Обязанность заботиться о сохранении исторического и культурного наследия (ОИиКН), беречь памятники истории и культуры (ст. 44).





Эта конституционная обязанность имеет своей целью сохранение как духовных, так и материальных культурных ценностей многонационального народа РФ.

Устанавливается надлежащее правовое регулирование отношений в области сохранения (и в том числе государственной охраны) ОИиКН народов РФ, сохранность которых гарантируется Г. и закрепляется законом в интересах настоящего и будущего поколений.

ФЗ "Об объектах культурного наследия народов РФ"

· регулирует отношения, возникающие в области сохранения и популяризации ОИиКН РФ,

· устанавливает особенности владения, пользования и распоряжения указанными объектами как особым видом недвижимого имущества;

· определяет порядок формирования и ведения единого госрееста объектов культурного наследия,

· формирует общие принципы гос. охраны данных объектов.

К объектам культурного наследия(ФЗ «Об объектах культурного..») относятся объекты недвижимого имущества со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, искусства, науки и техники, эстетики и являющиеся подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.

В соответствии с К и действующим гражданским законодательством ОИиКН могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов РФ, а также в муниципальной и частной собственности (ст. ст. 8, 35 К, ст. ст. 209, 212 ГК). При госрегистрации договора купли-продажи объекта культурного наследия новый собственник принимает на себя обязательства по его сохранению, которые являются ограничениями (обременениями) права собственности на данный объект (п. 4 ст. 48 Закона).

Неисполнение предусмотренной ч. 3 ст. 44 К обязанности может повлечь изъятие объекта культурного наследия, включенного в реестр, у собственника, не выполняющего требований к сохранению объекта культурного наследия или совершающего действия, угрожающие сохранности данного объекта и влекущие утрату им своего значения (ст. 54 ФЗ «Об ОИиКН»). Решение об изъятии у собственника, содержащего данный объект ненадлежащим образом, принимается судом по иску соответствующих органов охраны объектов культурного наследия.Однако практика применения данных положений Закона, которые, по сути, содержат все юридически необходимое для сохранения и защиты памятников от вандализма, весьма незначительна.

 

40. Конституционные основы федеративного устройства Российской Федерации.

 

Нормативная база:

Федеративная природа нашего государства отражена в ст. 1 Кон­ституции РФ 1993 г. (РФ есть федеративное государство), Специально федеративному уст­ройству посвящена ст. 5 первой главы Конституции, приведем ее полностью:

 

«1. Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов — равноправных субъектов Российской Федерации.

2. Республика (государство) имеет свою конституцию и законода­тельство. Край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ имеет свой устави законодательство.

3. Федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между орга­нами государственной власти Российской Федерации и органами го­сударственной власти субъектов Российской Федерации, равнопра­вии и самоопределении народов в Российской Федерации.

4. Во взаимоотношениях с федеральными органами государствен­ной власти все субъекты Российской Федерации между собой равно­правны».

Специальная гл. 3 «Феде­ративное устройство».

+ Иные акты.

Конституция допускает использование договорной формы, но не в определении статуса Федерации и субъектов РФ, а лишь в регулиро­вании разграничения предметов ведения и полномочий органов вла­сти Федерации и органов власти субъектов РФ (ч. 3 ст. 11).

Разрешенная Конституцией РФ (ч. 3 ст. 11) практика двусторон­них договоров о разграничении предметов ведения и полномочий ор­ганов власти Российской Федерации и ее субъектов получила разви­тие в 1994—1999 гг., и эти договоры, подписанные первым Президен­том РФ и главами исполнительной власти субъектов РФ, на указан­ном этапе стали частью нормативной правовой основы федеративных отношений. Однако начиная с 2000 г. по инициативе федерального центра большинство этих договоров были признанными выполнив­шими свою миссию и прекратили действие.

Виды субъектов Российской Федерации

По видовой принадлежности ст. 5 КРФ:

1. республики,

2. края,

3. области,

4. города феде­рального значения,

5. автономная область,

6. автономные округа.

По родовой принадлежности:

· государства — это республики;

· национально-территориальные образования — автономная область, автономные округа;

· территориальные образования — края, области, города федераль­ного значения.

 

Республика – Государство; Остальные – Государственноподобные образования.

НО: Постановление КС от 7 июня 2000 г. «республика (государство)» применительно к установ­ленному ею федеративному устройству НЕ означает признание госу­дарственного суверенитета этих субъектов Российской Федерации, а лишь «отражает определенные особенности их конституционно-пра­вового статуса, связанные с факторами исторического, национально­го и иного характера»

 

Перечень субъектов РФ содержится в ст. 65 Конституции – 83 субъекта.

Изменения.

В 2004 г. принят Федеральный конститу­ционный законо создании Пермского края на базе объединившихся Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа; соот­ветственно наименование нового края включается в Конституцию, так же как и исключаются наименования области и автономного ок­руга.

В 2007 г. на базе объединения Красноярского края, Таймырского (Долгано-Ненецкого) и Эвенкийского автономного округов образу­ется один новый субъект РФ —Красноярский край.

Последовательность перечисления субъектов в Конституции РФ

Последовательность расположения субъектов в конституции фе­дерации может зависеть от:

а. величины населения субъекта — от большего к меньшему;

б. экономического потенциала субъекта — тоже от большего к меньшему;

в. времени вступления в федерацию — по хронологии, а при одновременном вступлении — от численности населения или экономического потенциала;

г. алфавитного крите­рия.

А, Б, В – подчеркивают неравенство субъектов, значит нужно использовать Г, как нейтральный.

Критерии образования нового субъекта Российской Федерации

Четких критериев нет, вопрос больше политический, а конституционно идет только закрепление политического решения.

Что думает Авакьян:

1. способность территории по эконо­мическим, организационным, а в определенных случаях и по националь­ным факторам быть субъектом Федерации.

2. необходимость в нем с точки зрения разделения властей по вер­тикали, потребностей соответствующей территории в разнообразных связях вне этой территории.

3. для соответствующей территории на базе ее экономического и управ­ленческого потенциала требуется собственная нормативная правовая база для организации дел и жизни населения; а также для учета при­родных, хозяйственных, бытовых и других условий территории.

 

Порядок образования нового субъекта Российской Федерации

3 варианта решения:

Согласно ч. 1 ст. 137 Конституции:

Изменения в статью 65 Конституции Российской Федерации, опре­деляющую состав Российской Федерации, вносятся

1. на основании федерального конституционного закона о принятии в Российскую Федерацию и

2. образовании в ее составе нового субъекта Российской Федерации,

3. об изменении конституционно-правового статуса субъек­та Российской Федерации».

Вопросы создания нового субъекта путем принятия территории в состав РФ или же образования нового субъекта на базе существующих урегулированы Федеральным конституционным законом от 17 декаб­ря 2001 г. «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образова­ния в ее составе нового субъекта Российской Федерации»

Принятие - процедура, предусматривающая изменение соста­ва субъектов РФ «в результате присоединения к Российской Федера­ции иностранного государства или его части

Образование - процедура, предусматривающая изменение состава субъ­ектов РФ и не связанная с принятием в РФ иностранного государства или его части.

 


41. Принципы федерации в России.

Построение Российской Федерации на сочетании национально- территориального и территориального начала.

Когда только национальный признак возможно конкурирование интересов, разное представительство наций, подчеркивание приоритетного статуса одной и умаление значимости другой.

Идею национального единства лучше воплотить в национально-культурной автономии, а основой федерации оставить национально-территориальный признак.

Прежние административно-территориальные единицы не превратились в государства, од­нако уровень обычных административно-территориальных единиц переросли: у них есть свои полномочия как у субъектов РФ и право теми или иными способами либо участвовать в осуществлении полномочий

Российской Федерации, либо воздействовать на этот процесс; они вправе — на базе общефедеральных принципов и при координирующей роли Федерации

· формировать и проводить свою (внутреннюю) политику,

· строить систему своих органов и организацию местного самоуправления,

· иметь бюджет и налоги;

· имеют собственное законодательство (ранее они нормативно регулировали определенные общественные отношения, но среди их актов не было таких, как уставы и законы);

· спорные вопросы на федеральном уровне эти субъекты те­перь тоже решают путем согласительных процедур

· право на представительство на федеральном уровне,

· на внесение про­ектов федеральных законов, обращений к Президенту или Правитель­ству РФ, запросов в Конституционный Суд РФ.

Государственная целостность как принцип

Россия представляет собой не арифмети­ческую сумму субъектов РФ, а единое государство со своим суверени­тетом и территорией.

· его территория едина и неделима;

· власть органов Российской Федерации распространяется на всю территорию страны в рамках полномочий, отнесенных к ведению Фе­дерации;

· субъекты РФ не обладают государственным суверенитетом;

· они не имеют права выхода из Федерации;

· во внутренних делах и международном общении Россия коорди­нирует усилия субъектов, но гарантирует самостоятельность и неза­висимость в осуществлении их собственных полномочий;

· Россия связана своим субъектным составом, определенным Кон­ституцией, и не может его изменить в одностороннем порядке.

Принцип равноправия и самоопределения народов в Российской Федерации

а. признается самоопределение не наций вплоть до отделения и образования самостоятельного государства, а народов как их право на выбор своей судьбы внутри Российской Федерации и на самоуправ­ление. Право на выход не предусмотрено Конституцией РФ. В этом плане позиция России корреспондирует международным документам, которые также не поддерживают право на самоопределение как право на выход из государства, провозглашая обязанность государств создавать такие условия для развития этнических групп, при которых у них бы отпадала сама необходимость говорить об отделении;

б. самоопределение народа и выбор им какой-либо формы своего устройства в условиях Российской Федерации не может быть лишь делом самого этого народа; все вопросы решаются совместно, причем право окончательного решения остается за Федерацией.

 

Принцип равноправия субъектов

2 аспекта:

1. Во-первых, субъекты РФ равны в правах друг с другом. Несмотря на разные наименования, согласно принципу равноправия они имеют один и тот же объем прав. Это означает, что:

a. когда субъекты наделяются федеральным законодательством ка­кими-то вопросами ведения и полномочиями, они являются одинаковыми для всех без исключения субъектов;

b. вопросы собственного ведения для всех субъектов предопределя­ются фактом их нахождения в составе Федерации, субъект не вправе установить для себя особые предметы ведения и полномочия, не соот­ветствующие характеру федеративного государства.

2. Во-вторых, равноправие субъектов означает равенство между собой во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти.

Принцип разграничения предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами

ч. 3 ст. 5 Конституции РФ

В РФ разделены:

а) предметы ведения и полномочия исклю­чительно Федерации;

б) предметы совместного ведения Федерации и ее субъектов, внутри которых каждая сторона имеет собственные полномочия;

в) наконец, все остальное относится к числу предметов ведения и полномочий самих субъектов.

ст. 76 Конституции РФ

1. она дает право Российской Федерации осуществлять федеральное нормативное правовое регулирование общественных отношений.

2. Конституция дает право субъектам осуществлять «собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов», вне пределов компетенции Фе­дерации (ч. 4 ст. 76).

3. , Конституция требует от субъектов, чтобы их акты соот­ветствовали федеральному законодательству (ч. 2 ст. 76).

4. Конституция гарантирует и права субъекта при его правомерных действиях. Следовательно, если обнаружится противо­речие между федеральным законом и нормативным актом субъекта, изданным в рамках компетенции последнего, действует норматив­ный акт субъекта.

Принцип единства системы государственной власти в Российской Федерации

ч. 3 ст. 5 Конституции РФ

· единстве сути органов государственной власти на федеральном уровне и в субъектах РФ.

· органы государственной власти Российской Федерации и ее субъектов должны быть именно тех видов, которые обозначе­ны в Конституции, т.е. для законодательной деятельности должен быть создан представительный орган государственной власти субъек­та, исполнительную власть осуществляет соответствующий орган этой ветви власти.

· органы власти Федерации и ее субъектов образуются в единообразном порядке, основы которого предопределяются федеральным законодательством.

· принцип единства проявляется в основных полномочиях, которыми наделяются органы государственной власти.

· единство выражается также в главных линиях взаимоотношений между ветвями государственной власти на федеральном уровне и в субъекте.


 

42. Основные черты Российской Федерации как государства.

· Российскую Федерацию как государство характеризует наличие своего Основного закона — Конституции, а также разветвленного законодательства, регулирующего абсолютное большинство обществен­ных отношений в стране. Для России свойственно действие принципа верховенства (приоритета) федеральных актов.

· У Российской Федерации есть своя территория и территориальное верховенство.

o Внешнеполитический аспект состоит в том, что никто извне не может распоряжаться территорией России, проводить какие- либо ее изменения

o Внутриполитический аспект территориального верховенства заключается в том, что органы субъектов РФ не могут производить изменения территории Российской Федерации без ее участия

· Для Российской Федерации как федеративного государства характерны наличие единого гражданства, право приема в гражданство и решения вопросов, связанных с прекращением гражданства.

· У Российской Федерации есть своя (т.е. федеральная) система государственных органов.

o предоставляя право субъектам РФ на создание своей системы органов государственной власти,

o в Конституции устанавливается (ч. 2 ст. 77), что по во­просам ведения Федерации федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ образуют еди­ную систему исполнительной власти в Российской Федерации.

o Конституция (ст. 78) позволяет федеральным органам исполнительной власти для осуществления своих полномочий создавать свои территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц.

o конституционно разрешено федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов РФ по обоюдному соглашению передавать друг другу осуществление части своих полномочий.

o Президент и Правительство обеспечивают в соответствии с Конституцией осуществление полномочий федеральной государственной власти на всей территории Российской Феде­рации

· Для Российской Федерации как федеративного государства характерна единая внутренняя и внешняя политика

· Российская Федерация имеет единые Вооруженные Силы, которые подчиняются Верховному Главнокомандующему Вооруженными Силами РФ — им является Президент РФ.

· Российская Федерация располагает единой системой служб безопасности и внутренних дел.

· Российская Федерация как государство располагает единой денежно-финансовой системой с едиными денежной единицей, системой налогов, кредитно-денежным обращением, Центральным банком РФ и т.д. В соответствии со ст. 75 Конституции РФ денежной единицей в Российской Федерации является рубль.

· Для Российской Федерации характерно наличие единой экономической системы, построенной на плюрализме форм собственности, свободе экономической деятельности и конкуренции.

· Российскую Федерацию отличает и наличие государственного языка РФ. Как федеративное государство Россия вправе регулировать вопросы использования языка и языковые отношения применительно ко всей своей территории.

· Российская Федерация обладает всеми необходимыми символами (атрибутами) государства — у нее имеются флаг, герб, гимн, столица.


 

43. Виды и правовой статус субъектов РФ.

Виды см. ранее.

Правовой статус, закрепленный в КРФ:

· субъекты РФ равноправны, т.е. имеют равные права и равные обязанности в качестве субъектов Федерации.

· Статус субъекта РФ определяется совместно Российской Федерацией и субъектомст. 66 Конституции РФ:

«

1. Статусреспублики определяется Конституцией Российской Федерации и конституцией республики.

2. Статус края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа определяется Конституцией Российской Федерации и уставом края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, принимаемым законодательным (представительным) органом соответствующего субъекта Российской Федерации.

3. По представлению законодательных и исполнительных органов автономной области, автономного округа может быть принят федеральный закон об автономной области, автономном округе.

4. Отношения автономных округов, входящих в состав края или области, могут регулироваться федеральным законом и договором между органами государственной власти автономного округа и, соответственно, органами государственной власти края или области.

5. Статус субъекта Российской Федерации может быть изменен по взаимному согласию Российской Федерации и субъекта Российской Федерации в соответствии с федеральным конституционным законом.»

 

Субъект РФ не может в одностороннем порядке определять основы своего конституционно-правового статуса.

 

· У каждого субъекта РФ есть свой основополагающий акт — кон­ституция у республики, устав у остальных субъектов.

· У каждого субъекта РФ есть своя территория, а также своеобраз­ное территориальное верховенство.

· Каждый субъект РФ имеет свою систему органов государственной власти.

Федеральным законом от 6 октября 1999 г. «Об общих принципах организации законодатель­ных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации* (в ред. 2004 г.): представлена органом зако­нодательной (представительной) власти, высшим должностным ли­цом субъекта РФ, высшим коллегиальным органом исполнительной власти, иными органами исполнительной власти субъекта. В ряде субъектов созданы конституционные или уставные суды.

· Положение субъектов РФ характеризуется целым набором их возможностей в федеративных отношениях с Российской Федерацией.

· Прежде всего, Конституция РФ предусмотрела разделение вопросов ве­дения между Федерацией и субъектами: это вопросы исключительного ведения Федерации; вопросы совместного ведению Федерации и ее субъектов; вопросы собственного ведения субъектов.

 

· Есть также представительство субъектов РФ на федеральном уровне и возможность постановки ими вопросов перед органами Федерации, ко­торые обязаны отреагировать на подобные обращения.

· Процедура решения определенных вопросов федерального уровня пре­дусматривает участие субъектов РФ. Например, при внесении по­правок в Конституцию РФ проект закона Федерации о поправке на­правляется органам законодательной власти субъектов и имеет шан­сы на принятие лишь после их одобрения не менее чем двумя третями указанных органов.

· Субъекты, естественно, имеют право на сотрудничество друг с другом

· У субъектов РФ есть право на государственную собственность. Она подлежит разграничению между Российской Федерацией и субъектами. Разграничение государственной собственности отно­сится к совместному ведению Федерации и ее субъектов.

· Статус личности в Российской Федерации является единым и не зависит от того, на территории какого субъекта человек проживает. Это не исключает права субъекта РФ на принятие дополнительных мер по обеспечению статуса личности, по укреплению их материаль­ного положения.

· Охраной безопасности страны, вооруженной защитой ее тер­ритории занимается Российская Федерация. Отсюда у субъекта РФ нет права на свои войсковые формирования (армию, внутренние вой­ска, пограничников и т.п.). Но у субъекта есть обязанность оказывать содействие обеспечению безопасности государства.

· У субъектов РФ есть право участия в международных и внешне­экономических отношениях.

· Субъекты имеют право на применение официального языка. Для республик, как субъектов РФ, допускается наличие своего собственного государственного языка (ст. 68 Конституции РФ).

· Все субъекты РФ имеют право на свои символы — герб, флаг, гимн, а также столицу (для республики) или административный центр (для остальных субъектов).

ОСОБЕННОСТИ:

Республика:

· Национально-территориальный принцип

· Обозначены как государства

· Равноправны с иными субъектами

· Первое место при перечислении субъектов в КРФ

· Имеют конституцию. Принимается или законодательным органом, или на референдуме субъекта

· Право на установление государственных языков

Края, области:

· Территориальный признак

Город федерального значения:

· Специфика Москвы состоит в том, что она выпол­няет сразу несколько функций — это столица Российской Федера­ции, ее субъект и административный центр Московской области.

· Санкт-Петербург является субъектом РФ и в то же время администра­тивным центром Ленинградской области.

Автономная область

· Только одна Еврейская автономная область, особенностей нет.

Автономный округ

· Как гарантию статуса автономных округов Конституция РФ (ст. 66) предусмотрела, что по представлению законодательных и ис­полнительных органов автономного округа может быть принят федеральный закон об автономном округе (пока не принято ни одного та­кого закона).

· Тем не менее на практике возникла конституционно-правовая коллизия: если край, область и автономный округ являются субъекта­ми РФ, значит они равны в своем статусе; если же автономный округ входит в состав края, области, он, следовательно, занимает подчинен­ное положение в отношении края, области.

Перспективы разрешения этой коллизии видятся в

Ø объединении соответствующих субъектов в один (формально новый) субъект РФ.

Ø выход автономного округа из состава края, области и прямое вхождение его в Российскую Федерацию.


44. Компетенция Российской Федерации и ее субъектов.

Под предметами ведения обычно имеются в виду сферы государст­венной и общественной жизни, которые находятся в распоряжении соответствующих государств и государственных образований и внут­ри которых их органы осуществляют те или иные полномочия.

+

Под полномочиями понимаются права и (или) обязанности государств, го­сударственных образований и их органов по рассмотрению и реше­нию конкретных вопросов в рамках соответствующих сфер (предме­тов ведения).

=

компетенция соответственно федерации, ее субъектов, их органов.

 

Вопросы исключительного федерального ведения

 

ст. 71 Конституции РФ. Решения принимает только РФ.

1. В области государственного строительства

1.1. принятие и изменение Конституции РФ и фе­деральных законов, контроль за их соблюдением;

1.2. федеративное устройство и территория России;

1.3. регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина; гражданство;

1.4. регулирование и защита прав национальных меньшинств;

1.5. установление системы федеральных ор­ганов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности;

1.6. формирование этих органов;

1.7. государственные награды и почетные звания Российской Федерации;

1.8. федеральная государственная служба; установление основ и федеральные программы в области государственного строительства и национального развития.

2. В области экономической, социальной и культурной политики

2.1. федеральная го­сударственная собственность и управление ею;

2.2. установление основ федеральной политики и федеральные программы в области эконо­мического, экологического, социального и культурного развития;

2.3. ус­тановление правовых основ единого рынка;

2.4. финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия (т.е. выпуск денег), основы ценовой политики;

2.5. федеральные экономические службы, включая федеральные банки;

2.6. федеральные энергетические системы, ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы;

2.7. федеральные транспорт, пути сообщения, информация и связь;

2.8. деятельность в космосе;

2.9. метеорологическая служба, стандарты, эталоны, метрическая система и исчисление времени;

2.10. геодезия и картография; наименования географических объектов;

2.11. официальный статистиче­ский и бухгалтерский учет.

3. В области внешних сношений, обороны и безопасности

3.1. внешняя политика и международ­ные отношения, международные договоры Российской Федерации;

3.2. вопросы войны и мира;

3.3. внешнеэкономические отношения; оборона и безопасность;

3.4. оборонное производство;

3.5. определение порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и другого военного имущества;

3.6. производство ядовитых веществ, наркотических средств и порядок их использования;

3.7. определение статуса и защита государственной границы, территориального моря, воздушного про­странства, исключительной экономической зоны и континентально­го шельфа.

4. В области охраны общественного порядка, прав граждан и правосудия

4.1. судоустройство; прокуратура;

4.2. уголовное, уголовно-процессуальное и уголов­но-исполнительное законодательство;

4.3. амнистия и помилование;

4.4. гражданское, гражданское процессуальное и арбитражное процессу­альное законодательство;

4.5. правовое регулирование интеллектуальной собственности.

Вопросы совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов

Регулирование:

а) Федерация может конкретно и напрямую (т.е. нормами прямого действия) урегулировать те или иные аспекты в сферах совместного ведения, а субъекты применяют эти нормы и в лучшем случае могут лишь повторить их в своем законодательстве без изменений;

б) Федерация может осуществить так называемое рамочное регу­лирование в соответствующих сферах общественных отношений, то­гда субъект принимает свой акт, в котором развивает и дополняет нормы федерального законодательства, однако не изменяя их прин­ципиального смысла.

1. В области охраны общественного порядка, прав граждан, деятельно­сти правоохранительных органов, законодательства

1.1. обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности;

1.2. режим по­граничных зон;

1.3. административное, административно-процессуаль­ное, трудовое, семейное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательства, законодательство о недрах, об охра­не оружающей среды.

2. В области государственного строительства

2.1. обеспечение соответствия кон­ституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Конституции РФ и федеральным законам;

2.2. защита прав и свобод человека и гражданина;

2.3. защита прав нацио­нальных меньшинств;

2.4. защита исконной среды обитания и традици­онного образа жизни малочисленных этнических общностей;

2.5. уста­новление общих принципов организации системы органов государ­ственной власти и местного самоуправления.

3. В области экономической, социальной и культурной политики

3.1. вопросы владения, пользования зем­лей, недрами, водными и другими природными ресурсами;

3.2. разграни­чение государственной собственности; природопользование;

3.3. охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности;

3.4. осо­бо охраняемые природные территории;

3.5. охрана памятников истории и культуры; общие вопросы воспитания, образования, науки, культу­ры, физической культуры и спорта;

3.6. координация вопросов здраво­охранения; защита материнства, отцовства и детства;

3.7. социальная защита, включая социальное обеспечение;

3.8. осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий;

3.9. установление общих принципов налогообло­жения и сборов в РФ.

4. В области внешних сношений

4.1. ко­ординация международных и внешнеэкономических связей субъек­тов РФ,

4.2. выполнение международных договоров Российской Федера­ции.

 

В реальности это означает, что каждая сторона осуществляет свои полномочия в данной сфере, а возможности координации при­надлежат Российской Федерации.

 

Вопросы собственного ведения субъектов Российской Федерации

Вопросы собственного ведения субъектов РФ делятся как бы на две группы:

во-первых, субъект правомочен осуществлять определенные пол­номочия в сферах совместного ведения — на основе и в развитие фе­деральных нормативных актов;

во-вторых, к собственному ведению субъекта РФ относятся также вопросы, не включенные в предыдущие группы (остаточный принцип).

Обычно включает:

1. принятие конституции, устава, законов и иных нормативных ак­тов субъекта, внесение в них изменений и дополнений, контроль за реализацией;

2. установление системы органов государственной власти субъекта, порядка их организации и деятельности, формирование этих органов; административно-территориальное устройство субъекта; владение, пользование и распоряжение объектами собственности субъекта и управление объектами федеральной собственности, пере­данными субъекту в управление;

3. разработка, принятие и исполнение социально-экономических, культурных, Градостроительных и иных программ субъекта; разработка, утверждение и исполнение бюджета субъекта; учреждение и присвоение почетных званий, наград и премий субъекта;

4. сотрудничество с другими субъектами РФ; другие вопросы собственного ведения субъекта.


 

45. Формы взаимодействия Российской Федерации и ее субъектов. Проблемы федерального вмешательства.

Взаимодействие Федерации и ее субъектов воплощается как в сис­теме специальных гарантий положения каждой стороны в федератив­ных отношениях, так и в постоянных контактах органов властиФеде­рации и ее субъектов.

Влияние субъектов Российской Федерации на федеральные дела

Субъекты вправе представлять и отстаивать свои интересы при решении любых вопросов органами Российской Феде­рации.

· Если у органов государственной власти субъектов возникают разногласия с федеральными органами государственной власти, Президент в соответствии с ч. 1 ст. 85 Конституции РФ может использовать согласительные процедуры для разрешения таких разногласий.

· Согласно ч. 1 ст. 104 Конституции РФ законодательным (представительным) органам государственной власти субъектов РФ принадлежит право законодательной инициативы.

· Конституция дает органам законодательной власти субъектов право вносить предложения о поправках и пересмотре Конституции РФ (ст. 134).

· Интересы субъектов РФ должны учитываться при прохождении всех законопроектов в Государственной Думе.

o проекты федеральных законов по предметам совместного ведения согласовываются с законодательными (представительными) и высшими исполнительными органами государственной власти субъектов РФ. Используется такой порядок: законопроекты после их внесения в Государственную Думу направляются в названные субъекты для представления ими в Думу в 30-дневный срок отзывов на указанные законопроекты. Если указанные органы более чем одной трети субъектов выскажутся против принятия соответствующего федерального закона, по решению Государственной Думы создается согласительная комиссия.

· Средством гарантирования интересов субъектов РФ является так­же и право их органов законодательной и исполнительной власти на обращение в Конституционный Суд РФ.

· Для того чтобы субъекты РФ лучше могли выражать свои интересы, предусмотрено их представительство в федеральных органах В соответствии с ч. 2 ст. 95 Конституции РФ каждый субъект РФ имеет двух представителей в Совете Федерации. В настоящее время одного представителя избирает орган законодательной власти субъекта, вто­рого назначает глава исполнительной власти субъекта.

· Субъекты РФ имеют официальные представительства на федеральном уровне.

· В определенной мере субъекты РФ могут участвовать в формировании федеральных органов и назначении федеральных должностью лиц. Ранее отмечалось, что прокурор субъекта РФ назначается Генеральным прокурором РФ по согласованию с субъектами РФ (ч. 3 ст. 129 Конституции РФ).

Влияние Российской Федерации на дела ее субъектов

Главный способ обеспечения воздействия Российской Федерации на весь строй федеративных отношений и места в них субъектов — конституционно-правовое регулирование федеративных отношений и положения субъектов РФ.

Важным средством влияния Федерации на субъекты является фе­деральный бюджет. Особенность Российской Федерации состоит в том, что подавляющая часть налоговых и иных финансовых источни­ков поступает в федеральный бюджет, а затем при утверждении его на очередной финансовый год происходит уточнение отчислений, пере­даваемых в бюджеты субъектов РФ.





Читайте также:
Фразеологизмы и их происхождение: В Древней Греции жил царь Авгий. Он был...
Задачи и функции аптечной организации: Аптеки классифицируют на обслуживающие население; они могут быть...
Производственно-технический отдел: его назначение и функции: Начальник ПТО осуществляет непосредственное...
Историческое сочинение по периоду истории с 1019-1054 г.: Все эти процессы связаны с деятельностью таких личностей, как...

Рекомендуемые страницы:



Вам нужно быстро и легко написать вашу работу? Тогда вам сюда...

Поиск по сайту

©2015-2021 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-03-24 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:

Мы поможем в написании ваших работ! Мы поможем в написании ваших работ! Мы поможем в написании ваших работ!
Обратная связь
0.118 с.