Эта конституционная обязанность имеет своей целью сохранение как духовных, так и материальных культурных ценностей многонационального народа РФ.
Устанавливается надлежащее правовое регулирование отношений в области сохранения (и в том числе государственной охраны) ОИиКН народов РФ, сохранность которых гарантируется Г. и закрепляется законом в интересах настоящего и будущего поколений.
ФЗ "Об объектах культурного наследия народов РФ"
· регулирует отношения, возникающие в области сохранения и популяризации ОИиКН РФ,
· устанавливает особенности владения, пользования и распоряжения указанными объектами как особым видом недвижимого имущества;
· определяет порядок формирования и ведения единого госрееста объектов культурного наследия,
· формирует общие принципы гос. охраны данных объектов.
К объектам культурного наследия (ФЗ «Об объектах культурного..») относятся объекты недвижимого имущества со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, искусства, науки и техники, эстетики и являющиеся подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.
В соответствии с К и действующим гражданским законодательством ОИиКН могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов РФ, а также в муниципальной и частной собственности (ст. ст. 8, 35 К, ст. ст. 209, 212 ГК). При госрегистрации договора купли-продажи объекта культурного наследия новый собственник принимает на себя обязательства по его сохранению, которые являются ограничениями (обременениями) права собственности на данный объект (п. 4 ст. 48 Закона).
Неисполнение предусмотренной ч. 3 ст. 44 К обязанности может повлечь изъятие объекта культурного наследия, включенного в реестр, у собственника, не выполняющего требований к сохранению объекта культурного наследия или совершающего действия, угрожающие сохранности данного объекта и влекущие утрату им своего значения (ст. 54 ФЗ «Об ОИиКН»). Решение об изъятии у собственника, содержащего данный объект ненадлежащим образом, принимается судом по иску соответствующих органов охраны объектов культурного наследия.Однако практика применения данных положений Закона, которые, по сути, содержат все юридически необходимое для сохранения и защиты памятников от вандализма, весьма незначительна.
40. Конституционные основы федеративного устройства Российской Федерации.
Нормативная база:
Федеративная природа нашего государства отражена в ст. 1 Конституции РФ 1993 г. (РФ есть федеративное государство), Специально федеративному устройству посвящена ст. 5 первой главы Конституции, приведем ее полностью:
«1. Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов — равноправных субъектов Российской Федерации.
2. Республика (государство) имеет свою конституцию и законодательство. К рай, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ имеет свой устав и законодательство.
3. Федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации.
4. Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Российской Федерации между собой равноправны».
Специальная гл. 3 «Федеративное устройство».
+ Иные акты.
Конституция допускает использование договорной формы, но не в определении статуса Федерации и субъектов РФ, а лишь в регулировании разграничения предметов ведения и полномочий органов власти Федерации и органов власти субъектов РФ (ч. 3 ст. 11).
Разрешенная Конституцией РФ (ч. 3 ст. 11) практика двусторонних договоров о разграничении предметов ведения и полномочий органов власти Российской Федерации и ее субъектов получила развитие в 1994—1999 гг., и эти договоры, подписанные первым Президентом РФ и главами исполнительной власти субъектов РФ, на указанном этапе стали частью нормативной правовой основы федеративных отношений. Однако начиная с 2000 г. по инициативе федерального центра большинство этих договоров были признанными выполнившими свою миссию и прекратили действие.
Виды субъектов Российской Федерации
По видовой принадлежности ст. 5 КРФ:
1. республики,
2. края,
3. области,
4. города федерального значения,
5. автономная область,
6. автономные округа.
По родовой принадлежности:
· государства — это республики;
· национально-территориальные образования — автономная область, автономные округа;
· территориальные образования — края, области, города федерального значения.
Республика – Государство; Остальные – Государственноподобные образования.
НО: Постановление КС от 7 июня 2000 г. «республика (государство) » применительно к установленному ею федеративному устройству НЕ означает признание государственного суверенитета этих субъектов Российской Федерации, а лишь «отражает определенные особенности их конституционно-правового статуса, связанные с факторами исторического, национального и иного характера»
Перечень субъектов РФ содержится в ст. 65 Конституции – 83 субъекта.
Изменения.
В 2004 г. принят Федеральный конституционный закон о создании Пермского края на базе объединившихся Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа; соответственно наименование нового края включается в Конституцию, так же как и исключаются наименования области и автономного округа.
В 2007 г. на базе объединения Красноярского края, Таймырского (Долгано-Ненецкого) и Эвенкийского автономного округов образуется один новый субъект РФ — Красноярский край.
Последовательность перечисления субъектов в Конституции РФ
Последовательность расположения субъектов в конституции федерации может зависеть от:
а. величины населения субъекта — от большего к меньшему;
б. экономического потенциала субъекта — тоже от большего к меньшему;
в. времени вступления в федерацию — по хронологии, а при одновременном вступлении — от численности населения или экономического потенциала;
г. алфавитного критерия.
А, Б, В – подчеркивают неравенство субъектов, значит нужно использовать Г, как нейтральный.
Критерии образования нового субъекта Российской Федерации
Четких критериев нет, вопрос больше политический, а конституционно идет только закрепление политического решения.
Что думает Авакьян:
1. способность территории по экономическим, организационным, а в определенных случаях и по национальным факторам быть субъектом Федерации.
2. необходимость в нем с точки зрения разделения властей по вертикали, потребностей соответствующей территории в разнообразных связях вне этой территории.
3. для соответствующей территории на базе ее экономического и управленческого потенциала требуется собственная нормативная правовая база для организации дел и жизни населения; а также для учета природных, хозяйственных, бытовых и других условий территории.
Порядок образования нового субъекта Российской Федерации
3 варианта решения:
Согласно ч. 1 ст. 137 Конституции:
Изменения в статью 65 Конституции Российской Федерации, определяющую состав Российской Федерации, вносятся
1. на основании федерального конституционного закона о принятии в Российскую Федерацию и
2. образовании в ее составе нового субъекта Российской Федерации,
3. об изменении конституционно-правового статуса субъекта Российской Федерации».
Вопросы создания нового субъекта путем принятия территории в состав РФ или же образования нового субъекта на базе существующих урегулированы Федеральным конституционным законом от 17 декабря 2001 г. «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации»
Принятие - процедура, предусматривающая изменение состава субъектов РФ «в результате присоединения к Российской Федерации иностранного государства или его части
Образование - процедура, предусматривающая изменение состава субъектов РФ и не связанная с принятием в РФ иностранного государства или его части.
41. Принципы федерации в России.
Построение Российской Федерации на сочетании национально- территориального и территориального начала.
Когда только национальный признак возможно конкурирование интересов, разное представительство наций, подчеркивание приоритетного статуса одной и умаление значимости другой.
Идею национального единства лучше воплотить в национально-культурной автономии, а основой федерации оставить национально-территориальный признак.
Прежние административно-территориальные единицы не превратились в государства, однако уровень обычных административно-территориальных единиц переросли: у них есть свои полномочия как у субъектов РФ и право теми или иными способами либо участвовать в осуществлении полномочий
Российской Федерации, либо воздействовать на этот процесс; они вправе — на базе общефедеральных принципов и при координирующей роли Федерации
· формировать и проводить свою (внутреннюю) политику,
· строить систему своих органов и организацию местного самоуправления,
· иметь бюджет и налоги;
· имеют собственное законодательство (ранее они нормативно регулировали определенные общественные отношения, но среди их актов не было таких, как уставы и законы);
· спорные вопросы на федеральном уровне эти субъекты теперь тоже решают путем согласительных процедур
· право на представительство на федеральном уровне,
· на внесение проектов федеральных законов, обращений к Президенту или Правительству РФ, запросов в Конституционный Суд РФ.
Государственная целостность как принцип
Россия представляет собой не арифметическую сумму субъектов РФ, а единое государство со своим суверенитетом и территорией.
· его территория едина и неделима;
· власть органов Российской Федерации распространяется на всю территорию страны в рамках полномочий, отнесенных к ведению Федерации;
· субъекты РФ не обладают государственным суверенитетом;
· они не имеют права выхода из Федерации;
· во внутренних делах и международном общении Россия координирует усилия субъектов, но гарантирует самостоятельность и независимость в осуществлении их собственных полномочий;
· Россия связана своим субъектным составом, определенным Конституцией, и не может его изменить в одностороннем порядке.
Принцип равноправия и самоопределения народов в Российской Федерации
а. признается самоопределение не наций вплоть до отделения и образования самостоятельного государства, а народов как их право на выбор своей судьбы внутри Российской Федерации и на самоуправление. Право на выход не предусмотрено Конституцией РФ. В этом плане позиция России корреспондирует международным документам, которые также не поддерживают право на самоопределение как право на выход из государства, провозглашая обязанность государств создавать такие условия для развития этнических групп, при которых у них бы отпадала сама необходимость говорить об отделении;
б. самоопределение народа и выбор им какой-либо формы своего устройства в условиях Российской Федерации не может быть лишь делом самого этого народа; все вопросы решаются совместно, причем право окончательного решения остается за Федерацией.
Принцип равноправия субъектов
2 аспекта:
1. Во-первых, субъекты РФ равны в правах друг с другом. Несмотря на разные наименования, согласно принципу равноправия они имеют один и тот же объем прав. Это означает, что:
a. когда субъекты наделяются федеральным законодательством какими-то вопросами ведения и полномочиями, они являются одинаковыми для всех без исключения субъектов;
b. вопросы собственного ведения для всех субъектов предопределяются фактом их нахождения в составе Федерации, субъект не вправе установить для себя особые предметы ведения и полномочия, не соответствующие характеру федеративного государства.
2. Во-вторых, равноправие субъектов означает равенство между собой во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти.
Принцип разграничения предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами
ч. 3 ст. 5 Конституции РФ
В РФ разделены:
а) предметы ведения и полномочия исключительно Федерации;
б) предметы совместного ведения Федерации и ее субъектов, внутри которых каждая сторона имеет собственные полномочия;
в) наконец, все остальное относится к числу предметов ведения и полномочий самих субъектов.
ст. 76 Конституции РФ
1. она дает право Российской Федерации осуществлять федеральное нормативное правовое регулирование общественных отношений.
2. Конституция дает право субъектам осуществлять «собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов», вне пределов компетенции Федерации (ч. 4 ст. 76).
3., Конституция требует от субъектов, чтобы их акты соответствовали федеральному законодательству (ч. 2 ст. 76).
4. Конституция гарантирует и права субъекта при его правомерных действиях. Следовательно, если обнаружится противоречие между федеральным законом и нормативным актом субъекта, изданным в рамках компетенции последнего, действует нормативный акт субъекта.
Принцип единства системы государственной власти в Российской Федерации
ч. 3 ст. 5 Конституции РФ
· единстве сути органов государственной власти на федеральном уровне и в субъектах РФ.
· органы государственной власти Российской Федерации и ее субъектов должны быть именно тех видов, которые обозначены в Конституции, т.е. для законодательной деятельности должен быть создан представительный орган государственной власти субъекта, исполнительную власть осуществляет соответствующий орган этой ветви власти.
· органы власти Федерации и ее субъектов образуются в единообразном порядке, основы которого предопределяются федеральным законодательством.
· принцип единства проявляется в основных полномочиях, которыми наделяются органы государственной власти.
· единство выражается также в главных линиях взаимоотношений между ветвями государственной власти на федеральном уровне и в субъекте.
42. Основные черты Российской Федерации как государства.
· Российскую Федерацию как государство характеризует наличие своего Основного закона — Конституции, а также разветвленного законодательства, регулирующего абсолютное большинство общественных отношений в стране. Для России свойственно действие принципа верховенства (приоритета) федеральных актов.
· У Российской Федерации есть своя территория и территориальное верховенство.
o Внешнеполитический аспект состоит в том, что никто извне не может распоряжаться территорией России, проводить какие- либо ее изменения
o Внутриполитический аспект территориального верховенства заключается в том, что органы субъектов РФ не могут производить изменения территории Российской Федерации без ее участия
· Для Российской Федерации как федеративного государства характерны наличие единого гражданства, право приема в гражданство и решения вопросов, связанных с прекращением гражданства.
· У Российской Федерации есть своя (т.е. федеральная) система государственных органов.
o предоставляя право субъектам РФ на создание своей системы органов государственной власти,
o в Конституции устанавливается (ч. 2 ст. 77), что по вопросам ведения Федерации федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации.
o Конституция (ст. 78) позволяет федеральным органам исполнительной власти для осуществления своих полномочий создавать свои территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц.
o конституционно разрешено федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов РФ по обоюдному соглашению передавать друг другу осуществление части своих полномочий.
o Президент и Правительство обеспечивают в соответствии с Конституцией осуществление полномочий федеральной государственной власти на всей территории Российской Федерации
· Для Российской Федерации как федеративного государства характерна единая внутренняя и внешняя политика
· Российская Федерация имеет единые Вооруженные Силы, которые подчиняются Верховному Главнокомандующему Вооруженными Силами РФ — им является Президент РФ.
· Российская Федерация располагает единой системой служб безопасности и внутренних дел.
· Российская Федерация как государство располагает единой денежно-финансовой системой с едиными денежной единицей, системой налогов, кредитно-денежным обращением, Центральным банком РФ и т.д. В соответствии со ст. 75 Конституции РФ денежной единицей в Российской Федерации является рубль.
· Для Российской Федерации характерно наличие единой экономической системы, построенной на плюрализме форм собственности, свободе экономической деятельности и конкуренции.
· Российскую Федерацию отличает и наличие государственного языка РФ. Как федеративное государство Россия вправе регулировать вопросы использования языка и языковые отношения применительно ко всей своей территории.
· Российская Федерация обладает всеми необходимыми символами (атрибутами) государства — у нее имеются флаг, герб, гимн, столица.
43. Виды и правовой статус субъектов РФ.
Виды см. ранее.
Правовой статус, закрепленный в КРФ:
· субъекты РФ равноправны, т.е. имеют равные права и равные обязанности в качестве субъектов Федерации.
· Статус субъекта РФ определяется совместно Российской Федерацией и субъектом ст. 66 Конституции РФ:
«
1. Статус республики определяется Конституцией Российской Федерации и конституцией республики.
2. Статус края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа определяется Конституцией Российской Федерации и уставом края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, принимаемым законодательным (представительным) органом соответствующего субъекта Российской Федерации.
3. По представлению законодательных и исполнительных органов автономной области, автономного округа может быть принят федеральный закон об автономной области, автономном округе.
4. Отношения автономных округов, входящих в состав края или области, могут регулироваться федеральным законом и договором между органами государственной власти автономного округа и, соответственно, органами государственной власти края или области.
5. Статус субъекта Российской Федерации может быть изменен по взаимному согласию Российской Федерации и субъекта Российской Федерации в соответствии с федеральным конституционным законом.»
Субъект РФ не может в одностороннем порядке определять основы своего конституционно-правового статуса.
· У каждого субъекта РФ есть свой основополагающий акт — конституция у республики, устав у остальных субъектов.
· У каждого субъекта РФ есть своя территория, а также своеобразное территориальное верховенство.
· Каждый субъект РФ имеет свою систему органов государственной власти.
Федеральным законом от 6 октября 1999 г. «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации* (в ред. 2004 г.): представлена органом законодательной (представительной) власти, высшим должностным лицом субъекта РФ, высшим коллегиальным органом исполнительной власти, иными органами исполнительной власти субъекта. В ряде субъектов созданы конституционные или уставные суды.
· Положение субъектов РФ характеризуется целым набором их возможностей в федеративных отношениях с Российской Федерацией.
· Прежде всего, Конституция РФ предусмотрела разделение вопросов ведения между Федерацией и субъектами: это вопросы исключительного ведения Федерации; вопросы совместного ведению Федерации и ее субъектов; вопросы собственного ведения субъектов.
· Есть также представительство субъектов РФ на федеральном уровне и возможность постановки ими вопросов перед органами Федерации, которые обязаны отреагировать на подобные обращения.
· Процедура решения определенных вопросов федерального уровня предусматривает участие субъектов РФ. Например, при внесении поправок в Конституцию РФ проект закона Федерации о поправке направляется органам законодательной власти субъектов и имеет шансы на принятие лишь после их одобрения не менее чем двумя третями указанных органов.
· Субъекты, естественно, имеют право на сотрудничество друг с другом
· У субъектов РФ есть право на государственную собственность. Она подлежит разграничению между Российской Федерацией и субъектами. Разграничение государственной собственности относится к совместному ведению Федерации и ее субъектов.
· Статус личности в Российской Федерации является единым и не зависит от того, на территории какого субъекта человек проживает. Это не исключает права субъекта РФ на принятие дополнительных мер по обеспечению статуса личности, по укреплению их материального положения.
· Охраной безопасности страны, вооруженной защитой ее территории занимается Российская Федерация. Отсюда у субъекта РФ нет права на свои войсковые формирования (армию, внутренние войска, пограничников и т.п.). Но у субъекта есть обязанность оказывать содействие обеспечению безопасности государства.
· У субъектов РФ есть право участия в международных и внешнеэкономических отношениях.
· Субъекты имеют право на применение официального языка. Для республик, как субъектов РФ, допускается наличие своего собственного государственного языка (ст. 68 Конституции РФ).
· Все субъекты РФ имеют право на свои символы — герб, флаг, гимн, а также столицу (для республики) или административный центр (для остальных субъектов).
ОСОБЕННОСТИ:
Республика:
· Национально-территориальный принцип
· Обозначены как государства
· Равноправны с иными субъектами
· Первое место при перечислении субъектов в КРФ
· Имеют конституцию. Принимается или законодательным органом, или на референдуме субъекта
· Право на установление государственных языков
Края, области:
· Территориальный признак
Город федерального значения:
· Специфика Москвы состоит в том, что она выполняет сразу несколько функций — это столица Российской Федерации, ее субъект и административный центр Московской области.
· Санкт-Петербург является субъектом РФ и в то же время административным центром Ленинградской области.
Автономная область
· Только одна Еврейская автономная область, особенностей нет.
Автономный округ
· Как гарантию статуса автономных округов Конституция РФ (ст. 66) предусмотрела, что по представлению законодательных и исполнительных органов автономного округа может быть принят федеральный закон об автономном округе (пока не принято ни одного такого закона).
· Тем не менее на практике возникла конституционно-правовая коллизия: если край, область и автономный округ являются субъектами РФ, значит они равны в своем статусе; если же автономный округ входит в состав края, области, он, следовательно, занимает подчиненное положение в отношении края, области.
Перспективы разрешения этой коллизии видятся в
Ø объединении соответствующих субъектов в один (формально новый) субъект РФ.
Ø выход автономного округа из состава края, области и прямое вхождение его в Российскую Федерацию.
44. Компетенция Российской Федерации и ее субъектов.
Под предметами ведения обычно имеются в виду сферы государственной и общественной жизни, которые находятся в распоряжении соответствующих государств и государственных образований и внутри которых их органы осуществляют те или иные полномочия.
+
Под полномочиями понимаются права и (или) обязанности государств, государственных образований и их органов по рассмотрению и решению конкретных вопросов в рамках соответствующих сфер (предметов ведения).
=
компетенция соответственно федерации, ее субъектов, их органов.
Вопросы исключительного федерального ведения
ст. 71 Конституции РФ. Решения принимает только РФ.
1. В области государственного строительства
1.1. принятие и изменение Конституции РФ и федеральных законов, контроль за их соблюдением;
1.2. федеративное устройство и территория России;
1.3. регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина; гражданство;
1.4. регулирование и защита прав национальных меньшинств;
1.5. установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности;
1.6. формирование этих органов;
1.7. государственные награды и почетные звания Российской Федерации;
1.8. федеральная государственная служба; установление основ и федеральные программы в области государственного строительства и национального развития.
2. В области экономической, социальной и культурной политики
2.1. федеральная государственная собственность и управление ею;
2.2. установление основ федеральной политики и федеральные программы в области экономического, экологического, социального и культурного развития;
2.3. установление правовых основ единого рынка;
2.4. финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия (т.е. выпуск денег), основы ценовой политики;
2.5. федеральные экономические службы, включая федеральные банки;
2.6. федеральные энергетические системы, ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы;
2.7. федеральные транспорт, пути сообщения, информация и связь;
2.8. деятельность в космосе;
2.9. метеорологическая служба, стандарты, эталоны, метрическая система и исчисление времени;
2.10. геодезия и картография; наименования географических объектов;
2.11. официальный статистический и бухгалтерский учет.
3. В области внешних сношений, обороны и безопасности
3.1. внешняя политика и международные отношения, международные договоры Российской Федерации;
3.2. вопросы войны и мира;
3.3. внешнеэкономические отношения; оборона и безопасность;
3.4. оборонное производство;
3.5. определение порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и другого военного имущества;
3.6. производство ядовитых веществ, наркотических средств и порядок их использования;
3.7. определение статуса и защита государственной границы, территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа.
4. В области охраны общественного порядка, прав граждан и правосудия
4.1. судоустройство; прокуратура;
4.2. уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное законодательство;
4.3. амнистия и помилование;
4.4. гражданское, гражданское процессуальное и арбитражное процессуальное законодательство;
4.5. правовое регулирование интеллектуальной собственности.
Вопросы совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов
Регулирование:
а) Федерация может конкретно и напрямую (т.е. нормами прямого действия) урегулировать те или иные аспекты в сферах совместного ведения, а субъекты применяют эти нормы и в лучшем случае могут лишь повторить их в своем законодательстве без изменений;
б) Федерация может осуществить так называемое рамочное регулирование в соответствующих сферах общественных отношений, тогда субъект принимает свой акт, в котором развивает и дополняет нормы федерального законодательства, однако не изменяя их принципиального смысла.
1. В области охраны общественного порядка, прав граждан, деятельности правоохранительных органов, законодательства
1.1. обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности;
1.2. режим пограничных зон;
1.3. административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательства, законодательство о недрах, об охране оружающей среды.
2. В области государственного строительства
2.1. обеспечение соответствия конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Конституции РФ и федеральным законам;
2.2. защита прав и свобод человека и гражданина;
2.3. защита прав национальных меньшинств;
2.4. защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей;
2.5. установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления.
3. В области экономической, социальной и культурной политики
3.1. вопросы владения, пользования землей, недрами, водными и другими природными ресурсами;
3.2. разграничение государственной собственности; природопользование;
3.3. охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности;
3.4. особо охраняемые природные территории;
3.5. охрана памятников истории и культуры; общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта;
3.6. координация вопросов здравоохранения; защита материнства, отцовства и детства;
3.7. социальная защита, включая социальное обеспечение;
3.8. осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий;
3.9. установление общих принципов налогообложения и сборов в РФ.
4. В области внешних сношений
4.1. координация международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ,
4.2. выполнение международных договоров Российской Федерации.
В реальности это означает, что каждая сторона осуществляет свои полномочия в данной сфере, а возможности координации принадлежат Российской Федерации.
Вопросы собственного ведения субъектов Российской Федерации
Вопросы собственного ведения субъектов РФ делятся как бы на две группы:
во-первых, субъект правомочен осуществлять определенные полномочия в сферах совместного ведения — на основе и в развитие федеральных нормативных актов;
во-вторых, к собственному ведению субъекта РФ относятся также вопросы, не включенные в предыдущие группы (остаточный принцип).
Обычно включает:
1. принятие конституции, устава, законов и иных нормативных актов субъекта, внесение в них изменений и дополнений, контроль за реализацией;
2. установление системы органов государственной власти субъекта, порядка их организации и деятельности, формирование этих органов; административно-территориальное устройство субъекта; владение, пользование и распоряжение объектами собственности субъекта и управление объектами федеральной собственности, переданными субъекту в управление;
3. разработка, принятие и исполнение социально-экономических, культурных, Градостроительных и иных программ субъекта; разработка, утверждение и исполнение бюджета субъекта; учреждение и присвоение почетных званий, наград и премий субъекта;
4. сотрудничество с другими субъектами РФ; другие вопросы собственного ведения субъекта.
45. Формы взаимодействия Российской Федерации и ее субъектов. Проблемы федерального вмешательства.
Взаимодействие Федерации и ее субъектов воплощается как в системе специальных гарантий положения каждой стороны в федеративных отношениях, так и в постоянных контактах органов власти Федерации и ее субъектов.
Влияние субъектов Российской Федерации на федеральные дела
Субъекты вправе представлять и отстаивать свои интересы при решении любых вопросов органами Российской Федерации.
· Если у органов государственной власти субъектов возникают разногласия с федеральными органами государственной власти, Президент в соответствии с ч. 1 ст. 85 Конституции РФ может использовать согласительные процедуры для разрешения таких разногласий.
· Согласно ч. 1 ст. 104 Конституции РФ законодательным (представительным) органам государственной власти субъектов РФ принадлежит право законодательной инициативы.
· Конституция дает органам законодательной власти субъектов право вносить предложения о поправках и пересмотре Конституции РФ (ст. 134).
· Интересы субъектов РФ должны учитываться при прохождении всех законопроектов в Государственной Думе.
o проекты федеральных законов по предметам совместного ведения согласовываются с законодательными (представительными) и высшими исполнительными органами государственной власти субъектов РФ. Используется такой порядок: законопроекты после их внесения в Государственную Думу направляются в названные субъекты для представления ими в Думу в 30-дневный срок отзывов на указанные законопроекты. Если указанные органы более чем одной трети субъектов выскажутся против принятия соответствующего федерального закона, по решению Государственной Думы создается согласительная комиссия.
· Средством гарантирования интересов субъектов РФ является также и право их органов законодательной и исполнительной власти на обращение в Конституционный Суд РФ.
· Для того чтобы субъекты РФ лучше могли выражать свои интересы, предусмотрено их представительство в федеральных органах В соответствии с ч. 2 ст. 95 Конституции РФ каждый субъект РФ имеет двух представителей в Совете Федерации. В настоящее время одного представителя избирает орган законодательной власти субъекта, второго назначает глава исполнительной власти субъекта.
· Субъекты РФ имеют официальные представительства на федеральном уровне.
· В определенной мере субъекты РФ могут участвовать в формировании федеральных органов и назначении федеральных должностью лиц. Ранее отмечалось, что прокурор субъекта РФ назначается Генеральным прокурором РФ по согласованию с субъектами РФ (ч. 3 ст. 129 Конституции РФ).
Влияние Российской Федерации на дела ее субъектов
Главный способ обеспечения воздействия Российской Федерации на весь строй федеративных отношений и места в них субъектов — конституционно-правовое регулирование федеративных отношений и положения субъектов РФ.
Важным средством влияния Федерации на субъекты является федеральный бюджет. Особенность Российской Федерации состоит в том, что подавляющая часть налоговых и иных финансовых источников поступает в федеральный бюджет, а затем при утверждении его на очередной финансовый год происходит уточнение отчислений, передаваемых в бюджеты субъектов РФ.
Как уже отмечалось, Конституция РФ отнесла к ведению Федерации установление федеральным законом общих принципов организации представит