Слайд. История
История кабинета химии начинается с образования первых химических лабораторий.
В 1748 г. М. В. Ломоносов организовал первую в России химическую лабораторию. Его научные исследования имеют важное значение в истории развития русской химической науки.
На этапе истории развития российской методики преподавания химии нельзя обойти вниманием роль Вадима Никандровича Верховского (1873–1947) – ученого, педагога, выдающегося химика-экспериментатора. До сих пор в школьном химическом обиходе можно услышать: штатив Верховского, эвдиометр Верховского, озонатор Верховского и т. д. С его именем связано становление в российских школах химии как самостоятельного учебного предмета.
В 1932 г. по поручению Наркомпроса вместе с С.А.Балезиным, Л.М.Сморгонским и другими своими последователями Верховский разрабатывает первую российскую программу систематического курса основ химии для средней школы с учетом начала изучения химии в 7-м классе. Авторы этой программы получили премию Наркомпроса.
После 1932 г. парадигмой российской средней школы стал предметоцентризм. Как основной принцип организации учебного процесса он и сегодня остается в силе. С этого времени для России стало традиционным строить обучение на предметной основе.
Верховский впервые (!) в истории преподавания химии в российских школах привлек педагогическое наследие Д.И.Менделеева. Он выдвинул и глубоко обосновал идею построения учебного курса химии для школы на основе периодической системы Менделеева. Химическое образование стало основываться не только на теоретических воззрениях, но и на обучающем эксперименте. До сего времени практические лабораторные и экспериментальные контрольные работы, принцип которых был разработан Верховским, остаются неотъемлемой частью школьного курса химии.
|
5 слайд. Введение и становление кабинетной системы в школах прошло несколько этапов.
I этап - этап, характеризующийся почти повсеместным наличием в школах кабинетов по физике, химии, биологии, наиболее опытными и профессионально подготовленными учителями. Этот этап пришелся на 60-е - начало 70-х годов.
В педагогическую науку и практику входит термин "средства обучения", исследуется роль, место и функции различных видов учебно-наглядных пособий в обучении.
Государственная школьная политика была нацелена на дальнейшее развитие средней школы, которое предусматривало модернизацию ее учебно-материальной базы, разработку и производство учебного оборудования, мебели, приспособлений, учебных технических средств.
Связи с этим возникли проблемы удобного и безопасного размещения и хранения предметов учебного оборудования, создания для учащихся и учителя наиболее благоприятных, комфортных условий труда. Организация школьного учебного кабинета перестает быть стихийной и становится одной из актуальных проблем, требующей системной разработки.
К началу 70-х годов были в достаточной мере выявлены преимущества такой организации занятий. Учебный кабинет открывал возможности для комплексного использования разнообразных средств обучения, обусловливал рациональную организацию педагогического процесса, стимулировал творческую активность учителей и учащихся, создавая определенные удобства их работы, оптимизировал учебный процесс в целом.
|
Становление и упрочение кабинетной системы обучения как рациональной формы организации занятий ознаменовало новую ступень в развитии отечественной школы (II этап, 1972-1977гг.).
Конец 70-х годов (этап III) характеризуется повсеместным распространением кабинетной системы обучения.
В настоящее время организация учебного процесса предполагает наличие в образовательных организациях современных кабинетов, оборудованых техническими средствами обучения, учебно-методическими и наглядными пособиями.
Слайд. Кто-нибудь изучал
В условиях все возрастающих требований к процессу обучения решение стоящих перед школой задач становится невозможным без хорошо оборудованных кабинетов по предметам. Современные требования к химическому кабинету наиболее полно и обоснованно сформулированы в книгах А.
А. Грабецкого и Т. С. Назаровой «Кабинет химии» и Кожина Л. Ф. Акмаева Т. А. «Кабинет химии: организация и документация». В настоящее время это единственные руководства такого рода для учителя и студентов.
слайд. Кабинет химии документация
Кабинет химии считается местом повышенной опасности. Сотрудники школы должны знать официальные требования к устройству кабинета, познакомить учеников с жизненно важными инструкциями, обеспечить доступ к средствам пожаротушения и аптечке. Тема ведения нормативной документации в кабинете химии актуальна всегда — особенно для молодых учителей.
Нормативные документы, регламентирующие образовательную деятельность:
• Международная декларация прав человека.
|
• Конвенция о правах ребенка.
• Конституция Российской Федерации.
• Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ, утвержден 29.12.2012 г.
• Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования на 2013-2020 годы».
• Национальная инициатива «Наша новая школа»
• План действий по модернизации образования на 2011-2015 годы, утвержденный распоряжением Правительства от 07.09.2010 г.
• Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 г.г., утвержденная Постановлением правительства РФ от 07.02.2011 г. № 64 с изменениями на 02.08.2012 г.
8 слайд. Требования к кабинету химии включают санитарно-гигиенические нормы, правила по оснащению учебным оборудованием, мебелью и техническими устройствами, аппаратурой и приспособлениями, по организации рабочих мест учителя и обучающихся, по размещению и хранению оборудования, оформлению интерьера, а также указания по помещениям кабинета.
Документы кабинета химии:
• Требования к оснащению кабинета
• Перечень учебного оборудования
• Паспорт кабинета
• Акт приемки к новому учебному году
• Выписка из Постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.1998 г. № 681 (новое)
• Журнал регистрации операций с прекурсорами (новое)
• Отчёт об использовании наркотических средств (новое).
• Приказы о назначении заведующего кабинетом химии.
• Перечень документов в кабинете химии.
• Должностные обязанности работников кабинета:
• Должностные обязанности учителя химии (заведующего кабинетом химии).
• Обязанности лаборанта кабинета химии.
• Необходимые инструкции по ТБ в кабинете химии (из книги Г. Маршановой).
• Порядок установления доплат за неблагоприятные условия труда.
9 слайд. Инструкции необходимо представить как минимум в двух экземплярах: один набор нужно вложить в паспорт кабинета, а второй — вывесить на специальном стенде. Во второй набор можно включить не все инструкции, а только основные: главное, чтобы присутствовали правила для учащихся. Каждая инструкция заверяется в двух инстанциях: профсоюзным комитетом школы и директором образовательного учреждения (с печатью).
10 слайд. Также необходим журнал инструктажа по технике безопасности для учащихся. Подпись школьника в журнале регистрации инструктажа обязательна при достижении им 14 лет. Инструктажи по охране труда для учащихся: Вводный инструктаж Повторный инструктаж Текущий инструктаж Внеплановый инструктаж