Рекомендации по выбору общего аккорда при модуляции в родственные тональности.




1)Желательно, чтобы общий аккорд принадлежал к субдоминантовой группе для новой тональности (S, II, VI для мажора, S, VI для минора), например: T = S, t = II.

2) Желательно, чтобы общий аккорд принадлежал к одной функциональной группе для обеих тональностей (такое возможно не часто, но это – самый лучший и изысканной вариант). Например: VI = II, s = II, VI = S, s = VI. Для первоначальной и заключительной тональностей эти аккорды из одной функциональной группы (субдоминантовой).

3) Желательно, чтобы общий аккорд не являлся тоникой для новой тональности, т. к. для последующего закрепления потребуется длинное продолжение. (Кстати, в произведениях П.И.Чайковского часто встречается именно такой способ модуляции, поэтому формы экспозиционного периода становятся особенными – с расширением или дополнением).

Итак, выбираем общие аккорды. К примеру, задана конкретная модуляция: G – e.

1) Шаг первый. Анализирую степень родства и выясняю, что это параллельные тональности. Делаю вывод о том, что между ними 6 общих аккордов.

2) Шаг второй. Нахожу все общие аккорды:

Т = III

II = S

II I= d

S = VI

D = VII

VI = t

3) Шаг третий. Выбираю лучшие варианты: II = S; S = VI.

Другой пример: h - G

1) Шаг первый. Анализирую степень родства и выясняю, что это тональности, отличающиеся на один знак. Делаю вывод о том, что между ними 4 общих аккорда.

2) Шаг второй. Нахожу все общие аккорды:

t = III

III = D

VI = T

s = VI

 

3) Шаг третий. Выбираю лучший вариант: s = VI.

Когда научимся находить общие аккорды, правильно обозначать их функции для каждой из тональностей а, затем грамотно выбирать из них лучшие для лаконичного перехода, тогда будем думать о том, как уже завершать построения. Пойдет более подробный разговор о модулирующих аккордах и каденциях.

Д/З: Переписать конспект в тетрадь. Найти общие аккорды, правильно обозначать их функции для каждой из тональностей, выбрать из них лучшие при модуляциях: A – E; B – d; g – F; fis – A. Это четыре модуляции. Должно получиться только 4 столбика общих аккордов. Подчеркните лучшие варианты. В этих примерах вы их обязательно найдете. Догадаетесь, почему?

 

 

Продолжение

 

Модуляция в тональности доминантовой группы

Догадались, почему я в предшествующем Д\З задала именно эти примеры?

Данный мажор имеет две тональности первой степени родства, входящие в его доминантовую группу: тональность доминанты и ее параллели. Для До- мажора - это Соль-мажор и ми-минор (т.е. тональности V и III ступени).

Данный минор имеет четыре тональности первой степени родства, входящие в его доминантовую группу: тональность параллельная, тональность минорной доминанты, ее параллели и тональность мажорной доминанты. Для до- минора - это Ми-бемоль – мажор, соль-минор, Си-бемоль- мажор и Соль-мажор (т.е. тональности III, d, VII,D).

При модуляция в тональности доминантовой группы (доминантовом направлении) посредствующими (общими) аккордами чаще являются аккорды субдоминантовой группы для новой тональности (? = S, II, VI для мажора, s, VI для минора).

Это - очень удобный момент, т.к. по сути – прямой выход на каденцию («начало конца»). Затем достаточно применить диссонирующие, хроматические (DD), альтерированные (II7г в мажоре) созвучия (в качестве модулирующих аккордов) и «подойти» к K64, т.е. к завершающей каденции.

Варианты модулирующих аккордов и завершающей каденции

В данной ситуации нас не «интересует» значение (функция) общего аккорда для исходной тональности. Мы как бы нашли общий аккорд, взяли его и думаем, что делать дальше. Нас интересует именно продолжение.

? = S II7(г) К64 D7 Т? = II II7(г)? = VI II43(г)

? = S II65(г)? = II6 II65(г)? = VI DDVII65, DD43

? = S DDVII7? = II6 DDVII7, DD65

? = S6 II43(г) таким общий аккорд

? = S6 DDVII65 может стать только

для новой мажорной

тональности

Д\З: Переписать конспект в тетрадь. Составить полную схему модуляционных переходов: G – h; h – A и записать нотами, начиная с тоники в мелодическом положении примы, в широком расположении.

Алгоритм (последовательность выполнения) задания:

1) Выясняю, сколько общих аккордов, нахожу их (написать столбиком).

2) Выбираю лучшие варианты общих аккордов (подчеркните их).

3) Выбираю модулирующий аккорд.

4) Достраиваю завершающую каденцию.

5) Оформляю показ первоначальной тональности (пока еще все в виде буквенно-цифровых обозначений).

6) Записываю нотами.

 

Информация для продвинутых студентов

Если общий аккорд не является тоникой первоначальной тональности, а, например – субдоминантой или VI то к нему корректнее сделать отклонение: C - G

T II2 D65 T D43 –> VI= II II7г K D7 T

Кто-то подумает, зачем мне лишняя информация? Дайте готовую схему, аналогичную той, что пели и я ее разучу. Но…при определении на слух по сольфеджио могут прозвучать различные варианты и способы переходов, и от студента потребуют объяснить не только направление модуляции (откуда и куда), но и как и через что.

Кто вообще ничего не понимает – пусть изучает материал по теме «Модуляция» с самого начала, читает учебник и пытается «по-новой» разобраться.

 

Продолжение

Я печатаю продолжение и буду посылать лекцию не отдельными файлами, а всю целиком для того, чтобы все каждый раз изучали (повторяли) материал с самого начала. Иначе можно «потерять нить» рассуждений, забыть о «чем была речь» и «заблудиться в трех соснах».

Модуляция в тональности субдоминантовой группы

Данный мажор имеет четыре тональности первой степени родства, входящие в его субдоминантовую группу: параллельная тональность, субдоминантовая и параллельная ей тональность и тональность гармонической (минорной) субдоминанты. Для До- мажора - ля-минор, Фа-мажор, ре-минор, фа-минор.

Данный минор имеет две тональности первой степени родства, входящие в его субдоминантовую группу: субдоминантовая и параллельная ей тональность. Для до- минора - фа-минор и Ля-бемоль-мажор.

При модуляция в тональности субдоминантового направления, посредствующими (общими) аккордами чаще являются аккорды доминантовой группы для новой тональности. Если получится найти? = S или? = II то можно только радоваться т.к. мы уже знаем, что делать далее. Например: С – а. Тональность ля-минор для До- мажора – параллельная, т.е. относится к субдоминантовой группе, но зато между ними 6 общих аккордов, наверняка можно выбрать лучшее:

С – а

Т = III

II = S хороший вариант

II I= d

S = VI хороший вариант

D = VII

VI = t

Составляю схему с отклонением в тональность общего аккорда в целях более решительной отстройки от исходной тональности и облегчения настройки на следующую тональность.

T II2 D65 T VII7 -> II = S DDVII7 К64 D7 Т или

T D64(прох.) T6 D65-> S = VI II43 К64 D7 Т

Можно предпринять еще что-то похожее при модуляции из мажорной (подчеркиваю – мажорной) тональности в ее субдоминанту:

C - F

T = D

VI – III

S = T

II – VI лучший из всех вариант

Составляю схему:

T II2 D65 T VII7 -> II= VI II43 (или DDVII65, DD43) К64 D7 Т

Но, к сожалению, чаще бывает так, что общей аккорд = D. Такое уже встретилось:

C - F

T = D Если знать, что делать дальше (какой выбрать модулирующий аккорд), то и этот вариант не покажется сложным.Отклоняться никуда не надо. Взял тонику и тут же ее приравнял.

Последующий модулирующий аккорд должен быть диссонирующим созвучием, которое с достаточной определенностью выявляет новую тональность. Что это может быть: D7? С последующим разрешением в Т? Такой переход по своему характеру будет более походить на отклонение. Чтобы сделать переход в субдоминантовую тональность более завершенным, обычно расширяют показ новой тональности таким образом (дежурные варианты):

Т= D D2 Т6 S (илиD65-> S) … завершающая каденция

Т= D D7 VI … завершающая каденция

Что делать в миноре, если общий аккорд = d? Тоже, что и в мажоре, добавив еще хроматический ход, превращая натуральную доминанту в гармоническую:

? = d D2 t 6 s (илиD65-> s) … завершающая каденция

? = d D7 VI … завершающая каденция

Полная схема

C - F

T II2 D65 T = D D7 VI II43 К64 D7 Т

Аналогичным является переход из мажорной тональности в ее гармоническую (минорную) субдоминанту:

С - f

T II2 D65 T = D D2 t 6 s (илиD65-> s) … завершающая каденция

Д\З: Переписать конспект в тетрадь. Внимательно изучить материал. Составить схемы модуляционных переходов: E - cis; B – Es; H – e; d - g и записать нотами, начиная с тоники в мелодическом положении примы, в широком расположении. В последней лекции все подробно изложено, нужно только все осмыслить («переварить»). Кто-то, наверное уже догадался, что все Д\З по теме «Модуляция» напрямую пойдут на экзамены.

Подведем итоги. В результате изучения всего материала вы должны были освоить пять модуляционных переходов из мажора (напоминаю, что родственных тональностей всего – 6) и четыре из минора (всего – 6).(Все есть в лекции и в Д\З). Осталось изучить всего только 3 направления. Они – самые технически трудные и в музыкальной практике малоупотребительные, но и их нужно освоить. Объясню, почему. При модуляции в тональности родственные есть возможность выбора общего аккорда. При модуляции в неродственные тональности, если повезет, то можно найти хотя бы один общий аккорд. Какой функцией он станет для новой тональности? Может = III? Что с этим делать дальше? Как довести переход до завершающей каденции? Пример:

a – F модуляция из минора в VI (субдоминантовое направление)

t = III выбрали именно этот аккорд в качестве общего, т.к. не желаете делать отклонения к другим

III = D

VI = T

S = VI

Тогда предлагаю «дежурный» вариант модулирующего аккорда:

? = III D7 ->(VI) S…. завершающая каденция

Эллипсис

Замысловато, но, зато идем прямо от тоники первоначальной тональности и поэтому для пения модуляции – это самый короткий путь.

И, наконец, последний случай Т= VII(натуральной для заключительной минорной тональности)

Пример:

Es – f модуляция из мажора в II (субдоминантовое направление)

T = VII

VI = d

II = t

S = III

В данном случае особого выбора – нет. Поэтому выбираем самое технически простое: T = VII (не требуется отклонение). Далее – два варианта продвижения к завершающей каденции.

Вариант 1 («хроматический» способ - VII (нат) в басу идет на хроматический полутон вверх):

T II2 D65 T = VII (нат) VII7(гарм) t и …..долгий путь к завершающей каденции - не рекомендую

Вариант 2 («диатонический» способ- VII (нат) в басу идет вниз на VI,обыгрывая фрагмент фригийского оборота в басу):

T II2 D65 T = VII (нат) II43 К64 D7 Т - рекомендую

Д\З: Переписать конспект в тетрадь. Внимательно изучить материал. Составить схемы модуляционных переходов: Es – f; fis – A и записать нотами, начиная с тоники в мелодическом положении примы, в широком расположении. Так же записать нотами модуляцию a – F,т.к. все эти три модуляционных перехода напрямую пойдут на экзамен.

Вывод: теперь про модуляцию в родственные тональности вы знаете все. Эти знания обязательно пригодятся и при дальнейшем обучении, поэтому советую сохранить материал.

Вы умеете:

1) Определить степень родства

2) Выяснить – сколько между ними общих аккордов

3) Найти общие аккорды

4) Выбрать лучшие из них

5) Оформить модулирующий аккорд и завершающую каденцию

Если вы все это умеете делать самостоятельно, то это дорогого стоит.

Надеюсь, что мои старания («страдания») не были «в пустую».

Все модуляции к экзамену уже «заложены» в этой лекции. В последующем нужно будет их собрать, систематизировать. Спустя некоторое время, после выполнения последнего Д\З, я отправлю все 12 заданий (6 из мажора и 6 из минора)по пению модуляций на экзамене по сольфеджио. Будут названы конкретные тональности. Они уже готовы.

Все. Удачи.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: