в профилактике безнадзорности и правонарушений
Восточная мудрость гласит: «Если ты думаешь на год вперед – посади семя. Если ты думаешь на десятилетия вперед, - посади дерево. Если ты думаешь на век вперед, воспитай человека». Роль классного руководителя в профилактике правонарушений важнейшая и очень сложная, потому что основная функция – воспитание личности, гражданина, и нельзя добиться успеха без ежедневной целенаправленной и систематической работы. Классному руководителю нужно взаимодействовать с учащимися и их родителями, а также с администрацией школы, учителями, социальным педагогом, работниками учреждений дополнительного образования; представителями социальных и правоохранительных служб района и других организаций.
Аналитическая работа и работа с документацией - основа деятельности классного руководителя. Правильное целеполагание и планирование воспитательной работы невозможно без диагностики уровня воспитанности, индивидуальная работа начинается с изучения личности подростка. В начале каждого учебного года классные руководители должны заниматься паспортизацией семей, выявлять трудных детей, создавать банк данных учащихся, оказавшихся в тяжелой жизненной ситуации, и семей, находящихся в социально опасном положении, с целью последующей помощи.
Одним из главных направлений по профилактике правонарушений подростков я считаю организацию педагогической поддержки: работу по ликвидации неудовлетворительных оценок и предупреждению пропусков занятий без уважительной причины. Необходимо вести ежедневный контроль успеваемости и посещаемости, информировать родителей, что позволяет своевременно принять меры к ликвидации пробелов в знаниях путем проведения индивидуальной работы с такими учащимися, организовать помощь педагогом-предметником и успевающими учениками, создать "ситуацию успеха".
|
Другим направлением является организация психологической помощи: изучение личности, социологические исследования, анализ проблем семейного воспитания, психологического своеобразия учащихся, психологические тренинги, индивидуальные беседы с подростками с целью помочь им совершать более осознанные поступки.
Особенностью школьников среднего возраста считается то, что они тянутся к самостоятельности, хотят казаться взрослыми, но социального опыта, практических умений, необходимых сил и способностей у них еще нет. В этой ситуации на первый план выходит п рофилактика наркомании, токсикомании, алкоголизма. Для этого используются такие формы работы, как анкетирование учащихся и родителей, круглые столы, тренинги, беседы и классные часы о вреде курения, алкоголя, наркотиков, например: «Что такое здоровый образ жизни?», «Стоп-спайс», «Наркотикам – нет!», «Мое самочувствие». Такие мероприятия позволяют сделать свой выбор в пользу здорового образа жизни.
Правовое воспитание – это знакомство с законами и видами наказаний за их несоблюдение. В рамках правового воспитания можно проводить классные часы на такие темы как: «Возраст, с которого наступает уголовная ответственность», «Профилактика правонарушений», «Азбука нравственности», мероприятия с участием работников КДН, ГИБДД, прокуратуры, пожарной инспекции. Проведение разъяснительной работы о видах ответственности за те или иные противоправные поступки, характерные для подростковой среды, дает мотивацию на ответственность за свои действия.
|
Считаю важнейшим направлением гражданское и патриотическое воспитание. Деловая игра «Выборы», беседы о Конституции, акции «Ветеран», «Посылка солдату», участие в митингах и тематических классных часах способствуют уважению к традициям страны, к ее законам. Организация свободного времени. Классному руководителю следует поддерживать своих ребят в стремлении заниматься физкультурой, спортом, к участию в соревнованиях различных уровней.
Организация путешествий и экскурсий играет важную роль в профилактике правонарушений. Приобщение детей к культурному, природному наследию сказывается положительно на их воспитании, формирует положительную мотивацию. Все это помогает развитию положительных интересов, обогащает духовно и эмоционально, организует их активность, значительно ограничивая риск мотивации на асоциальное поведение. Также необходимо активно вовлекать ребят в работу школьного лагеря, организуя их занятость в каникулярное время.
Эффективность процесса воспитания ребенка зависит от согласованности действий семьи и классного руководителя. К сожалению, не все родители заботятся о духовно-нравственном воспитании ребенка, видя свою роль в том, чтобы накормить и одеть, чтобы ребенок ни в чем не нуждался. В некоторых семьях ослаблен контроль за свободным временем, за поведением и успеваемостью, отсутствует должное взаимопонимание и доверие. Работа с родителями ведется в индивидуальных беседах, на родительских собраниях, при посещении семей: это ежедневное общение, как планируемое, так и экстренное, ситуационное. В посещении семей при необходимости участвуют члены родительского комитета. В отдельных случаях к работе с семьей привлекаю социального педагога.
На родительских собраниях можно касаться таких тем: «Возрастные особенности школьников», «Развитие интересов подростка», «Участие родителей в организации досуга детей» и др.