Цели занятия.
Учебные: повторить и усвоить объем умений, знаний и приобрести практический опыт, способствующих формированию профессиональных навыков по диагностике инфекционных заболеваний и лечению.
Воспитательные: сформировать специалиста, понимающего сущность и социальную значимость будущей профессии, обладающего чувством профессиональной ответственности за результаты своего труда; воспитание гражданина, способного на основе имеющихся гуманитарных и социально-экономических знаний оценивать социально значимые факты и явления, проявляющего готовность соблюдать усвоенные правовые и этические нормы, определяющие отношение к человеку, обществу, окружающей среде. Акцентировать внимание на важности получения всеобъемлющей информации о пациенте с целью постановки правильного диагноза и выбора оптимальной тактики ведения пациента.
Развивающие: максимально развить интеллектуальную, эмоциональную и волевую сферы личности, сформировать и развить познавательные интересы и способности, творческую активность.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
У-1-проводить забор и доставку материалов от инфекционного больного в лаборатории, заполнять соответствующую документацию.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
З-1-этиологию, клинику и диагностику инфекционных заболеваний, принципы их лечения и меры профилактики.
Санитарный фельдшер должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:
ОК 1 -ОК 15.
Санитарный фельдшер должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими видам
деятельности:
ПК 5.1, ПК 5.2, ПК 5.4,ПК 5.6, ПК 5.7, ПК 5.9.
ПК 2.1. –ПК 2.3.
Интеграционные связи:
Основы микробиологии и иммунологии. | 1.Свойства микроорганизмов. 2.Методы лабораторной диагностики. | 1.Диагностика инфекционных болезней. |
Патология. | Патологические процессы, происходящие в организме больного при инфекционных болезнях. | Биологические жидкости организма,где содержатся микроорганизмы. |
Анатомия и физиология человека. | Топографическое расположение органов и систем организма. | Пропедевтика инфекционных болезней. |
Технология оказания медицинских услуг. | Техника выполнения внутримышечных, внутрикожных инъекций. | Взятие патологического материала для исследования. |
Теория и практика сестринской деятельности. | Уход за больным. | Подготовка больного к лабораторным исследованиям. |
Безопасная среда для персонала и пациента. | Инфекционная безопасность при работе и инфекционными больными. | Техника безопасности при взятии патологического материала для исследования. |
Основы латинского языка и медицинской терминологии. | Терминология. | Знать термины. |
Психология общения. | Этические принципы общения с родственниками и пациентами. | Уметь общаться с пациентами. |
Список литературы.
Основные источники:
- Бунин К. В. Инфекционные болезни, с. 139 – 157.
Дополнительные источники:
- Малов В. А. Инфекционные болезни с курсом ВИЧ-инфекции и эпидемиологии, 416 с.
-Покровский С. Г. Инфекционные болезни и эпидемиология, 232 с.
-Т.В.Антонова, М.М. Антонов, В.Б. Барановская, Д.А. Лиознов2.Сестринское дело при инфекционных болезнях с курсом ВИЧ-инфекции и эпидемиологии М. «ГЕОТАР –Медиа », 2014, 412с
План занятия
1.Изучение практических компетенций (ПК)(переписать)
Формирование профессиональных умений и навыков.
1. Сбор жалоб, анамнеза болезни, жизни, эпидемиологического анамнеза;
2.Правила взятия патологического материала для лабораторного исследования(. забор и посев кала для бактериологических исследований; забор крови для серологических исследований).
3.Противоэпидемические мероприятия в очаге.
4. Общие принципы диагностики и лечения( знать технику подготовки больного к ректороманоскопии и УЗИ органов брюшной полости).
1. Сбор жалоб, анамнеза болезни, жизни, эпидемиологического анамнеза
ПЕРЕПИСАТЬ ВЫДЕЛЕННОЕ ЖЁЛТЫМ
В первую очередь нужно выяснить жалобы больного. Для этого желательно использовать метод «активного» опроса: задавать наводящие вопросы для более полного определения всего спектра жалоб.
Необходимо обратить внимание на аппетит (отсутствует, снижен, повышен), наличие изжоги, отрыжки, тошноты, рвоты (связь с приемом пищи, частота, количество и характер рвотных масс), жажды, сухости во рту, а также вздутие живота, боли в животе (локализация, характер, интенсивность, иррадиация, связь с приемом пищи), стул (нормальный, задержан, понос, число испражнений в сутки, тенезмы, ложные позывы на низ, количество каловых масс, их цвет, консистенция, запах, наличие крови, слизи, глистов, не переваренной пищи).
Собрать анамнез заболевания (anamnesis morbi) в хронологическом порядке, что имеет особое значение при инфекционных заболеваниях, При этом необходимо обратить внимание на характер начала заболевания (острое, постепенное), день появления новых симптомов и их развитие до момента осмотра больного: у лихорадящих больных обратить внимание на характер лихорадки с первого дня заболевания, ее длительность, тип температурной кривой. При диспепсических проявлениях (рвота, частота ее, характер й число испражнений, наличие патологических примесей, тенезмов, ложных позывов) др.
При сборе эпидемиологического анамнеза нас должны интересовать сведения, характеризующие возможный источник заражения, механизм и пути передачи инфекции. При выяснении истории жизни больного (anamnesis vitae) необходимо обратить внимание на материально-бытовые условия. Жилище. Питание.
Большое значение имеет информация о перенесенных заболеваниях, операциях, контузиях, ранениях. Профилактические прививки (кратность, сроки, переносимость, осложнения, реакции).
2.Правила взятия патологического материала для лабораторного исследования(. забор и посев кала для бактериологических исследований; забор крови для серологических исследований).
Техника забора и посев кала для бактериологических исследований;
НАПРАВЛЕНИЕ в бак. лабораторию
кал на бак. исследование
отделение палата
Иванов Пётр Алексеевич 32г дом. адрес___________________ дата_______
подпись медсестры________
Оснащение: стерильная проволочная ректальная петля в пробирке с консервантом, направление чистые перчатки, штатив.
1. Вымыть руки, надеть перчатки.
2. Попросить пациента лечь на бок с согнутыми в тазобедренных и коленных суставах ногами.
3. Осторожно извлечь из пробирки петлю, пробирку поставить в штатив.
4. Левой рукой развести ягодицы и ввести петлю вращательными движениями в прямую кишку на глубину 9 – 10 см, стараясь снять со стенки её содержимое, извлечь петлю.
5. Осторожно, не касаясь окружающих предметов и наружной стенки пробирки, ввести петлю в пробирку с консервантом.
6. Закрепить направление на пробирке и доставить пробирку в бактериологическую лабораторию.
7. Результат исследования подклеить в медицинскую карту.
Примечание: кал на бак. исследование можно взять сразу же после акта дефекации из судна также петлёй в стерильную пробирку.