправе сде­лать те комиссии, которые для них являются вышестоящими, т.е. со­ответственно Центральная избирательная комиссия РФ, избиратель­ная комиссиия субъекта РФ.

Государственные и муниципальные служащие не могут составлять более одной трети от общего числа членов любой окружной избира­тельной комиссии.

Окружная избирательная комиссия выполняет ряд таких же задач, о которых говорилось по другим комиссиям.

Вместе с тем у любой окружной комиссии есть и свои, специфиче­ские функции. Они осуществляют регистрацию кандидатов по окру­гу, их доверенных лиц, выдают им удостоверения установленного об­разца; публикуют сведения о зарегистрированных кандидатах; обес­печивают соблюдение принципа равенства кандидатов и правильное ведение ими предвыборной агитации; контролируют расходование средств избирательных фондов и определяют результаты выборов по избирательному округу; утверждают текст бюллетеня в избиратель­ном округе, обеспечивают его изготовление и снабжение им соответ­ствующих избирательных комиссий; публикуют (обнародуют) в соот­ветствующих средствах массовой информации результаты выборов по избирательному округу; выдают удостоверение об избрании депу­тату; проводят повторные и дополнительные выборы.

Территориальные избирательные комиссии

Территориальные избирательные комиссии создаются в админи­стративно-территориальных единицах (городах, районах), не преоб­разованных в муниципальные образования.

Если город стал муниципальным образованием — городским ок­ругом, тогда его избирательная комиссия попадает в разряд избира­тельных комиссий муниципальных образований. Если же город де­лится на внутригородские районы (а они по закону не являются те­перь муниципальными образованиями), тогда в районах могут быть образованы территориальные избирательные комиссии, они отвеча­ют за подготовку и проведение выборов на данной территории, дейст­вуют под руководством избирательной комиссии города.

При наличии в сельской местности муниципальных районов они имеют свои муниципальные избирательные комиссии. В район вхо­дят в качестве муниципальных образований сельские и городские по­селения, которые также имеют свои муниципальные избирательные комиссии. Однако если муниципальный район является большим, для организации выборов на частях его территории могут быть созда­ны территориальные избирательные комиссии, под руководством ко­торых будут работать избирательные комиссии сельских и городских поселений на этой части территории района.

Особенности образования территориальных избирательных ко­миссий определяются законами субъекта Федерации. Эти комис­сии действуют на постоянной основе. Срок их полномочий — че­тыре года. Законом субъекта РФ территориальной комиссии может быть придан статус юридического лица. Полномочия территори­альной комиссии по решению соответствующей избирательной комиссии субъекта РФ, принятому по согласованию с представи­тельным органом местного самоуправления, могут возлагаться на соответствующую избирательную комиссию муниципального об­разования.

Территориальные комиссии формируются в количестве пяти — девяти членов с правом решающего голоса. Формирование террито­риальной комиссии осуществляется избирательной комиссией субъ­екта РФ на основе предложений политических партий, избиратель­ных блоков, списки которых участвовали в распределении мандатов в Государственной Думе, представительном органе соответствующего субъекта РФ, представительном органе местного самоуправления (не менее половины мест замещается по таким предложениям), а также предложений представительных органов местного самоуправления, собраний избирателей по месту жительства, работы, службы, учебы, территориальных комиссий предыдущего состава. Если избиратель­ной комиссией субъекта РФ в положенные сроки территориальная комиссия не сформирована или сформирована лишь частично, это вправе сделать Центральная избирательная комиссия РФ.

В пределах одной административно-территориальной единицы с большим числом избирателей может формироваться несколько тер­риториальных комиссий, при этом решение об их формировании принимает избирательная комиссия субъекта РФ по согласованию с ЦИК РФ.

Избирательная комиссия субъекта РФ вправе сформировать одну либо несколько территориальных комиссий для руководства деятель­ностью участковых комиссий, сформированных на избирательных участках, образованных на судах, полярных станциях.

Центральная избирательная комиссия РФ вправе сформировать одну либо несколько территориальных комиссий для руководства деятельностью участковых комиссий, сформированных на избира­тельных участках, участках референдума, образованных за пределами территории Российской Федерации.

Территориальная комиссия осуществляет на соответствующей территории контроль за соблюдением избирательных прав и права на участие в референдуме граждан; обеспечивает соблюдение нормати­вов технологического оборудования, необходимого для работы ко­миссии; обеспечивает на соответствующей территории реализацию мероприятий, связанных с подготовкой и проведением выборов, ре­ферендумов, развитием избирательной системы в России и т.д. Терри­ториальная комиссия оказывает методическую, организационно-тех­ническую помощь нижестоящим комиссиям; заслушивает сообще­ния органов исполнительной власти субъекта РФ и органов местного самоуправления по вопросам, связанным с подготовкой и проведени­ем выборов. Она рассматривает жалобы (заявления) на решения и действия (бездействие) нижестоящих комиссий и принимает по ука­занным жалобам (заявлениям) мотивированные решения.

Участковые избирательные комиссии

Участковые комиссии формируются в период избирательной кам­пании в сроки, установленные законом, для обеспечения процесса голосования и подсчета голосов избирателей. Эти сроки зависят от вида выборов. К примеру, на выборах депутатов Государственной Думы участковые избирательные комиссии формируются не ранее чем за 30 дней и не позднее чем за 23 дня до дня голосования. Но срок прекращения полномочий этих комиссий по Федеральному закону 2002 г. един — их полномочия прекращаются через десять дней со дня официального опубликования результатов выборов, если в адрес вы­шестоящей комиссии не поступили жалобы, протесты на действия (бездействие) данной комиссии, в результате которых был нарушен порядок голосования и подсчета голосов, и если поданным фактам не ведется судебное разбирательство. В случае обжалования или опроте­стования итогов голосования полномочия участковой комиссии пре­кращаются после вынесения окончательного решения по существу жалобы, протеста вышестоящей комиссией или судом.

Число членов участковых комиссий с правом решающего голоса устанавливается законом. Например, при выборах депутатов Государ­ственной Думы количественный состав зависит от числа избирате­лей, зарегистрированных на территории избирательного участка: до 1001 избирателя — 3—9 членов участковой комиссии с правом ре­шающего голоса; от 1001 до 2001 избирателя —7—12; более 2000 изби­рателей — 7—16.

Участковая комиссия формируется вышестоящей комиссией на основе предложений политических партий, избирательных блоков, списки которых участвовали в распределении мандатов в Государст­венной Думе, представительном органе соответствующего субъекта РФ, представительном органе местного самоуправления (не менее половины мест замещается по таким предложениям), а также предло­жений представительного органа местного самоуправления, собра­ний избирателей по месту жительства, работы, службы, учебы. Если соответствующая избирательная комиссия в установленные сроки не сформирует участковую комиссию, это вправе сделать вышестоящая избирательная комиссия.

Участковая комиссия информирует население об адресе и о номе­ре телефона участковой комиссии, времени ее работы, а также о дне, времени и месте голосования; уточняет список избирателей, знако­мит избирателей с данным списком, рассматривает заявления об ошибках и о неточностях в данном списке и решает вопросы о внесе­нии в него соответствующих изменений; обеспечивает подготовку помещений для голосования, ящиков для голосования и другого обо­рудования; обеспечивает информирование избирателей о зарегист­рированных кандидатах, об избирательных объединениях, избира­тельных блоках, зарегистрировавших списки кандидатов, на основе сведений, полученных из вышестоящей комиссии; контролирует со­блюдение на территории избирательного участка порядка проведения предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума; выдает открепительные удостоверения; организует на избирательном участ­ке голосование в день голосования, а также досрочное голосование; проводит подсчет голосов, устанавливает и объявляет итоги голосова­ния на избирательном участке, составляет протокол об итогах голосо­вания и передает его в территориальную комиссию; рассматривает в пределах своих полномочий жалобы (заявления) на нарушение изби­рательного законодательства и принимает мотивированные реше­ния; при обнаружении правонарушений составляет протоколы об административных правонарушениях (готовит материалы для таких протоколов) и направляет данные протоколы в соответствии с зако­нодательством об административных правонарушениях в правоохра­нительные органы или суд; обеспечивает хранение и передачу в вы­шестоящие комиссии документов, связанных с подготовкой и прове­дением выборов.

 





Читайте также:
Историческое сочинение по периоду истории с 1019-1054 г.: Все эти процессы связаны с деятельностью таких личностей, как...
Русский классицизм в XIX веке: Художественная культура XIX в. развивалась под воздействием ...
Понятие о дефектах. Виды дефектов и их характеристика: В процессе эксплуатации автомобилей происходит...
Книжный и разговорный стили речи, их краткая характеристика: В русском языке существует пять основных...

Рекомендуемые страницы:


Поиск по сайту

©2015-2020 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-03-24 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:

Обратная связь
0.026 с.