18.1. Обладатель свидетельства сотрудника по обеспечению полетов/полетного диспетчера должен:
а) быть старше 21 года;
б) пройти подготовку по утвержденной программе и обладать знаниями в следующих областях:
законов и правил, касающихся обладателя свидетельства сотрудника по обеспечению полетов/полетного диспетчера; правил и процедур обслуживания воздушного движения; принципов работы силовых установок самолетов, систем и приборного оборудования;
эксплуатационных ограничений воздушных судов и силовых установок;
перечня минимального оборудования воздушного судна;
влияния загрузки и распределения массы на летно-технические характеристики воздушных судов; по расчету массы и центровки;
оперативного планирования полета; по расчету расхода топлива и продолжительности полета по топливу; процедур выбора запасного аэропорта; управления крейсерским полетом по маршруту; полетов на увеличенную дальность;
подготовки и представления планов полета для организации воздушного движения;
основных принципов систем планирования с помощью компьютеров;
возможностей человека применительно к обязанностям диспетчера;
авиационной метеорологии; перемещения областей низкого и высокого давления; структур фронтов, возникновения и характеристик особых явлений погоды, которые влияют на условия взлета, полета по маршруту и посадки;
по применению авиационных метеорологических сводок, карт и прогнозов; кодов и сокращений; правил получения и использования метеорологической информации;
принципов аэронавигации, правил выполнения полета по приборам;
пользования аэронавигационной документацией;
эксплуатационных процедур перевозки обычных и опасных грузов;
|
процедур, касающихся авиационных происшествий и инцидентов; правил полетов в аварийной ситуации;
процедур, связанных с актами незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации и диверсиями в отношении воздушных судов;
принципов полета, относящихся к соответствующему виду воздушного судна;
правил ведения связи с воздушными судами и соответствующими наземными станциями;
в) иметь не менее двух лет опыта по исполнению функций на одной или нескольких (в любом сочетании) должностях при условии, что при любом сочетании опыта период работы составляет не менее одного года в любой из следующей должности:
члена летного экипажа воздушного судна, задействованного в коммерческих воздушных перевозках; или
метеоролога в организации, обеспечивающей полеты воздушных судов, задействованных в коммерческих воздушных перевозках, или
диспетчера управления воздушным движением или технического руководителя сотрудников по обеспечению полетов или службы производства полетов воздушных судов, задействованных в коммерческих воздушных перевозках; или
иметь не менее одного года стажа работы в качестве сотрудника, оказывающего помощь в обслуживании полетов воздушных судов при осуществлении воздушных перевозок; или
пройти курс подготовки по утвержденной программе и проработать под наблюдением сотрудника по обеспечению полетов не менее 90 рабочих дней в течение 6 месяцев непосредственно перед подачей заявления;
г) уметь:
производить точные расчеты и проводить анализ погоды по ежедневным синоптическим картам и сводкам погоды; проводить инструктаж об условиях погоды в районах конкретной воздушной трассы; прогнозировать погоду при осуществлении воздушных перевозок в аэропортах назначения и запасных аэропортах;
|
определять оптимальную траекторию полета для данного участка и готовить планы полетов;
проводить оперативный контроль и оказывать помощь летному экипажу при полетах в неблагоприятных метеорологических условиях.
18.2. Обладатель свидетельства сотрудника по обеспечению полетов/полетного диспетчера при условии соблюдения требований, указанных в пунктах 1.6 и 1.9 настоящих Правил, может осуществлять функции сотрудника по обеспечению полетов/полетного диспетчера в любом регионе при условии, что он обладает знаниями, необходимыми для осуществления деятельности, установленных в регионе.
_____________________________
*(1) Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 12, ст. 1383; 1999, N 28, ст. 3483; 2004, N 35, ст. 3607; 2004, N 45, ст. 4377; 2005, N 13, ст. 1078; 2006, N 30, ст. 3290, ст. 3291; 2007, N 1 (ч. I), ст. 29; N 27, ст. 3213; N 46, ст. 5554; N 49, ст. 6075; N 50, ст. 6239; ст. 6244; ст. 6245; 2008, N 29 (ч. I), ст. 3418; N 30 (ч. I), ст. 3616.
*(2) Зарегистрирован Минюстом России 7 мая 2002 г., регистрационный N 3417, с изменениями, внесенными приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 28 апреля 2003 г. N 125, зарегистрированным Минюстом России 8 июля 2003 г., регистрационный N 4879, и приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 1 ноября 2004 г. N 27, зарегистрированным Минюстом России 22 ноября 2004 г., регистрационный N 6129.
*(3) Пункт 3.4 приложения N 14 к Федеральным авиационным правилам "Медицинское освидетельствование летного, диспетчерского состава, бортпроводников, курсантов и кандидатов, поступающих в учебные заведения гражданской авиации", утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 22 апреля 2002 г. N 50.
|
*(4) Зарегистрирован Минюстом России 13 августа 2007 г., регистрационный N 9987.
Приложение N 1
к Правилам
Используемые в Правилах термины имеют следующие значения:
Бортовое электронное оборудование. Любое электронное устройство, включая его электрическую часть, предназначенное для использования на борту воздушного судна, в том числе радиооборудование, система автоматического управления полетом и приборное оборудование.
Вертолет. Воздушное судно тяжелее воздуха, которое поддерживается в полете в основном за счет реакций воздуха с одним или несколькими несущими винтами, вращаемыми силовой установкой вокруг осей, находящихся примерно в вертикальном положении.
Вид воздушных судов. Классификация воздушных судов на основе установленных основных характеристик, например самолет, планер, вертолет, свободный аэростат.
Возможности человека. Способности человека и пределы его возможностей, влияющие на безопасность и эффективность авиационной деятельности.
Время наземной тренировки по приборам. Время, в течение которого пилот отрабатывает на земле имитируемый полет по приборам на тренажерном устройстве имитации полета, утвержденном уполномоченным органом по выдаче свидетельств.
Время полета (налет) по приборам. Время, в течение которого пилот пилотирует воздушное судно исключительно по приборам без использования внешних ориентиров.
Время полета планера. Общее время нахождения в полете на буксире или без буксира с момента начала движения планера при взлете и до момента его остановки по окончании полета.
Второй пилот. Имеющий свидетельство пилот, который выполняет любые функции пилота, кроме функций командира воздушного судна, за исключением пилота, находящегося на борту воздушного судна исключительно с целью прохождения летной подготовки.
Дирижабль. Летательный аппарат легче воздуха, приводимый в движение силовой установкой.
Зачет. Признание альтернативного средства или полученной ранее квалификации.
Квалификационная отметка. Запись, сделанная в свидетельстве или имеющая к нему отношение и являющаяся его частью, в которой указываются особые условия, права или ограничения, относящиеся к этому свидетельству.
Командир воздушного судна под наблюдением. Второй пилот, выполняющий под наблюдением командира воздушного судна обязанности и функции командира воздушного судна в соответствии с методикой наблюдения, приемлемой для уполномоченного органа по выдаче свидетельств.
Коммерческая воздушная перевозка. Воздушная перевозка, предоставляемая за плату.
Контроль ошибок. Процесс обнаружения ошибок и реагирования на них с помощью контрмер, которые уменьшают или устраняют последствия ошибок и снижают вероятность ошибок или нежелательных состояний.
Контроль факторов угрозы. Процесс обнаружения угроз и реагирования на них с помощью контрмер, которые уменьшают или устраняют последствия угроз и снижают вероятность ошибок или нежелательных состояний.
Летное мастерство. Постоянное принятие правильных решений с использованием знаний, навыков и умений для выполнения целей полета.
Медицинское заключение. Документ, подтверждающий соответствие его обладателя требованиям, предъявляемым к годности по состоянию здоровья.
Налет с инструктором. Полетное время, в течение которого какое-либо лицо проходит летную подготовку на борту воздушного судна с пилотом-инструктором, имеющим соответствующее свидетельство.
Планер. Воздушное судно тяжелее воздуха, не приводимое в движение силовой установкой, подъемная сила которого создается в основном за счет аэродинамических реакций на поверхностях, остающихся неподвижными в данных условиях полета.
Подготовка по утвержденной программе. Подготовка, осуществляемая под контролем и по специальной программе, утвержденной Федеральным агентством воздушного транспорта.
Полетное время; время полета - вертолеты. Общее время с момента начала вращения лопастей несущих винтов вертолета до момента полной остановки вертолета по окончании полета и прекращения вращения лопастей несущих винтов.
Полетное время; время полета - самолеты. Общее время с момента начала движения самолета с целью взлета до момента его полной остановки по окончании полета.
Полет по маршруту. Полет из пункта отправления в пункт прибытия по заранее запланированному маршруту с использованием стандартных навигационных процедур.
Приборное время. Время полета по приборам или время наземной тренировки по приборам.
Придание силы (свидетельству). Действие, в результате которого Российская Федерация вместо выдачи собственного свидетельства признает свидетельство, выданное другим государством - членом ИКАО, в качестве равноценного его собственному свидетельству.
Самолет. Воздушное судно тяжелее воздуха, приводимое в движение силовой установкой, подъемная сила которого в полете создается в основном за счет аэродинамических реакций на поверхностях, остающихся неподвижными в данных условиях полета.
Свободный аэростат. Воздушное судно легче воздуха, не приводимое в движение силовой установкой.
Самостоятельный налет. Время полета, в течение которого пилот-курсант является единственным лицом на борту воздушного судна.
Тренажер для отработки техники пилотирования. См. тренажерное устройство имитации полета.
Тренажерное устройство имитации полета (тренажер). Любой из следующих трех видов устройств, с помощью которого на земле имитируются условия полета:
тренажер, имитирующий условия полета, который обеспечивает точное воспроизведение кабины экипажа определенного типа воздушного судна, позволяющее имитировать реальные функции механической, электрической, электронной и других бортовых систем управления, обычную для членов летного экипажа обстановку и летные характеристики данного типа воздушного судна;
тренажер для отработки техники пилотирования, который обеспечивает реальное воспроизведение обстановки в кабине экипажа и имитирует показания приборов, простые функции механической, электрической, электронной и других бортовых систем, а также летно-технические характеристики воздушных судов определенного класса;
тренажер для основной подготовки к полетам по приборам, который оборудован соответствующими приборами и который имитирует обстановку в кабине экипажа, аналогичную обстановке во время полета воздушного судна по приборам.
Угроза. События или ошибки, которые происходят вне сферы компетенции члена эксплуатационного персонала, повышают сложность эксплуатации и которыми необходимо управлять для поддержания допустимого уровня безопасности.
Член летного экипажа. Имеющий свидетельство член экипажа, на которого возложены обязанности, связанные с управлением воздушным судном в течение служебного полетного времени.
Приложение N 2
к Правилам